Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельности. Описываются цели, задачи театрализованной деятельности. Виды таетра, использование и описание каждого вида театра как элемент логопедического занятия. В заключении вывод о целенаправленном использовании театрализованных игр в работе логопеда по коррекции речи детей. Прилагается буклет "Теневой театр", где раскрываются некоторые примеры использования теневого театра на занятиях по коррекциии речи детей ( на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, на запоминания букв, лексико-грамматического строя речи и пополнения словарного запаса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет "Теневой театр". | 138.23 КБ |
Презентация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые примеры использования теневого театра на занятиях в ДОУ.
- На развитие речевого дыхания – силуэты свечи, солнца, снежинки, листа дерева, облака, дерева, чашки с паром и т.д.
Игры:
- «Задуй свечу» (силуэт свечи прикреплен снизу, а пламя свечи привязано на нити сверху), «Сдуй листочек» (силуэт дерева прикреплен снизу, а листики деревьев привязаны на нити сверху). Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.
- «Бабочки" (бумажные бабочки привязанные на нити). Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.
- "Горячий чай" (силуэт чашки прикреплен снизу, а силуэт пара привязан сверху на нити). Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
- "Снег кружится, летает, летает" (бумажные снежинки свисают вниз на нитях). Цель: развитие сильного плавного выдоха.
- «Открой солнышко» (бумажные облака свисают вниз на нитях, силуэт солнца прикреплен к ширме). Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха
2. На развитие фонематического восприятия, дикции и интонации, автоматизацию и дифференциацию звуков – силуэты волка (звук у), девочки Ани (звук а), ослика (звук о), индюка (звук и), медведя (звук ы) и т.д., домиков (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный).
Игры:
- «Кто поет?» (силуэты волка, девочки, ослика, индюка и медведя, логопед произносит определенный звук, ребенок показывает и называет, кто спел песню). Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
- «Рассели картинки» (силуэты домов от одного до трех этажей, силуэты разных предметов и животных, ребенок расселяет силуэты в дома по количеству слогов). Цель: обучение слоговому анализу слов.
- «Распредели картинки» (взрослый показывает силуэты картинок со звуком л или ль, ребенок решает, что дать кукле Лале, а что Ляле). Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать навык звукового анализа.
- «Какой звук начинает слово?», «Какой звук в конце слова?» (взрослый выставляет силуэты разных предметов, ребенок узнает предмет и называет первый, последний звук в слове). Цель: учить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.
3. На запоминание букв – силуэты букв.
Игры: Цель: запоминание образа печатных букв и их порядка в алфавите, обучение чтению по слогам.
«Ккие буквы изменили своё место»(предлагася запомнить расположение букв. Затем дети закрывают глаза, меняется
положение в ряду 1-4 буквы, открыв глаза, определяют, что изменилось).
- «Какая буква потерялась?» (взрослый выставляет силуэты букв на ширме, затем одну убирает, дети отгадывают какая буква потерялась. Второй вариант: выкладывается короткое слово, логопед убирает букву, дети отгадывают какая буква потерялась).
- «Продолжи алфавит» (взрослый выставляет ряд букв алфавита, ребенок продолжает).
- «Отгадай букву» (взрослый выставляет силуэт части буквы, дети отгадывают букву).
- «Прочитай слог» (взрослый выставляет силуэты слогов, дети читают).
- «Продолжи ряд» (взрослый в определенном порядке выставляет силуэты букв, ребенок продолжает ряд).
4. На развитие лексико – грамматического строя речи и пополнение словарного запаса – силуэты овощей, фруктов, предметов мебели, посуды, разного вида транспорта, насекомых, птиц, игрушек, одежды, обуви, головных уборов, школьных принадлежностей, продуктов питания, инструментов, домашних и диких животных, цветов, деревьев и т.д.
Игры:
- «Один - много» » (взрослый выставляет на ширме силуэт одного предмета слева и несколько силуэтов этого же предмета справа. Дети называют). Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
- «Назови ласково» (взрослый выставляет на ширме силуэты разных предметов, ребенок отгадывает предмет и называет его ласково). Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- «Четвертый лишний» (взрослый выставляет на ширме силуэты четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных, ребенок называет неподходящий предмет и объясняет свой выбор». Цель: развивать способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.
- «Что положим в суп?», «Что положим в компот?» (логопед выставляет на ширме силуэты овощей и фруктов, силуэты кастрюль, дети выбираю, что положим в суп, что в компот). Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.
- «Собери игрушки» (взрослый выставляет на ширме силуэты игрушек и других предметов, дети отгадывают силуэты только игрушек и убирают их в корзину). Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.
