Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи
Речедвигательная гимнастика - это гармоничное сочетание слова, музыки, движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_rechedvigatelnaya_gimnastika.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»
Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Однако этому процессу могут помешать различные факторы, например, нарушение одного из компонентов речи — звукопроизношения. В настоящее время в системе образования наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения различной сложности. Среди этих детей значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно сформирована фонетическая сторона речи, чаще всего звукопроизношение. Звукопроизношение, как компонент речевой системы является одним из важнейших средств речевой коммуникации, в основе которого лежат различные психофизиологические механизмы.
У детей с нарушениями речи, в том числе и звукопроизносительной ее стороны, зачастую отмечается недоразвитие двигательно-координационных функций, сложности переключения с одного двигательного эталона на другой, включая артикуляционные уклады звуков речи. Причинами этого могут являться, как поражения речедвигательных зон коры головного мозга, так и нарушения в анатомо-физиологическом строении периферического речевого аппарата. Для того, чтобы преодолеть недостатки речедвигательной, а также общей двигательной функции в целом, необходимы постоянные тренировки тех систем, которые были нарушены.
В настоящее время в логопедической практике активно развивается направление, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической стороны речи (звукопроизношения), которое получило название речедвигательная гимнастика (речедвигательная ритмика). Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами, и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.
Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. У детей, имеющих нарушение речи наблюдается скованность и замедленность движений, недостаточно развито чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, недостаток резерва дыхательной системы.
Для получения коррекционного эффекта игры и упражнения должны проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.
Освоение речедвигательных упражнений мы начинаем с произношения гласных звуков, вырабатываем речевое дыхание. При выполнении этих упражнений, раскрывается диафрагма. Речевое дыхание становится правильным, а звуки чистыми.
1. Упражнения на артикуляцию гласных звуков
А– разводим руки в стороны
О– поднимаем руки вверх
У– вытягиваем руки, вперед показывая указательный палец
И– поднимаем руки, вверх показывая указательный палец
Ы – руки согнуты в локтях, у груди сжаты пальчики в кулак, разводим кулаки в
стороны
Э - поднимаем руки вверх и касаемся плечиков
Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно
2. Упражнения на проговаривание слогов
За-за-за | Разводим руками в стороны |
Уходи домой коза | Грозим указательным пальчиком перед собой и разводим руки в стороны |
Шу – шу – шу | Выпрямляем руки вперед |
Я рукой машу | Машем ладошками |
Ро – ро – ро | Наклон туловища вперёд делаем моторчик |
Потерял петух перо | Поднимаем руки вверх |
3. Упражнения на формирование речевого выдоха, плавной
воздушной струи.
На выдохе произносим звуки и слоги
Па – па – па – па – па | Говорим медленно, руки сжаты в кулак |
Па – па – па | Говорим быстрее, после каждого выдоха расслабляемся |
Па – па – па | Ещё быстрее произносим слоги |
Та-та-та | Руки сжаты в кулак, напряглись и громко проговариваем, движением руки как бы бросая на пол одновременно топая ногой, расслабились. |
Та – та – та | Сжатый кулак, поднимая, немного вверх и опуская, вниз проговариваем медленно, а затем с ускорением |
4. Чистоговорки с движением рук.
«Веселые слоги»
Ла-ла-ла… Дети хлопают в ладоши (3 раза).
Мила пол мела. Показывают как подметают пол.
Лу-лу-лу… Хлопают (3 раза).
Слава взял пилу. Делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Ул-ул-ул… Хлопают (3 раза).
Михаил уснул. Кладут руки под щечку.
Ща-ща-ща… Хлопают (3 раза).
Наварили мы борща. Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Щи-щи-щи… Хлопают (3 раза).
Щиплем щавель мы на щи. Сжимают и разжимают пальцы
5.Речедвигательные упражнения.
«Ветер»
Ветерок листвой шумит: шу-шу-шу, шу-шу-шу,
В трубах громко он гудит: у-у-у, у-у-у,
Поднимает пыль столбом: бом-бом-бом, бом-бом-бом,
Дует он везде, кругом: гом-гом-гом, гом-гом-гом!
Может вызвать бурю он: страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон: ах-ах, ах-ах!
(Дети ритмично потирают ладони. Ритмично хлопают над головой. Ритмично топают ногами. Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя. Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения. Ритмично покачивают головой).
«Лужи»
Шлеп-шлеп-шлеп, иду по лужам.
Хлоп-хлоп-хлоп, вода в ботинках.
Кап-кап-кап, мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп, вода по спинке.
Буль-буль-буль, упала шапка.
Ой-ой-ой, кругом вода.
Да-да-да, себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!
(Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. Ритмично притопывают ногами. Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз. Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают себя по предплечьям. Выполняют ритмичную пружинку. Ритмично кружатся. Ритмично кивают головами).
«Прощание с дождем»
Дождик, дождик, не грусти!
Кап-кап, кап-кап!
Снова в гости приходи!
Кап-кап, кап-кап!
(Говорят слова, грозя пальцем. Ритмично хлопают в ладоши. Манят ручками. Хлопают в ладоши)
«Учим стихи по картинкам»
Педагог показывает детям картинку. Рассказывает стихотворение, затем вместе с детьми обыгрывает стихотворение движениями:
Пляшут мышки – шалунишки
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, мышки, не шумите,
Кота Прошку не будите.
Глазки Прошка открывает,
Мышки дружно убегают.
«Шла собака через мост»
Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение, выполняя определённые движения:
Шла собака по тропинке,
И несла она в корзинке:
(Шагаем пальчиками по коленям.)
Раз – сосиску,
Два – редиску,
Три – лягушку,
А четвёртую – подушку.
(Показываем четыре пальца, большой прижимаем к ладони.)
Пять куда – то подевалось.
(Четыре пальца собраны в кулак, большой палец поднят вверх.)
Видно где – то затерялось.
(Руки подняты на уровне груди, ладони направлены вверх. Делаем переворот, ладони направлены вниз.)
Таким образом, материал, содержащийся в данной работе, может значительно облегчить подготовку к занятиям по развитию речи педагогам, работающим с дошкольниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".
Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...
«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».
Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста
Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, орган...
Презентация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»
(1 слайд). - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем районном методическом объединении. Зовут меня Зюляева Марина Сергеевна. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ &laqu...
МУЛЬТТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
В статье рассматриваются понятия «мультипликация», «мульттерапия». Представлен опыт работы учителя-логопеда по созданию мультфильма совместно с детьми с ОВЗ....
"Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста." Консультация для воспитателей коррекционных групп.
laquo; В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует памя...
Консультация для педагогов "Речедвигательная гимнастика- средство коррекции речи у детей дошкольного возраста"
Речедвигательная гимнастика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением. В выполнении упражнений участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции...