Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»
консультация
На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sozdanie_usloviy_dlya_samost_i_inits.docx | 49.75 КБ |
vospit_pamyatki_o_podderzhke_initsiativy_i_samostoyatelnosti.docx | 33.64 КБ |
master-klass_samost_i_inits.pdf | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
г. Данилов Ярославской области
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
«Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»
Подготовила: Ермакова Т.Н., воспитатель
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности.
Участники: воспитатели дошкольных групп
Мультимедийная поддержка: презентация по теме выступления
Ход мастер-класса:
- Вступительное слово.
- Сегодня речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельность.
СЛ 2 Упражнение «Ковёр желаний» (Для его выполнения необходим клубок ниток. Удобнее проводить упражнение сидя на полу).
- Сядьте, пожалуйста, в круг. В руке у меня чудесный клубок, мы будем его передавать участнику напротив, зажимая свободный конец нити или её участок в руке. Передавая, предлагаю называть те качества, которые вы хотели бы видеть в своих детях.
- Пожалуйста, опустите сплетение ниток на пол. Вот видите, как много качеств мы хотим видеть в своих воспитанниках. Это будет ковёр желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.
(Сажаю в середине ковра куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.
КЛИК Упражнение «УЗОР» (Материал: лист А4 на каждого участника).
Инструкция участникам:
- Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите из центра, ещё раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.
Цель данного упражнения – показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим. И мы просто обязаны это свойство учитывать.
- Теоретическая часть
- Рассмотрев этапы формирования самостоятельности у детей (на консультации по данной теме), мы ещё раз увидели, что постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребёнка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
СЛ 3 - Можно с уверенностью говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребёнка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт и знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально- личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В.В., 2008).
- Самостоятельного ребёнка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность. Ведь получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он действительно становится увереннее. А успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у детей стремление проявить себя и попробовать свои силы в новых делах.
СЛ 4 - Самостоятельность – обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности, целеустремлённости, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
- Поэтому формирование у детей самостоятельности можно считать невозможным без развития и поддержки инициативы.
КЛИК - А Инициатива, мы говорили – почин, первый шаг в каком–либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких– либо действиях.
СЛ 5 - Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
КЛИК - Инициативного ребёнка отличает содержательность интересов, проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности.
- Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
- Многие авторы научно-педагогической литературы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста.
- Основные направления в создании условий для поддержки детской
инициативы:
СЛ 6 - Каковы же основные направления в создании условий для поддержки детской инициативы? Конечно же это:
КЛИК 1.Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
КЛИК 2. Оказание недирективной помощи детям (неавторитарное общение):
- наличие партнёрской позиции взрослого;
- уважение к каждому ребёнку в группе;
- принятие всех детей в группе;
- создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха).
- Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках?
- Отвечая на вопрос: «Как же развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках?» мы должны помнить, что:
СЛ 7 - Инициативная личность развивается в деятельности!
Практическая работа №1 (коллективное обсуждение и заполнение на местах с последующим озвучиванием)
- Давайте сейчас подумаем, как ребёнок может проявить инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности (привести примеры):
o Простой бытовой труд и самообслуживание
o Творчество: лепка, рисование, конструирование и т.п.
o Коммуникативная: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т.п.
o Познавательная: экспериментально-исследовательская деятельность
o Восприятие художественной литературы
o Музыкальная деятельность
o Двигательная деятельность
o Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять
(По окончании выполнения работы, зачитывание результатов)
- Очень хорошо, спасибо!
- Но ещё мы знаем, что ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, и поэтому, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность и динамичнее развитие личности.
КЛИК - И в условиях ДОУ распределение разных видов игр в течение дня может быть организовано следующим образом:
- КЛИК Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
- КЛИК Деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
- КЛИК Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.
- Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнёров, способов и средств реализации собственной деятельности.
Практическая работа №2
- Сейчас вы получите перечни с разными способами поддержки детской инициативы по различным образовательным областям.
- Многие из них вам знакомы, поэтому я не буду останавливаться на их содержании. Вам будет необходимо с ними ознакомиться и выделить из общего перечня:
- одним цветом - общие способы поддержки ,
- другим цветом - присущие только одному возрасту .
- Возможно, что-то вы захотите оспорить: убрать или добавить.
(После выполнения работы озвучить её результаты, при необходимости обсудить).
- О компетенции педагога.
- Для успешного создания условий развития детской инициативы и самостоятельности, возможно, кому-то необходимо будет менять манеру действий в своей педагогической деятельности. Сейчас каждый себя и проверит.
