В стране шипящих звуков
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Файзуллина Эльмира Гаяновна

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является коррекция недостатков речи ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с «особыми» детьми.

В подготовительной к школе группе важно подготовить детей к обучению к чтению. Эта работа начинается в добукварный период и направлена на формирование звукового анализа и синтеза, которая проводится логопедом на занятиях по развития речи и обучению грамоте. Большое внимание на этом этапе обучения уделяется развитию фонематического слуха, работе по слоговыми таблицами. Систематическое использование логопедом тренировочных упражнений, используемых,  в предлагаемом конспекте поможет решить коррекционные задачи. В конспекте «Звук и буква  «Ш» цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды работы. Занятие максимально насыщенно изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом. Показана систематическая работа по развитию внимания, памяти, мышления. Много внимания уделяется игровым формам коррекции несовершенств речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_sh_18_shkola.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

коррекционно-развивающего занятия  по теме:

 «В стране шипящих звуков».

Цель:

  1. Закрепление правильного произношения звука Ш;
  2. Знакомство с буквой Ш;
  3. Развивать умение выделять начальный звук в слове, средний и последний;
  4. Учить проводить звуко-буквенный анализ слов;
  5. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: предметные картинки на звук «Ш», наборы картинок, где звук «Ш» находится в начале, в середине, в конце, слова, буква «Ш», карточки слогов: ША-ШО-ШУ-ШИ-ШЭ, дидактический материал для развития внимания: «Робот», «Петушок», ребусы, наборы для составления схем, разрезная азбука, шнуры, прищепки, геометрические фигурки, тетради, ручки.

Ход занятия:

I.Оргмомент:

1. Установка: «Я умный, я люблю заниматься, я хочу заниматься, я хочу заниматься, я буду лучше всех заниматься».

2. Пальчиковая гимнастика: «Кулачки»

Есть у любого два кулачка,

Хлопнул один по другому слегка,

Ну, а ладошки не отстают,

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются,

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали,

А ладошки – баловницы тоже не отстали.

3. Дидактические игры с движениями:

«Дни недели», «Времена года», «12 месяцев».

4. Психогимнастика «Одень маску» (мимические движения: веселая, грустная, сердитая, кислая маски).

5. Зрительная гимнастика «Нарисуй глазами солнце, цветок, улыбку» - хорошее настроение.

6. Дидактическая игра «Наоборот» (с мячом и имитацией движений)

а) злой – добрый                                                                а) длинный – короткий

б) белый – черный                                                              б) широкий – узкий

в) большой – маленький                                                     в) высокий – низкий

г) старый – молодой                                                           г) толстый – худой

д) острый – тупой                                                              д) грустный – веселый

II. Знакомство с темой:

  1. «Сказочный петушок» (картинка петушка, нарисованного из букв)

                                                         Из каких букв состоит петушок?

                                                         Назовите буквы, которые вы видите?

Сказочный петушок приготовил для вас интересные задания:

  1. Дидактическая игра «4 лишний»

ложка, тарелка, шкаф, кастрюля

платок, кепка, шуба, косынка

ручка, тетрадь, шашки, пенал

тюльпан, ромашка, шар, нарцисс

платье, блузка, юбка, шапка

Картинки: «шкаф», «шуба», «шашки», «шар», «шапка» выставляются на доске. Необходио запомнить их и повторить.

Дидактическая игра «Запомни и повтори»

Какой звук во всех этих словах вы слышите? Звук «Ш»

Логопед объясняет правильную артикуляцию звука: губы круглые, язык спрятался за верхние губы, идет теплая струя воздуха (произношение звука, работа с зеркалами, индивидуально каждый произносит звук).

Игра «Гуси», «Деревья», «Шарики» (отработка звукопроизношения «Ш»)

Звук «Ш», характеристика звука:

«Ш» – согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.

Звуки мы слышим, а буквы? (видим)

  1. А сейчас, к нам придет именинница. Буква «Ш»:

«Посмотри на букву «Ш»,

Буква очень хороша

Три столба красиво в ряд,

Как солдатики стоят!

Поздравить букву «Ш» пришли буквы «А», «У», «Б» и принесли подарки, каждый на свою букву (дети называют по 5 слов на буквы «А» – арбуз, автомат, антенна, «Б»-батон,банан,башня, « У»-утка, улитка, уши).

