Проект учителя-логопеда "В мире звуков и букв"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно «учитель – логопед и родители».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«В мире звуков и букв»
Продолжительность проекта:
5 месяцев (январь-май)
Участники проекта:
Дети, родители, учитель – логопед
Образовательная область: Коммуникация
Цель проекта:
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);
- овладение элементами грамоты;
- Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
- Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
- Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения. Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с детьми.
- Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
- Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Актуальность проблемы:
В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.
Возникает вопрос: с чего начинать обучение грамоте. Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.
Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.
Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.
Предварительная работа: Обследуя детей подготовительной к школе и старшей групп (12 детей) были выявлены следующие результаты:
низкий уровень- 45 % (12 детей);
средний уровень – 55 % (10 детей);
высокий уровень – 0 %.
Дети затрудняются в:
- выделении звука на фоне слова;
- определении позиции звука в слове;
- подборе слова на заданный звук;
- не владеют понятиями «гласный», «согласный» звуки, из чего вытекает неумение составлять звуковой анализ слова.
Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у детей не сформированы предпосылки к освоению грамоте.
Содержание проекта
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно «учитель – логопед и родители». Учитель-логопед знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, ведет работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с двух сторон с одним и тем же звуком.
Предполагаемый результат проекта:
1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
3. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов чтение.
4. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
5. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
6. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.
План реализации проекта
Подготовительный этап:
Срок реализации: 1 неделя.
№ | Виды деятельности | Ответственный | Сроки |
1 | Определение целей и задач проектной деятельности. | Учитель-логопед | 2 неделя января. |
2 | Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. | Учитель-логопед | 2 неделя января. |
3 | Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте. | Учитель-логопед | 2 неделя январря. |
4 | Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта. | Учитель-логопед | 2 неделя января. |
5 | Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала. | Учитель-логопед | 2 неделя января. |
6 | Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми | Учитель-логопед | 2 неделя января. |
7 | Составление плана основного этапа. | Учитель-логопед | 2 неделя января. |
Основной этап
Срок реализации: 3-я неделя января – 2-я неделя мая
№ | Мероприятие | Участники | Ответственные | Сроки |
1 | Проведение занятий по обучению грамоте. | Дети. | Учитель-логопед | Согласно календарно-перспективного плана. |
2 | Проведение занятий по коррекции звукопроизношения, формирования фонематических представлений. | Дети. | Учитель-логопед. | Согласно календарно-перспективного плана. |
3 | Проведение логопятиминуток. | Дети. | Учитель-логопед. | Ежедневно. |
4 | Совместная деятельность с детьми. | Дети. | Учитель-логопед. | Согласно календарно-перспективного планирования. |
5 | Самостоятельная деятельность детей. | Дети. | Учитель-логопед. | Ежедневно. |
8 | Обобщающее игровое занятия «Поможем Незнайке». | Дети | Учитель-логопед. | Апрель |
9 | Промежуточная диагностика детей. | Дети. | Учитель-логопед. | Апрель |
10 | Конкурсы «Сделай букву сам», | Родители, дети. | Учитель-логопед | Май |
11 | Индивидуальные консультации с учителем – логопедом. | Родители | Учитель-логопед. | В течение реализации проекта. |
Заключительный этап
Срок реализации: 3,4 неделя мая
№ | Мероприятие | Участники | Ответственные | Сроки |
1 | Обобщающая игровая ННОД «Большие буквы» | Дети | Учитель-логопед | Май |
2 | Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта. | Дети. | Учитель-логопед. | Май. |
3 | Подготовка отчета о проделанной работе |
| Учитель-логопед. | Май. |
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Учитель-логопед: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Учитель – логопед: проведение занятий с детьми, консультирование родителей
Дети: участвуют в занятиях, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.
Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами
- Обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной к школе и старших групп показала следующие результаты:
- на начало проекта низкий уровень – 45 %, на середину проекта – 18%,
- средний уровень в начале проекта 55 %, в середине проекта – 50%;
- к середине проекта высокий уровень подготовленности показали 32 % детей
Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, умеют находить слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.
Работа с родителями велась на индивидуальных консультациях, письменно задавались домашние задания и т.п.
На индивидуальных консультациях с учителем – логопедом родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе учителя-логопеда, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома, родители познакомились со значением артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношении и практиковались в выполнении комплексов постановки различных звуков. Также учитель-логопед познакомил родителей воспитанников с задачами по обучению грамоте и приемами их реализации.
Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять задания учителя-логопеда.
В течение оставшегося времени основного этапа (май) - проекта планируется провести:
- Конкурс на лучшую букву «Сделай букву сам» организация выставки букв, сделанных детьми под руководством родителей.
По результатам проделанной работы можно сделать выводы:
Дети:
- овладели первоначальными навыками правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
- получили знания о буквах, приобрели навыки чтения;
- повысились коммуникативные, творческие способности детей;
- расширились и активизировались словарный запас, связная речь.
Родители:
- повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.
Проект
«В мире звуков и букв»
Учитель-логопед
Рыбакова Марина Юрьевна
2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «В МИРЕ ЗВУКОВ И БУКВ».
Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать выделять...
Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1 Педагогический проект«В мире звуков и букв»...
Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".
Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв"....
Проект моя первая буква «В мире звуков и букв».
Проект моя первая буква «В мире звуков и букв»....
проект для детей 5-6 лет "В мире звуков и букв"
Реализация проекта для детей 5-6 лет по теме "В мире звуков и букв"...
Творческий практико-ориентированный проект В мире звуков и букв
Цель проекта: формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восп...
Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»
Направление коррекционной работы: Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания и...