Проект учителя-логопеда "В мире звуков и букв"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рыбакова Марина Юрьевна

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно «учитель – логопед и родители».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

«В мире звуков и букв»

Продолжительность проекта:

 5 месяцев (январь-май)

Участники проекта:

Дети, родители, учитель – логопед

Образовательная область: Коммуникация

Цель проекта:

  • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);
  • овладение элементами грамоты;
  • Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
  • Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
  • Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
  • Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения. Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с детьми.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
  • Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

Актуальность проблемы:

В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Возникает вопрос: с чего начинать обучение грамоте. Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.

Предварительная работа: Обследуя детей подготовительной к школе и старшей групп (12 детей) были выявлены следующие результаты:

низкий уровень- 45 % (12 детей);

средний уровень – 55 % (10 детей);

высокий уровень – 0 %.

Дети затрудняются в:

- выделении звука на фоне слова;

- определении позиции звука в слове;

- подборе слова на заданный звук;

- не владеют понятиями «гласный», «согласный» звуки, из чего вытекает неумение составлять звуковой анализ слова.

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у детей не сформированы предпосылки к освоению грамоте.

Содержание проекта

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно «учитель – логопед и родители». Учитель-логопед знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, ведет работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с двух сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта:

1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

3. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов чтение.

4. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

6. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

План реализации проекта

Подготовительный этап:

Срок реализации: 1 неделя.

 

Виды деятельности

Ответственный

Сроки

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

Учитель-логопед

 2 неделя января.

2

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Учитель-логопед

2 неделя января.

3

Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте.

Учитель-логопед

2 неделя январря.

4

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

Учитель-логопед

2 неделя января.

5

Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала.

Учитель-логопед

2 неделя января.

6

Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми

Учитель-логопед

 2 неделя января.

7

Составление плана основного этапа.

Учитель-логопед

2 неделя января.

  

Основной этап

Срок реализации: 3-я неделя января – 2-я неделя мая

 

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Проведение занятий по обучению грамоте.

Дети.

Учитель-логопед

Согласно календарно-перспективного плана.

2

Проведение занятий по коррекции звукопроизношения, формирования фонематических представлений.

Дети.

Учитель-логопед.

Согласно календарно-перспективного плана.

3

Проведение логопятиминуток.

Дети.

Учитель-логопед.

Ежедневно.

4

Совместная деятельность с детьми.

Дети.

Учитель-логопед.

Согласно календарно-перспективного планирования.

5

Самостоятельная деятельность детей.

Дети.

Учитель-логопед.

Ежедневно.

8

Обобщающее игровое занятия

«Поможем Незнайке».

Дети

Учитель-логопед.

Апрель

9

Промежуточная диагностика детей.

Дети.

Учитель-логопед.

Апрель

10

Конкурсы «Сделай букву сам»,

Родители, дети.

Учитель-логопед

Май

11

Индивидуальные консультации с учителем – логопедом.

Родители

Учитель-логопед.

В течение реализации проекта.

 

Заключительный этап

Срок реализации: 3,4 неделя мая

 

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Обобщающая игровая ННОД «Большие буквы»

Дети

Учитель-логопед

Май

2

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей   и результатов проекта.

Дети.

Учитель-логопед.

Май.

3

Подготовка отчета о проделанной работе

 

Учитель-логопед.

Май.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Учитель-логопед: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Учитель – логопед: проведение занятий с детьми, консультирование родителей

Дети: участвуют в занятиях, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.

Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами

 

  • Обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной к школе и старших групп показала следующие результаты:
  • на начало проекта низкий уровень – 45 %, на середину проекта – 18%,
  • средний уровень в начале проекта 55 %, в середине проекта – 50%;
  • к середине проекта высокий уровень подготовленности показали 32 % детей

Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, умеют находить слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.      

Работа с родителями велась на индивидуальных консультациях, письменно задавались домашние задания и т.п.

На индивидуальных консультациях с учителем – логопедом родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе учителя-логопеда, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома, родители познакомились со значением артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношении и практиковались в выполнении комплексов постановки различных звуков. Также учитель-логопед познакомил родителей воспитанников с задачами по обучению грамоте и приемами их реализации.

 

Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять задания учителя-логопеда.

В течение оставшегося времени основного этапа (май) - проекта планируется провести:

  • Конкурс на лучшую букву «Сделай букву сам» организация выставки букв, сделанных детьми под руководством родителей.

По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

Дети:

  • овладели первоначальными навыками   правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
  • получили знания о буквах, приобрели навыки чтения;
  • повысились коммуникативные, творческие способности детей;
  • расширились и активизировались словарный запас, связная речь.

Родители:

  • повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.

 

Проект

«В мире звуков и букв»

 Учитель-логопед

Рыбакова Марина Юрьевна

2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЗВУКОВ И БУКВ».

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать выделять...

Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1      Педагогический проект«В мире звуков и букв»...

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв"....

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв».

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв»....

проект для детей 5-6 лет "В мире звуков и букв"

Реализация проекта для детей 5-6 лет по теме "В мире звуков и букв"...

Творческий практико-ориентированный проект В мире звуков и букв

Цель проекта: формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восп...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»

Направление коррекционной работы: Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания и...