"Использование инновационных игровых приёмов активизации формирования грамматического строя речи в режимных моментах"
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Грамматический строй речи - это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Существует множество методов и приёмов по активизации грамматического строя речи у дошкольников. Ведущим методическим приёмом обучения грамматическим навыкам можно назвать образец правильной речи педагога, особенно на первых этапах обучения. Самым эффективным средством закрепления использования грамматических форм является дидактическая игра (практический метод).
Дидактические игры позволяют много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. В режимных моментах дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре чётко определяется программное содержание.
Игры раздела морфология (представленны на слайдах) формируют и развивают правильное употребление сущ.в косвенных падежах и согласование сущ.с частями речи. Системой словоизменения - правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте.
Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в средней и старшей группах, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей только начинает складываться в подготовительной к школе группе.
Разные стороны грамматического строя языка - морфологию, словообразование, синтаксис - ребенок усваивает по - разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Работа по грамматике в детском саду, должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.
Современные технологии развития детей предлагают большой арсенал методов и приёмов работы с грамматическим строем речи. К таким методам относятся методы ассоциативных связей, семантических полей, наглядный метод с использованием ИКТ(см.слайды).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1_-_kopiya.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Задачи речевого развития в ФГОС ДО Овладение речью Обогащение Развитие звуко - Развитие связной, Развитие речево - как средством активного сло - вой и интонац .-ой грамматич.пра - го творчества общения варя культуры речи, вильной диалоги- фонематического ческой и моноло - слуха гической речи Знакомство с книжной культурой, детской Формирование звуковой аналитико – синте - литературой, понимание на слух текстов тической активности как предпосылки различных жанров детской литературы обучения грамоте О бо
Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Методы и приемы в развитии грамматического строя речи Образец правильной речи педагога , особенно на первых этапах обучения. Детям предлагают правильно научиться говорить слова. Объяснение - педагог объясняет детям, как следует употреблять трудные формы. Например, все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, какао, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить одно пальто, на вешалке много пальто. Эти слова просто нужно запомнить. Прием сравнения двух форм (чулок, карандашей – апельсинов- груш). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и индивидуально. Прием раскрытия словообразовательного значения слова (сахарница- посуда для сахара) Используют приемы как создания проблемных ситуаций, подсказка нужной формы, исправление ошибок, вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том как сказать правильно и др. В синтаксисе применяется подбор однородных определений, дополнение предложений и др.
Игры раздела МОРФОЛОГИЯ, формируют и развивают правильное .. : употребление сущ.в косвенных падежах согласование сущ.с частями речи «Кто чем питается?» «Кто о чем думает?» «Мой, моя, моё» «Из чего сделано?» «Сосчитай» «Чье туловище? Чья голова? Чей хвост?»
" Кто чем питается? " Для всех возрастов, с усложнением для старшего возраста. Цель : Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. Оборудование: мяч, настоящие продукты или картинки Ход игры: Картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем он питается . В зависимости от уровня речевого развития ребенка отвечает одним словом. Чем питаются зайцы ?( например: «морковью") чем питаются медведи ?(малиной),чем питаются коровы ?(травой),чем питаются козы ?(капустой),чем питаются кошки ?(молоком),чем питаются собаки?(костями),чем питаются курицы?(зёрнами).
«Кто о чём думает? » Для всех возрастов, с усложнением для старшего возраста. Цель : формирование умения правильно согласовывать слова в предложном падеже. Оборудование: мяч, предметные картинки. Ход игры: картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает картинку животного и спрашивает, о чём он думает. В зависимости от уровня речевого развития ребёнка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом. Зайцы мечтают о чём ?( например: «о морковке») или предложением («зайцы мечтают или думают о морковке») . Собаки мечтают о чём ?(Собаки мечтают о костях),Кошки думают о чём ?(Кошки думает о молоке),Курица мечтает о чём ?(Курицы мечтают о зернах),Медведи мечтают о чём ?(Медведи мечтают о мёде),Коровы мечтают о чём ?(Коровы мечтают о траве).
