Программа кружка "Волшебные ручки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Сураева Ирина Владимировна

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 14 Дошкольное отделение "Сказка"

г. Искитима Новосибирской области

 

 

 

 

Перспективное планирование работы кружка

«Волшебные ручки» в старшей группе (с 5-6 лет),

подготовительной группе (с 6-7 лет).

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

                                                                                                                        

 Сураева И. В. - воспитатель высшей квалификационной категории

 

 

2022г.

 

 

 

Цель:

Формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы с тканью; развитие художественно-эстетического творчества; ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка умений и навыков их практического использования.

Развитие творческих способностей посредством художественного ручного труда , самостоятельности, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, аккуратности, трудолюбия.

 

Задачи:

Вызвать у детей интерес к работе с тканью.

Развивающие:

- развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

-развивать умение доводить работу до конца;

-развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию;

-развивать художественный вкус, внимание, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость;

 

Образовательные:

-расширять словарь детей (мулине, шерсть, пяльцы, цветовая гамма и др.);

-закреплять цвета и оттенки;

-познакомить с основными приемами работы с иглой;

-учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ;

-формировать умение выполнять последовательную цепочку действий;

-предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;

Воспитательные:

-воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую;

-воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы кружка «Волшебные ручки»

в старшей группе (с 5-6 лет)

Вышивка

№ п/п

Тема занятия

Цель

часы

 

1

Вводное занятие

Заинтересовать возможностью развития творческих способностей каждого человека; содействовать личностному росту и социализации; расширить представления о народных промыслах.

1

 

2

Разноцветная косичка

С целью развития у детей чувства цвета закрепить знания усвоенных ранее цветов и оттенков.

Познакомить детей с цветовым кругом, дать знания о сочетании цветов.

Рассказать о контрастных цветах. Рассмотреть «косичку» сплетенную из разноцветных ниток мулине. Дидактическая игра «Правильно назови цвет» 

1

 

3

Материалы для вышивки: ткань, канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивки. Техника безопасности при выполнении вышивки.

Ознакомить учащихся с основными материалами для вышивки, их разнообразием; подвести к пониманию необходимости соблюдения техники безопасности

1

 

4

История вышивки. Типы вышивки. Рабочее место. Шов «Вперёд иголку».

Показать богатую историю вышивки в мире и в нашей стране; ознакомить с основными видами вышивки – гладью и крестом.

2

 

 

Упражнение «Узелок, стежок, шов и закрепочка».

Научить детей вставлять нить в ушко иглы, учиться завязывать на длинном конце нити узелок. Познакомить детей с понятием «стежок», «шов». Показать на примере для чего служит узелок, что такое «стежок», как получается «шов». Для чего нужно закреплять нить в конце работы. С теми, кто научился вставлять нить в иглу и освоил завязывание узелка, прошить шов «вперед иголку».

3

 

4

 Вышивка дорожек на ткани.

 

 Способствовать поддержанию интереса у детей к вышивке. Правила безопасности при работе с иглой. Закрепить приемы шва «Вперед иголка».   

2

 

5

Вышивка извилистых дорожек, познакомить с вышивкой по кругу

 

продолжать учить навыкам работы с иглой, учить закреплять нить в конце шва.

2

 

6

Вышивка «Цветок»  швом «Вперёд иголку»,

совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

3

 

7

Вышивка цветов и животных (2-3 цвета)

 

продолжать совершенствовать навыки работы с иглой, работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток.

3

 

8

Тематические картинки.

 

развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Развивать мелкую моторику рук.

3

 

Мягкая игрушка

9

Игольница «Шляпка»

 

Продолжать учить навыкам работы с иглой, развитие интереса к искусству шитья.

 

2

 

10

 

Мышка

Развиваем интерес к занятиям по работе с фетром, желание мастерить красивые игрушки. Продолжать учить составлять единое целое из составных частей. Уметь работать в коллективе и самостоятельно. Выполнять простейшие швы, владеть приемами работы с тканью. Набивать синтепоном получившееся изделие.

3

 

11

Котик, ослик, жираф, собачка.

 

Развиваем интерес к занятиям по работе с фетром, желание мастерить красивые игрушки. Продолжать учить составлять единое целое из составных частей. Уметь работать в коллективе и самостоятельно.

5

 

12

Кукла

Совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

5

 

Планирование работы кружка «Весёлые ручки»

в подготовительной группе (с 6-7 лет)

Декоративные швы

 

 

1

«Шов назад иголка»

Продолжать знакомить детей с разнообразными элементами швов, повторить правила работы с материалами и инструментами, развивать мелкую моторику рук.

 

2

 

2

«Обметочный шов»

 

Научить использовать для вышивки и шитья обметочный шов, развивать умение доводить работу до конца.

 

2

 

3

«Козлик»

 

Знакомство с техникой шва «Козлик», формировать умение выполнять последовательную цепочку действий.

 

2

 

4

«Косичка»

 

Знакомство с новым швом, формировать умение старательно и аккуратно выполнять работу.

 

2

 

5

«Французские узелки»

 

Знакомство с новым видом шва, развивать координацию движений обеих рук, воспитывать усидчивость.

 

2

 

 

Лоскутное шитье, мережка.

6

«Прихватка»

 

Познакомить с интереснейшей техникой лоскутного шитья.

Способствовать развитию творческих способностей.

Развивать внимание; аккуратность в выполнении работы; мелкую моторику; глазомер.

Воспитывать любовь к народному творчеству - лоскутному шитью, стремление сделать полезную вещь для близких своими руками.

 

4

 

7

«Прихватка с декоративными швами»

 

Продолжать знакомить с техникой лоскутного шитья, учить подбирать лоскутки по цвету. Использовать для украшения прихватки декоративные швы.

 

4

 

8

«Игольница «Курочка»»

 

Побеседовать с детьми о игольнице, ее необходимости в хозяйстве. Совершенствовать и творчески использовать свои умения и навыки. Воспитывать желание создавать красоту своими руками. Выполнять простейший шов, продолжать учить наполнять готовое изделие поролоном, делать это постепенно распределяя его внутри игольницы.

 

4

 

9

«Ёлочка»

 

Продолжать знакомить с интереснейшей техникой лоскутного шитья.

Способствовать развитию творческих способностей.

Развивать внимание; аккуратность в выполнении работы; мелкую моторику; глазомер.

Воспитывать любовь к народному творчеству - лоскутному шитью, стремление сделать полезную вещь для близких своими руками.

 

 

6

 

10

«Клатч»

 

Продолжать знакомить с интереснейшей техникой лоскутного шитья.

Способствовать развитию творческих способностей.

Развивать внимание; аккуратность в выполнении работы; мелкую моторику; глазомер.

Воспитывать любовь к народному творчеству - лоскутному шитью, стремление сделать полезную вещь для близких своими руками.

 

 

5

 

11

«Мережка» на салфетке с вышивкой

Познакомить детей с новым видом декора, научить правильно, вытягивать ниточки, развивать мелкую моторику рук.

 

3

 

 

3.2. Ожидаемые результаты:

К концу работы кружка «Волшебные ручки» у детей сформировано:

овладение элементарными трудовыми умениями при работе с тканью простейшими инструментами;

интерес к работе с тканью, желание самому научиться вышивать и шить;

умение владеть технологией шва «Вперед иголку», «Шов назад иголка», «Обметочный шов», «Козлик», «Косичка», «Французские узелки»;

умение владеть приемом закрепления нити в начале и в конце работы;

интерес к эстетической стороне и окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров);

готовность к школьному обучению.

К концу второго года реализации программы ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.

В результате работы кружка предполагается овладение детьми элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иглой).

 

 

3.3. Методические материалы и средства обучения и воспитания.

Агишева Т.А. Подарки своими руками. Ярославль. Академия развития, 2008.

Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.

Горунович  Е.А.  Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду. - Минск, 1989.

Гусакова  М.А. Подарки и игрушки своими руками.  - М.,-  2000.

Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Москва, 2009

Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. -  М.,  - 2005.

Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду. -  М., - 2002 .

Кулер Донна Лоскутное шитьё. Мир книги. Москва 2005.

Красичкова Е.И. Художественное вышивание. Государственное издательство БССР 1963.

Кренц Джен Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Издательство Ниола – пресс 2007г.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников. - М., - 2008.

Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.-Москва: З. А. О. издательство Эксмо, 1997.-96с.

Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.- М., - 2008.

Таран Р.Ф Лоскутная фантазия. Художественная аппликация., АСТ – Сталкер 2007г.

 «Дошкольное воспитание» - журнал.  - 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008.

Шалаева Д.А. Энциклопедия поделок для детей. Москва, 2009.

3.4. Материально-техническое обеспечение.

В педагогическом процессе ДОУ для развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей, используются разнообразные технические средства:

телевизор, DVD-магнитофон: для просмотра познавательных телепередач, видеофильмов.

картон;

нитки катушечные № 40(основные и оттеночные);

нитки мулине, шерсть для вышивания (основные цвета и оттеночные);

ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка);

иглы с широким ушком

пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка);

карандаши простые (на каждого ребенка);

копировальная бумага;

ткань для вышивания, хлопок;

отрезки ткани разного размера и разного названия.

Дидактические материалы:

подборка готовых вышивок и мягких игрушек;

образцы рисунков для вышивания и выкроек мягких игрушек;

иллюстрации вышивок и поделок из ткани.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Классные ручки"

В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет

Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального  построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Программа "Умелые ручки" Степанова Ж.М.

Как из бросового материала сделать игрушку? А потом ещё и поиграть? Какой можно сделать подарок бабушке и дедушке? Как украсить свою детскую комнату? На все эти вопросы мы отвечаем на занятиях студии ...

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....