Трудовая деятельность в воспитании детей
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Николаева Светлана Андреевна

Трудовая деятельность является одной из важнейших частей воспитания ребенка. Трудовое воспитание помогает развитию нравственности и ответственности у ребенка, а также раскрывает его умственные и творческие способности.

Задачей трудового воспитания является пробуждение в детях желание помогать другим в трудовой деятельности, развивать элементарные навыки трудовой деятельности, а также прививать детям трудолюбие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovaya_deyatelnost_v_vospitanii_detey.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовая деятельность в воспитании детей

Трудовая деятельность является одной из важнейших частей воспитания ребенка. Трудовое воспитание помогает развитию нравственности и ответственности у ребенка, а также раскрывает его умственные и творческие способности.

Задачей трудового воспитания является пробуждение в детях желание помогать другим в трудовой деятельности, развивать элементарные навыки трудовой деятельности, а также прививать детям трудолюбие.

В трудовое воспитание входят несколько видов трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд на природе и ручной труд.

К самообслуживанию относится умение ребенка заботиться о самом себе. Обучение самообслуживанию необходимо ребенку для его дальнейшего становления самостоятельным человеком. Нужно учить ребенка самостоятельно умываться, одеваться и обуваться. Труд по самообслуживанию постепенно становится потребностью детей. Воспитатель продолжает работу по формированию и закреплению у них различных навыков самообслуживания, обращая внимание на темп и качество выполнения необходимых действий. Ребенок должен уметь, например, проверить свой внешний вид и в случае обнаружения недостатков устранить их без напоминаний. Важно стремиться к тому, чтобы приобретенные умения становились прочными и переходили в привычки.

К хозяйственно-бытовому труду относится забота ребенка об окружении. Хозяйственно-бытовой труд прививает ребенку чистоплотность и аккуратность. Ребенка нужно научить помогать по дому, убирать за собой и поддерживать порядок.

К труду на природе относится ознакомление с окружающей ребенка природой, а также развитие в ребенке интереса и бережного отношения к флоре и фауне. Детям нужно рассказать и показать важность природы и привить в них желание заботиться об окружающем их мире.

К ручному труду относится творческая деятельность, во время которого дети могут сделать что-то своими руками для себя или группы. Ручной труд призван развивать у детей внимательность и воображение, через практику научить их ценить творчество других людей, познакомить с разными материалами для творчества. Он организуется воспитателем в часы, отведенные для самостоятельной деятельности детей. Обучение приемам работы с бумагой, картоном, коробками, природным материалом осуществляется на занятиях. Вызывая интерес к изготовлению игрушек-самоделок, педагог рассматривает с детьми уже готовые образцы, обращает их внимание на способы склеивания деталей, соответствие материала задуманному предмету. Воспитатель должен постоянно проявлять заинтересованность в этой деятельности: создать необходимые условия для организации самостоятельного труда, сделать небольшую выставку работ детей и показать ее родителям, составить с помощью детей альбом фотографий или детских рисунков. Важно дать положительную оценку детям, проявившим в этой работе старательность, придумавшим что-то новое.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста можно разделить на поручения, дежурства и коллективную трудовую деятельность.

К поручениям относятся задания, которые воспитатель поручает ребенку исходя из его опыта и особенностей. Выполнение поручений помогает развивать у детей интерес к труду и прививает чувство ответственности.

Поручения позволяют воспитателю иметь индивидуальный подход к воспитанию детей. Поручения также закладывают у детей необходимые трудовые привычки и готовят их к дежурствам.

К дежурствам относится форма организации труда ребенка направленная на улучшение окружения коллектива. Дежурства имеют важное воспитательное значение. Они воспитывают в ребенке ответственность перед коллективом, и прививают необходимость работы ради других.

К коллективной трудовой деятельности  относится работа включающая в себя всех детей и имеющая общую цель. Коллективный труд разделяют на общий труд и совместный труд.

К общей трудовой деятельности относятся работы для всей группы, но имеющие индивидуальные поручения. Такая организация работы способствует формированию дружественных взаимоотношений, дает ребенку почувствовать себя частью коллектива, а также почувствовать пользу от своего труда в общем деле.

К совместной трудовой деятельности относятся работы более сложной организации чем общая. Как и в общей трудовой деятельности, у совместной работы одна цель, но задания детей не независимы, а предполагают взаимодействие и помощь. Такой тип организации активно включает в себя общение между детьми. Таким образом совместный труд развивает навыки общения у детей, учат взаимопомощи, а также учат работать коллективом и вместе нести ответственность за результат.

В процессе руководства коллективным трудом детей воспитатель обращает особое внимание на формирование у них начал коллективизма. У детей формируются представления о том, что результат коллективной деятельности может быть получен лишь тогда, когда все закончат свои задания, а качество работы будет высоким лишь при условии, если каждый из участников старательно и аккуратно выполнит свою часть работы. На примерах складывающихся ситуаций педагог помогает детям осознать эту особенность коллективной деятельности.

В результате систематического участия в коллективной трудовой деятельности к моменту перехода в подготовительную к школе группу или к обучению в школе у детей должны быть сформированы некоторые навыки коллективной деятельности: умение согласовывать свои желания с желаниями товарищей; умение организовывать общую деятельность; умение тщательно, добросовестно, не отвлекаясь выполнять свое задание, осознавая ответственность за свою работу перед коллективом сверстников; умение оказывать помощь товарищам в процессе общей работы.

Решение задач трудового воспитания возможно только при систематическом включении каждого ребенка в трудовую деятельность, поэтому организация трудовой деятельности в повседневной жизни детского сада должна найти достаточное место в календарном плане работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная трудовая деятельность педагога и детей "Уборка снега"

Воспитание на примере трудовой деятельности взрослых – одна из важнейших задач дошкольного учреждения.Актуальной задачей в настоящее время является, формирование общей трудовой деятельности по средств...

Трудовая деятельность и воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста

Трудовая деятельность и воспитание  культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста...

Прогулка: организация совместной трудовой деятельности педагога и детей. Тема: «Уборка участка от снега»

Тема: «Уборка участка от снега»(прогулка проводится после снегопада)Цель: организовать  совместную  трудовую деятельность взрослых и детей, в процессе которой формируются трудовые навыки,...

Совместная трудовая деятельность взрослых и детей

Воспитание на примере трудовой деятельности взрослых - одна из важнейших задач дошкольного учреждения.актуальной задачей в настоящее время является,формирование навыков трудовой деятельности по средст...