Курс коррекционно-развивающих занятий для профилактики коммуникативных трудностей у неговорящих детей 3-5 лет "Давай дружить".
методическая разработка по психологии
Неговорящие дети часто сталкиваются с коммуникативными трудностями. Свестники их не понимают, не принимают в совместные игры. Они сами не знают, как показать, что они хотят поиграть или сказать, что им не нравится. В результате могут закрепиться неправильные деструктивные способы взаимодействия (такие как толкнуть, ударить и т.д.) или просто ребенок может уходить от контакта, не удовлетворяя свою потребность в общении со сверстниками. Этот курс коррекционно-развивающих занятий направлен на профилактику таких нарушений и способствует развитию коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_krz_davay_druzhit.docx | 48.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для профилактики коммуникативных трудностей у неговорящих детей 3-5 лет «Давай дружить»
Курс расчитан на 10 занятий по 45 минут для группы 3-4 детей. Перед первым занятием и после последнего проводится углубленная диагностика. В начале каждого занятия проводится приветствие, а в конце подведение итогов, закрепление пройденного материала и прощание.
Профилактика коммуникативных трудностей у неговорящих детей 3-4 лет. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога. | |||||
№ | Наименование занятия | Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть | Инструментарий |
Первичная углубленная диагностика | Организационный момент, приветствие |
| Подведение итогов | Бланки, стимульный материал согласно методикам | |
1 | Знакомство | Приветствие «Колокольчик» |
| Подведение итогов занятия. Закрепление пройденного материала. Прощание. |
|
2 | Наши эмоции | Приветствие «Колокольчик» |
| Подведение итогов занятия. Закрепление пройденного материала. Прощание. |
|
3 | Помогаем друг другу | Приветствие «Колокольчик» |
| Подведение итогов занятия. Закрепление пройденного материала. Прощание. |
|
4 | Мы -команда | Приветствие «Колокольчик» |
| Подведение итогов занятия. Закрепление пройденного материала. Прощание. |
|
5 | Вместе веселее | Приветствие «Колокольчик» |
| Подведение итогов занятия. Закрепление пройденного материала. Прощание. |
|
6 | Понимаем друг друга | Приветствие «Колокольчик» |
| Подведение итогов занятия. Закрепление пройденного материала. Прощание. |
|
7 | Учимся делиться и меняться | Приветствие «Колокольчик» |
| Подведение итогов занятия. Закрепление пройденного материала. Прощание. |
|
8 | Что такое забота | Приветствие «Колокольчик» |
| Подведение итогов занятия. Закрепление пройденного материала. Прощание. |
|
9 | Бояться нестрашно | Приветствие «Колокольчик» |
| Подведение итогов занятия. Закрепление пройденного материала. Прощание. |
|
10 | Мы - друзья | Приветствие «Колокольчик» |
| Подведение итогов занятия. Закрепление пройденного материала. Прощание. |
|
Повторная углубленная диагностика | Организационный момент, приветствие |
| Подведение итогов | Бланки, стимульный материал согласно методикам |
Приложение к Тематическому планированию коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога по теме: «Профилактика коммуникативных нарушений у неговорящих детей 3-4 лет»
Занятие 1
Приветствие «Колокольчик»
Цель: создать положительный настрой на занятие, развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: колокольчик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Психолог даёт колокольчик рядом сидящему ребёнку и напевает песенку: «У (имя ребёнка) колокольчик
Весёлый колокольчик
Дили-дили-дон, дили-дили-дон
Весёлый колокольчик.»
В это время остальные дети хлопают в ладоши. Далее колокольчик передаётся следующему ребёнку и так по кругу.
Игра с мячом «Знакомство»
Цель: развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: небольшой мяч.
Ход игры: психолог держит в руках мяч, называет своё имя и говорит: «Я люблю…(можно назвать еду, животное, вид деятельности и пр.) А ты (имя ребёнка), любишь это?» и бросает мяч ребёнку. Если б
Ребёнок любит это, он ловит мяч, если нет, не ловит.
Игра «Листочек падает»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Инструменты: лист бумаги.
