Рекомендации в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике
Коррекционная помощь – это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционная работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_rekomendatsii_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_zpr.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«РЕКОМЕНДАЦИИ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой многочисленную категорию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Дети с ЗПР составляют самую представительную группу среди «проблемных детей». Задача специалистов повлиять на дальнейшее безболезненное вхождение их в социальный мир, на то, чтобы ребенок с ограниченными возможностями смог адаптироваться в обществе.
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнообразная по своему составу. Некоторые дети имеют негрубые нарушения центральной нервной системы вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает из-за соматической ослабленности, наличия хронических заболеваний, функциональной незрелости ЦНС, а также может стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Дети с ЗПР проходят тот же путь развития, что и дети, не имеющие отклонения в развитии. Однако, темпы развития у них – иные. Нормально развивающиеся дети учатся всему так быстро, что взрослые порой не замечают всех этапов, которые дети преодолевают на своем пути.
Дошкольное детство — период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ЗПР.
Основной целью специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоциональноволевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Задачи дошкольной образовательной организации: направить коррекционную работу на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Коррекционная помощь – это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционная работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах.
Основными для процесса воспитания детей с ЗПР являются коммуникативные, социально-трудовые, общекультурные, личностные и ценностно-смысловые компетенции. Перечисленные виды жизненных компетенций должны формироваться у ребенка с ЗПР в тесной взаимосвязи дуг с другом, постепенно встраиваясь в структуру его личности. Главным условием эффективной социализации данной категории дошкольников является именно привитие им социальной компетентности, что непосредственно осуществляется в рамках воспитательной работы.
В целях повышения уровня сформированности жизненных компетенций у дошкольников с ЗПР необходимо как можно раньше начать коррекционно-воспитательную работу в этом направлении.
В первую очередь у данной категории дошкольников необходимо развивать коммуникативные компетенции, так как дошкольники с ЗПР испытывают трудности в установлении полноценного межличностного взаимодействия с окружающими. В рамках воспитательной работы это доступно посредством обучения их приемам взаимодействия с окружающими людьми, формирования навыков коллективной работы и овладения ими различными социальными ролями.
Социализация дошкольников с ЗПР невозможна без речевого общения и взаимодействия. Поэтому воспитатель на занятиях должны развивать у дошкольников навыки выполнения словесных инструкций, учить давать полные ответы на заданные вопросы. Словесные поручения педагогов не будут вызывать трудностей в понимании при условии упрощения инструкции, разбивки ее на отдельные операции, а также при учете имеющегося дошкольного и бытового жизненного опыта дошкольников с ЗПР.
Воспитательная работа по формированию коммуникативных компетенций может проводиться в форме бесед. Педагог должен включать в беседу с дошкольниками с ЗПР упражнения, которые будут активизировать их познавательную деятельность, и расширять круг представлений об окружающей действительности. Например, в рамках формирования у дошкольников с ЗПР навыка ориентировки на улице можно предложить им составить маршрут от дома до детского сада. Коммуникативные умения данной категории дошкольников активно развиваются в процессе игровой деятельности, в которой моделируются реальные жизненные ситуации в пределах детского сада.
Целью направления “Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях” является формирование у ребенка с ЗПР необходимых представлений и навыков жизнеобеспечения, осознанного контролирования своего психофизического состояния и своевременного и адекватного сообщения взрослым об изменении самочувствия или о неудобствах, возникающих в процессе учебной деятельности.
Формирование социально-трудовых компетенций – это основная задача работы дошкольного учреждения. При воспитании ребенка с ЗПР в семье в условиях гипер- или гипоопеки затруднено формирование у него способности действовать самостоятельно, он не овладевает в необходимом объеме социально-бытовыми навыками или не приучается их использовать в повседневной жизни. Недостаточность бытовых умений нередко может провоцироваться и низким энергетическим потенциалом ребенка, в связи с чем он легко пресыщается и отказывается от субъективно непривлекательных для него нагрузок.
