Коррекционно-развивающие занятия "Давай дружить"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Коррекционно-развивающие занятий с детьми старшего дошкольного возраста "Давай дружить". Занятия направлены на формирование социальной компетентности, усвоение моральных и нравственных ценностей, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к другим людям, развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способы ухода от конфликтов, или их конструктивное решение; формирование умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умение в адекватной форме делиться своими эмоциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davay_druzhit.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста «Давай дружить» (5-7лет)
Развитие социальных и коммуникативных умений детей 5-6 лет.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
Занятие 1.
«Я + ты = мы»
Задачи: развивать чувство принадлежности к группе; знакомство со способами позитивного взаимодействия
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
Дети передают по кругу клубочек и называют свои имена, нанизывая нитку на палец и таким образом ниточка всех соединяет.
2. Упражнение «Ласковое имя».
Давайте встанем в круг, вспомним, как ласково зовут вас дома. Мы будем бросать друг другу мячик и тот, кому мячик попадёт, назовёт одно или несколько своих ласковых имён. Важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, и произнести его ласковое имя (дети по кругу перебрасывают друг другу мячик, называя свои ласковые имена). Затем игра повторяется в обратном порядке.
3. Упражнение «Продолжи фразу».
Дети по очереди продолжают фразы:
Продолжи фразу «В детском саду мне больше всего нравится …..».
«Мне хотелось бы, чтобы в нашей группе …..».
4. Игра «Ковёр мира».
Детям предлагается сесть в круг и ответить на вопросы:
- можете ли вы сказать, что иногда спорите друг с другом?
- соритесь ли вы со своими братьями, сёстрами?
- о чём спорите в группе?
- как вы себя чувствуете после таких споров?
Слова ведущего:
«У меня есть небольшой кусок ткани, который станет нашим ковром мира».
Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти мирное решение проблемы. На «ковёр» кладётся красивая игрушка и книжка. Детям предлагается разрешить ситуацию, когда два ребёнка хотят получить эту игрушку (книжку).
«Представьте, что Коля и Миша хотят получить эту игрушку. Они садятся на «ковёр мира», а я присяду рядом, чтобы им помочь». Никто из них не может просто взять эту игрушку. Как можно решить эту проблему?
После непродолжительной дискуссии детям предлагается украсить «ковёр». На нем пишутся имена детей, приклеиваются блёстки, ракушки и др.
Вопросы для беседы:
- почему так важен для нас «ковёр мира»?
- что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
- почему недопустимо применение в споре насилия?
- что ты понимаешь под справедливостью?
5. Разучивание «Мирная считалка» М.О. Яснова.
6. Игра «молекула» - дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.
7. Создание коллажа «Наша группа».
8. Ритуал прощания «Подари другу улыбку».
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят в глаза и, улыбаясь, прощаются.
Занятие 2.
«Это я!»
Задачи: помочь детям понять собственную индивидуальность, развивать внимание к себе, своим переживают.
1. Ритуал приветствия.
По кругу, начиная с педагога-психолога, передаётся весёлое солнышко, изготовленное из мягкой ткани. Тому, кому оно попадает в руки, предлагается назвать себя ласковым именем, так, как ему нравится. Когда круг завершён, все берутся за руки и хором приветствуют друг друга: «Доброе утро!»
2. Упражнение «Я умею!»
Дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребёнок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).
3. Игра-ассоциация «На кого я похож».
Садитесь поудобнее, я включу музыку, а вы закройте глаза и постарайтесь представить себя, на какое дерево, цветок или животное вы похожи.
Рассмотрите внимательно всё. Запомните. Можете раскрыть глаза и рассказать о том, что вы увидели (дети выполняют задание).
4. Игра «Лото настроений».
Ведущий показывает детям схематичное изображение той или иной эмоции (или изображает сам). Задача детей: в своём наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
5. Упражнение «Я и другие!»
Посмотрите на своего соседа справа и расскажите нам о нём, о том, что в нём есть хорошего, подчеркните его положительные черты (дети выполняют задание).
6. Рисование «Моё настроение».
Детям предлагается нарисовать «погоду» своего настроения. После завершения работы проходит обсуждение рисунков.
7. Упражнение «Расслабление в позе морской звезды».
Выполняется под музыку. Дети лежат расслабленно в позе морской звезды. Ведущий просит детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Это может быть реальное или вымышленное место. В конце упражнения дети открывают глаза, потягиваются несколько раз, садятся, глубоко вздыхают и встают.
8. Ритуал прощания.
Дети, стоя в кругу, прощаются друг с другом.
Занятие 3.
«Волшебная сила понимания»
Задачи: развитие внимания к эмоциональным состояниям других, развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других.
Развитие умения принимать настроение других людей.
1. Ритуал приветствия.
Ведущий надевает на руку куклу Би-ба-бо и здоровается с каждым ребёнком, держит его за руку.
2. Беседы с детьми о волшебных чувствах понимания: интонация, мимика, пантомимика (что это за средства, для чего они нам нужны, как их использовать при общении друг с другом, показ примеров).
3. Упражнение «Нехорошая история».
Дети сидят на стульчиках, ведущий читает стихотворение (автор Е. Серова) «Нехорошая история».
Дети инсценируют стихотворение, по очереди исполняя роль Раи.
- почему ребятам было весело, а Рае грустно?
- можно ли отбирать игрушки у другого или нет, и почему?
- как быть, если ребят много, а игрушка одна?
- если тебе понравилась игрушка, с которой играет другой, что ты будешь делать?
4. Упражнение «Я чувствую».
Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребёнок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.
5. Интонационные этюды.
Детям предлагается произнести фразу: «Пойдём играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.
6. Упражнение «Тюльпан».
Дети стоят в кругу, повторяют движение за ведущим.
Жил-был тюльпанчик (ладошками изображаем открытый бутон), наступила осень. Подул холодный ветер (дуем на ладошки). Тюльпанчику холодно, он закрывается, ему грустно (ладошки смыкаются, лицо грустное). Вдруг выглянуло солнышко, тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку (ладошки открываются, нюхаем цветочек, личики радостные, хлопаем в ладоши).
7. Рисование смайликов «С разными настроениями».
8. Ритуал прощания.
Участники стоят в кругу, руки лежат на плечах друг друга. Улыбаясь, они прощаются, а ведущий раздаёт каждому ребёнку маленькие сердечки, вырезанные из бумаги.
Занятие 4.
«Вместе веселее!»
Задачи: развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивные отношения к сверстникам; учить взаимопомощи, взаимовыручке, решать конфликтные ситуации.
1. Ритуал приветствия.
Дети стоят в кругу, передают друг другу мячик, называют свои имена. Затем берутся за руки и хором произносят: «Доброе утро!»
2. Чтение стихотворения З. Александровой «Шарик».
- беседы по вопросам: что вы можете сказать об этом стихотворении?
- как поступила девочка Таня?
- как её можно назвать?
3. Игра «Поварята» - все встают в круг – это кастрюля. Сейчас мы будем готовить суп. Пусть каждый придумает, чем он будет (картошка, морковь, лук, капуста, соль, и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавши себя, должен впрыгнуть в круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «продукты» не окажутся в «кастрюле».
4. Беседа о друзьях, дружбе.
Важно поступать с другом так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.
Народная мудрость гласит: «скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать лучше. Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать и ваши близкие: родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Они любят вас, вы им дороги. Относитесь к ним с любовью, добротой, и вы приобретёте настоящих друзей. Хорошо, когда и в группе детского сада вы относитесь друг к другу по-дружески.
5. Упражнение «Назови соседа ласково» (дети сидят в кругу и называют друг друга ласковыми именами, передавая друг другу сердечко).
6. Игра «Доброе животное».
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох, и вместе делайте шаг вперёд, выдох – шаг назад. Послушайте, как чётко и ровно бьётся его большое и доброе сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного на себя.
7. Игра «Сбор рукопожатий» (я даю вам задание поздороваться за руку как можно с большим количеством детей за одну минуту, при этом с одним и тем же ребёнком можно здороваться несколько раз. Считайте свои рукопожатия, а потом мы сравним, кто сколько раз пожал руку другому).
8. Рисование «Ладошка» (на большом листе ватмана дети обводят свои ладошки и раскрашивают их).
9. Ритуал прощания.
Занятие № 5
«Чудо-сказки»
Задачи: развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств.
1. Приветствие.
Дети кидают друг другу мячик, сначала называют своё имя, затем по сигналу ведущего – называют имя того, кому бросают мячик.
2. Назови сказочного героя (ведущий называет черты характера, дети подбирают к ним героев сказок).
Загадывание загадок о сказочных героях.
3. Упражнение «Сказка наоборот».
(поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать, как будут развиваться события сказки).
4. Игра «Угадай сказку».
(детям показывают картинки, и надо определить, что это за сказка)
Вопросы к детям:
- что нарисовано на картинке?
- из какой сказки этот лес?
- в каких сказках действие происходит в лесу?
- можем ли мы по этой картинке определить, какие это сказки?
(картинки: лес, дедушка и бабушка, девочка, избушка).
5. Рисование «Подарок сказочному герою».
Вспомните своего любимого сказочного героя, именно ему вы будете рисовать подарок (дети выполняют задание).
6. Ритуал прощания «Упражнение-релаксация».
Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок (вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессиленно руки вдоль тела: двигать тяжёлыми руками (повторить 2-3 раза).
Занятие № 6
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Задачи: развитие доверия к окружающим детям и взрослым; развитие потребности в общении, взаимодействии.
1. Приветствие.
Дети стоят в кругу, смотрят в глаза и передают друг другу свою улыбку и приветствуют друг друга.
2. Сценка «Вместе и порознь».
Лисёнок и медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды лисёнок захотел очень сильно поиграть с машинкой медвежонка, но и медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов они поссорились, им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились.
Обсуждение сценки.
3. Упражнение «Вежливые слова» (дети передают мячик по кругу и говорят вежливые слова).
4. Упражнение «Выбираем хорошие поступки» (достаньте цветные круги, я вам буду читать отрывки из сказок, рассказов, хорошо или плохо поступают герои. Если плохо – поднимаете синий кружок, если хорошо – жёлтый).
5. Упражнение «Изображаем эмоции».
Дети сидят на стульчиках, ведущий предлагает прослушать отрывки произведений К. Чуковского.
Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своём лице (можно вместе с пантомимикой).
Вопросы для беседы:
- какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти отрывки?
- какие чувства вам было легко передать, а какие трудно?
Детям предлагается ещё раз прослушать отрывки, в эмоциональном изображении которых возникли затруднения.
6. Изготовление коробочки добрых дел.
Дети накапливают фишки, которые они получают за добрые дела, совершенные ими в течение месяца, подводятся итоги и вручаются призы (сладости и игрушки).
Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения, к тому, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.
7. Ритуал прощания.
Занятие № 7
«Мы разные»
Задачи: закреплять представление о том, что все люди не похожи друг на друга. Развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям.
1. Приветствие (см. занятие № 2).
2. Игра «Наоборот».
Дети сидят в кругу, ведущий кидает каждому мяч, называет противоположное качество: добрый-злой, хороший-плохой, и т.д.
3. Игра «Я умею».
Дети по желанию перечисляют как можно больше того, что они умеют делать.
4. Упражнение «Интервью».
У каждого ребёнка берут интервью с микрофоном, задают вопросы:
- любите ли вы рисовать?
- тебе нравится, когда тебе читают сказки?
- ты любишь смотреть сны? и проч.
Каждому из детей можно задать несколько вопросов, попробуйте с их помощью узнать друг о друге что-нибудь интересное (дети выполняют задание).
Вот мы и убедились в том, что каждый из вас имеет что-то своё, особенное, чего нет ни у кого другого.
5. Игра «Мы разные!».
Вставайте в круг, я буду задавать вопросы, а тот ребёнок, о котором пойдёт речь, сделает шаг вперёд.
- кто у нас самый высокий? Самый маленький?
- у кого на голове есть бант?
- у кого на одежде нет пуговиц?
- у кого в одежде присутствует красный цвет? (синий, жёлтый цвет?)
После игры педагог обращает внимание на то, что они снова смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других.
6. Игра «Угадай по голосу» (дети отгадывают друг друга по голосу с закрытыми глазами).
7. Игра «Мы – похожи, мы – отличаемся!»
Педагог приглашает двух участников, обращает внимание на их внешность, затем предлагает группе найти у них пять сходных и пять различных качеств.
8. Рисование «Ладошки».
На большом листе ватмана дети обводят свои ладошки разноцветными фломастерами.
Изображение ладошек в хаотичном порядке воспринимается как знак прощания, будто все друг другу помахали ладошками. И ладошки тоже у всех разные.
Занятие № 8
«Давайте жить дружно»
Задачи: формирование понимания значимости доверия, взаимопомощи, уважения, положительных эмоций при взаимодействии с людьми.
Ход занятия:
1. Приветствие «Упражнение «Доброе утро!»
Доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрём свою ладошку о ладошку соседа слева. Мы поприветствовали друг друга.
2. Психогимнастика «Грусть - радость».
Беседа:
- как выглядит грустный человек? (брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты);
- а как выглядит весёлый человек? (он улыбается, ему хочется бегать и прыгать);
Давайте покажем, какие мы, когда весёлые.
3. Игра «Пирамида радости».
Мы с вами радуемся тому, что мы вместе, у нас хорошее настроение. А когда ещё может радоваться человек? (дети говорят, и с каждым ответом накладывают ладошки друг на друга, образуя пирамиду). Завершает игру психолог.
4. Чтение сказки П. Дидык «Фло».
Вопросы для беседы после прочтения:
- как цветам удалось устоять в испытании?
- что значит «Каждый поддерживал друг друга»?
- что такое настоящая дружба?
5. Упражнение «Давай дружить».
Дети стоят в кругу. Психолог протягивает руку ребёнку слева со словами: «Давай дружить!»
Также последовательно поступают все дети.
6. Статическая медитация «Путешествие на облака» (автор К. Фопель).
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните, выдохните. Мы отправляемся в путешествие на облаке.
Прыгните на белое пушистое облако, похожую на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой «облачной» подушке. Наши облака медленно поднимаются в синее небо. Чувствуете, как ветерок овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо.
Пусть наши облака перенесут нас в волшебную страну. Здесь мы чувствуем себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Вдохните, выдохните… Теперь можно открыть глаза, встать с облака и оглянуться вокруг – мы оказались в волшебной стране, там, где все живут по законам дружбы.
7. Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу и подарите молча каждому, по очереди, самую добрую улыбку (включается музыка).
8. Рефлексия.
Участники стоят в кругу - так, чтобы каждый видел всех остальных. Все высказываются, отвечая на предложенные вопросы: что нового узнали сегодня, что на занятии было самым трудным, что больше всего понравилось?
Развитие социальных и коммуникативных умений детей 6-7 лет.
Занятие 1 «Я не один!»
Задачи: формировать умение устанавливать и поддерживать социальные контакты, воспитывать дружеские отношения, развитие коммуникативных навыков, чувство принадлежности к группе.
1. Приветствие.
«Как меня зовут».
Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое.
2. Упражнение «Найди пару».
(с использованием разрезных картинок)
Детям раздают разрезные картинки и они, передвигаясь по комнате, ищут каждый свою половинку.
3. Этюд. «Скажи хорошее о друге».
По желанию выбирают ребенка, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Психолог обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка.
4. Упражнение. «Клубочек».
Психолог: я сейчас буду исполнять роль катушки, а вы все возьметесь за руки. У нас получилась ниточка, закрепленная на катушке. Тот, кто стоит последним, будет водить всех по кругу, до тех пор, пока вся нитка не намотается на катушку. Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий дружный клубок, давайте немножко поживем в нем вместе, подышим. А сейчас не отпуская рук начинаем разматываться.
5. Упражнение. «Коробка радости».
Психолог: я принесла вам коробочку с конфетами, но они не простые. Как только вы их съедите, то превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем вокруг, что то такое, отчего они смогут стать радостными. Что мы можем пожелать людям, чтобы они стали счастливее и радостнее. Дети по очереди высказываются.
6. Упражнение – релаксация. «Порхание бабочки».
Психолог: закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите красивую бабочку, которая порхает с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев, они легки и грациозны. Теперь представьте что вы бабочки с большими красивыми крыльями. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением плавного парения в воздухе. А теперь посмотрите на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите самый красивый цветок и постепенно приближайтесь к нему, теперь вы чувствуете аромат цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую серединку цветка. Вдыхаете его аромат и открываете глаза. Расскажите о своих ощущениях.
7.Ритуал прощания. Упражнение. «Свечка».
Дети сидят в кругу и передают друг другу свечку.
Психолог: когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло. Возьмите себе тепла, повернитесь и передайте тепло другому.
Занятие 2 «Счастье – это мы!»
Задачи: способствовать развитию самоуважения детей; развивать умение сотрудничать ; содействовать формированию доверия, развитию взаимопонимания.
1.Приветствие.
Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
2. Упражнение «Я могу».
Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать.
Например: « Я умею хорошо плавать! »
3. Упражнение. «Пусть встанет тот на кого я смотрю».
Сначала начинает психолог. Он обводит взглядом детей, потом на ком то останавливает взгляд. Тот на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать, затем водящими становятся все дети, по очереди они пытаются взглядом поднять своих товарищей.
4. Упражнение. «Я знаю пять имен своих друзей».
Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей, Ваня – раз, Лена – два» и передает мяч другому ребенку. Мяч должен обойти всю группу.
5. Упражнение. «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится».
Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится…». Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится…». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится…», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится…» бросает его следующему и т.д.
6. Игра. «Мыльные пузыри».
Для выполнения упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырик. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Дети передвигаются по комнате и пускают пузыри в разные стороны, разнося свою любовь.
7. Игра – релаксация. «Отдых на море».
Психолог: лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Голубое небо, теплое солнце. Вы спокойны и счастливы. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Дует легкий свежий ветерок. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым, жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
8. Ритуал прощания. «Мягкое сердце».
Дети сидят в кругу и передают друг другу мягкую игрушку в виде сердца, при этом каждый ребенок держит в руках это мягкое сердечко и передает его тому, кто сидит рядом.
Занятие 3 «Все цвета кроме черного.»
Задачи: активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам; развивать умение сотрудничать; формировать отношения доверия.
1. Приветствие. (см. занятие 4).
2. Упражнение. «Я посылаю любовь».
Дети становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий предлагает им послушать дыхание друг друга, а затем руками без слов передать любовь и радость тем ребятам, которых они держат за руки. После этого ведущий говорит, что очень многие нуждаются в любви детей, это могут быть деревья, птицы, родители или друзья – и предлагает мысленно послать любовь и радость любому – тому, кому захочется. После этого дети открывают глаза и не разнимая рук рассказывают, кому они послали свою любовь.
3. Упражнение. «Я хочу с тобой подружиться».
Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с… » а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.
4. «Игра Большой круг-маленький круг».
Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький, и так повторить несколько раз.
5. Упражнение. «Пусть всегда будет».
Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет…», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.
6. Рисование. «Мое солнышко».
Дети рисуют каждый свое солнышко.
7. Ритуал прощания.
Дети обмениваются своими рисунками друг с другом.
Занятие 4 «Радуга успеха !»
Задачи: повышение эмоционального тонуса детей; снижение тревожности; способствовать формированию умения любить окружающих.
1. Приветствие. ( см. занятие 7).
2. Упражнение. «Эстафета хороших известий».
Психолог: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера. Пока вы говорите, у вас в руках находится мячик. Когда вы расскажите, передайте эстафету хороших известий, и бросьте мячик другому. Проследите за тем, чтобы никто из детей не был пропущен .
3. Упражнение. У кого больше «любимок ?»
Психолог говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» - людей, которых он любит. Предлагается конкур: назвать как можно больше своих любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо когда у человека много людей, которых он любит.
4. Упражнение. «Салют».
Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листов бумаги, затем мелко нарезать их, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки, изображает свой салют, а остальные все хлопают.
5. Игра. «Кого укусил комарик?».
Дети стоят в кругу. Психолог проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет - «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спину и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, кого «укусил комарик».
6. Упражнение. «Мои шаги».
Психолог заранее вырезает из бумаги следы, и выкладывает их на полу. Один из детей шагает по следам, и на каждый шаг называет свои хорошие качества: я-хороший, я- добрый, я- красивый.
7. Чтение и обсуждение с детьми сказки-метафоры. «Хвастливая чашка». (см. Приложение).
Проблема: трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Вопросы для беседы:
- как хвасталась чашка?
-что с ней произошло?
-почему хвастаться плохо?
-каким надо быть, чтобы другие хотели с тобой дружить?
8. Ритуал прощания.
Занятие 5 «Я и другие!»
Задачи: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе; содействовать улучшению общения со сверстниками.
1. Приветствие. (см. занятие 8).
2. Упражнение. «Пересядьте все кто…».
Психолог говорит, что мы все очень разные, и в то же время чем- то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте, все кто любит мороженое, любит плавать, убирать игрушки…». Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
3. Упражнение. «Сложи картинку».
Для выполнения этого упражнения необходимы несколько наборов разрезных картинок. Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый получает кусочек своей картинки. Группе необходимо собрать целую картинку.
4. Упражнение. «Спасибо. Пожалуйста!»
Психолог рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «Спасибо» и «Пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности признательности. Затем один из детей подходит к другому, и, глядя ему в глаза произносит «Спасибо». Другому необходимо сказать: «Пожалуйста». После этого он выбирает ребенка, которому он сможет сказать: «Спасибо».
5.Упражнение. «Кто сильнее любит».
Выбирают водящего, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат «Мы любим Сашу!» называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.
6. Упражнение. «Обиженный кустик».
Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
7. Коллективное рисование. «Ладонь полная солнца».
Психолог заранее готовит плакат – на большом листе ватмана рисует солнце. Дети по очереди кладут на бумагу свои ладошки так, чтобы пальцы касались солнца. Затем обводят их, и после этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку, чтобы она была красивой.
8. Ритуал прощания.
Занятие № 6 «Моя семья»
Задачи: помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.
1. Приветствие.
Дети стоят в кругу, педагог держит в руках солнце с лучиками из бумаги, называет каждого ребёнка и отрывает ему лучик от солнца; потом все дети поднимают лучики вверх и хором говорят: «Добрый день!»
2. Чтение и обсуждение стихотворения Л. Пилипенко «Любимая мама».
3. Упражнение «Кто кому кто?»
Посмотрите на эту картинку: здесь изображена большая семья (демонстрируется сюжетная картинка «Семья»).
Давайте разберёмся, кто в этой семье кому и кем доводится (например: два мальчика – они друг другу братья; бабушке девочка доводится внучкой, и пр.).
4. Рассматривание семейных фотографий:
Стихотворение про семейный альбом Н. Голь, Г. Григорьев.
Я предлагаю вам внимательно посмотреть на семейную фотографию (называется кто-то из детей, или же по желанию).
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
– кто изображён на фотографии?
- где ты? Где твои мама, папа и дедушка, брат и сестра?
- что вы делаете?
- какое у вас настроение? (педагог помогает детям).
5. Подвижная игра «Карусели».
Давайте представим, что каждый из вас пошёл со своей семьёй кататься на каруселях в парк. Кого бы вы с собой взяли? (проводится игра 2-3 раза).
6. Упражнение «Собираем добрые слова».
Дети кидают мячик друг другу, вспоминают добрые слова и хорошие качества людей.
7. Изготовление из бумаги символа семьи - голубя, под приятную, спокойную музыку.
8. Упражнение «Котёнок».
Дети представляют, что мама принесла домой котёнка, которому страшно, грустно и совсем безрадостно. Каждый ребёнок по очереди превращается в котёнка, остальные гладят его и говорят добрые слова.
Занятие 7 «Наши воспитатели»
Задачи: повышение эмоционального комфорта в группе; развитие общения и взаимодействия ребёнка с педагогами группы; снижение личностной тревожности.
1. Приветствие «Волшебный клубочек» (см. занятие № 1).
2. Упражнение «Закончи предложение»:
«Хороший воспитатель – это ….»
«Наши воспитатели. Какие они….»
3. Игра «Иголка и нитка».
Дети становятся друг за другом. «Иголка» - воспитатель, а дети - «нитка». «Иголка» бегает, меняя направления, остальные бегут за ней, стараясь не отстать.
4. Игра «Башня».
Дети стоят в круге, воспитатель вытягивает правую руку в центр, следующий кладёт сверху свою правую ладошку, и так делают все по кругу, потом то же с левой рукой.
5. Игра «Радуга».
Каждый участник загадывает какой-либо цвет радуги. По команде все выкрикивают название задуманного цвета. Команда даётся ещё раз, ещё и ещё раз, пока все не приходят к какому-то одному цвету.
Задача участников: прислушиваться к тому, что выкрикивают другие, и пробовать прийти к общему знаменателю.
6. Коллективное рисование счётными палочками: мы будем рисовать солнышко счётными палочками. Рисовать, то есть раскладывать их прямо на полу.
Нам нужно изобразить солнышко, весёлые облачка. И в нашей группе станет светло и красиво.
7. Ритуал прощания.
Занятие 8. «Я, ты, он, она –вместе дружная семья!»
Задачи: содействовать формированию доброжелательных отношений в группе; формировать отношения доверия; способствовать повышению рефлексии детей; умения любить окружающих; способствовать самовыражению детей; содействовать повышению самооценки и установлению атмосферы доверия в группе.
1. Приветствие. (см. занятие 9).
2. Упражнение. «Что я люблю».
Дети перекидывают друг другу мячик, и говорят при этом «Я люблю делать…»
3. Упражнение. «Крылья».
Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Психолог просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Куда они полетят? Кого с собой возьмут? Что увидят? Дети, не открывая глаз, придумывают, а затем открывают глаза и рассказывают о своих фантазиях группе.
4. Упражнение. «Бросок любви».
Психолог предлагает детям зарядить своей любовью какой-нибудь предмет: мягкую игрушку, мячик, клубок. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают друг у друга: «Ты получил мою любовь?» – и услышав ответ «Да!» просят передать дальше по кругу.
5. Упражнение. «Помоги другу или самая дружная пара».
Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладывают крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому, так чтобы ни одна игрушка не была сбита.
6. Коллективное рисование. «Цветы дружбы».
Психолог предлагает детям «превратиться» в очень красивые цветы. Каждый ребенок решает для себя в какой цветок он хотел бы превратиться. И рисует свой цветок на большом плакате. Когда все цветы нарисованы, дети хором говорят: «Какие красивые цветы! Мы все хотим быть такими же дружными как цветы на нашей полянке!».
7. Ритуал прощания.
Дети стоят в кругу, руки на плечах друг у друга и прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-7 лет "Давай дружить!"
Коррекционно развивающее занятие для детей старшего возраста...
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Научим Буратино дружить!"
Развитие коммуникативных навыков, профилактика агрессивного поведения детей, конструктивное решение конфликтных ситуаций....
"Давайте дружить..." - коррекционно-развивающее занятие
Формирование у детей чувства принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, обучение приемам саморасслабления, снятия психомыш...
Конспект коррекционно-развивающего занятия " Давай дружить"
Воспитание у детей умения дружить, быть другом....
Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?»
Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) с элементами тренинга.Цель: развитие групповой сплоченности, формирование коммуник...
Курс коррекционно-развивающих занятий для профилактики коммуникативных трудностей у неговорящих детей 3-5 лет "Давай дружить".
Неговорящие дети часто сталкиваются с коммуникативными трудностями. Свестники их не понимают, не принимают в совместные игры. Они сами не знают, как показать, что они хотят поиграть или сказать, что и...
Коррекционно-развивающее занятие в средней группе "Давайте дружить и не ссориться".
Цель занятия: закреплять правила хорошего поведения, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в детском коллективе.Задачи: - способствовать формированию у детей умения любить окружающих;- ра...