Консультации для воспитателей. "Влияние музыкального фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей"
статья по теме

Мосолова Майя Владимировна

Статья о позитивном влияние музыкального фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosultatsiya._folklor.docx23.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей.

"Влияние музыкального фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей"

Автор: Мосолова Майя Владимировна, музыкальный руководитель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад N 27 «Родничок» город Бердск.

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от лучших духовных нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры. Доказано, что главной причиной всех плохих явлений является деградация общества. Поэтому необходимо укреплять национальные достоинства Родины.
А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, как родник, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные, сказы, потешки, небылички, басенки.
Особое место в распространении знаний о народной художественной культуре и воспитании детей на основе воплощенных в ней духовно-нравственных ценностей и идеалов занимают дошкольные учреждения, центры дополнительного образования. В настоящее время для таких учреждений созданы программы по народной культуре, разработаны современные методики по этнокультурному образованию.
Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».
Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка – и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.
Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. В связи с этим, исследование народного фольклора как источника художественно- творческого воспитания детей является актуальным.

Научные исследования в области художественного воспитания и развития на основе музыкального фольклора проводили как известные научные сотрудники, так и аспиранты лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания (доктор педагогических наук Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская). Особое внимание музыкальным вопросам в дошкольных учреждениях уделяли В.Шацкая, М.Румер, Б.Асафьев. В работах Б.Теплова, А.Леонтьева подчеркивалась ведущая роль народного музыкального воспитания, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Известные музыканты Б.Асафьев, Л.Стоковский убежденно говорили о возможности проявления песенного творчества детьми раннего возраста, о необходимости его развития с помощью народной песни. В исследованиях их интересуют первоначальные истоки зарождения творческих способностей.

 Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. У народа главным мерилом духовности всегда оставался труд. Эстетическое и художественное воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Пряли – пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу – пели… Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика. Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Украшение орудий труда также носили характер массового всенародного художественного творчества. Этот художественный вкус воспитывался веками.
Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовывал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние и на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельные песни), когда купают (ласковые поговорки), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки).
Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, потешкам, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка. Основная цель загадок – умственное воспитание, пословиц и песен – нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка – синтетическое средство.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом образе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий к совершенствованию нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности:

Сестра к брату идет,

А он от нее прячется.

(Солнце и месяц).

 

Крашеное коромысло

Через реку повисло.

(Радуга).
В детском саду загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего –либо. Подбираются загадки, которые позволяют детям увидеть разнообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Пословица (поговорка) создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение.
Конечной целью пословицы всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа.
Здоровье – хворь
Здоровье всего дороже.
Здоровья не купишь.
Ученье – наука
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума, укреплению здоровья. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко запоминаются и воспринимаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. В детском саду пословицу можно использовать в любых ситуациях. Собираясь на улицу, можно напомнить: «Поспешишь, людей насмешишь», во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять природные явления. Из собственных наблюдений, дети заключают: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами»…

Потешка помогает ребенку «открыть» себя. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В потешке звучит, что ребенок для взрослого – высшая ценность. Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания:
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Андрюшеньке (Сашеньке, Олечке) снесть?
И я сам укушу,
Да и Андрюшеньке снесу.

Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Маша черноброва»). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку.
В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, ожидание добра. Простота малых фольклорных форм ничего общего не имеет с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.
Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, то есть в них содержатся педагогические идеи.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.
Волшебные сказки не пользуются популярностью среди взрослых, но их очень любят дети и подростки. Многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека.

Главным и решающим фактором, объединяющем в единое целое комбинированные меры воздействия на детей, является природа. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Народ, черпая свое вдохновение из созерцания ее красот, опоэтизировал ее в своих песнях, сказках, былинах. 

 

Роль музыкального фольклора в жизни ребенка

Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.
Песни – наиболее сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песенное творчество молодежи всемирно стимулировалось и поощрялось пожилыми. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускались улучшение текста и мелодии. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.д. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, ненаучившемуся еще понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Песни поют и слушают все. Ни об одном другом жанре, кроме песни, нельзя этого сказать. Народная песня оказалась необычайно устойчивой формой художественного творчества.

Колыбельные песни
Спи, спи, мое дитятко.
Спи, спи, мое сердечко!
Уж ты вырастешь большой
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить!

Песни детства
Солнышка-батюшка, выглянь в окошечко!
Твои детки плачут, по камушкам скачут,
Хлебца есть хочут,
В масло макают, сало колупают.

Народный танец

На многих этапах истории человечества народный танец был основой хореографической культуры общества. Хореографическую культуру современного общества включает фольклорный танец, народную хореографию, народно-сценический танец, балетное искусство, народные танцы. Их художественно-образные содержание и лексика отражают не только национальные образы, но также трудовые и бытовые традиции народа, особенно природную среду его проживания. В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представлениям того или иного этноса. Посредством танца передаются чувства, ощущения, мысли. Народный танец своеобразно раскрывает многовековые традиции последующим поколениям. Характер народа, особое его мышление нашли отражение в языке танца. Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой, доступностью.
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра.

Игра – величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в художественном воспитании детей. В них тесно связано слово, мелодия и действие. Музыкальные игры – явление художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививаются уважение к народным обычаям. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучиком, с собственными пальчиками. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцами, загадками, пляской, сказкой, скороговорками и другими видами народного творчества.
Итак, игра – не пустое занятие. Это первая школа для ребенка.
Народные музыкальные игры несут в себе символический смысл. В них оптимизм народа, его надежды на будущее. Игры и праздники – уникальные формы жизнедеятельности детей, в них особенным образом проявляется национальный характер, находят отражение религиозные верования народа. Одной из основных целью игр является художественное воспитание детей, поскольку именно здесь ребенок может полностью раскрыть свои творческие способности.

Празднично-игровая культура – своего рода педагогика в действии, где все средства используются в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны.
Многочисленные праздники были своеобразными формами художественного и эстетического воспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания. Надо лишь научно осмыслить многовековой народный воспитательный опыт, преемственность традиций. Без бережного отношения к этим духовным сокровищам народа немыслимы прогресс в общественной жизни, формирование исторического самосознания и миропонимания народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние музыкального фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей"

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от лучших духовных нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: по...

Консультация для воспитателей "Влияние фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей"

Материал рассказывает о разных видах фольклора и его педагогическом воздействии на детей....

Консультация для воспитателей "Сюжетная аппликация как средство развития художественно-творческих способностей у детей".

Консультация для воспитателей "Сюжетная аппликация как средство развития художественно-творческих способностей у детей"....

Консультация для педагогов «Роль мини-музея в развитии художественно-творческих способностей дошкольников»

Музейная  педагогика достаточно  известное  направлениесовременной  педагогики.  Она  имеет  длительную историю,  хотя  в дошкольном  образовании...

Консультация для воспитателей: «Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности».

          Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы дос...