В данном направлении воспитательной работы у дошкольников с ЗПР необходимо развивать навыки самообслуживания, обучать их самостоятельно организовывать свой быт, знакомить с особенностями взаимоотношений между членами семьи, а также способами решения различных экономических проблем, возникающих в жизни каждого человека. Педагог обязан прививать ученикам культурно-гигиенические навыки, формировать представления о доме, обучать пользоваться бытовой техникой, а также развивать трудовые навыки в процессе работы в столовой и в других помещениях детского сада.
Развивая социально-бытовые компетенции дошкольников с ЗПР, воспитатель может применять такие различные игровые технологии, как сюжетно-ролевые игры и имититационные игры, тем самым проигрывая различные аспекты трудового процесса в целом. Развитие социальных компетенций должно опираться на мотивацию и произвольность деятельности, саморегуляцию, а также на способность учащегося к конструктивному поведению в трудных ситуациях.
Общекультурные компетенции – это совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих дошкольнику ориентироваться в социокультурном окружении. Учитывая особенности интеллектуальной деятельности дошкольников, формирование данной компетенции является важной составляющей в процессе работы воспитателя. Большинство дошкольников с ЗПР не владеют социальными навыками, а знания об обществе, которые у них имеются, примитивны и поверхностны.
Коррекционная помощь в данном направлении позволяют формировать такие компетенции, как обладание необходимым уровнем культуры, знание обычаев своего народа и умение ориентироваться в бытовой, культурной и досуговой сферах.
Компетенции личностного самоопределения требуют от воспитателя создания специфических педагогических ситуаций, направленных на раскрытие личностных качеств дошкольников с ЗПР. Например, входящее в эту компетенцию умение заботиться о собственном здоровье формируется у дошкольников посредством физкультурно-оздоровительных технологий, применяемых на спортивных мероприятиях, а также на занятиях в форме физкультминуток и динамических пауз, что в целом помогает прививать учащимся знание о необходимости соблюдения здорового образа жизни, и делает это знание положительной личностной установкой.
Формирование ценностно-смысловых компетенций у дошкольников с ЗПР подготавливает их к включению в социум и улучшает дальнейшее качество их жизни. Данный вид компетенций направлен на развитие способности анализировать события, происходящие в окружающем мире, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, становление механизма самоопределения в различных видах деятельности.
Концепции специального образовательного стандарта для детей с ОВЗ устанавливает обязательные направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, включая и детей с ЗПР:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоения соответствующих возрасту системы ценностей с социальных ролей;
- специальная поддержка освоения основной образовательной программы.
Аспект жизненной компетенции в структуре образования детей с ОВЗ предполагает прорабатывание с ребенком определенных знаний, умений и навыков, имеющихся у него в настоящий момент, так как они необходимы ему в обыденной жизни, т.е. здесь и сейчас.
Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением. Важно показать ребенку, как опереться на то, что имеется в его опыте, чтобы он мог соотнести свои собственные события и впечатления жизни с окружающим.
Что бы добиться положительного результата при коррекционной работе, необходимо построить этот процесс в соответствии с основными периодами развития ребенка и свойственных для него достижений и особенностей.
Во-первых, коррекционная работа должна быть направлена на исправление и развитие, а также на устранении тех психических дефектов, которые начали формироваться в предыдущий возрастной период и которой являются основной особенностью для следующего возрастного периода.
Во-вторых, коррекционно-развивающая деятельность должна создавать все возможные благоприятные условия для эффективного достижения тех психических функций, которые значительно развивались в текущем возрастном периоде.
В-третьих, для достижения успешного формирования последующих предпосылок коррекционно-развивающая работа должна благополучно способствовать в следующем возрастном периоде.
В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна нести за собой гармонию для развития личности ребенка на данном возрастном этапе.
Можно выделить важнейшие направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития дошкольного возраста:
- Оздоровительное направление. Успешное развитие ребенка зависит от его физического состояния. В этом же направлении можно поставить несколько задач – это создание нормальных жизненных условий (особенно для детей, которые живут в неблагополучных семьях), соблюдение правильного режима дня, оптимизация двигательного режима.
- Развитие сенсорной и моторной сферы. Это направление очень важно для детей, которые имеют дефекты в сенсорной сфере и нарушении опорно-двигательного аппарата. Если будет исправлено сенсорное развитие, то будет успешное формирование творческих способностей детей.
- Развитие познавательной деятельности. Это направление является широко распространенным и наиболее разработанным в практике. Потому что при системе психологического и педагогического содействия выявляются развитие всех психических процессов.
- Развитие эмоциональной сферы. Это направление помогает адекватно проявлять эмоции и чувства по отношению к другому человеку, а также понимать его состояние.
Для реабилитации и коррекции недоразвитий у детей с ЗПР, необходимо постоянное сотрудничество с взрослыми, которые смогут направлять и помогать ребенку при выполнении определенных заданий, что в результате будет способствовать поэтапному компенсированию недостатков. Однако, при не оказании своевременной психолого-педагогической, а также медицинской поддержки, отклонения могут стать необратимы, что в дальнейшем будет препятствовать социальной адаптации детей с ЗПР.
Сама работа с детьми с ЗПР имеет определенную последовательность и направленность на развитие и коррекцию с учетом индивидуальных особенностей.
Задачи психолого-педагогической поддержки детей с ЗПР:
- создание для детей с ЗПР благоприятного эмоционального микроклимата в семье и в образовательной среде;
- изучение индивидуальных особенностей развития детей с ЗПР в сравнении их деятельности в эмоциональном, поведенческом и учебном плане.
- оказание коррекционной поддержки;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, которые взаимодействуют с детьми.
- систематические занятия с детьми в различных видах деятельности;
- планирование и организация индивидуальной работы с детьми с ЗПР.
На этапе организации учебно-воспитательного процесса для детей с ЗПР, следует учесть несколько важных аспектов. Во-первых, в организации учебного процесса подразумевается использование или создание образовательной программы. Программа для работы с детьми с ЗПР разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК, а также в соответствии с образовательными потребностями таких детей. Психолого-педагогическая поддержка детей с ЗПР, обуславливает уровень эффективности учебно-воспитательного процесса для развития и коррекционного воздействия. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР – фактор, обуславливающий успешное воспитание. В первую очередь, предполагается создание консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы. В организации и реализации образовательного и воспитательного процессов обязательно должны принимать участие педагог-психолог, логопед и дефектолог. Причем работа всех участников должна быть слаженной и четкой. Только в этом случае возможно достичь намеченных результатов в обучении и развитии ребенка с ЗПР.
Формирование жизненных компетенций у дошкольников с ЗПР довольно длительный процесс. Его успешность зависит от рационального выбора воспитателем методов и приемов используемых в работе; важно также учитывать индивидуальные психофизиологические особенности дошкольников с ЗПР. Таким образом, используя положительные качества личности воспитанников, необходимо развивать у них жизненно важные навыки, чтобы после окончания ДОО они могли социально адаптироваться в обществе, быть подготовленными к школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.
Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....
Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.
Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.В дошкольные учреждения поступают дети, начиная с двух лет. Если ребенок неговорящий, ...
Методические рекомендации по использованию Су-Джока учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми с ДЦП
Су-Джок терапия – простая и безопасная в применении нетрадиционная терапия (здоровьесберегающая технология)...
Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.
Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...
Практические рекомендации коррекционной работы с детьми с аутизмом.
Описана триада характеризующая аутизм. Представлены задачи и методы коррекционной работы. Более подробно рассмотрен метод совместного рисования....
Рекомендации "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"
Рекомендации "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"...
Методические рекомендации по коррекционной работе с детьми с нарушением слуха прошедших через процедуру кохлеарной имплантации (КИ).
Методические рекомендации по коррекционной работе с детьми с нарушением слуха прошедших через процедуру кохлеарной имплантации (КИ).После установки КИ и первичной НАСТРОЙКИ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССОРА дети на...