«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
методическая разработка по рисованию
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie-_onlayn.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего выступления
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через
нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям
почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься,
увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами
сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники
рисования дают ребёнку возможность удивиться
и порадоваться миру».
М. Шклярова
Актуальность
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Но детей с ОВЗ характеризует:
- отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия,
-недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность. -Отмечается неравномерная работоспособность.
-Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности.
- У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Для двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, кисточку для клея или ножницы, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Решить данную проблему помогают нетрадиционные техники рисования.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками и карандашами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для аппликации пластиковые ложки. Они пробуют получать изображения с помощью подручных материалов (штампиков, мятой бумаги, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.
Современный уровень требований диктует необходимость использования нетрадиционных методов изобразительной деятельности, так как все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес,. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с заданием
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.
Познакомившись с пособиями по «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
• Сформировать у детей технические навыки рисования;
• Познакомить детей с ОВЗ с различными нетрадиционными техниками рисования;
• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники;
• Развивать воображение и творческие способности детей;
• Обогащать и расширять художественный опыт детей;
• Побуждать ребенка экспериментировать; • Поощрять и поддерживать творческие находки;
• Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
Нетрадиционная техника рисования-это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов необычным способом. Занятие в данном виде рисования способствует в большей мере развитию – фантазии, логики, мышления.
Еще один огромный плюс нетрадиционного рисования – легкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста. Одновременно разнообразные способы модно сочетать, получая в итоге реалистические эффекты.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Для освоения нетрадиционной техники рисования: используются разнообразные приёмы и методы.
Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей: – словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
–метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Работа с детьми строится на принципах:
– от простого к сложному;
– индивидуального подхода;
– развития творческой инициативы
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё. Огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, творить, экспериментировать и самовыражаться.
К нетрадиционным техникам рисования относятся:
-рисование пальчиками,
-рисование ладошкой,
-восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
-печать по трафарету,
-отпечатки листьев,
-оттиск и много другое
Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Какому ребенку будет не интересно узнать, что, техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности.
И самый простой способ рисования- рисование ладошкой.
Рисование с помощью ладони - одно из любимых детских занятий. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. Это не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. Рисование ладошками прекрасно развивает мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребёнка. Ребёнок начинает творить исходя из своего возраста, учится различным техникам рисования, которые пригодятся ему в дальнейшем при создании более взрослых и осознанных шедевров.
Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Пальчиковое рисование –не только знакомит с красками, процессом смешивания цветов, но и тренирует мелкую моторику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные пальчики Штамп – это отпечаток чего-либо. Техника рисования проста – наносим на поверхность штампа краску и прислоняем его к листу бумаги. Получается отпечаток. Итак, чем можно рисовать: Половинками овощей и фруктов. Из картофеля получаются «классические» штампы. Во-первых, картофель отлично удерживает краску, во-вторых, его поверхность можно вырезать, чтобы получились снежинки, звездочки, сердечки и любые другие фигурки. Но также для штампа может подойти яблоко, получается интересный отпечаток, просто нужно поэкспериментировать с разными овощами и фруктами
«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.
Ватные палочки. Отпечаток получается довольно примитивным – точка. Но и этого достаточно для разгула воображения. К тому же, можно не просто рисовать одной палочкой, можно сделать с помощью резиночки пучок и наносить сразу по несколько точек, это уже интереснее. Так можно нарисовать, например, куст сирени или веточку мимозы. Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Эти техника способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации
Рисование свечой. Чтобы нарисовать невидимые картинки, потребуются восковые мелки под цвет бумаги или обычная свеча. С их помощью на бумаге оставляются невидимые линии. Они проявляются только после того, как раскрасить бумагу обычной гуашью или акварелью. Удивлённый ребёнок с любопытством наблюдает, как перед его глазами волшебным образом появляется картинка. Рисование восковыми мелками - помогает развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, И конечно способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики рук.
Свечой можно нарисовать контуры-невидимки любых несложных фигур: снежинок, рыбок, солнышка или другого. Главное, чтобы ребёнку было легко и в удовольствие. После того как картинка-невидимка нарисована, следует стряхнуть с бумаги оставшиеся крошки мелка или свечки. Теперь можно приступить к самому интересному – раскрашиванию бумаги красками.
Рисование пластиковой вилкой
Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. При создании рисунка нетрадиционным методом у детей развивается творческое мышление и воображение, воспитывается аккуратность, самостоятельность и внимательность при работе с гуашью и вилкой.
Принцип рисования очень простой, возьмите вилку, обмакните обратной стороной зубчиков в краску и творите, оставляйте отпечаток на бумаге. Нарисовать можно цветы, животных, сказочных героев, кусты и лес. Можно самим придумать картинку.
Круглый стол с родителями «Мир красок и фантазий»
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями.
Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребенок. Я уверена, что каждый успех детей в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым воспитанник имеет
возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от
родителей,
Проводя методическое руководство, я знакомлю родителей с изобразительным искусством, объясняя необходимость их помощи детям, потому как изобразительное искусство вносит значительный вклад в развитие восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений их детей.. И поэтому одной из важнейших задач, является задача:
- привлечения родителей к активному сотрудничеству.
При работе с родителями используются такие формы работы, как коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные, традиционные и нетрадиционные.
При коллективной форме организации общения педагога с родителями я использовала такие, как: родительские собрания на тему «Как часто вы рисуете с ребёнком?», на котором я нацеливала родителей на помощь в развитии творческих способностей у своих детей с помощью игры. Так же проводила Круглый стол «Мир красок и фантазий» «Нетрадиционные техники рисования».
В дошкольном возрасте очень часто мамы и папы не находят достаточно времени для совместной деятельности с детьми: работа, домашние дела отнимают много времени и сил. Чаще всего, придя домой, родители включают ребенку телевизор или планшет и рады, что малыш не мешает заниматься им своими делами.
Ведь недаром психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение, как для детей, так и для родителей. Дети очень любят выполнять задания совместно с родителями, неважно какие: с ножницами, с красками, с нитками, с клеем и т. д. Ведь в совместной деятельности укрепляются дружеские отношения между детьми и родителями, ребенок видит, что мама или папа доверяет ему, и малыш старается оправдать это доверие. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга морально и развивать интерес к работе, даже если не получается. Ребенок получает уверенность, что все получиться, только надо научиться. А взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат размышлять. Помните, что ваша поддержка, уважаемые родители, формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству.
Семинар-практикум с педагогами. Мастер- класс
Система дошкольного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дошкольного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!».
Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети с ограниченными возможностями - находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
В своей педагогической практике я поделилась опытом с педагогами по «Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
Я ознакомила с разными техниками нетрадиционного рисования, которые открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развивать воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность, стимулирует положительную мотивацию, снимает страх перед процессом рисования. Педагогам предложила стать непосредственными участниками мастер-класса, побыть художниками, используя нетрадиционные техники рисования - рисование вилкой свечой, оттиск печатки картофеля и т.д.
Воспитатели с интересом слушали предложенный материал, и с энтузиазмом принялись за работу. Благоприятное впечатление произвела атмосфера общения педагогов.
Работа была организована таким образом, чтобы все присутствующие нашли применение полученным новым знаниям.
По итогам проведенного мероприятия педагоги пришли к единому мнению, что использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми будет способствовать всестороннему развитию детей. Вывод Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ с использованием нетрадиционных техник способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. У детей с ОВЗ развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и воспитателем. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)
Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....
Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...
Методическая разработка: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ»
Программа «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по слуху» - это практический курс для развития навыков межличностного взаимо...
программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"
Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко н...