Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Зарипова Диляра Зифировна

Речедвигательная гимнастика - это гармоничное сочетание слова, музыки, движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Однако этому процессу могут помешать различные факторы, например, нарушение одного из компонентов речи — звукопроизношения. В настоящее время в системе образования наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения различной сложности. Среди этих детей значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно сформирована фонетическая сторона речи, чаще всего звукопроизношение. Звукопроизношение, как компонент речевой системы является одним из важнейших средств речевой коммуникации, в основе которого лежат различные психофизиологические механизмы.

У детей с нарушениями речи, в том числе и звукопроизносительной ее стороны, зачастую отмечается недоразвитие двигательно-координационных функций, сложности переключения с одного двигательного эталона на другой, включая артикуляционные уклады звуков речи. Причинами этого могут являться, как поражения речедвигательных зон коры головного мозга, так и нарушения в анатомо-физиологическом строении периферического речевого аппарата. Для того, чтобы преодолеть недостатки речедвигательной, а также общей двигательной функции в целом, необходимы постоянные тренировки тех систем, которые были нарушены.

В настоящее время в логопедической практике активно развивается направление, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической стороны речи (звукопроизношения), которое получило название речедвигательная гимнастика (речедвигательная ритмика). Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами, и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. 

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. У детей, имеющих  нарушение речи наблюдается скованность и замедленность движений, недостаточно развито чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, недостаток резерва дыхательной системы.

Для получения коррекционного эффекта игры и упражнения должны   проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.

Освоение речедвигательных упражнений мы начинаем с произношения гласных звуков, вырабатываем речевое дыхание. При выполнении этих упражнений, раскрывается диафрагма. Речевое дыхание становится правильным, а звуки чистыми.

1. Упражнения на артикуляцию гласных звуков

А– разводим руки в стороны

О– поднимаем руки вверх

У– вытягиваем руки, вперед показывая указательный палец

И– поднимаем руки, вверх показывая указательный палец

Ы – руки согнуты в локтях, у груди сжаты пальчики в кулак, разводим кулаки в

стороны

Э - поднимаем руки вверх и касаемся плечиков

Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно

2. Упражнения на проговаривание слогов

За-за-за 

Разводим руками в стороны

Уходи домой коза

Грозим указательным пальчиком перед собой и разводим руки в стороны

Шу – шу – шу

Выпрямляем руки вперед

Я рукой машу

Машем ладошками

Ро – ро – ро

Наклон туловища вперёд делаем моторчик

Потерял петух перо

Поднимаем руки вверх

3. Упражнения на формирование речевого выдоха, плавной

воздушной струи.

    На выдохе произносим звуки и слоги

Па – па – па – па – па

Говорим медленно, руки сжаты в кулак

Па – па – па

Говорим быстрее,  после каждого выдоха расслабляемся

Па – па – па

Ещё быстрее произносим слоги

Та-та-та

Руки сжаты в кулак,  напряглись и громко проговариваем,  движением руки как бы бросая на пол одновременно топая ногой, расслабились.

Та – та – та

Сжатый кулак, поднимая, немного вверх и опуская, вниз проговариваем медленно, а затем с ускорением

4. Чистоговорки с движением рук.

«Веселые слоги»

Ла-ла-ла… Дети хлопают в ладоши (3 раза).

Мила пол мела. Показывают как подметают пол.

Лу-лу-лу… Хлопают (3 раза).

Слава взял пилу. Делают скользящие движения ладоней друг о друга.

Ул-ул-ул… Хлопают (3 раза).

Михаил уснул. Кладут руки под щечку.

Ща-ща-ща… Хлопают (3 раза).

Наварили мы борща. Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Щи-щи-щи… Хлопают (3 раза).

Щиплем щавель мы на щи. Сжимают и разжимают пальцы

5.Речедвигательные упражнения.

            «Ветер»

Ветерок листвой шумит: шу-шу-шу, шу-шу-шу,

В трубах громко он гудит: у-у-у, у-у-у,

Поднимает пыль столбом: бом-бом-бом, бом-бом-бом,

Дует он везде, кругом: гом-гом-гом, гом-гом-гом!

Может вызвать бурю он: страх-страх, страх-страх!

Не удержится и слон: ах-ах, ах-ах!

(Дети ритмично потирают ладони. Ритмично хлопают над головой. Ритмично топают ногами. Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя. Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения. Ритмично покачивают головой).

«Лужи»

Шлеп-шлеп-шлеп, иду по лужам.

Хлоп-хлоп-хлоп, вода в ботинках.

Кап-кап-кап, мне зонтик нужен.

Оп-оп-оп, вода по спинке.

Буль-буль-буль, упала шапка.

Ой-ой-ой, кругом вода.

Да-да-да, себя так жалко.

Одевайтесь в дождь всегда!

(Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. Ритмично притопывают ногами. Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз. Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают себя по предплечьям. Выполняют ритмичную пружинку. Ритмично кружатся. Ритмично кивают головами).

«Прощание с дождем»

Дождик, дождик, не грусти!

Кап-кап, кап-кап!

Снова в гости приходи!

Кап-кап, кап-кап!

(Говорят слова, грозя пальцем. Ритмично хлопают в ладоши. Манят ручками. Хлопают в ладоши)

   «Учим стихи по картинкам»

Педагог показывает детям картинку. Рассказывает стихотворение, затем вместе с детьми обыгрывает стихотворение движениями:

Пляшут мышки – шалунишки

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, мышки, не шумите,

Кота Прошку не будите.

Глазки Прошка открывает,

Мышки дружно убегают.

«Шла собака через мост»

Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение, выполняя определённые движения:

Шла собака по тропинке,

И несла она в корзинке:

(Шагаем пальчиками по коленям.)

Раз – сосиску,

Два – редиску,

Три – лягушку,

А четвёртую – подушку.

(Показываем четыре пальца, большой прижимаем к ладони.)

Пять куда – то подевалось.

(Четыре пальца собраны в кулак, большой палец поднят вверх.)

Видно где – то затерялось.

(Руки подняты на уровне груди, ладони направлены вверх. Делаем переворот, ладони направлены вниз.)

Таким образом, материал, содержащийся в данной работе, может значительно облегчить подготовку к занятиям по развитию речи педагогам, работающим с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».

Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, орган...

Презентация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»

(1 слайд). - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем районном методическом объединении. Зовут меня Зюляева Марина Сергеевна. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ &laqu...

МУЛЬТТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

В статье рассматриваются понятия «мультипликация», «мульттерапия». Представлен опыт работы учителя-логопеда по созданию мультфильма совместно с детьми с ОВЗ....

"Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста." Консультация для воспитателей коррекционных групп.

laquo;  В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует памя...

Консультация для педагогов "Речедвигательная гимнастика- средство коррекции речи у детей дошкольного возраста"

Речедвигательная гимнастика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением. В выполнении упражнений участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции...