Практические рекомендации коррекционной работы с детьми с аутизмом.
материал

Матросова Элла Евгеньевна

Описана триада характеризующая аутизм. Представлены задачи и методы коррекционной работы. Более подробно рассмотрен метод совместного рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_rekomendatsii_raboty_s_detmi_s_autizmom.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации коррекционной работы с детьми с аутизмом.

В более широком смысле аутизм можно рассматривать не только как нарушение контакта с людьми, но и как общий отрыв от реальности. Нарушения связи с внешним миром могут проявляться полярно: и как общая отгороженность, отсутствие реакции на внешние воздействия, и как парадоксальность в восприятии окружающего, и как особая ранимость такого ребенка в контактах со средой. Характерны и пассивность, отсутствие интереса к окружающему, и выраженные сверхпристрастия, постоянный одержимый поиск определенных впечатлений.

Современные стандартизированные опросники и диагностические карты основываются на критериях, определенных доктором Каннером, хотя формулируются и группируются они несколько иначе. L Wing (1976) объединила их в триаду проблем, характерных для таких детей:

  • дефицитарность социального развития,
  • проблемы вербальной и невербальной коммуникации,
  • стереотипные ограничения в поведении, интересах, занятиях.

Эта триада остается основой для всех современных систем диагностики детского аутизма.

В области социальных отношений:

  • пресыщаемость и низкая выносливость в общении;
  • безынициативность (не задают встречных вопросов);
  • стереотипность (склонность выстраивать контакт на основе своих стереотипных интересов. Тема транспорта одна из любимых);
  • монологичность (недоучет обратной связи в общении);
  • наивность, трудности понимания и учета подтекста, юмора, «неписаных правил» конкретной ситуации взаимодействия .

В области коммуникации:

  • трудности развернутой речи;
  • особые речевые интонации;
  • особые мимика и общая моторика;
  • неуместно «книжная» речь.

В области самосознания:

  • трудности выражения своих предпочтений, желаний, внутреннего мира в целом;
  • особенное структурирование автобиографического опыта (отдельные яркие впечатления)

В познавательной области:

  • трудности использования имеющихся знаний;
  • фрагментарность, недостаточность целостности в представлениях о мире;
  • несформированность способности представалять мир другого человека

В эмоционально-волевой сфере:

  • низкие стрессоустойчивость и самообладание
  • недостаточность собственной волевой регуляции поведения

Исходной задачей коррекционной работы является установление эмоционального контакта с ребенком.

В совместно-разделенном переживании мы получаем возможность повысить активность ребенка, помочь ему осмыслить и структурировать переживаемые вместе впечатления. Так, ни произвольность, ни целенаправленная деятельность не могут развиваться без опоры на уже достаточно сложившийся привычный уклад жизни ребенка. А сам уклад, развитие индивидуальной избирательности ребенка не может осуществиться без развития его способности воспринимать приятные впечатления, выделять и фиксировать некоторые из них.

Вовлечение аутичного ребенка в разделенное переживание представляется базовым условием нормализации его психического и социального развития, так как создает необходимую основу регуляции эмоционального состояния, осмысления аффективных впечатлений, формирования устойчивых эмоциональных связей. Такая работа является первичной по отношению к другим видам коррекционной помощи при аутизме (в том числе – к обучению навыкам), так как закладывает основы развития эмоциональной саморегуляции, создает у ребенка мотивы и способы взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Методы:

- совместная игра,

- совместное рисование,

- чтение,

- просмотр диафильмов, мультфильмов

Рассмотрим совместное рисование, как один из методов работы с аутичным ребенком.

Возможности использования совместного рисования в помощи ребенку с аутизмом очень широки. Рисунок может помочь в развитии контакта с ребенком, повышении его психического тонуса и, соответственно, активности, облегчении вывода вовне его внутренних переживаний, уменьшении напряженности, тревожности и страхов и т.д. Цель метода совместного сюжетного рисования, является, формирование эмоционального опыта ребенка, его активного осмысленного отношения к окружающему, подготовки основы для произвольной организации поведения и вовлечение его в диалог. Совместное с ребенком сюжетное рисование предполагает, что, по крайней мере, на начальных этапах рисует для него взрослый. При этом одновременно с рисунком он должен эмоционально комментировать изображаемое, задавая ему смысл, который может быть понятен и интересен ребенку. Поддерживаются любые попытки ребенка присоединиться к этому процессу. Взрослый проговаривает, изображает и, тем самым, структурирует события из жизни ребенка и значимые для него впечатления. Настоящий развернутый сюжет в рисунке формируется постепенно, усложнение и наполнение его идет от отдельных впечатлений к связному «серийному» рассказу - истории и все более развернутому диалогу с ребенком.

В процессе коррекционной работы с помощью постепенно усложняющегося совместного рисунка становится возможным развитие у ребенка большей выносливости в контакте, большей активности и гибкости во взаимодействии с окружением, более глубокого понимания происходящих с ним и вокруг него событий, переживаний и отношений изображаемых персонажей, заметно возрастают его возможности ведения диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

Коррекционная работа с детьми с аутизмом.

Этапы коррекционной работы с детьми с РДА...

Коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом

Консультация "Коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом"...

Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма

В планировании отражены направления работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма...

Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.

Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...

Рекомендации "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"

Рекомендации "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"...