СЛ 8 Коллективное упражнение «Закончи фразу» (составить предложение из двух частей, выполнение коллективное (несколько желающих)
Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.
- На магнитной доске беспорядочно закреплены листки с частями фраз-предложений о позициях взрослых для успешного развития в детях инициативности и самостоятельности.
Задание: соединить части фраз.
«Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …(использовать нормы и правила поведения)»
«Взрослые предоставляют возможность овладевать …(социальными навыками)»
«Взрослые предоставляют возможность для творческого …(самовыражения)»
«Взрослые поощряют творческую …(инициативу детей)»
«Взрослые создают широкие возможности для творческого …(самовыражения детей в разных видах деятельности)»
«Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …(из разнообразных источников)»
- Получился как бы перечень компетенций педагога для успешного развития детской инициативы.
- И, конечно, каждому из нас, прикладывая усилия в своей профессиональной деятельности, хочется видеть положительный результат, получать отдачу от детей как своеобразную благодарность.
- СЛ 9 Упражнение «Светофор» - « Качества инициативной личности»
Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.
Материал: цветные карточки (красные и зелёные) на каждого участника.
- Поэтому, подводя итог нашему занятию, ещё раз определимся: Что же такое детская инициативность? Какие качества мы хотим увидеть в наших воспитанниках?
- Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»
Инструкция: У каждого участника находится две карточки – красная и зелёная.
- Условимся, что красная карточка означает несогласие, зелёная - согласны.
- Я озвучиваю разные качества ребёнка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности. (Карточки заготовлены в виде лепестков, по мере выполнения упражнения выкладываем на магнитной доске цветок «Качества инициативной личности»). СЛ 10
- произвольность поведения КЛИК
- отсутствие творческого воображения
- самостоятельность КЛИК
- замкнутость
- развитая эмоционально волевая сфера КЛИК
- инициатива в различных видах деятельности КЛИК
- стремление к самореализации КЛИК
- общительность КЛИК
- боязнь порицания, наказания
- творческий подход к деятельности КЛИК
- пассивность
- высокий уровень умственных способностей КЛИК
- ожидание указаний воспитателя
- познавательная активность КЛИК
- Рефлексия
- Надеюсь, сегодняшний мастер-класс окажется для Вас полезным в работе. Если Вы согласны с таким заключением, прошу поднять зелёную карточку, если нет – красную.
- СЛ 11 Упражнение 1. «Аплодисменты»
- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты всем нам сначала звучат тихо, а затем становятся всё сильнее и сильнее.
Правила: Ведущий (или инициатор начала упражнения) начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
СЛ 12 - Спасибо за участие!
- Раздача памяток
Предварительный просмотр:
В помощь воспитателю
В 1 младшей группе (2-3 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
- отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
- не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
- поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
- проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки;
- поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребёнка.
В помощь воспитателю
Во 2 младшей группе(3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребёнка 3-4 лет взрослым необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
- отмечать любые успехи детей;
- постоянно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
- с пониманием относиться к затруднениям ребёнка, позволять действовать ему в своём темпе;
- не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих;
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплые слова для выражения своего отношения к каждому ребёнку;
- всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
В помощь воспитателю
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в среднем возрасте (4-5 лет) является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли;
- создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе «дом», укрытие для сюжетных игр;
- при необходимости осуждать негативный поступок ребёнка с глазу на глаз;
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
- привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
В помощь воспитателю
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать совместные проекты;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
В помощь воспитателю
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий;
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы;
- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность;
- обращаться к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам;
- проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учётом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
- представлять продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
Рекомендации педагогам для стимуляции
творческой активности
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (умению искать множество путей решения одной и той же проблемы).
- Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
- Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа (позволяющие понять наличие альтернативы, например: «Что будет, если…?») применительно к самым разнообразным областям.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
- Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
- Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
- Своевременное изменение предметно-игровой среды с учётом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
- Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Родители, взрослые, взаимодействуя с ребёнком, помните:
1. Предоставляйте больше самостоятельности.
2. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
3. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
4. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
5. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком лёгким. Оно должно быть посильным.
6. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
7. Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
8. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только - с самим собой. Такой подход ориентирует ребёнка на собственное совершенствование.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....
Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»
Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...
«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»
Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор...
Семинар для педагогов Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»
Цель: дать рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей педагогам дошкольного образовательного учреждения. ...
Семинар Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»
laquo;Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»...
Семинар для педагогов «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»
Семинар для педагогов«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей» В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является подд...