«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практикума «Преодоление ОНР у детей с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_teoriya.docx | 25.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Преодоление ОНР у детей с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий».
«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».
Подготовила:
учитель-логопед Белоусова Н.В.
Январь 2019г.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
С этой целью была разработана образовательная программа «Говорящая музыка», которая составлена на основе системы логоритмических занятий, разработанной Г.Волковой и учебно-методических пособий Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».
Направленность программы: данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально - личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.
Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста.
Направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
- развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
- развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.
Задачи обучения:
- Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать грамматический строй и связную речь.
- Образовательные задачи:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
- Оздоровительные задачи:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций.
Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. Средствами логопедической ритмики являются:
ходьба и маршировка в различных направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
ритмические упражнения;
самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями;
игровая деятельность;
упражнения для развития творческой инициативы.
Практические упражнения.
- Динамическое упражнение «Кто как ходит»
Кошка ходит по-кошачьи, Ходит крадучись она. | Пружинящий шаг |
А собака по-собачьи Ходит, гордости полна. | Ходьба с высоким подъемом колена |
По-утиному утенок Чуть вразвалочку идет. | Шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону |
По-козлиному козленок Скачет рожками вперед. | Подскоки |
По-слоновьи ходит слон, Тяжело ступает он. | Ходьба, опираясь на ступни и ладони |
По-гусиному – гусята Важно шествуют шажком. | Ходьба в полуприседе |
А по улице ребята – Кто в припрыжку, кто пешком. | Бег с постепенным переходом на ходьбу |
- Дыхательное упражнение «Покачай игрушку».
Цель: укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху.
Описание: дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном вдохе дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают её.
Качели вверх,
Качели вниз,
Крепче ты, дружок, держись.
- Пальчиковая гимнастика «Пять мух»
Пять мух кругом летают, Танцуют и поют. | Пять пальчиков - мухи. Перебираем пальчиками в воздухе (мухи летают). |
Одну из них поймали, | Партнёр по игре ловит одну из мух (или ловит сам ребёнок свободной рукой). |
Ещё четыре тут. | Большой палец загибаем - остаётся четыре "мухи". |
Четыре толстых мухи Уселись на двери. | Ладонь повёрнута тыльной стороной наружу. Рука зафиксирована. Сгибаем - разгибаем пальцы |
Одна вдруг улетела, Осталось только три. | Действия аналогичны предыдущим, только в этот раз остаётся не 4, а 3 пальца. |
Три мухи на нос сели - Ползут по голове, | Действия соответствуют тексту. |
Одна вдруг улетела, Осталось только две. | |
Две мухи друг за другом, Летают у окна, | Перебираем пальцами в воздухе, вращаем кистью. |
Одна вдруг улетела, Осталась здесь одна. | |
Одна большая муха Упала на пол - бух! | Роняем руку на колени/стол. |
Куда – то убежала, | Загибаем оставшийся палец. |
И нет в квартире мух. | Вращаем кулачком. |
А утром мы проснулись И увидали вдруг, Пять хорошо знакомых Тех самых старых мух. | Разгибаем пальцы, перебираем ими в воздухе. |
- Массаж «Ходит ёжик»
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу И колючками своими колется, колется. А я ёжику-ежу ту тропинку покажу, Где катают мышки маленькие шишки. | тихонько походить ноготками по спинке провести подушечкой указательного пальца к бочку немного пощекотать ребёнка |
- Чистоговорка «Лиса»
СУ, СУ, СУ, СУ, не пускают в дом лису.
СА, СА, СА, СА, ждёт у дома два часа.
СЫ, СЫ, СЫ, СЫ, она хочет колбасы.
СИ, СИ, СИ, СИ, ей кусочек отнеси.
- Комар и конь. Бегал конь по полю (1). И прилетел к нему комар (2)
Сел комар коню на спину, а потом на шею, а потом на ухо (3). А потом и говорит:
- Хоть и большой ты и сильный, а мы, комары, еще сильнее: как накинемся, всего покусаем и победим.
- А вот нет, — говорит конь. Тут комар как зажужжит (4).
И из леса и с болота, и с пруда слетелись комары (5).
Облепили они коня, и на спине сидят и на шее сидят, и на щеках, и на ногах(6). Вот конь и спрашивает:
- Все, что ли, прилетели? - Все!- отвечают комары.
- Тогда держитесь, — говорит конь. И как повалится на спину(7) и начал с боку на бок перекатываться (8). Всех комаров передавил, один только комар и остался. Скоро он к тебе прилетит.
1 – барабаним кулаками по спине (туловищу).
2 – водим пальцам по спине (туловищу).
3, 6 – дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
4,5 – звукоподражание.
7 – ложимся на спину.
8 – катаемся на спине, переваливаясь с боку на бок.
- «Зимняя дорога»
- Комплекс «Разминка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
В данном материале представлена регулировка речевого дыхания, упражнения на отработку фонационного дыхания, упражнение на дыхание с участием голоса...
Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".
Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста
Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, орган...
Презентация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»
(1 слайд). - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем районном методическом объединении. Зовут меня Зюляева Марина Сергеевна. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ &laqu...
Консультация "Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей среднего возраста"
Речедвигательная ритмика - это специфический метод формирования и коррекции произносительной стороны речи, которая включает двигательные упражнения, где учавствует тонкая и общая моторика, органы арти...
Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи у детей дошкольного возраста
Речедвигательная гимнастика - это гармоничное сочетание слова, музыки, движения....
Консультация для педагогов "Речедвигательная гимнастика- средство коррекции речи у детей дошкольного возраста"
Речедвигательная гимнастика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением. В выполнении упражнений участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции...