"Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста." Консультация для воспитателей коррекционных групп.
консультация по коррекционной педагогике

глазырина татьяна викторовна

 «  В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь»
 

(А.Е. Антипина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_microsoft_office_word.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Функции детской игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме.  

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления (спектакли).

 «  В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь»
(А.Е. Антипина)

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

ЦЕЛЬ:
создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

ЗАДАЧИ :
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- коммуникативная функция, развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность .

-  обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
- развитие эстетических способностей.

Принимая во внимание особенности детей в коррекционных группах, их речевые нарушения, становится очевидным, что приобщение ребенка к театрализованной деятельности должно происходить поэтапно, с постепенным усложнением.

“Театр теней”
Проводя  элементарные манипуляции с персонажами, ребенок получает
возможность почувствовать динамику, последовательность событий.

 “Пальчиковый театр”.
 Никаких лишних движений – только речь.  Это открывает широкий спектр возможностей для работы с артикуляцией,
звуками, дыханием.
А главное, дети продолжают играть  самостоятельно, используя слова и звуки, предложенные воспитателем в сценарии.

“ Колпачковый, конусный и плоскостной театры” .

Здесь происходит синхронизация
речи и движения. Речь окрашивается эмоционально ( грустный, веселый, сердитый,
обиженный, удивленный).

Плоcкостной палочковый театр”.
Готовые  куклы больших размеров ребенок перемещает над ширмой и при этом двигается сам. Речь связывается с движениями, обогащается интонациями, объединяется в едином сценарии, ребенок контролирует себя, соблюдая очередность в произношении текста.

При прохождении темы “Животные”  эффективен  “театр масок”. Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…

“Театр Би–ба-бо” хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы.

И, наконец, самый интересный и самый сложный для детей “Сценический театр”.  Когда ребенок сам становится персонажем:  это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.

В процессе «театральной» игры,  дети старательно тренируют лицевые мышцы, формируется правильное дыхание, четкая дикция, интонации, артикуляция.

Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность, совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит одновременно.
В процессе работы тексты спектаклей корректируются в соответствии с требованиями логопеда: заменяются, вставляются и исключаются слова с учетом возможностей ребенка.
Сложно, но интересно, а желание участвовать в спектакле – это огромный стимулирующий фактор.

Для усиления эмоционального восприятия сценического сюжета используются декорации. Для ребенка легче войти в роль, легче проникнуть в суть происходящего на сцене, почувствовать и воспроизвести характер своего героя, если хорошо подобрано сценическое оформление.

Помещая персонаж среди  декораций,  ребенок легче входит в образ, фантазирует, раскрываются его творческие способности.

Представить себя режиссером, выразить свое индивидуальное восприятие спектакля ребенку помогает игра  “Создай декорацию”

Малыш еще не достаточно хорошо рисует, а собрать декорацию из заранее подобранных элементов просто и интересно, появляется  возможность экспериментировать.

Этим мы развиваем творческие способности ребенка, усиливаем эффект восприятия художественного произведения, умение воспринимать и передавать образы. Мы развиваем образную речь, потому - что описав созданную им самим декорацию, ребенок должен использовать расширенный, эмоционально окрашенный набор слов, связать его в единый описательный рассказ. А ведь ему так хочется это сделать! Это то, что мы хотим услышать от малыша, только введенное в статус игры, интересное для него и не утомляющее ребенка.

Можно увидеть очень неожиданные решения, потому что фантазия ребенка безгранична, а каждый малыш видит мир в необремененном стереотипами виде.

 Театр понятен, доступен, интересен каждому малышу. С его помощью ребенок намного быстрее  и, что самое главное, без лишнего напряжения раскрывается и совершенствует свою речь.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес, возрастные особенности развития.

 Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. 1997г.
  2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Дошкольное воспитание 1998 № 9.
  3. Сухомлинский В. Л. Сердце отдаю детям. Киев. 1997.
  4. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. , Петрова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г.
  5. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994г.
  6. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Москва, 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей с ОНР.

Все мы, педагоги и родители, стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уваже...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя                 следующие разделы:игры в куколь...

Консультация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр...

«Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Я целенаправленно использую в своей работе с детьми театрализованную деятельность, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. Театрализованная деятельност...

Презентация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»

(1 слайд). - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем районном методическом объединении. Зовут меня Зюляева Марина Сергеевна. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ &laqu...