Доклад на тему "Развитие потенциала детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через конструктивную деятельность."
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский
«Развитие потенциала детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через конструктивную деятельность.»
Алексеева Марина Николаевна, воспитатель.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
Работая с детьми с ОВЗ, я сталкиваюсь с рядом трудностей, таких как:
- Отсутствует мотивация у ребенка к познавательной деятельности,
ограниченны представления об окружающем мире;
- Темп выполнения заданий очень низкий;
- Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,
переключение);
- Низкий уровень развития речи, мышления;
- Нарушение координации движений;
- Низкий уровень развития мелкой моторики;
- Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость.
Поэтому приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Заметив , что дети, которые сейчас у меня в группе, из большого количества игр чаще всего обращались к конструктору лего.Я начала использовать его не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации дополнительной программы «Мастерская Самоделкина».
Обучаясь игре с Лего, дети проходят путь от простого к сложному. Простота и строительные возможности конструктора, позволяют детям увидеть модель построенную своими руками, которая выполняет поставленную детьми задачу. А самое главное, что это материал и герои востребованы на данный день.
Используя лего-конструирование с детьми с особыми образовательными потребностями, я преследую следующие цели:
- развитие познавательных потребностей и конструкторских умений и навыков;
- развитие пространственных представлений, логики, мышления, мелкой моторики рук;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
Важными принципами при обучении в игре с «Лего» являются:
- последовательность и систематичность;
- учет возрастных особенностей детей;
- доступность и наглядность.
Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Специфика детского конструирования тесно связано с игрой – ребенок конструирует - создает и одновременно играет – выстраивает отношения.
Я использую Лего в различных дидактических играх и упражнениях (упражнения на продолжение ряда, сортировка, найди лишнее, башенки и т.д.)
Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
На занятиях использую разные виды конструирования. Это:
• Конструирование по образцу с использованием готовой модели того, что нужно построить (например, дом. Я использую изображение или схему дома).
• Конструирование по условиям. В работе с использованием такого конструирования образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, будка для собаки должна быть маленькой, дом большой с лесенкой).
• Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Дети с удовольствием сконструировали «домик мечты», «Зоопарк», которые в последствии использовали в играх по развитию речи «Опиши и угадай животных»
На одном из занятий дети сконструировали дом и родителей «мама, папа, я вот моя семья». Таким образом, выстраивая дом для своей семьи: детьми были установлены социальные связи, вместе с детьми разыграны межличностные ситуации, которые возникают в их семье.Было приятно, что дети самостоятельно обдумали и догадались, как разместить каждого, чем занимаются взрослые во дворике. Здесь происходит социально-нравственное воспитание через игру.
На занятиях я использую мультфильмы, которые записываю сама, с лего -героями. Они задают нам проблемную ситуацию, а мы должны её решить. Дети с большим интересом включаются в процесс, и решают проблемные ситуации.
Общение и взаимодействие ребенка с родителями в игре вызывает особый интерес у детей. В этом направлении провожу мастер классы для родителей по использованию лего конструктора. На одном из таких мероприятий, мы приняли решение, о том что нашим детям нужен лего-стол. Родители с удовольствием принялись конструировать его. И уже через неделю стол был готов. Для удобства детей у него есть контейнеры для хранения лего, колёсики,чтобы можно было передвигать. Мы используем стол не только в самостоятельной деятельности, но и на занятиях кружковой деятельности.
На данный момент у нас есть небольшие достижения, показывая открытое занятие в рамках конкурса профессионального мастерства по конструированию в детском саду, мы с детьми заняли первое место. В ходе занятия дети продемонстрировали свое умение конструировать не только с помощью заданной схемы, но и по замыслу. В процессе занятия мы обсуждали семейные ценности, особенности строительства жилого дома, слушали веселую музыку и стихи, много двигались и остались очень довольны собой и своей постройкой.
Таким образом, конструирование это не только деятельность по развитию конструкторских способностей и инженерного мышления, но и большой источник для развития потенциала и компенсаторных возможностей детей с ОВЗ. Главное не забывать что, на занятиях с конструкторами — не только результат, но и сам процесс, способствует развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности конструктивной деятельности Детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразн...
Реализация права детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на участие в культурной жизни, проведение досуга, отдыха через взаимодействие с социумом
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) и детей-инвалидов требует деликатного и гибкого подхода. Возможность реализовать свой потенциал у категории данных дете...
Проект: «Детство без границ: развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности».
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает...
программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"
Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....
Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...
Статья «Физическое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой деятельности в контексте ФГОС ДО»
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую ...
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия и...