Ход игры: психолог поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого психолог просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Взрослый снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Психолог отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Взрослый подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
Игра «Слушай команду»
Цель: развивать внимание, произвольность поведения.
Ход игры: звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду взрослого (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.
Игра «Где твой домик?»
Цели: развивать внимательность, командный дух, умение управлять своим поведением.
Ход игры: дети делятся на три команды: рыбки, птички, зайчики. Психолог объясняет детям, что у каждого животного есть своя среда обитания, т. е. птицы летают в небе, рыбки плавают в воде, зайчики прыгают на суше. В середине игровой площадки рисуется небольшой круг диаметром приблизительно 1,5 м. Включается негромкая веселая музыка, под нее дети бегают, прыгают, танцуют. Через некоторое время музыка выключается и психолог командует: «Небо», «Суша» или «Вода». Дети, персонажи которых относятся к названной среде, должны быстро забежать в круг. Дети, которые ошиблись, выбывают из игры. Игра повторяется несколько раз. Затем дети меняются ролями, и игра продолжается до тех пор, пока к ней наблюдается интерес.
Игра «Хлопушка»
Цель: создать радостное настроение, развивать умение взаимодействовать в группе.
Ход игры: дети и психолог встают в круг (руки вытянуть вперед, положить свои ладошки на ладошку взрослый (получается «горка»), по команде «Раз, два, три — поднять эту горку вверх (поднять «горку» вверх). По команде «Раз, два, три» (на эти слова поднимать руки и тянуть их вверх»). На слово «хлоп» хлопушка хлопает к всеобщей радости — руки быстро разводятся в стороны «фонтаном»).
Прощание: «Мы скажем пока, пока всем вам.
Всем до свидания, добрым друзьям»
Занятие 2
Приветствие «Колокольчик»
Цель: создать положительный настрой на занятие, развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: колокольчик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Психолог даёт колокольчик рядом сидящему ребёнку и напевает песенку:
«У (имя ребёнка) колокольчик
Весёлый колокольчик
Дили-дили-дон, дили-дили-дон
Весёлый колокольчик.»
В это время остальные дети хлопают в ладоши. Далее колокольчик передаётся следующему ребёнку и так по кругу.
Игра «Найди отличие»
Цель: развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: лист бумаги, карандаши.
Ход игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок психологу. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.
Игра «Изобрази эмоции»
Цель: научить детей изображать заданные эмоции, такие как грусть, радость, восторг, скука, плач, веселье и т. д.
Ход игры: психолог называет условную фразу. Например: «Буратино радуется (грустит, скучает и т. д.)», а дети должны изобразить это с помощью мимики и жестов. Можно по очереди, можно всем вместе.
Настольная игра «Микадо»
Цель: научить соблюдать правила игры.
Инструменты: коробка с игрой «Микадо»
Ход игры: игроки поочередно бросают кубик и достают из «шалашика» по одной палочке в соответствии с выпавшим на грани кубика цветом. Если «шалашик» падает, игра заканчивается. Выигрывает тот, у кого больше палочек.
Игра «Прошу – не надо»
Цель: научить детей выражать положительные и отрицательные эмоции жестами.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова "прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым "не надо” – кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута "от себя”).
Игра «Мы капусту рубим…»
Цель: снять телесные зажимы, развивать мелкую моторику.
Ход игры: (дети стоят в кругу друг за другом)
Мы капусту рубим, рубим (дети ребром ладошек стучат по спине впереди стоящего ребенка)
Мы морковку трем, трем (кулачками «трут» спину впереди стоящего ребенка)
Мы капусту солим, солим (пальчиками постукивают спину впереди стоящего)
Мы капусту жмем, жмем ( «жмут» руками спину впереди стоящего)
Затем все дети поворачиваются в кругу в обратную сторону, и игра повторяется.
Прощание: «Мы скажем пока, пока всем вам.
Всем до свидания, добрым друзьям»
Занятие 3
Приветствие «Колокольчик»
Цель: создать положительный настрой на занятие, развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: колокольчик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Психолог даёт колокольчик рядом сидящему ребёнку и напевает песенку: «У (имя ребёнка) колокольчик
Весёлый колокольчик
Дили-дили-дон, дили-дили-дон
Весёлый колокольчик.»
