РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.
учебно-методический материал по логопедии по теме

Завернина Лариса Михайловна

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дети с РДА48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №2

Программа обследования и коррекции ребенка с РДА.

слушателя Педагогической академии последипломного образования

  Ларисы Михайловны Заверниной

                                 «_  » _ ________ 2012 г.

Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм. Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Наиболее существенные симптомы РДА:

• одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с

окружающими;

• отгороженность от внешнего мира;

• сопротивление любым переменам обстановки;

• склонность к стереотипиям;

• однообразие интересов и пристрастий;

• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери,вплоть  до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

• неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

• речевые нарушения;

• повышенная тревожность;

• недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

• наличие ритуалов;

• наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.

РЕЧЕВАЯ – эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ – чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.

СОЦИАЛЬНЫЕ – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.

ИГРОВЫЕ – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное).

Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

Характерные признаки:

• эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;

• реакция на внешние раздражители слабы;

• может присутствовать мутизм;

• типична мимическая маска глубокого покоя;

• характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);

• избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

II ГРУППА

.

Характерные признаки:

• присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

• в речи преобладают однотипные штампы-команды;

• возможно выполнение просьб матери;

• чрезмерная привязанность к матери;

• сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

• стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);

• стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;

• ритуализация повседневной жизни.

III ГРУППА.

Характерные признаки:

1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

2. способность выразить свои потребности посредством речи;

3. конфликтность;

4. поглощенность одним и тем же занятием;

5. большой словарный запас “книжного характера”;

6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.

Характерные признаки:

• способность к общению;

• интеллектуальные функции сохранны;

• чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;

• присутствие ритуальных форм поведения;

• круг общения ограничен близкими взрослыми;

• трудности в усвоении двигательных навыков.

2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.

Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

  1. Преодоление аффективной патологии, установление контакта с аутичным ребенком;
  2. Формирование целенаправленной деятельности, усиление психологической активности аутичных детей.

На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна

быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата. И, несомненно, психолог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком.

        

Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Сфера,

2005.

2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.:

Теревинф, 2005.

3. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.:

Владос, 2002.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с аутичными детьми.

Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком....

Коррекционная работа с аутичными детьми

Отдельные приемы работы с детьми, страдающих аутизмом....

консультация для родителей детей с РАС и педагогов в ДОУ: "Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми"

в консультации даны основные подходы в работе с воспитателями и родителями, имеющих детей с РАС....

Ранний детский аутизм. Взаимодействие с аутичными детьми.

Ранний детский аутизм выделен как отдельный клинический синдром Л.Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ...

"Что такое синдром раннего детского аутизма и как работать с аутичным ребенком?"

Что знает обычный челевек о загадочном синдроме "аутизм"? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны. Как взаимодействовать с ре...

Консультация для педагогов: «Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми»

     Проблема коррекционной помощи  детям с РДА в последнее время в России встает все острее, так как по данным психиатров, уровень аутистических синдромов повысился и соста...

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ «Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми».

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ«Основные подходы к проведению коррекционной работыс аутичными детьми».В материале описаны методы и приемы коррекционной работы с обучающими...


 

Комментарии