Консультация для педагогов "Речедвигательная гимнастика- средство коррекции речи у детей дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике

Речедвигательная гимнастика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением. В выполнении упражнений участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»







Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Однако этому процессу могут помешать различные факторы, например, нарушение одного из компонентов речи — звукопроизношения. В настоящее время в системе образования наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения различной сложности. Среди этих детей значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно сформирована фонетическая сторона речи, чаще всего звукопроизношение.

Произнесение любого речевого звука является результатом сложной скоординированной мускульной работы. Группы мышц, участвующих в процессе порождения звука, приводят в действие те органы периферического речевого аппарата, которые, взаимодействуя друг с другом, реализуют процесс звукопроизношения. Движение каждого такого органа вносит свой определенный вклад в произнесение звуков. Движения органов, участвующих в образовании речи, имеют специфический характер, который объясняется тем, что речевая деятельность человека является социально направленной и служит основным средством связи, взаимодействия и адаптации в окружающей среде.

От того, насколько точными и последовательными будут эти движения, зависит плавность и правильность речевого высказывания, что способствует правильному восприятию окружающими смысла передаваемых сообщений, а значит и комфортной коммуникации в целом. У детей с нарушениями речи, в том числе и звукопроизносительной ее стороны, зачастую отмечается недоразвитие двигательно-координационных функций, сложности переключения с одного двигательного эталона на другой, включая артикуляционные уклады звуков речи. Причинами этого могут являться, как поражения речедвигательных зон коры головного мозга, так и нарушения в анатомо-физиологическом строении периферического речевого аппарата.

Для того, чтобы преодолеть недостатки речедвигательной, а также общей двигательной функции в целом, необходимы постоянные тренировки тех систем, которые были нарушены.

В настоящее время в логопедической практике активно развивается направление, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической стороны речи (звукопроизношения), которое получило название речедвигательная гимнастика. Речедвигательная гимнастика используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами, и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. Речедвигательная гимнастика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением. В выполнении упражнений участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Основной задачей речедвигательной гимнастики является формирование и развитие двигательных способностей как основы развития речи, а также устранение речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения.

Средствами речедвигательной гимнастики являются:

1.Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

2.Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.

3.Упражнения на развитие дыхания.

К методическим приемам речедвигательной гимнастики относятся:

- показ упражнений,

-сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений,

- словесная инструкция,

- пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

Технология речедвигательной ритмики предусматривает трехуровневую модель развития речевого праксиса. В качестве теоретической основы использована теория знаменитого физиолога Н.А. Бернштейна об уровневой организации движений и их развития в онтогенезе.

Уровень 1.  Этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений речедвигательной ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения, в зависимости от того, какой звук необходимо поставить данному ребёнку, способствуют его введению, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2.  На этапе автоматизации звука речедвигательные упражнения развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения), способствуют появлению четкой дикции, интонационной выразительности. Этот этап заключается в последовательной отработке звуков от более легких по артикуляции до более сложных, при одновременной работе по формированию фонематического восприятия.

Уровень 3. Этап дифференциации звуков с применением речедвигательных упражнений способствует активизации процесса формирования фонематического слуха, развитию просодических компонентов речи и закреплению правильного произношения.

Включение системы речедвигательных упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает ее применение, в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике.

При проведении коррекционно-логопедических мероприятий с применением данной технологии целесообразно:

1. Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.

2. Использование технологии речедвигательной гимнастики наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения.

3. Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем — в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.

4. Планирования работы и ее содержания в зависимости от возраста занимающихся и от речевого нарушения, состояния их двигательной и речедвигательной функции.

Список литературы:

  1. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика»
  2. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».

Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, орган...

Презентация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»

(1 слайд). - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем районном методическом объединении. Зовут меня Зюляева Марина Сергеевна. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ &laqu...

МУЛЬТТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

В статье рассматриваются понятия «мультипликация», «мульттерапия». Представлен опыт работы учителя-логопеда по созданию мультфильма совместно с детьми с ОВЗ....

Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика - это гармоничное сочетание слова, музыки, движения....

"Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста." Консультация для воспитателей коррекционных групп.

laquo;  В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует памя...