Выступление ММО «Деятельность воспитателя по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей конструктивной деятельности»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Колмыкова Светлана Сергеевна

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Деятельность воспитателя по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей конструктивной деятельности»

Колмыкова С.С.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность-это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Уголок конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы. Чтобы правильно обустроить и наполнить содержимым такой уголок, воспитателю необходимо знать программные требования, которые предъявляются к организации конструирования и моделирования в каждой возрастной группе.

Уголок конструирования должен быть оснащён всеми материалами, предусмотренными программой, а также отвечать требованиям, которые предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к зонам предметной развивающей среды детского сада.

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Отечественные психологи и педагоги - Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.А.Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.
По определению С.И.Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Способность - природная одаренность, талантливость.Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способность к их развитию.

Эффективным средством для развития творческих способностей детей является конструктивная деятельность, а именно конструирование.
В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми, размышляла над вопросами: как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развить творческие способности дошкольников в конструировании, как добиться того чтобы каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным.

Поэтому мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования.


Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:


• Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.
• Развивать творческий потенциал дошкольников средствами конструирования.
• Формировать у детей знания, умения и навыки конструктивной деятельности.
• Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.

В своей работе использую следующие формы организации обучения конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности:

  • Конструирование по образцу(обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа).
  • Конструирование по теме(дети сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.)
  • Конструирование по замыслу(умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок).
  • Конструирование по условиям

При разработке системы работы по художественному конструированию я ознакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей как В.Г. Груба, Э.К.Гульянс, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, А.Р.Лурия, Л.А.Парамонова, Н.Н.Поддьяков, О.А.Сафонова и др. Это явилось методологической основой моей работы.

Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по художественному конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей:
- Дети будут создавать «образы» (конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами.

- Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей.
- Научатся планировать свою работу, добиваться результата.
- Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.


Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы:


• Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
• Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
• Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
• Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Система работы с дошкольниками по конструированию включает в себя:

  • цикл тематических занятий;
  • комплекс дидактических игр;
  • работу с родителями.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.

Работа планируется по следующим разделам:

I раздел - «Самоделкино». Работа с бросовым материалом. Темы занятий:
• Игрушки для дома и улицы. «Подарки малышам» - матрешки из пластиковых бутылок разной емкости; веселые человечки и забавные зверушки, гусеницы и бабочки из пластиковых футляров «киндер-сюрприза». «Магазин игрушек» - работы из пластиковых и картонных упаковок; веселые человечки из проволоки; фотоаппараты из картонных коробок, стаканчиков от йогурта или колпачков и т.д.
• Город – сегодня, вчера, завтра. Многоэтажные дома из упаковок из-под сока; крепости и замки из картонных коробок.
• Космос. Космические корабли из пластиковых бутылок; робот – монстр из картонных коробок и т.д.
• Зоопарк. Фигурки животных из спичечных коробков, трубочек от бумажных полотенец, забавные животные из цветной проволоки.
• Автомобили. Модели разных видов пассажирского и грузового транспорта.
II раздел - «Волшебная бумага». Работа с бумагой, освоение техники оригами, объемной скульптурой. Темы занятий:
• Сказочный мир. Поделки на основе треугольника к отогнутыми к соответствующим сторонам углами. «Теремок» персонажи из сказки, «Аленький цветок» и др.
• Волшебные цилиндры. Закручивая прямоугольник в цилиндр, и добавляя детали по своему выбору, можно получить бусы, бабочку, божью коровку, дерево, фонарик и т.д.
• Волшебные превращения круга. Закручивание круга в конус («низкий»), полукруга в конус («высокий»)
• Город будущего. Конструирование домов разной конфигурации.
III раздел – «Природная мозаика». Работа с природным материалом (шишки, ветки, ракушки, песок и т.д.) Дети создают забавные игрушки,
картины, панно, портреты в декоративных рамочках, игрушечные сказочные замки, персонажи детских сказок. Темы занятий:
• Мы из сказки; Замок для Золушки; Букет для Снегурочки; Веселый снеговик; Портрет Деда Мороза и т.д. (2)

Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам.
При взаимодействии с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.
Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей на 12%, конструктивных навыков на 16%.

Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Позитивные результаты моей работы указывают: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявляли живой интерес к знаниям.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

ДОКЛАД НА РМО

«Деятельность воспитателя по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей конструктивной деятельности»

Выполнила: Колмыкова С.С.,

воспитатель первой категории

Борисовка, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей. "Влияние музыкального фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей"

Статья о позитивном влияние музыкального фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей....

Консультация для воспитателей "Сюжетная аппликация как средство развития художественно-творческих способностей у детей".

Консультация для воспитателей "Сюжетная аппликация как средство развития художественно-творческих способностей у детей"....

Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить содерж...

Консультация для воспитателей. Деятельность педагогов по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей в конструктивной деятельности.

В консультации говорится о наиболее полном и рациональном оформлении уголка для конструирования по всем возрастнм группам....

Тема проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.»

Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников. Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

Конструктивная деятельность, как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника. (мониторинг по конструктивной деятельности 2021-2023г.)

Мониторинг по конструктивной деятельности в разных группах ДОУ.(критерии мониторинга, диаграммы результатов)...