В стране шипящих звуков
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является коррекция недостатков речи ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с «особыми» детьми.
В подготовительной к школе группе важно подготовить детей к обучению к чтению. Эта работа начинается в добукварный период и направлена на формирование звукового анализа и синтеза, которая проводится логопедом на занятиях по развития речи и обучению грамоте. Большое внимание на этом этапе обучения уделяется развитию фонематического слуха, работе по слоговыми таблицами. Систематическое использование логопедом тренировочных упражнений, используемых, в предлагаемом конспекте поможет решить коррекционные задачи. В конспекте «Звук и буква «Ш» цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды работы. Занятие максимально насыщенно изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом. Показана систематическая работа по развитию внимания, памяти, мышления. Много внимания уделяется игровым формам коррекции несовершенств речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_sh_18_shkola.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
коррекционно-развивающего занятия по теме:
«В стране шипящих звуков».
Цель:
- Закрепление правильного произношения звука Ш;
- Знакомство с буквой Ш;
- Развивать умение выделять начальный звук в слове, средний и последний;
- Учить проводить звуко-буквенный анализ слов;
- Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: предметные картинки на звук «Ш», наборы картинок, где звук «Ш» находится в начале, в середине, в конце, слова, буква «Ш», карточки слогов: ША-ШО-ШУ-ШИ-ШЭ, дидактический материал для развития внимания: «Робот», «Петушок», ребусы, наборы для составления схем, разрезная азбука, шнуры, прищепки, геометрические фигурки, тетради, ручки.
Ход занятия:
I.Оргмомент:
1. Установка: «Я умный, я люблю заниматься, я хочу заниматься, я хочу заниматься, я буду лучше всех заниматься».
2. Пальчиковая гимнастика: «Кулачки»
Есть у любого два кулачка,
Хлопнул один по другому слегка,
Ну, а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются,
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки – баловницы тоже не отстали.
3. Дидактические игры с движениями:
«Дни недели», «Времена года», «12 месяцев».
4. Психогимнастика «Одень маску» (мимические движения: веселая, грустная, сердитая, кислая маски).
5. Зрительная гимнастика «Нарисуй глазами солнце, цветок, улыбку» - хорошее настроение.
6. Дидактическая игра «Наоборот» (с мячом и имитацией движений)
а) злой – добрый а) длинный – короткий
б) белый – черный б) широкий – узкий
в) большой – маленький в) высокий – низкий
г) старый – молодой г) толстый – худой
д) острый – тупой д) грустный – веселый
II. Знакомство с темой:
- «Сказочный петушок» (картинка петушка, нарисованного из букв)
Из каких букв состоит петушок?
Назовите буквы, которые вы видите?
Сказочный петушок приготовил для вас интересные задания:
- Дидактическая игра «4 лишний»
ложка, тарелка, шкаф, кастрюля
платок, кепка, шуба, косынка
ручка, тетрадь, шашки, пенал
тюльпан, ромашка, шар, нарцисс
платье, блузка, юбка, шапка
Картинки: «шкаф», «шуба», «шашки», «шар», «шапка» выставляются на доске. Необходио запомнить их и повторить.
Дидактическая игра «Запомни и повтори»
Какой звук во всех этих словах вы слышите? Звук «Ш»
Логопед объясняет правильную артикуляцию звука: губы круглые, язык спрятался за верхние губы, идет теплая струя воздуха (произношение звука, работа с зеркалами, индивидуально каждый произносит звук).
Игра «Гуси», «Деревья», «Шарики» (отработка звукопроизношения «Ш»)
Звук «Ш», характеристика звука:
«Ш» – согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.
Звуки мы слышим, а буквы? (видим)
- А сейчас, к нам придет именинница. Буква «Ш»:
«Посмотри на букву «Ш»,
Буква очень хороша
Три столба красиво в ряд,
Как солдатики стоят!
Поздравить букву «Ш» пришли буквы «А», «У», «Б» и принесли подарки, каждый на свою букву (дети называют по 5 слов на буквы «А» – арбуз, автомат, антенна, «Б»-батон,банан,башня, « У»-утка, улитка, уши).
