Конспект коррекционно-развивающего занятия "Научим Буратино дружить!"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Фирка Татьяна Дьердъевна

Развитие коммуникативных навыков, профилактика агрессивного поведения детей, конструктивное решение конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchi_druzhit.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 47 «Теремок»

                         

г. Архангельск

                         

Программное содержание:

Цель:

 Помочь детям старшего дошкольного возраста справится с отрицательными эмоциями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи:

  1. формирование навыков эмоциональной саморегуляции;
  2. устранение причин агрессии;
  3. снятие внешних проявлений нарушенного поведения;
  4. формирование социальных навыков: умения позитивно взаимодействовать друг с другом;
  5. развитие самоконтроля в конфликтных ситуациях;
  6. развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
  7. развитие внимания и памяти;
  8. развитие контроля за движениями и умения работать по инструкции;
  9.  формирование умения преодолевать трудности;
  10.  воспитание доверительного отношения друг к другу;
  11.  развитие творческого потенциала:
  12.  снятие эмоционального и мышечного напряжения, расслабление.

Материал и оборудование к занятию:

  1. игрушка «Буратино»;
  2. клубок ниток;
  3. коробка, замок, ключ;
  4. магнитофон;
  5. магнитная доска;
  6. магниты;
  7.  веер;
  8. мяч;

Раздаточный материал:

  1. черная перчатка;
  2. карточки к упражнению «поступки», на каждого ребенка

Ход занятия

Организационный момент «Приветствие»

Психолог: Ребята, встаньте в круг, посмотрите, друг на друга и улыбнитесь.

Лёгкое облачко в небе плывёт,

Нас впереди приключение ждёт.

Прежде, чем с вами отправимся в путь,

Друга приветствовать ты не забудь.

Здравствуй, (имя ребёнка)!

(Дети здороваются по кругу.)

С облачком вместе мы поплывём,

Много друзей интересных найдём.

- Сегодня, со мной произошла невероятная история: «Прихожу я сегодня утром на работу, вдруг слышу, под моим столом кто-то пищит». Послушайте загадку и отгадайте, кто же это был?

Загадка

Деревянного мальчишку,

 Шалуна и хвастунишку

 Знают все без исключений.

 Он любитель приключений.

 Легкомысленным бывает,

 Но в беде не унывает.

 И синьора Карабаса

 Обхитрить сумел не раз он.

 Артемон, Пьеро, Мальвина

 Неразлучны с ...       (Буратино)

Появляется Буратино (у него клубок и коробка). – А вот и я!

Психолог: У Буратино неприятность. Он расскажет, что произошло, а мы ему поможем.

Буратино: Мы с Мальвиной сидели на поляне. Я рисовал, а Мальвина, известная умница, попросила меня заниматься. Ух, как я не люблю это делать! Я рассердился на Мальвину, толкнул её, отобрал у неё клубок ниток, крикнул на неё, и убежал искать себе новых друзей. Вот так я попал к вам.

Психолог: А почему ты не любишь заниматься Буратино?

Буратино: Не знаю, просто так….

Психолог: Ребята, а вы любите заниматься? Ответы детей

Психолог: Буратино, а зачем ты отобрал клубок у Мальвины?

Психолог: Ребята, как вы думаете, правильно поступил Буратино? Почему?

(Ответы детей: не правильно поступил Буратино, нельзя отбирать, толкаться и кричать на людей)

Психолог: Как поступают настоящие друзья, нам поможет рассказать клубок.

Буратино: Ой, как это, покажите скорее!

Психолог: Я возьму клубок в левую руку, обмотаю нитку вокруг большого пальца правой руки. Глядя соседу в глаза, расскажу, «другом может быть тот, кто…»

Ответы детей по кругу:

( Не ссорится, делится игрушками, не отнимает их, поможет в трудную минуту, заботится о друге, дружит с мальчиками и девочками, поиграет с ними, поможет, подскажет)

- А сейчас я проверю, как вы поняли, как надо поступать не только с друзьями, но и с другими людьми или даже с природой.

Упражнение «Поступки»

Доска делится пополам, в левой части ставится пиктограмма        , в правой –        . Педагог показывает картинки, а дети должны определить плохой на ней изображён поступок или хороший, и прикрепить её под знаком и обосновать свой выбор.

Буратино: Я обязательно всё запомню, и буду также поступать.

Психолог: Буратино, а если тебя обидели или ты кого-нибудь обидел,  или тебе хочется на кого-то накричать, можно поиграть в замечательную игру, которая называется «Обзывалки».

- Участники игры передают друг другу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… каждое обращение должно начинаться со слов «А ты…», например, «А ты – морковка!». Но при этом обижаться друг на друга не надо.

А в конце игры надо обязательно сказать каждому «А ты – мой друг»

Буратино: какая замечательная и веселая игра, я в неё обязательно поиграю.

- Ребята, давайте, с вами немножко отдохнем и поиграем в такую игру, которая называется «Иванушка».

Игра «Иванушка».

По считалке выберем «Иванушку». Он ложится на ковёр, на живот. Дети садятся вокруг «Иванушки» и кладут руки ему на спину ладонями вверх. Ведущий держит в руке округлый предмет «камушек» и вместе с детьми напевает слова и одновременно прикасается по очереди «камушком» к подставленным ладоням детей, слегка надавливая на них.

Слова ведущего: «Наш Иванушка лежит и на нас не глядит, а мы для Иванушки сейчас положим камушек». На последней фразе ведущий оставляет «камушек» в ладони одного из детей. Все убирают руки со спины «Иванушки» и сжимают их в кулак.  «Иванушка садится и пытается угадать, у кого из детей в руке «камушек».

- Если быть внимательным, когда лежишь на животе. Можно почувствовать, у кого остался «камушек». (Повторить 4-5 раз).

- Молодцы! Понравилась игра?

Ответы детей.

- Ребята Буратино очень любит играть, но не любит заниматься. А играть и заниматься можно одновременно,   давайте покажем ему одну игру:

  «Да» и «нет» не говори»

- Я буду задавать вам вопросы. Отвечая  на них, вы должны не употреблять слова «да» и «нет».

Вопросы:

  1. Саша ты сейчас в лесу?
  2. Тебе 6 лет?
  3. Ты учишься в школе?
  4. Ты любишь слушать сказки?
  5. Кошки умеют квакать?
  6. На берёзе растут яблоки?
  7. Сейчас ночь?
  8. У тебя есть сестра?
  9. Рыбы плавают?
  10. Тебе нравятся мультфильмы?

Динамическая пауза «4 движения»

- Посмотрите, у Буратино есть колпак. Если я скажу «колпак», вы должны поднять руки вверх.

 Ещё у Буратино есть длинный нос. Если я скажу «нос», вы вытяните руки вперед.

 А какие замечательные башмачки у Буратино! На слово «башмачки», вы опустите руки вниз и наклонитесь.

 А ещё у Буратино есть на колпачке помпон, который при движении качается. На слово «помпон» - вы начнете вращать кистями рук. (Повторить 3-4 раза)

Психолог: - Ой, Буратино, а что это у тебя за коробочка такая и что это на ней написано?

- На ней что-то написано…..

- Там лежит что-то опасное? (педагог берет коробку в руки)

- Ребята давайте посмотрим, что там внутри.

- Буратино, шепчет мне, чтобы мы не открывали, но ведь мы посмотрим только одним глазком.

- Ой, ребята смотрите, это же перчатки…. Давайте их наденем.

Буратино: - Это не просто перчатки, а «Злая черная рука».

Психолог: - А я ведь слышала сказку о «злой черной руке»

- Послушайте:

Сказка «Злая черная рука»:  Жила-была рука, которая била, толкала детей, отнимала игрушка, причиняя всем боль и зло.

- Ребята, а  у вас были случаи, когда ваши собственные руки становились «Злыми» и «Чёрными»? Например, когда вы дрались, обижали другого, отнимали игрушки.

Ответы детей.

- Как вы думаете хорошо иметь «Черную» руку?

Ответы детей: плохо, нельзя драться.

- Давайте, скорее, снимем эти  черные перчатки, спрячем их в коробку, никогда больше её не откроем, и пусть наши ручки всегда будут добрые и ласковые.

- Вам приятней иметь «Черную руку» или добрую, ласковую?

Ответы детей: добрую и ласковую.

 - А на эту коробку мы поставим «волшебный замок», а ключ выбросим, чтоб никто не смог её открыть.

Буратино: - Я понял, что я очень обидел Мальвину. Как же теперь поступить? Подскажите?

- Давайте поможем Буратино, подскажем, как ему поступить с Мальвиной, что б она его простила?

Ответы детей: надо попросить прощение, улыбнуться, больше так не поступать.

- А сейчас Буратино, мы тебе предлагаем вместе с нами отдохнуть, садись с нами.

Упражнение на расслабление «Чудесная поляна»

(во время упражнения используются тактильные прикосновени)

- Сядьте удобно. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. «Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте, на красивой лесной полянке, где много цветов, птиц, бабочек.

Солнце светит так ярко, и это заставляет чувствовать себя лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучики, согревают вас. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы отдыхаете.

Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно свободны.

Мимо пролетела бабочка и слегка коснулась вас своим крылышком. Она легкая и пушистая. Движения её крыльев медленные и плавные.

Но вот подул свежий ветерок. Появляются ощущения обдувающего всё тело легкого и спокойного ветерка. Воздух чист и прозрачен.

А сколько на этой поляне ярких, замечательных цветов? Можно насладиться приятным запахом и ароматом. Вдохните этот аромат.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии».

- Открывайте глаза и расскажите, что вы чувствуете?

Ответы детей: было приятно.

Буратино: - Мне очень понравилось отдыхать. Но мне пора.

- Я возьму клубок и сделаю, так как вы мне подсказали. Вы действительно дружные ребята.

- Спасибо вам! До свидания! Теперь и вы мои друзья!

Психолог:- Ребята, мы хорошо с вами провели время, отдохнули, у нас хорошее настроение и пусть эти приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

- Давайте попрощаемся друг с другом. До свидания!

Литература:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, СПб, Речь, 2006
  2. Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"

Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Зимний день"

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Зимний день» Лексическая тема: Зима (признаки, одежда) Цель: развитие мелкой моторики, мышления, навыков рефлексии. 1.    Ритуал прив...

Конспект коррекционно-развивающего занятия " Давай дружить"

Воспитание у детей умения дружить, быть другом....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Развивающие игры»

Конспект коррекционно-развивающего занятия  педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Развивающие игры"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Приключение Буратино»

Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе детского сада с целью развития у детей с функциональными нарушениями зрения зрительного восприятия, логического мышления, воображения и памят...

Конспект коррекционно-развивающего занятия-тренинга "Учимся дружить"

Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраста, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенк...