Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.
проект по конструированию, ручному труду по теме
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_akademiya_razvitiya.docx | 293.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря образовательным конструкторам появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Лего-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.
Образовательные конструкторы - многофункциональное оборудование, возможность использования по пяти областям ФГОС: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое и физическое.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Вы могли бы представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.?
Вряд ли, ведь именно благодаря этим машинам многие задачи человечества стали значительно проще в реализации, повысилась точность, ускорились темпы, увеличилось качество. В ближайшем будущем роботы станут составной частью повседневной жизни.
Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
Актуальность проекта значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
- является великолепным средством развития интеллектуально – творческих способностей дошкольников,
- позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
- формирует навыки детского творчества, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов нового поколения LEGO- WеDо, ROBO-KIDS.
Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: познавательно – игровой
Вид проекта: длительный
Сроки реализации: 2 года
Участники проекта: воспитанники, родители (законные представители), педагоги.
Проект разработан для воспитанников в возрасте с 3 до 7 лет. Реализуется в течение 2 лет с 01.09.2015 по 31.05.2017 уч.г.
Цель проекта: внедрение образовательных конструкторов и робототехники в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
Для детей:
- Развитие творческих способностей
- Формирование пространственного мышления;
- Развитие операций логического мышления: анализа и синтеза;
- Стимулирование воображения, фантазии и творческой инициативы;
- Развитие мелкой моторики;
- Формирование навыков общения и совместной деятельности;
- Развитие речи.
Для педагогов:
- Создать условия для конструирования «Конструкторское бюро Мистера Самоделкина»;
- Повысить квалификацию педагогов путём освоения технологий конструирования.
Для родителей (законных представителей):
повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Ожидаемый результат
Для детей:
Развитие у дошкольников:
- интереса к лего-конструированию и моделированию;
- сформированности конструктивных способностей;
- мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.);
- гибкости мыслительных процессов;
- творчества, инициативу и самостоятельность.
Для педагогов:
- Увеличится количество педагогов активно внедряющих технологию конструирования повысится их квалификация, профессионализм.
- Разработка комплекса методических материалов по реализации проекта в образовательном процессе.
Для родителей (законных представителей):
- Повысится интерес к совместному творчеству, налаживание контактов.
- Повысится компетентность по вопросам воспитания и обучения детей, в развитии интеллектуального и творческого потенциала детей посредством лего-конструирования;
Постановка и обоснование проблемы инновационного проекта
Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
- Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением ДОУ образовательными конструкторами, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO - конструкторов;
- Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
- Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников.
Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе ДОУ, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Анализ имеющихся условий: В ДОУ созданы условия для конструктивных игр - конструкторское бюро «Мистер Самоделкин»- это учебное помещение детского сада, в котором представлены различные виды образовательных конструкторов для сборки детьми без навыков компьютерного программирования. Работа по организации проекта организуется в виде совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет.
Конструирование начинается с трехлетнего возраста: Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, LEGO SOFT способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. А так же планируется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO- WеDо с программным обеспечением, ROBO-KIDS (программируются карточками).
Предполагается активное обучение педагогов LEGO – технологии, за счет организации обучающих семинаров – практикумов, мастер – классов, открытых занятий и т. д.
Формы и приемы организации образовательного процесса технического конструирования
День открытых дверей для родителей Добро пожаловать в конструкторское бюро «Мистер Самоделкин». Практические занятия для родителей «Смастерим, что захотим!», «Лего важная игра», Фестиваль по лего-конструированию «Таланты нового времени» (Построй свою историю), Мастер класс для педагогов «Построй свою историю», создание мини – музеев, творческих конструкторских выставок: «Цветная мозаика», «Лего цветы для мам», создание альбома «Лего - бом» (фото созданных детьми работ) и т.д.
Модель организации проекта представлены в приложении № 1
Перспективы развития
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Модель реализации проекта Приложение № 1 | ||||||
Месяц | Модуль | Возрастная группа | ||||
Сентябрь | Маленькие исследователи | 2 младшая | средняя | старшая | подготовительная | |
1. Знакомство с ЛЕГО | 1.Вводное занятие | 1. Конструирование по замыслу | 1. Вводное занятие. Конструирование по замыслу. | |||
2. Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета | 2.Творческое конструирование | 2. Создание и исследование игрушки – балансира. Конструктор «Первые конструкции» | 2. Красивый мост. | |||
3. Ворота для большой и маленькой машины | 3. Модель птицы. Игрушка балансир. Конструктор «Первые конструкции» | 3. Мельница | ||||
4. Гараж для большой и маленькой машины | 4. Падающие башни. Конструктор «Первые конструкции» | 4. «Смастерим, что захотим!» Творческое конструирование | ||||
День открытых дверей для родителей « Добро пожаловать в констукторское бюро «Мистер Самоделкин». «Смастерим, что захотим!» | ||||||
Октябрь | Город Мастеров | 1.«Исследователи кирпичиков». Волшебные кирпичики | 1. Горка для ребят | 1. Строим конструкции. Стены зданий. Конструктор «Первые конструкции» Крыши и навесы. Конструктор «Первые конструкции» | 1. Строительство двухэтажного дома. | |
2. Забор. | 2. Качели. | 2. Крыши и навесы. Конструктор «Первые конструкции» | 2. Гараж для нескольких машин | |||
3. Турник для занятий физкультурой | 3. Подпорки. Устойчивость конструкций. Конструктор «Первые конструкции» | 3. Коляска для малыша | ||||
4. Детская площадка | 4. Тросы. Конструктор «Первые конструкции» | 4. Коллективная работа «Мой город» | ||||
Выставка «Город маленьких человечков» Конкурс семейного творчества «Робот своими руками» | ||||||
Ноябрь | « Моя история » | 1.Ворота для заборчиков | 1.Мебель для комнаты | 1.Вертушка.Ось вращения. Конструктор «Первые конструкции» | 1.Мебель | |
2.Мы в лесу построим дом | 2.Мебель для спальни | 2.Арочный мост. Конструктор «Первые конструкции» | 2. Детский сад. | |||
3.Мебель для кухни | 3.Небоскрёбы. Конструктор «Первые конструкции». | 3.«Построй свою историю». Базовый набор «Сказки» | ||||
4.«Моя первая история» | 4.«Построй свою историю» | 4.Конструирование по замыслу | ||||
Мастер класс для педагогов «Построй свою историю» | ||||||
Декабрь | Зимние приключения | 1.Горка для ребят | 1.Снежинка | 1. Снегокат | 1.Такие разные снежинки | |
2.Новогодняя ёлочка | 2.Новогодние игрушки | 2.Подарок своими руками | 2.Подарок своими руками | |||
3.Сани Деда Мороза | 3.Новогодние игрушки | 3.Дед Мороз | ||||
4.Дом деда Мороза | 4.Новогодняя ёлочка | 4.Снегурочка | ||||
Выставка конструкторского творчества «Зимняя сказка» | ||||||
Январь | Удивительный мир животных | 1.Мост через речку | 1.Крокодил | 1. Знакомство с новым видом конструктора. Введение детей в роботехнику с помощью Лего WEDO | 1. Знакомство с новым видом конструктора «Робокидс» | |
2. Построим загон для коров. Лего Дупло | 2. Жираф | 2. Волчёк. | 2. Знакомство с ROBO-конструированием, программированием с помощью пластиковых карт. | |||
3. Загадочный зоопарк. Лото с животными | 3. Танцующие птицы. Лего WEDO | 3. Следуй за линией. Линейный робот. | ||||
4. Загадочный зоопарк. Лото с животными | 4. Обезьянка барабанщик. Лего WEDO. | 4. Беспроводной робот | ||||
Родительская гостиная «Лего - фантазёры» | ||||||
Февраль | «Силы России» | 1. Кораблик. Лего Софт | 1.Светофор | 1. Ликующий болельщик | 1. Робот - футболист | |
2. Самолёт. Лего Софт | 2. Автобус | 2. Ликующий болельщик | 2. Бейсбол -бот | |||
3. Самолёт. Спасатели спешат на помощь. Лего Дупло | 3. Спасение самолета. Конструктор. Лего WEDO Схемы | 3. Мой робот | ||||
4. Работники муниципальных групп. | 4. Спасение самолета. Конструктор. Лего WEDO Схемы | 4. Подарок для папы | ||||
Мини музей «Лего транспорт» | ||||||
Март | «Цветная мозаика» | 1.Цветочная поляна. | 1. Подарок для мамы. | 1. Подарок для мамы | 1. Подарок для мамы. «Робокидс» | |
2. Красивый коврик | 2. Цветик семицветик | 2. Порхающая птица. Конструктор Лего WEDO Схемы. | 2. Робо - бабочка | |||
3. Цветная мозайка | 3. Порхающая птица. Конструктор Лего WEDO Схемы. | 3. Робот - богомол | ||||
4. Творческое конструирование по замыслу | 4. Скорая помощь. Лего-конструктор Службы спасения. | 4. Робо - мастерская | ||||
Фото выставка «Подарок для мамы» | ||||||
Апрель | «Тайны космоса» | 1. Ракета | 1. «Ракета» | 1.Ракета, космонавты. Лего-конструктор «Космос и аэропорт» | 1. Космический корабль «Робот - самолет» (2 занятия) | |
2. Луноход | 2. Летательный аппарат | 2.Ракета, космонавты. Лего-конструктор «Космос и аэропорт» | 2. «Космический корабль» | |||
3. Космический Робот | 3.Конструирование по замыслу Ракета, космонавты. Лего-конструктор «Космос и аэропорт» | 3. «Космос» «Построй свою историю» | ||||
4.Мы в космосе. Творческое конструирование. | 4. "Макет космической станции" Лего-конструктор «Космос и аэропорт» | 4. Однажды… «Построй свою историю» | ||||
Фестиваль по лего-конструированию «Таланты нового времени» (Построй свою историю) | ||||||
Май | «Гордимся Родиной» | 1. Машина | 1.Площадь | 1. Красная площадь | 1. Красная площадь | |
2. Грузовая машина | 2. Военная техника | 2. Военная техника | 2. Военная техника | |||
3. Военная техника | 3.Солдаты | 3. Солдаты | ||||
4. Парад | 4. Проект «День победы» | 4. Проект «День победы» | ||||
Тематическая выставка «Гордимся Родиной» | Проект « Спасибо деду за победу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...
Инновационный проект «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности с использованием ЦОР»
Формирование нового вида взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся творческими, доброжелательными отношениями детей, музыкального руководителя, родителей по совместному развитию ар...
статья "Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"
Статья в сборнике «Инновации в образовательном пространстве» IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2013г....
Из опыта работы Михайловой Татьяны Евгеньевны воспитателя МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна». Тема: «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша».
Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогами ДОУ....
Развитие интеллектуально -творческих способностей у младших дошкольников посредством образовательных технологий
Развитие интеллектуально -творческих способностей у младших дошкольников посредством образовательных технологий...
Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича.
В материале рассматривается вопрос использования развивающих игр В.В. Воскобовича и технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей трех-семи лет «Сказочные лабиринты игры...
Конструктивная деятельность, как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника. (мониторинг по конструктивной деятельности 2021-2023г.)
Мониторинг по конструктивной деятельности в разных группах ДОУ.(критерии мониторинга, диаграммы результатов)...