РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.
учебно-методический материал по логопедии по теме
Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети с РДА | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа №2
Программа обследования и коррекции ребенка с РДА.
слушателя Педагогической академии последипломного образования
Ларисы Михайловны Заверниной
«_ » _ ________ 2012 г.
Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм. Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.
Наиболее существенные симптомы РДА:
• одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с
окружающими;
• отгороженность от внешнего мира;
• сопротивление любым переменам обстановки;
• склонность к стереотипиям;
• однообразие интересов и пристрастий;
• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери,вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
• неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
• речевые нарушения;
• повышенная тревожность;
• недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
• наличие ритуалов;
• наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.
РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:
ДВИГАТЕЛЬНАЯ – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.
РЕЧЕВАЯ – эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ – чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.
СОЦИАЛЬНЫЕ – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.
ИГРОВЫЕ – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное).
Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.
I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.
Характерные признаки:
• эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
• реакция на внешние раздражители слабы;
• может присутствовать мутизм;
• типична мимическая маска глубокого покоя;
• характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
• избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
II ГРУППА
.
Характерные признаки:
• присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
• в речи преобладают однотипные штампы-команды;
• возможно выполнение просьб матери;
• чрезмерная привязанность к матери;
• сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
• стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
• стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
• ритуализация повседневной жизни.
III ГРУППА.
Характерные признаки:
1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
2. способность выразить свои потребности посредством речи;
3. конфликтность;
4. поглощенность одним и тем же занятием;
5. большой словарный запас “книжного характера”;
6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.
Характерные признаки:
• способность к общению;
• интеллектуальные функции сохранны;
• чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
• присутствие ритуальных форм поведения;
• круг общения ограничен близкими взрослыми;
• трудности в усвоении двигательных навыков.
2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.
Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:
- Преодоление аффективной патологии, установление контакта с аутичным ребенком;
- Формирование целенаправленной деятельности, усиление психологической активности аутичных детей.
На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна
быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.
На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.
Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата. И, несомненно, психолог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком.
Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Сфера,
2005.
2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.:
Теревинф, 2005.
3. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.:
Владос, 2002.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с аутичными детьми.
Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком....
Коррекционная работа с аутичными детьми
Отдельные приемы работы с детьми, страдающих аутизмом....
консультация для родителей детей с РАС и педагогов в ДОУ: "Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми"
в консультации даны основные подходы в работе с воспитателями и родителями, имеющих детей с РАС....
Ранний детский аутизм. Взаимодействие с аутичными детьми.
Ранний детский аутизм выделен как отдельный клинический синдром Л.Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ...
"Что такое синдром раннего детского аутизма и как работать с аутичным ребенком?"
Что знает обычный челевек о загадочном синдроме "аутизм"? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны. Как взаимодействовать с ре...
Консультация для педагогов: «Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми»
Проблема коррекционной помощи детям с РДА в последнее время в России встает все острее, так как по данным психиатров, уровень аутистических синдромов повысился и соста...
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ «Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми».
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ«Основные подходы к проведению коррекционной работыс аутичными детьми».В материале описаны методы и приемы коррекционной работы с обучающими...
Комментарии
б
б