5. На развитие связной речи – силуэты героев русских народных сказок, животных, деревьев, цветов, домов, машин, птиц и т.д.
Игры: - «Придумай и расскажи сказку»
- «Что сначала, что потом»
- «Опиши игрушку»
- «Расскажи какой?»
Цель: стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д.
МБДОУ №149
Учитель-логопед: Иванова Е.Н.
г. Батайск , 2016 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь» (А.Е. Антипина) Речь человека – это особый психический процесс познания окружающей действительности. Выражение наших мнений и представлений, это одно из средств формирования нашего сознания. Речь – это сложная нейродинамическая функция, которая объединяет в себе систему совместной работы всех анализаторов с различными участками головного мозга и ЦНС. Нарушение одного из звеньев этой системы ведет к различным стойким дефектам речи. Поэтому не случайно в толковом словаре, Ожигов Сергей Иванович дает такое определение речи: «речь – это способность говорить, выражать словами мысль»[1]. Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе образования и воспитания.
Главной целью логопеда является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь детям, подменив процесс монотонной и неинтересной работы над речью, увлекательной и интересной игрой. Исполняя роль, ребенок находится в центре внимания сверстников, его не перебивают, дают возможность самореализоваться – отсюда появляется уверенность в себе, повышается самооценка . Любой вид театрализованной деятельности помогает решать следующие задачи: — стимулировать развитие речи, внимания, памяти — улучшать координацию движений — развивать звуковую культуру речи — развивать образное мышление — развивать глагольный словарь, словарь признаков — обогащать словарь за счет слов — синонимов, антонимов — развивать связную речь
Пальчиковый театр использую как элемент логопедического занятия, занимающий около 10 минут в конце занятия. Используется: — для инсценирования русских народных сказок. — для разыгрывания коротких диалогов ( «Лис и мышонок» , «Медведь и лиса» и т. д.) Речевой материал, который изучался на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т.е. прослеживается связь с лексической темой занятия. Например: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка» . Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей. Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки ( « Заюшкина избушка» , «Кот, петух и лиса» и др.)
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи . И магнитный и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории. “ Конусный и плоскостной театры” .
Работая с плоскостными зверюшками, можно заметить ещё одну закономерность: если у ребенка не получается какое-то упражнение выполнить языком , то сначала научим его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, и постепенно выполнение его языком становится легче. Для проведения артикуляционной гимнастики использую макеты плоскостного театра.
Для закрепления лексических тем на занятиях по рисованию и аппликации, мы создаем плоскостные виды изучаемых предметов: птицы, рыбы, насекомые и т. д. Получается “театр на веревочке” . Разыгрывая театральные постановки с такими персонажами, дети легко запоминают их названия, характерные особенности, среду обитания и т. д. Быстро обогащается словарный запас ребенка, закрепляются и расширяются знания.
“Театр Би–ба- бо ” хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы . Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба- бо , невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.
Проводя элементарные манипуляции с персонажами, ребенок получает возможность почувствовать динамику, последовательность событий . “Театр теней” При прохождении темы “Животные” эффективен “театр масок”. Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…
И, наконец, самый интересный и самый сложный для детей “Сценический театр”. Когда ребенок сам становится персонажем: это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.
Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность, совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит одновременно. В процессе работы тексты спектаклей корректируются в соответствии с требованиями логопеда: заменяются, вставляются и исключаются слова с учетом возможностей ребенка. Сложно, но интересно, а желание участвовать в спектакле – это огромный стимулирующий фактор . Целенаправленное, систематическое использование театрализованных игр в работе логопеда по коррекции речи, помогает в более короткие сроки закрепить, автоматизировать все речевые навыки, полученные детьми на занятиях. Ребенок становится более раскрепощенный, эмоциональный, уверенный в себе, что поможет наилучшим образом подготовить его к школе, что и является конечной целью логопеда. Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»
Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необход...
Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...
Презентация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»
(1 слайд). - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем районном методическом объединении. Зовут меня Зюляева Марина Сергеевна. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ &laqu...
Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста.»
Актуальной проблемой в настоящее время является формирование коммуникативных навыков общения в дошкольном возрасте. Это связано с одной стороны, с особенностями социального окружения ребёнка, в которо...
"Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста." Консультация для воспитателей коррекционных групп.
laquo; В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует памя...
Проект по теме: "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".
Тип проекта: познавательный, игровой.Продолжительность проекта:Долгосрочный (сентябрь – февраль)Участники проекта:Дети младшей-средней группыВоспитателиРодители...