«Мой, моя, моё » Для всех возрастов. Цель : правильно согласовывать имя существительное с местоимением «мой» (моя, моё) ; игра помогает развитию памяти и зрительного внимания. Оборудование: предметы одежды и обуви. Ход игры: взрослый, во время организации прогулки, берет вещи детей и спрашивает «Варежки чьи?» (мои). «Из чего сделано?» Для детей старшего и подготовительного возраста. Цель: правильно согласовывать имя существительное с относительным прилагательным. Оборудование: предметы одежды и обуви. Ход игры: взрослый, во время организации прогулки, берет вещи детей и спрашивает «Варежки из шерсти - какие?»( шерстяные). Сапоги из резины – какие? (Резиновые).
«Чье туловище? чья голова? Чей хост? » Для детей 6 – 7 лет. Цель: правильно согласовывать имя сущ. с притяжательным прилагательным. Оборудование: наглядный материал, пазлы . Ход игры : Это чьё туловище? (заячье), голова чья? (заячья), хвост чей? (заячий), кто это? (заяц ).
«Сосчитай » Для всех возрастов, с усложнением для детей подготовительного возраста. Цель : Учить согласовывать существительное с числительным Оборудование: мяч, настоящие продукты или предметные картинки. Ход: Взрослый показывает картинки, проговаривая с ребенком словосочетания: в прямом порядке: один карандаш, два карандаша, три, четыре, пять карандашей и в обратном порядке (для детей подготовительного возраста): пять карандашей, четыре, три, два карандаша, один карандаш. Один мяч, два мяча, три, четыре, пять мячей и в обратном порядке. Одна конфета, две конфеты, три, четыре, пять конфет и наоборот. Одна ягода, две ягоды, три, четыре, пять ягод и наоборот . Один стол, два стола, три, четыре, пять столов и наоборот. Один стул, два стула, три, четыре, пять стульев и наоборот.
МОРФОЛОГИЯ 6 -7 лет Закрепляется умение согласовывать существ.с числит., прилаг .,местоимениями .
Игры раздела СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, учат образовывать: форму мн.ч . сущ. форму сущ.с уменьшительно-ласкательными суффиксами глаголы с приставками образовывать однокоренные слова «Один –много» «Помоги маме найти своих детенышей» «Назови ласково» «Штанишки»
«Один – много» Для детей 4 – 7 лет. Цель : учить образовывать форму мн.ч.Р.п . существительных. Оборудование : мяч, настоящие продукты, картинк и . Ход игры: Взрослый называет один какой -либо фрукт и бросает мяч ребенку. Тот называет много этого фрукта и возвращает мяч взрослому. (одно яблоко - много яблок, лимон – много лимонов, апельсин – много апельсинов и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи одно яблоко , А теперь покажи много яблок».
«Помоги маме найти своих детенышей» Для детей 5 – 7 лет Цель : закрепить словарь существительных по лексической теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: мяч, картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Н азови ». Ребенок называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.
«Назови ласково» Для детей старшего и подготовительного возраста . Цель : учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: мяч. Ход игры: Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому. Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай. (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, А теперь покажи яблочко ».
«Штанишки» Для детей 6 – 7 лет. Цель: учить образовывать глаголы с приставками. Оборудование : можно использовать наглядный материал. Ход игры: Взрослый спрашивает у детей.. Что нужно сделать, если штаны большие? ( - ушить) Что нужно сделать, если в штанах нет пуговицы? ( - пришить) Что нужно сделать, если в штанах нет молнии? ( - вшить) Что нужно сделать, если штаны длинные? ( - подшить) Что нужно сделать, если в штанах дырка ? ( - зашить)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 3- 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет Употребляют сущ.в форме ед ., мн.ч ., сущ.,обозначающие животных и их детенышей, форму мн.ч . сущ.в Р.п (ленточек). Образуют форму мн.ч.сущ ., обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют эти сущ.в И.п., Р.п . ( котята – котят ), правильно используют форму мн.ч.Р.п.сущ .( яблок) Образуют форму мн.ч.сущ ., обозначающих детенышей животных, однокоренные слова ( по образцу). Образуют (по образцу) сущ.с суфф .,глаголы с приставками, притяжательные , относительные прилагательные. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.
Игры раздела СИНТАКСИС, учат : правильно согласовывать слова в предложении, составлять простое предложение употреблять однородные члены в предложении пользоваться прямой и косвенной речью составлять сложные предложения «Кто чем питается?» «Кто о чем думает?» «Нарядим куклу» «Уложим куклу спать»
" Кто чем питается? " Для детей 4 – 7 лет. Цель : Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже; учатся правильно согласовывать слова в предложении. Оборудование: мяч, настоящие продукты или картинки. Ход игры: Картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем он питается . Чем питаются зайцы? Ребенок отвечает предложением (" Зайцы питаются морковью") . чем питаются медведи ?(медведи питаются малиной),чем питаются коровы ?(коровы питаются травой),чем питаются козы ?(козы питаются капустой),чем питаются кошки ?(кошки питаются молоком),чем питаются собаки?(собаки питаются костями),чем питаются курицы?(курицы питаются зёрнами).
«Кто о чём думает? » Для детей 4 – 7 лет. Цель : формирование умения правильно согласовывать слова в предложном падеже; учатся правильно согласовывать слова в предложении. Оборудование: мяч, предметные картинки. Ход игры: картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает картинку животного и спрашивает, о чём он думает. Зайцы мечтают о чём? (« зайцы мечтают или думают о морковке») . Собаки мечтают о чём?(Собаки мечтают о костях),Кошки думают о чём ?(Кошки думает о молоке),Курица мечтает о чём ?(Курицы мечтают о зернах),Медведи мечтают о чём ?(Медведи мечтают о мёде),Коровы мечтают о чём ?(Коровы мечтают о траве).
«Нарядим куклу 1» Для детей 3– 5 лет. Цель: учить составлять предложения из однородных членов, учить пользоваться прямой речью. Оборудование : модель – одевания. Ход : Взрослый предлагает ребенку посмотреть на модель – одевания и рассказать как он будет одеваться. Ребенок описывает последовательность одевания на прогулку. «Я сниму платье. Надену штаны, ботинки, кофту, куртку , шапку, шарф, варежки».
«Нарядим куклу 2» Для детей 5– 7 лет. Цель: учить составлять предложения из однородных членов, учить пользоваться прямой речью. Ход : Взрослый предлагает ребенку одеть куклу для прогулки. Ребенок одевает ее и описывает одежду, которую ей надевает: «Я надену кукле пальто». Воспитатель задает вопросы. Какое по цвету пальто? (Надену кукле синее пальто). Что есть у пальто? (У пальто есть воротник, рукава, карманы). На что пальто застегивается? (Застегивается оно на пуговицы).
«Уложим куклу спать» Для детей 5 – 7 лет. Цель : учить составлять простые и сложные предложения, учить пользоваться косвенной речью Оборудование : кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка. Ход игры: взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать, и просит ребенка рассказать как он это будет делать. Ребенок раздевает куклу и комментирует свои действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.
СИНТАКСИС 3- 4 года 4- 5 лет 5- 6 лет 6 – 7 лет употребляют предложения с однородными сущ., учатся правильно согласовывать слова в предложении. правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью. и спользуют предложения разных видов.
Метод ассоциативных связей Развивает речь, создавая образ слов. По принципу радиантного мышления ( это процесс мышления в образах и ключевых словах ), которое отражает структуры мыслительных процессов. по звуковому сходству ситуационные связи понятийные связи кошка — крошка, крышка, кружка, окошко кошка — молоко — мышка кошка — домашнее животное
Метод семантических полей СЕМАНТИКА - значение слова Игры с ядерными словами: поиск истоков словообразования (подберезовик – под березой, земляника – к земле никнет ) Игры с однокоренными словами (это родные слова) Игры со словами – антонимами (слова наоборот) Игры с ситуативными словами (серый , зубастый – волк)
Наглядный метод Просмотр развивающих мультфильмов, диафильмов, с использованием планшетов, интерактивных досок. Во время просмотра необходима предварительная работа педагога по активизации словаря. Взрослый оречевляет действия героев сюжета. Затем взрослый закрепляет материал, задавая вопросы по увид енному .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
«Организация работы с детьми по формированию грамматически правильной речи в режимных моментах».
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Грамматическая компетенция предпола...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...
Методическая разработка "Игровые упражнения для формирования грамматического строя речи (предлоги)". Часть 1
В разработке представлены игровые упражнения, которые помогут ребенку понять значения предлогов и правильно употреблять их в самостоятельной речи...
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....