А сейчас споем букве «Ш» песню (пропевание слоговых рядов на мелодию песни «Пусть бегут неуклюже…)

ША-ШО-ШУ-ШИ-ШЭ

(карточка показывается детям, дети читают и поют слоги).

Игра «Буква – звук» - что это?

(детям произносится звук «Ш», а затем показывается буква «Ш») Вывод: «Букву мы видим, а звук слышим».

  1. Задание: выполнить букву «Ш» из шнура, прищепок, счетных палочек. Дети работают за столами, одновременно повторяют чистоговорки:

а) ша- ша – ша - наша Маша хороша

   шо – шо - шо- летом хорошо

   шу – шу – шу – я письмо пишу

   аш – аш – аш – у меня карандаш

   ша – ша – ша – у меня лапша

б) «Маша сшила для мартышки шубу, шапку и штанишки»

    «Шапка да шубка, вот наш мишутка».

  1. Задание петушка:

Выделить звук «Ш» в слогах, словах

«Если услышите звук «Ш», то хлопните в ладоши» (слуховое внимание развивать и дифференцировать звуки Ш-С)

  1. Физминутка:

а) «Тише мыши»

      Кот на крыше,

      А котята еще выше,

      Кот пошел за молоком,

      А котята кувырком.

      Кот пришел без молока,

      А котята «ха-ха-ха».

б) «Продавец шаров» (отработка звукопроизношения «Ш»)

  1. Игра «Пеньки и бабочки» (дети превратились в пенечки и присели) на них прилетают бабочки (пальчики над головами)

Закрепляем деление на слоги:

«К вам прилетит столько бабочек, сколько частей в словах»

а) шкаф, шар, шмель (1)

б) шапка, шуба, шляпка (2)

в) шиповник, шахматы (3).

  1. Дидактическая игра «Гусеницы» (найди место звука в слове – начало, середина, конец. Детям предлагается набор картинок, например: шкаф, кошка, камыш).
  2. Детям предлагается наполнить невидимый волшебный мешок словами на звуки «Ш». (Дети называют слова, а на доску выставляются картинки).

Дидактическая игра « 9 картинок» (на звук «Ш»)

а) назвать их по порядку, назови пятую, восьмую картинки.

б) «Чего не стало?»

в) «Чем любуешься?»

г) «К чему бы подошел?»

  1. Петушок приготовил для вас цифры 1,3,5.

Игра «1, 3, 5» (слова: шар, шкаф)

1 –шар             1 – шкаф

3- шара            3 – шкафа

5 – шаров         5 - шкафов

  1. За хорошую работу петушок приготовил вам сюрприз, но пока донес его до вас, все перепутал:

Ребус:  4   1    3  2                                  «Составьте цифры по порядку и сможете прочитать

           А  Ш  Б У                                       слово»

           1    2   2   4

           Ш  У  Б   А

  1.  Работа  с разрезной азбукой (буквы все в коробке)

Задание:

а) повернуть буквы «лицом» и

б) «гласные» составить справа, а «согласные» слева.

в) написать слово: ШУБА

г) составить схему слова:  

  1. Работа в тетради + музыкальное сопровождние.

а) написать букву «Ш»

б) закрасить синим цветом букву «Ш»

  1. Петушок приготовил картинки:

«Шар», «Шуба», - игра «Назови красивые слова: шар – какой?

(синий, воздушный, легкий). Шуба – какая? (теплая, зимняя, пушистая).

  1. Итог: похвалите себя за хорошую работу:

«Я молодец, я хорошо занимался,

Я старался, я все-все запомнил».

Какой звук мы изучали? (Ш – Ш – Ш)

Петушок дарит вам медаль за хорошую работу. Занятие окончено, молодцы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков

Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

Путешествие в страну шипящих звуков

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление правильного произношения звука [ш]. Упражнения: в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах на слух и в произношении; в определении позиц...

Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в страну шипящих звуков»

Данный материал будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп...

Конспект по звуковой культуре речи « В стране шипящих звуков».

Конспект по звуковой культуре речи « В стране шипящих звуков»....

В стране шипящих звуков

Конспект логопедического занятия...