В это время остальные дети хлопают в ладоши. Далее колокольчик передаётся следующему ребёнку и так по кругу.
Игра «В зоопарке»
Цель: позволить детям примерить на себя различные роли – доброго, злого, хитрого, трусливого и т. д. ; повысить уровень самооценки.
Ход игры: психолог предлагает поиграть: «Представьте, что мы пришли в зоопарк. Мы будет прогуливаться, переходить от клетки к клетке, наблюдать за поведением животных. Наша задача – изобразить, как ведет себя хозяин каждой клетки». Психолог называет различных животных, дети в течение 3–4 минут изображают названного зверя, затем предлагает следующее животное. Лучше всего предлагать детям названия животных в паре с прилагательным, характеризующим его. Можно назвать следующих животных: злой волк, трусливый зайчик, сердитый медведь, добрый слон, шустрый мышонок, хитрая лиса, ленивый кот, свирепый тигр и т. д.
Игра «У птички болит крылышко»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ход игры: один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (имя ребёнка) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
Игра «Ау!»
Цель: развивать интерес к сверстникам, слуховое восприятие.
Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Игра «Поводырь»
Цель: развивать сотрудничество, помочь получить опыт доверия к окружающим.
Инструменты: повязка на глаза, стулья.
Ход игры: для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением. Это "движение" психолог заранее создаёт, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Потом участники меняются местами.
Игра «Под веселой крышей жили»
Цель: развивать навыки сотрудничества, преодоление тактильных барьеров.
Ход игры: выбирается ведущий, он держит руку ладошкой вниз ( «крыша»). Дети подставляют пальцы ( «хвостики мышей») под ладошку ребенка и произносится текст:
Под веселой крышей
Жили — были мыши.
Кошка стала их считать:1,2, 3, 4, 5…
Ведущий зажимает ладошкой пальчики тех детей, кто не успел убрать палец ( «поймала кошка»).
Прощание: «Мы скажем пока, пока всем вам.
Всем до свидания, добрым друзьям»
Занятие 4
Приветствие «Колокольчик»
Цель: создать положительный настрой на занятие, развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: колокольчик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Психолог даёт колокольчик рядом сидящему ребёнку и напевает песенку: «У (имя ребёнка) колокольчик
Весёлый колокольчик
Дили-дили-дон, дили-дили-дон
Весёлый колокольчик.»
В это время остальные дети хлопают в ладоши. Далее колокольчик передаётся следующему ребёнку и так по кругу.
Игра «Ива на ветру».
Цель: обогащать общение невербальным способом, продолжать развивать доверие к другим.
Ход игры: психолог : «Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, летний ветер раскачивает чуткие ветви ивы». Группа становиться в тесный круг, плечом к плечу, а в центре один ребенок – «ива». Легкие движения рук по направлению вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивают иву. У ребенка – «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней.
Дидактическая игра лото «Овощи-фрукты»
Цель: закрепить знания названий овощей и фруктов, пополнить словарный запас, развивать память и концентрацию внимания.
Инструменты: коробка с игрой лото «Овощи-фрукты».
Ход игры: детям раздаются карточки с изображением фруктов или овощей (на одной карточке 6 изображений. Ведущий (далее, один из детей) достает разрезную карточку, называет овощ или фрукт. Ребенок, на карточке которого имеется соответствующий названному овощ или фрукт берет ее и накладывает на свою карту, переворачивая так, что закрывает поле.
Выигрывает тот, кто первым закроет все поля своей карты.
Игра «Проснись»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ход игры: ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: "Проснись, моё солнышко!” и т. п. (можно без слов). Взрослый: « Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласково, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.» Ситуация разыгрывается по ролям. При этом "просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и "маме”. При повторе участники игры меняются ролями.
Игра «В бубен поиграй»
Цель: развивать способности концентрировать внимание, чувство ритма.
Ход игры: дети сидят на стульях, психолог с бубном, напевая, идет по кругу, давая им по очереди ударять в бубен:
Хлоп ладошкой, хлоп, хлоп!
