Формирование и развитие познавательного интереса у дошкольников в режимные моменты – основные формы, методы и приемы
консультация (старшая, подготовительная группа)

Бреган Лариса Алексеевна

Сообщение для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_pedagogov.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ:

«Формирование и развитие познавательного интереса у дошкольников в режимные моменты – основные формы, методы и приемы»

    Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.

Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.

Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.

     Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе.

Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Организаторам правильного режима в подготовительной группе является воспитатель. Он проводит постоянную кропотливую работу по приучению детей к выполнению режима, ведя их от первых шагов в усвоении режимных требований к известной самостоятельности.

    Самостоятельная деятельность воспитанников проявляется в течение дня во время разных режимных моментов:

  • Во время приёма детей в детский сад утром: общение по интересам, спокойные игры.
  • Игры в первой половине дня.
  • Самообслуживание при подготовке и возвращении с прогулки.
  • Проведение наблюдений за природными объектами, самостоятельная игровая деятельность во время утренней и вечерней прогулок.
  • Гигиенические процедуры перед приёмом пищи, до и после тихого часа.
  • Игры подвижные и дидактические, самостоятельная деятельность в центрах познавательной активности, общение по интересам, создание рисунков и поделок, проведение досугов во второй половине дня.

В процессе работы с детьми 6-7 лет  стремиться  к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Вся работа с детьми основывается на организации режимных моментов в самостоятельной деятельности.  При этом используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального состояния.

-рассказы с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке,

- демонстрация иллюстраций и картин,

-показ способов действий,

-коллективное чтение,

-заучивание наизусть потешек, считалок, сочинение сказок,

-игры-драматизации, игры-инсценировки,

-дидактические и  настольно-печатные игры,

-упражнения в проговаривании, звукоподражание,  имитация действий.

Организуя самостоятельную деятельность детей, с помощью вопросов, предложения разнообразного игрового материала, активизируют саморазвитие ребенка на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной деятельности; способствуя развитию познавательной активности в разных видах деятельности, формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства и активизации внутригруппового общения детей. Достаточно создать развивающую среду на основе активности и интересов детей, а ребенок сам выберет деятельность, исходя из своих потребностей. Большой акцент делается на наличие и регулярную смену развивающих игр, игр-головоломок, настольно-печатных игр, большое внимание уделяется созданию условий для экспериментирования, опытнической работы, моделирования, для самостоятельного рисования, конструирования, лепки, изготовления коллективных работ. Все это дает возможность ребенку проявить пытливость ума, самому добиваться решения задачи, и самому увидеть результат.

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи, с целью развития

познавательной активности, любознательности, перед завтраком организовываю развивающие игры типа "Что повар приготовил?", "Съедобное-несъедобное", "Чем полезен?", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для

здоровья, о разнообразии блюд.

На мой взгляд, уникальным средством познавательного развития ребенка дошкольного возраста в режимных моментах является прогулка, так как ее задачи и содержание деятельности отвечают особенностях данного процесса.

Ежедневно дети гуляют на улице. Чтобы прогулка принесла пользу разностороннему развитию детей, на воздухе организую: наблюдения в природе, труд по уборке участка, в цветнике, изготовление и ремонт игрушек, игры.

Во время игровой деятельности дети с удовольствием отзываются на предложение

поиграть в Сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов.

После обеда дети укладываются спать, и этот временной отрезок использую колыбельные, рассказы о пользе сна. Проснувшись, дети могут рассказать о своих сновидениях, побеседовать о планах на вечер.

Организуемые режимные моменты (гимнастика после сна, ходьба по "Дорожкам Здоровья", самомассаж, сопровождаемый речёвками,  дыхательной гимнастикой) - также способствуют познавательному развитию.

Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут

играть и заниматься в групповой. Это время необходимо использовать рационально и насыщенно. 

Совместная деятельность педагога и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Форма работы с детьми 6-7 лет:

- индивидуальная

- подгрупповая

- фронтальная

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• Непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности педагога и детей.

• Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач.

Типы совместной деятельности с детьми 6-7 лет:

- игровая

- коммуникативная

- двигательная

- познавательно-исследовательская

- продуктивная

Схема развития любого вида деятельности такова: деятельность сначала осуществляется в совместной деятельности с педагогом, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка-дошкольника.

Характеристики совместной партнерской деятельности педагога с детьми:

– добровольное присоединение детей к деятельности;

– открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе);

– свободное общение и перемещение детей;

– педагогическая поддержка.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности должна распространяться на проводимые режимные моменты.

Приведу пример организации совместной деятельности в ДОУ.

«Вечер загадок» (возраст 6-7 лет).

Педагог загадывает детям загадки о сказочных героях. После каждой правильной отгадки картинка с изображением данного героя крепится на мольберт, проводится игра-беседа «Расскажи о сказочном герое» («Кто это?», «Что он делает?»). Далее ребята делают несложные поделки по принципу «оригами» или рисуют портрет сказочного героя. Проводится викторина «В гостях у сказки» (задаются вопросы: «Почему в сказке «Рукавичка» медведь не впал в спячку?» и т. п.) Отдельные задания требуют самостоятельно проанализировать ситуацию и прокомментировать результат.

Планирование совместной и самостоятельной деятельности осуществляется

Процесс совместной деятельности включает в себя игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию или задачу.

Совместная деятельность планируется и прослеживается в следующих формах:

• Целевая прогулка;

• Наблюдение;

• Обследование;

• Экспериментирование;

• Творческая деятельность.

Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения.

       Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ,

необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер.

    Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний),

формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.

      И долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и

активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.

Воспитатель: Бреган Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у дошкольников

Пособие для родителей детей, которые часто болеют....

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

“ Создание музеев, как метод развития познавательного интереса у дошкольников”

Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.Музейная п...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение пр...

Экспериментирование как метод развития познавательного интереса старших дошкольников

Прoблeмa рaзвития у детей пoзнаватeльного интереcа – oднa из aктyaльных проблем дошкольного образования. Познавательный интереc – избирательная направленноcть личноcти на предметы и явлени...