программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samokleyka_chast_1.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №86»
305007, город Курск, ул. Моковская, 2Д.
Тел. (4712) 35-43-94; E- mail: mdou86kursk@yandex.ru
«Самоклейка»
Программа
организованной совместной деятельности
по развитию творческого потенциала
у детей дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
Автор-составитель:
Бычихина Рита Федоровна,
воспитатель высшей кв. категории
МКДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 86»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»,- так говорил В.А. Сухомлинский.
Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Проработав несколько лет и проанализировав работу по изобразительной деятельности, я пришла к выводу, что в ней недостаточно представлен такой вид детской изобразительной деятельности, как аппликация.
Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.
Одним из главных составляющих частей при работе с аппликацией остается цветная бумага и картон, но зачастую детям с тяжелыми нарушениями, сложно бывает удержать ножницы в руке, вырезать элементы из бумаги, а так хочется сделать аппликацию максимально самому и подарить ее маме, и поэтому в своей работе, я часто использую другие материалы, которые ребенку доступны в удержании и наклеивании, а необходимые детали можно и дорисовать, и когда используются нетрадиционные техники аппликации, то аппликация только выигрывает.
При изготовлении аппликации с детьми с ОВЗ, не нужно брать сложные сюжеты. Пусть это будет самые простые, такие, как наклеивание готовых бусин, или одно солнышко, но, нужно воспитывать в ребенке желание, самому создать ту или иную картинку, хотя зачастую в детях итак, присутствует желание создать шедевр самому и, как радостно звучат их слова: «Это я тебе сделал, мама»
Цель программы: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением нетрадиционных техник аппликации.
Задачи программы:
1. Овладение методами применения нетрадиционных материалов на занятиях по аппликации с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей;
2. Развитие творческих способностей и познавательной активности детей через систематическую организованную образовательную деятельность.
Форма работы: групповая.
Численный состав группы: 3-4 ребенка.
Возраст детей: 5-7 лет.
Категория детей: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Место проведения: групповая комната.
Режим: 1 раз в неделю.
Продолжительность деятельности: 20 минут.
Количество организованных встреч (в год): 30.
ПЛАН РАБОТЫ
Месяц | Неделя | Использованная техника работы | Тема занятия | Задачи |
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя | Аппликация (мозаичная) | «Зонтики» | Учить детей работать с бумагой (без помощи ножниц) украшать шаблон зонтика мелкими яркими обрывками цветной бумаги, развивать умения рвать бумагу на мелкие кусочки, развивать мелкую моторику рук и координацию глаз. |
2-я неделя | «Яблоко и груша» | Продолжать учить детей работать с бумагой (без помощи ножниц); учить детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию; закреплять умение работы с клеем; воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук. | ||
3-я неделя | « Белый гриб» | Продолжать учить детей работать с бумагой (без помощи ножниц); развивать у детей воображение; развивать мелкую моторику рук; развивать наблюдательность, память, воображение. внимание, логическое мышление. | ||
4-я неделя | «Ежик» | Продолжать формировать умение детей наклеивать кусочки бумаги в виде мозаики внутри всего контура, учить наносить клей на основу и распределять по поверхности; развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук, интерес к аппликации. | ||
НОЯБРЬ | 1-я неделя | Аппликация из салфеток | «Овечка» | Познакомить детей с техникой катания шариков из салфеток; вызвать интерес к аппликации из салфеток; укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику; координировать и синхронизировать движения обеих рук; развивать мышление, фантазию, творческое воображение; развивать эстетическое восприятие, художественный вкус; воспитывать трудолюбие, самостоятельность и активность в работе; |
2-я неделя | «Объемный цветочек» | Продолжать обучать приемам действиям с салфеткой-отрывать, мять, скручивать; развивать мелкую моторику; расширять представления об окружающем мире. | ||
3-я неделя | «Дождик с тучки» | Продолжать вызывать у детей интерес к последовательному изображению ряда событий; закрепить у детей умения работать в технике скатывания и раскатывания из бумажных салфеток; развивать сенсорные эталоны; развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику; воспитывать эстетические чувства, желание передавать представления об окружающем мире. | ||
4-я неделя | «Зонтик» | Продолжать знакомить с техникой аппликации из салфеток; вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно приготовленных элементов (комочков из салфеток); учить комбинировать цвета салфеток; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать мелкую моторику рук; стимулировать воображение, развитие цветового и тактильного восприятия. | ||
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя | Аппликация из ватных дисков | «Снеговик» | Учить детей выкладывать и составлять на листе бумаги изображение предмета из нескольких готовых форм; развивать воображение, чувство формы, связную речь; воспитывать самостоятельность и инициативность. |
2-я неделя | «Зайчик» | Закрепить знания о нетрадиционной технике аппликации- аппликации из ватных дисков); развивать творческие способности детей, навыки безопасной работы с ножницами; воспитывать у детей интерес, бережное отношение к окружающей природе, желание помочь другим. | ||
3-я неделя | « Дерево зимой» | Продолжать учить наносить клей и приклеивать бумагу, ватные диски; способствовать систематизации и обогащению представлений детей о деревьях зимой; развивать мелкую моторику рук, воображение у детей. воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность при работе с клеем, бумагой. | ||
