Проект учителя-логопеда "В стране шипящих звуков"
проект по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 8 «Солнышко»
Проект по речевому развитию дошкольников
« В стране шипящих звуков».
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Восточная мудрость)
Автор: учитель- логопед
Линде Юлия Борисовна
Бердск 2020.
Технологическая карта проекта
Название проекта | В стране шипящих звуков. |
Руководитель проекта | Кнауб Надежда Николаевна, заведующий МАДОУ №8 |
Консультант проекта | Леонтьева Вера Васильевна, методист МАДОУ №8 |
Разработчик и составитель проекта | Учитель-логопед Линда Юлия Борисовна |
Название организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко». |
Участники | Воспитатели, специалисты детского сада, воспитанники и их родители. |
Актуальность, основания для разработки проекта | В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения, поскольку от уровня овладения устной связной речью зависят успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие. Поэтому одним из приоритетных направлений ФГОС дошкольного образования в Российской Федерации является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Пребывание ребенка в детском саду создает благоприятные условия для проведения не только систематической работы по формированию правильной речи, но и позволяет решать задачу профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения. Чем лучше развит у ребенка фонематический слух, тем чище и правильнее будет его звукопроизношение, тем грамотнее он будет писать в школе. Поэтому работа по формированию правильного звукопроизношения и развитию органов артикуляционного аппарата должна происходить параллельно с формированием фонематического слуха. К сожалению, педагоги не всегда владеют игровыми приемами по формированию звуковой культуры речи. Многие родители не придают серьезного значения речевому развитию своего ребенка, считая, что со временем ребенок сам научится говорить правильно, да и не обладают нужными знаниями и умениями. Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулёзной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Данный проект направлен на систематизацию игровых методов и приемов для автоматизации шипящих звуков. |
Цель | Объединение усилий всех участников образовательного процесса: учителя-логопеда, педагогов, детей и их родителей в формировании звуковой культуры речи дошкольников (закрепление правильного произношения шипящих звуков), развития их речевой активности, повышения интереса к логопедическим занятиям. |
Задачи | - развивать речевую активность детей; - совершенствовать грамматический строй речи, продолжать формировать звуковую культуру речи, умение различать и правильно употреблять в речи шипящие звуки; - познакомить с игровыми приемами автоматизации звука в домашних условиях. - Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания |
Сроки реализации | 01.12.20- 21.12.20 |
Ожидаемые результаты |
|
Место проведения | 633010. Новосибирская область, г. Бердск, ул. Герцена 16, МАДОУ№8 «Солнышко». Группа №4. |
Вид проекта: практический, игровой.
Продолжительность: краткосрочный (в течение 20 дней)
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Введение.
Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулёзной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Трудной и несколько монотонной для детей является работа по автоматизации звуков, работа над пересказом и связной речью. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание одних и тех же слогов и слов, словосочетаний и предложений. У дошкольника теряется и пропадает интерес к логопедическим занятиям. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных технологий и игровых методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи. Один из наиболее эффективных - метод проектов.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Часто в логопедической практике продуктом проекта является лэпбук.
Он позволяет решать сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.
Одним из путей решения проблемы мотивации на логопедических занятиях является разработка проекта «В стране шипящих звуков». Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
Новизна проекта заключается в форме организации работы на логопедических занятиях, где используются не только традиционные методы работы, но и инновационные, которые успешно решают проблему заинтересованности, мотивации ребенка.
Объект исследования: дети , имеющие сложности в произношении шипящих звуков, дети без особенностей произношения.
Предмет деятельности: шипящие звуки, их артикуляция, использование в речи. Процесс автоматизации звуков, звуковой анализ и синтез.
Цель проекта: Объединение усилий всех участников образовательного процесса: учителя-логопеда, педагогов, детей и их родителей в формировании звуковой культуры речи дошкольников (закрепление правильного произношения шипящих звуков), развития их речевой активности, повышения интереса к логопедическим занятиям.
Задачи:
- развивать речевую активность детей;
- совершенствовать грамматический строй речи, продолжать формировать звуковую культуру речи, умение различать и правильно употреблять в речи шипящие звуки;
- познакомить с игровыми приемами автоматизации звука в домашних условиях.
- Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания
Участники проекта:
Воспитатели, специалисты детского сада, воспитанники и их родители.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Автоматизировано произношение шипящих звуков в словах и предложениях.
2. Создана информационно - методическая база для работы с детьми по автоматизации шипящих звуков.
3. Дети овладели навыками звукового анализа и синтеза, научились выделять шипящие звуки среди других звуков.
4. Дети испытывают интерес к речевым играм.
Предполагаемые продукты проекта:
- Квест-игра для подготовительной группы «В стране шипящих звуков»
- Лэпбук «Шипелочка»
- Презентация к проекту и квест-игре «В стране шипящих звуков»
- Учебно-методический пакет для работы по автоматизации шипящих звуков.
Формы представления предполагаемых результатов и их внедрение:
1.Представление материалов на сайте ДОУ и в СМИ.
2. Участие в семинарах , МО, выставках.
План работы
Содержание работы | Сроки | Участники | Ответственный | Работа с детьми | |
Подготовительный этап (01 декабря- 4 декабря) | |||||
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; | 01 дек. | Учитель-логопед, воспитатели | Линде Ю.Б. | Знакомство с шипящими звуками; что будет, если эти звуки исчезнут или их неправильно произносить? | |
Выбор методов работы по автоматизации шипящих звуков. | 02 дек-04 дек | Учитель-логопед | Линде Ю.Б. | Постановка проблемы: как запомнить звуки? | |
Работа с родителями | 01 дек-07 дек | Учитель-логопед, воспитатели, родители | Линде Ю.Б., воспитатели | Сбор материала для автоматизации шипящих звуков. | |
Основной этап (4 декабря- 18 декабря) | |||||
Систематизация материала для проекта | 07 дек-09 дек | Учитель-логопед | Линде Ю.Б. | Работа по автоматизации шипящих звуков. | |
Создание лэпбука «Шипелочка» | 09 дек-15 дек | Учитель-логопед. | Линде Ю.Б. | Работа по заданиям из лэпбука. | |
Квест-игра «В стране шипящих звуков» | 18 дек | Учитель-логопед, воспитатели | Линде Ю.Б. | Выполнение заданий квеста | |
Заключительный этап. (21 декабря) | |||||
Анализ результатов проекта. | 21 дек | Учитель-логопед, методист | Леонтьева В.В., Линде Ю.Б. |
Условия реализации проекта
Управление проектом предполагает опору на актуальный уровень развития участников проекта: руководителя, воспитателей, учителя-логопеда детского сада, воспитанников и их родителей по плану проекта:
Руководитель (заведующий)- обеспечение материально-технической и педагогической базы в ходе реализации проекта.
Методист - обеспечение информационно-методической базы, работа с педагогами ДОУ, координация деятельности по реализации проекта, координация деятельности участников проекта по проведению мероприятий.
Учитель-логопед– создание и проведение проекта, лэпбука «Шипелочка» к проекту, Квест- игры «В стране шипящих звуков».
Воспитатели – помощь учителю-логопеду в создании и проведении проекта «В стране шипящих звуков».
Информационно -методическое обеспечение проекта
- Материалы для автоматизации шипящих звуков.
- Стихи, загадки дидактические игры.
- Рекомендации воспитателям и родителям.
- Разработки квест- игры, лэпбука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект учителя-логопеда "В мире звуков и букв"
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того ...
В стране шипящих звуков
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является коррекция недостатков речи ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт ...
Путешествие в страну шипящих звуков
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление правильного произношения звука [ш]. Упражнения: в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах на слух и в произношении; в определении позиц...
Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в страну шипящих звуков»
Данный материал будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп...
Конспект по звуковой культуре речи « В стране шипящих звуков».
Конспект по звуковой культуре речи « В стране шипящих звуков»....
Презентация к докладу на РМО учителей-логопедов "Копилка игр учителя-логопеда используемая при автоматизации звуков".
Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материал...
В стране шипящих звуков
Конспект логопедического занятия...