Веселее хлоп, хлоп!
В бубен четко ударяй,
Если хочешь — поиграй! (отдает бубен ребенку, перед которым остановился. Ребенок играет, встряхивая его, остальные дети хлопают).
Игра «Изобрази сказку».
Цель: формировать умение координировать свои действия друг с другом без слов.
Ход игры: психолог рассказывает детям знакомую сказку, показывает иллюстрации. Потом предлагает детям показать сказку без слов. Роли между детьми может распределить психолог.
Прощание: «Мы скажем пока, пока всем вам.
Всем до свидания, добрым друзьям»
Занятие 5
Приветствие «Колокольчик»
Цель: создать положительный настрой на занятие, развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: колокольчик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Психолог даёт колокольчик рядом сидящему ребёнку и напевает песенку: «У (имя ребёнка) колокольчик
Весёлый колокольчик
Дили-дили-дон, дили-дили-дон
Весёлый колокольчик.»
В это время остальные дети хлопают в ладоши. Далее колокольчик передаётся следующему ребёнку и так по кругу.
Игра «Магазин игрушек».
Цель: учить детей невербальным способом описывать предмет.
Ход игры: дети сидят в кругу на стульях. Психолог: « Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из вас. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать». Дети показывают по очереди свою загаданную игрушку, озвучивает ее, психолог отгадывает.
Игра «Подарок»
Цель: развивать воображение ,навыки невербальной коммуникации.
Ход игры: один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
Игра «Дотронься...»
Цель: развивать навыки общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Инструменты: игрушки.
Ход игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит. Игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
Игра «Передай улыбку по кругу».
Цель: учить выполнять групповое правило и обмениваться переживаниями.
Ход игры: дети встают в круг. Им предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу. Таким образом улыбка передаётся по кругу.
Подвижная игра «Вместе перепрыгнем через ручеек»
Цель: развивать умение действовать согласованно, сплочённо.
Ход игры: верёвками выкладывается «ручеек» с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см). Детям предлагается, держась за руки, перепрыгнуть через «ручеек» вначале там, где он узкий, а затем там, где он по шире, и, наконец, где самый широкий.
Прощание: «Мы скажем пока, пока всем вам.
Всем до свидания, добрым друзьям»
Занятие 6
Приветствие «Колокольчик»
Цель: создать положительный настрой на занятие, развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: колокольчик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Психолог даёт колокольчик рядом сидящему ребёнку и напевает песенку: «У (имя ребёнка) колокольчик
Весёлый колокольчик
Дили-дили-дон, дили-дили-дон
Весёлый колокольчик.»
В это время остальные дети хлопают в ладоши. Далее колокольчик передаётся следующему ребёнку и так по кругу.
Игра «Эхо»
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Ход игры: дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок ведущего участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д.
Игра «Рукавички»
Цель: формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание; научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Инструменты: вырезанные из бумаги рукавички с различным не закрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников.
Ход игры: каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.
Игра «Иностранец»
Цель: обогащать мимику и пантомимику детей.
Ход игры: психолог: «К нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он». Предлагаем ребенку пообщаться с ним, показать игрушки, естественно не используя слова. Роль иностранца играет другой ребёнок.
Упражнение «Рисуем настроение музыки».
Цель: формировать умение выражать свои чувства, впечатления через цвет, рисунок
Инструменты : листы бумаги, карандаши, краски.
Ход упражнения: после прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки, можно предложить детям нарисовать ее. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет), соответствует какому настроению.
Игра «Семечко».
Цель: обучать выразительным движениям, использую мимику, жесты и движения.
Ход игры: дети стоят в кругу. Психолог стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко. «Взрослый садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти. У него раскрываются листочки, растет стебелек, появляются веточки с бутонами. Наступает радостный момент – и бутоны лопаются, росток превращается в прекрасный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам – соседям, слегка дотрагивается до соседей своими лепестками. Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой, сгибается, ложится на землю. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превращается в маленькое семечко. Снег укутал семечко. Скоро опять весна и оно оживет». Воспитатель ходит между детьми и показывает им движения.
Прощание: «Мы скажем пока, пока всем вам.
Всем до свидания, добрым друзьям»
Занятие 7
Приветствие «Колокольчик»
Цель: создать положительный настрой на занятие, развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: колокольчик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Психолог даёт колокольчик рядом сидящему ребёнку и напевает песенку: «У (имя ребёнка) колокольчик
Весёлый колокольчик
Дили-дили-дон, дили-дили-дон
Весёлый колокольчик.»
В это время остальные дети хлопают в ладоши. Далее колокольчик передаётся следующему ребёнку и так по кругу.
Игра «Зеркало».
Цель: учить с помощью жестов и мимики копировать поведение людей.
Ход игры: дети разбиваются по парам. Один из них «зеркало». Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем дети меняются местами.
Игра «Сапожок»
Цель: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.
Ход игры: в начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)
А бежали мы лесочком,
Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)
Прыг-скок! Прыг - скок!
Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок"). После этого ведущий говорит:
"Нашли сапожки!
Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.
Игра «Звериное пианино»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Ход игры: дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.). Потом психолог дотрагивается до детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.
Игра «Две игрушки – поменяемся местами»
Цель: развивать моторную ловкость, внимание, координацию движений, сотрудничество.
Инструменты: две небольшие игрушки.
Ход игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше»
Цель: формировать положительное отношение к сверстнику, сплочение группы.
Ход игры: дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом — товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.
Прощание: «Мы скажем пока, пока всем вам.
Всем до свидания, добрым друзьям»
Занятие 8
Приветствие «Колокольчик»
Цель: создать положительный настрой на занятие, развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: колокольчик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Психолог даёт колокольчик рядом сидящему ребёнку и напевает песенку: «У (имя ребёнка) колокольчик
Весёлый колокольчик
Дили-дили-дон, дили-дили-дон
Весёлый колокольчик.»
В это время остальные дети хлопают в ладоши. Далее колокольчик передаётся следующему ребёнку и так по кругу.
Игра «Расскажи стихи без слов».
Цель: упражнять в передаче содержания стихотворения с помощью мимики и пантомимики.
Ход игры: психолог читает знакомое детям стихотворение. А выбранный ребенок передает содержание, используя мимику, жесты. Следующее стихотворение показывает уже другой ребёнок.
Игра «Передача чувств».
Цель: научить детей предавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры: ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становиться любой желающий.
Подвижная игра «Пёс Барбос»
Цель: развивать эмоциональное общение ребёнка, доставить радость от совместной игры с другими детьми.
Инструменты: игрушечная собака.
Ход игры: заранее выбирается безопасное место, куда «котята» будут прятаться от «Барбоса». Роль «пса» может играть психолог или пожелавший ребёнок. Остальные дети ложатся на коврик и выполняют действия согласно тексту стихотворения.
На ковре котята спят
Мур — мур, мур — мур,
Просыпаться не хотят
Тихо спят спина к спинке
И мурлыкают во сне
Мур — мур, мур — мур,
Вот на спину все легли
Расшалились все они
Лапки вверх и все подряд
Все мурлыкают, шалят
Вот идет лохматый пес
А зовут его Барбос
Тут котята все шалят?
Разгоню я всех котят!
Игра «Встань на кого посмотрю»
Цель: обогащать невербальные средства общения через взгляд .
Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.
Игра «Забота о малыше»
Цель: способствовать формированию заботливого отношение к окружающим.
Инструменты: игрушечный набор доктора, посуда, мячик и др.игрушки.
Ход игры: выбирается два ребёнка. Один –«ребенок», а другой – «взрослый». «Взрослый» должен позаботиться о «малыше» (понарошку покормить, погулять, уложить спать, полечить, поиграть и т.д.)
Прощание: «Мы скажем пока, пока всем вам.
Всем до свидания, добрым друзьям»
Занятие 9
Приветствие «Колокольчик»
Цель: создать положительный настрой на занятие, развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: колокольчик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Психолог даёт колокольчик рядом сидящему ребёнку и напевает песенку: «У (имя ребёнка) колокольчик
Весёлый колокольчик
Дили-дили-дон, дили-дили-дон
Весёлый колокольчик.»
В это время остальные дети хлопают в ладоши. Далее колокольчик передаётся следующему ребёнку и так по кругу.
Игра «Покажу, как я люблю»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ход игры: взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т. п.
Игра «Колючий зверь»
Цель: создать позитивное настроение у детей, дружескую атмосферу.
Ход игры: психолог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Психолог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Взрослый помогает детям придумать и назвать хорошие черты характера зверя, добрые ласковые слова для него. Задача детей – пожалеть зверя, как только психолог говорит хорошее слово про это животное, дети по очереди выдергивает из него одну колючку. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид.
Игра «Тихий час для мышат».
Цель: учить передавать повадки животных, используя мимику и пантомимику.
Ход игры: психолог предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра – обедают. Гладят свои животики – наелись. Показать сонным писком, что хотят спать. Затем дети – мышата укладываются « спать» на коврик.
Подвижная игра «Зайцы и лиса».
Цель: обогащать возможности невербального общения.
Ход игры: психолог: « Наступило утро, все зайчики проснулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно. Лиса замечает зайчат и пытается догнать». Соответственно тексту и инструкциям взрослого дети выполняют соответствующие движения.
Игра «Охота на тигра»
Цель: развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: маленькая игрушка (тигр).
Ход игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
Прощание: «Мы скажем пока, пока всем вам.
Всем до свидания, добрым друзьям»
Занятие 10
Приветствие «Колокольчик»
Цель: создать положительный настрой на занятие, развивать коммуникативные навыки.
Инструменты: колокольчик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Психолог даёт колокольчик рядом сидящему ребёнку и напевает песенку: «У (имя ребёнка) колокольчик
Весёлый колокольчик
Дили-дили-дон, дили-дили-дон
Весёлый колокольчик.»
В это время остальные дети хлопают в ладоши. Далее колокольчик передаётся следующему ребёнку и так по кругу.
Игра «Эмоции героев».
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценивать ситуацию и поведение окружающих, учить детей с помощью мимики и пантомимики выражать страх, внимание, радость.
Инструменты: карточки с изображением эмоций.
Ход игры: психолог читает сказку. Детям заранее выдаются маленькие карточки с изображением различных эмоций. В процессе чтения дети откладывают на стол несколько карточек, которые на его взгляд отражают эмоциональное состояние героя в ситуациях.
Сказка «Прогулка в лес». «Друзья пошли прогуливаться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание)? Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).
Игра «Рот на замочке».
Цель: способствовать выражению эмоций, также тренировка мимических мышц.
Ход игры: психолог читает детям, стихотворение, а дети по примеру психолога выполняют мимические этюды и мимическую гимнастику - сжимают губы так, чтобы их совсем не было видно, затем закрывают рот «на замок», сильно-сильно сжимают губы, а затем расслабляют их, широко улыбаясь:
«У меня есть свой секрет,
Не скажу, его я вам, нет (поджать губы)
Ох, как сложно удержаться,
Ничего, не рассказав (4-5 сек)
Ротик улыбается,
Секрет мой раскрывается».
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: учить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций.
Ход игры: беседа с детьми о настроении, обидах, чувствах. Затем психолог сложит в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, грусть. Этот мешочек со всеми плохим, что в нем есть, выбрасывается. Затем появляется другой волшебный мешочек, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.
Игра «Сосны, елочки, пенечки»
Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.
Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Психолог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде взрослого «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.
Игра «Рисуем круги»
Цель: развивать взаимодействие, положительное отношение друг к другу.
инструменты: рулон плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик.
Ход игры: детям предлагается в любом месте листа нарисовать круг, затем посмотреть на круги других детей, выбрать понравившийся и что-то нарисовать в нем или украсить.
Прощание: «Мы скажем пока, пока всем вам.
Всем до свидания, добрым друзьям»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направления...
Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.
Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....
Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?»
Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) с элементами тренинга.Цель: развитие групповой сплоченности, формирование коммуник...
КОНСПЕКТ итогового коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «В гостях у сказки»
Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие....
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «Зимушка - зима»
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи....
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...