Методы и приемы пополнения, уточнения и активизации словарного запаса в режимных моментах.
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Развитие речи детей – важнейшая задача работы воспитателя. 
Статья посвящена методам и приёмам развития речи детей в режимных 
моментах. Автор постарался максимально полно раскрыть развивающий 
потенциал режимных моментов в сфере речевого развития дошкольников. 
Интересным покажется читателям и авторское мнение о проблемах 
коммуникации в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы пополнения, уточнения и активизации словарного запаса в режимных моментах.

Гостенина Елена Евгеньевна

Воспитатель

ГБОУ Школа №705

г. Москва

gostenina62@mail.ru

Аннотация. Развитие речи детей – важнейшая задача работы воспитателя. Статья посвящена методам и приёмам развития речи детей в режимных моментах. Автор постарался максимально полно раскрыть развивающий потенциал режимных моментов в сфере речевого развития дошкольников. Интересным покажется читателям и авторское мнение о проблемах коммуникации в современном мире.

Ключевые слова. Развитие речи дошкольников, режимные моменты, социализация, структурированная среда, грамматический строй.

Как известно, речевое развитие детей – это тема, которая беспокоит и «бросается в глаза» большинству родителей современных детей. Современный социум устроен так, что устная речь в нем как бы необязательна, она является дополнением к нажатию разнообразных кнопок на гаджетах, которые являются нам помощниками во всех сферах жизни (интернет-магазины, онлайн-игры, кассы самообслуживания, банкоматы и пр.).  Мы (взрослые) ходим молча в магазины, банки, коммуникацию с друзьями и знакомыми осуществляем в мессенджерах. Дети подражают нам во всем. Их молчание, является следствием нашего образа жизни.

Режимные моменты играют большую роль в социализации и речевом развитии детей. В плане речевого развития четко структурированная среда снижает стеснение и стресс у детей, обеспечивает предсказуемость и естественность коммуникации. Педагог в свою очередь может и должен воспользоваться столь благоприятным климатом для развития детской речи и включать в свою деятельность разнообразные приемы и методы, побуждающие детей к использованию речи и общению.  

Работа по развитию речи в режимных моментах включает в себя следующие направления:

  • Вызывание у детей реакции  на обращенную к нему речь;
  • Выполнение инструкций и поручений взрослого, полученных во фронтальной работе;
  • Накопление и расширение словаря обиходно-бытовой тематики;
  • Развитие коммуникативных навыков, связной речи (диалогической и монологической) воспитанников.

Остановимся поподробнее на некоторых режимных моментах (по моему мнению во многих статьях аналогичной тематики эти режимные моменты недооценены):

  1. Прием детей/уход детей домой.

Одним из важнейших приёмов развития коммуникативных навыков и связной речи детей являются ритуалы приветствия и прощания. Существует множество невербальных и вербальных способов поздороваться/попрощаться: жесты, серии жестов, слова-приветствия, стихи-приветствия и т.д. Я в работе со своими детьми использую все эти приёмы и методы. Каждый ребёнок выбирает как он сегодня хочет поздороваться/попрощаться со мной и другими детьми. Это облегчает процесс вхождения каждого из них в коллектив.  

  1. Подготовка к завтраку, завтрак/ подготовка к обеду и обед/подготовка к ужину и ужин.

Дежурства в группе организуются таким образом, чтобы один из детей уверенно владел умениями и комментировал все свои действия, обучая второго ребёнка, чьи речевые навыки недостаточно сформированы и требуют закрепления. Воспитатель должен обращать внимание детей на сервировку стола, давать оценку работе дежурных, побуждать детей самостоятельно находить недочеты, исправлять их по речевой инструкции.

Приём пищи – это благодатная почта для развития лексико-грамматических компетенций воспитанников. Во время приёма пищи можно закрепить навыки употребления частотных грамматических конструкций (уменьшительно-ласкательная форма существительных: котлета-котлетка; согласование прилагательных с существительными: суп вермишелевый, запеканка творожная; числительных с существительными: одно яблоко – два яблока - пять яблок и многие другие).

  1. Подготовка к прогулке.

Помимо отработки перечисленных пунктом выше грамматических категорий во время сборов на прогулку детям предлагаются различные задания на закрепление лексических понятий (обувь, одежда, головные уборы), тренировки навыков словоизменения (надеваю, одеваю; кладу – положу), закрепления  умения обращаться к взрослому с просьбой (простыми и распространенными предложениями).

  1. Игры, свободная деятельность и наведение в группе порядка после игр.

В процессе подготовке к играм и уборки группы после них  я отрабатываю со своими детьми понимание и употребление в собственной речи предлогов, понимание, запоминание и выполнение детьми одно- и двухступенчатых инструкций.

        И это далеко не все приемы в рамках представленных категорий!

        Таким образом, в режимных моментах воспитателю представляется возможным на практике отработать наиболее часто встречающиеся в речи лексико-грамматические конструкции, навыки коммуникации, развивать связную речь. Данное направление работы актуально не только в рамках малочисленных специализированных групп, но и в массовых. Хотелось бы вспомнить, что помимо информационной и коммуникативной функции, речь выполняет еще и функцию контроля за поведением. Чем больше мы общаемся с детьми, тем нам легче работать.         

Список литературы:

  1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова Л.П., Нилова Т.П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. .[Текст]/ Л.М Шипицына – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000, 150с.
  2. Цаер В. Режимные моменты. Творческая работа. [Электронный ресурс]/ В.Цаер. – Режим доступа: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac84.html
  3. Федорова Р.И. Режимные моменты в детском саду. [Электронный ресурс]/ Р.И. Федорова. – Режим доступа http://dohcolonoc.ru/cons/3622-pedagogicheskij-opyt-rezhimnye-momenty-v-detskom-sadu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов

Данная работа предназначена для закрепления знаний  детей и коллег о режимных моментах. ...

"Использование инновационных игровых приёмов активизации формирования грамматического строя речи в режимных моментах"

Грамматический строй речи - это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Существует множество методов и приёмов по активизации грамматического стр...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему: Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрас...

Дидактические игры и игровые приемы при выполнении режимных моментов.

Дидактические игры и игровые приемы при выполнении режимных моментов. Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.Режимные момен...

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.

laquo;Организация режимных моментов в ДОУ»  Формы и методы, используемые при проведении  режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...

Доклад на тему: «Методы и приемы, активизирующие развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»

Доклад на тему:«Методы и приемы, активизирующие развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»...