А сейчас споем букве «Ш» песню (пропевание слоговых рядов на мелодию песни «Пусть бегут неуклюже…)
ША-ШО-ШУ-ШИ-ШЭ
(карточка показывается детям, дети читают и поют слоги).
Игра «Буква – звук» - что это?
(детям произносится звук «Ш», а затем показывается буква «Ш») Вывод: «Букву мы видим, а звук слышим».
- Задание: выполнить букву «Ш» из шнура, прищепок, счетных палочек. Дети работают за столами, одновременно повторяют чистоговорки:
а) ша- ша – ша - наша Маша хороша
шо – шо - шо- летом хорошо
шу – шу – шу – я письмо пишу
аш – аш – аш – у меня карандаш
ша – ша – ша – у меня лапша
б) «Маша сшила для мартышки шубу, шапку и штанишки»
«Шапка да шубка, вот наш мишутка».
- Задание петушка:
Выделить звук «Ш» в слогах, словах
«Если услышите звук «Ш», то хлопните в ладоши» (слуховое внимание развивать и дифференцировать звуки Ш-С)
- Физминутка:
а) «Тише мыши»
Кот на крыше,
А котята еще выше,
Кот пошел за молоком,
А котята кувырком.
Кот пришел без молока,
А котята «ха-ха-ха».
б) «Продавец шаров» (отработка звукопроизношения «Ш»)
- Игра «Пеньки и бабочки» (дети превратились в пенечки и присели) на них прилетают бабочки (пальчики над головами)
Закрепляем деление на слоги:
«К вам прилетит столько бабочек, сколько частей в словах»
а) шкаф, шар, шмель (1)
б) шапка, шуба, шляпка (2)
в) шиповник, шахматы (3).
- Дидактическая игра «Гусеницы» (найди место звука в слове – начало, середина, конец. Детям предлагается набор картинок, например: шкаф, кошка, камыш).
- Детям предлагается наполнить невидимый волшебный мешок словами на звуки «Ш». (Дети называют слова, а на доску выставляются картинки).
Дидактическая игра « 9 картинок» (на звук «Ш»)
а) назвать их по порядку, назови пятую, восьмую картинки.
б) «Чего не стало?»
в) «Чем любуешься?»
г) «К чему бы подошел?»
- Петушок приготовил для вас цифры 1,3,5.
Игра «1, 3, 5» (слова: шар, шкаф)
1 –шар 1 – шкаф
3- шара 3 – шкафа
5 – шаров 5 - шкафов
- За хорошую работу петушок приготовил вам сюрприз, но пока донес его до вас, все перепутал:
Ребус: 4 1 3 2 «Составьте цифры по порядку и сможете прочитать
А Ш Б У слово»
1 2 2 4
Ш У Б А
- Работа с разрезной азбукой (буквы все в коробке)
Задание:
а) повернуть буквы «лицом» и
б) «гласные» составить справа, а «согласные» слева.
в) написать слово: ШУБА
г) составить схему слова:
- Работа в тетради + музыкальное сопровождние.
а) написать букву «Ш»
б) закрасить синим цветом букву «Ш»
- Петушок приготовил картинки:
«Шар», «Шуба», - игра «Назови красивые слова: шар – какой?
(синий, воздушный, легкий). Шуба – какая? (теплая, зимняя, пушистая).
- Итог: похвалите себя за хорошую работу:
«Я молодец, я хорошо занимался,
Я старался, я все-все запомнил».
Какой звук мы изучали? (Ш – Ш – Ш)
Петушок дарит вам медаль за хорошую работу. Занятие окончено, молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков
Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...
нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.
в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...
Путешествие в страну шипящих звуков
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление правильного произношения звука [ш]. Упражнения: в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах на слух и в произношении; в определении позиц...
Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в страну шипящих звуков»
Данный материал будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп...
Конспект по звуковой культуре речи « В стране шипящих звуков».
Конспект по звуковой культуре речи « В стране шипящих звуков»....
В стране шипящих звуков
Конспект логопедического занятия...