4-я неделя | Аппликация из ватных палочек | «Волшебная снежинка» | Учить детей создавать аппликации при помощи ватных палочек; расширить знания детей о снеге и снежинках; развивать творческие способности детей. | |
ЯНВАРЬ | 3-я неделя | «Волшебный домик» | Закреплять технику наклеивания необычных материалов (ватные палочки); воспитывать аккуратность при выполнении работы, и интерес к аппликации. | |
4-я неделя | Аппликация из ватных дисков | «Елочка» | Продолжать развивать у детей умение разрезать ватный диск пополам, составлять аппликацию из двух предметов, располагая их рядом по центру листа, начиная снизу; закреплять у детей умение пользоваться ножницами, правильно держать; развивать мелкую моторику рук; развивать фантазию, творческие способности. воспитывать у детей умение слышать и понимать воспитателя; воспитывать любознательность и интерес к аппликации; вызвать у детей чувство радости от проделанной работы | |
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя | Аппликация манной крупой Аппликация (рис, гречка) Мастер класс. Аппликация (фасоль, макароны, пластилин) Аппликация (квиллинг) | «Снеговик» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками выполнения из круп (манка); учить набирать манку и аккуратно насыпать ее на смазанную клеем поверхность заготовки. расширять лексический запас детей словами: снег, мягкий, белый, холодный, хрустящий; развивать зрительное и слуховое внимание ребенка, мелкую моторику рук; воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность при выполнении задания. |
2-я неделя | «Ежик» | Учить детей работать с крупами, аккуратно наносить клей на детали работы; формировать навыки работы с крупой; развивать умение детей работать самостоятельно, воспитать доброе отношение друг к другу; закреплять представление о внешнем виде животного: форме, названиях частей тела; развивать воображение, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы. | ||
3-я неделя | «Кораблик для папы» | Развивать мелкую моторику рук; | ||
4-я неделя | «Дождик» | Познакомить детей с новой техникой изготовления аппликации из бумажных лент – квиллингом; показать основные приёмы работы в данной технике. познакомить детей с бумагой для квиллинга; показать приём скручивания спирали и формирования элемента «капля»; развивать мелкую моторику, воображение, детей. воспитывать интерес к искусству квиллинга; аккуратность в работе. | ||
МАРТ | 1-я неделя | Аппликация (квиллинг) | «Солнышко» | Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную спираль в форме капли и наклеивать на основу. |
2-я неделя | «Божья коровка» | Продолжать учить детей скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу. | ||
3-я неделя | «Компот из вишен» | Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль». | ||
4-я неделя | «Гусеничка» | Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль». | ||
АПРЕЛЬ | 1-я неделя | Аппликация (квиллинг) | «Цветочек» | Продолжать Учить детей скручивать элемент «тугая спираль», составлять из готовых модулей цветочек. |
2-я неделя | «Виноград» | Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2части. | ||
3-я неделя | «Барашек» | Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» | ||
4-я неделя | «Уточка на воде» | Продолжать учить детей скручивать элемент «тугая спираль», составлять композицию из готовых модулей «уточка на воде». | ||
МАЙ | 1-я неделя | Аппликация (салфетки) | «Одуванчик» | Продолжать закреплять умение работать по шаблону; закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем; развивать моторику пальцев; воспитывать художественный вкус; воспитывать положительную самооценку. |
2-я неделя | «Бабочка» | Продолжать учить нарезать кусочки сжатой бумаги, скатывать комочки салфеток;. продолжать закреплять название цветов; развивать мелкую моторику рук; воспитывать любовь у детей к окружающему миру, живой природе, насекомым. | ||
3-я неделя | По замыслу | Закреплять полученные навыки в свободном экспериментировании с материалами, используемыми в нетрадиционных техниках аппликации. | ||
4-я неделя ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ | По замыслу | Проанализировать уровень сформированности навыков самостоятельного выбора и использования материалов и техник нетрадиционной аппликации | ||
Итого | 30 занятий |
Используемая литература
1. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: «КОНТЭКТ», 2010. – 48 с.
2. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
3. Синицина, Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
4. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
5. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
6. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
7. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.
8. Уолтер Х. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.
9. Уилсон Д. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательская группа «КОНТЭКТ», 2009.
10. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Программа коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой
Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)
Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....
Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...
Мир в ладошках Программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с овз
В программе даны техники нетрадиционного рисования с детьми с ОВЗ...
Программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья "Шерстяная акварель"
Программа раскрывает основные направления в коррекционной работе. Содержит примерное тематическое планирование по рисованию шерстью, картотеку пальчиковых игр для развития мелкой моторики....
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия и...
Муниципальное методическое объединение «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности через музыкально – театрализованную деятельность.»
Цель: Развитие творческого потенциала детей через организацию театрализованной деятельности. Задачи: Формировать интерес к театрализованной деятельности. Познакомить с чувствами и настр...
- Мне нравится (1)