«Развитие конструктивно – модельной деятельности у детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы)
статья по конструированию, ручному труду
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие конструктивно-модельной деятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Свою выступление хочу начать со слов Светланы Приварской:
«Желтые кубики – это песок,
Кубик зеленый – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
Кубик на кубик – растут этажи:
Учатся строить дома малыши».
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для детей. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.
Младший возраст – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни.
Ведь именно младший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
В этот период нервно-психическая сфера детей находится на так называемом «сенсорном» этапе своего развития. Именно младший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ребенок активно осваивает возможности собственного интеллекта. Движения и действия маленького человека становятся все более и более осознанными, стремительно совершенствуется качество восприятия, внимания, мышления. В младшем возрасте накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.
Характерными особенностями детей младшего возраста является: активно развивающееся восприятие, мышление, память и другие познавательные способности.
Внимание у детей пока непроизвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние.
Дети легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов. Развивается игра - она ведёт к развитию общения. Мышление у детей наглядно – действенное, а предметная деятельность является ведущей.
Конструктивно-модельная деятельность является одним из специфических видов деятельности детей младшего возраста.
Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом мы знакомим детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Дети овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.
Развиваем умения сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживаем желание строить что-то самостоятельно. Способствуем пониманию пространственных соотношений.
Наши дети много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.
Развиваем умения пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленькие фигурки животных и т.д)
Конструктивно-модельная деятельность детей младшего дошкольного возраста, проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.
Она способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).
Значение конструктивно-модельной деятельности в развитии детей раннего возраста:
Формируется познавательный интерес.
Активизируется физическое развитие.
Активизируется сенсорное развитие (целенаправленным становится зрительное восприятие).
Развивается практическое экспериментирование.
Формируется потребность в общении.
Развивается активная речь.
Расширяется словарный запас.
Развиваются внимание, память.
Развивается обобщение.
Появляется самостоятельность, инициативность.
Аккуратность.
Бережливость.
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:
размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд),
накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,
замыкает пространство (загородка, забор, домик),
делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
В конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку. Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.
Мы работает уже почти год с нашими детками и очень радостно, что родители замечают успехи у своих деток, в частности, и в конструировании. Мы предложили родителям посмотреть за детками дома в процессе конструирования. Вот что получилось.
Мы тесно взаимодействуем с родителями, предлагаем им консультации по теме, показываем результат нашего труда вечером или на фото, обмениваемся опытом.
Я люблю конструировать с детьми, так как считаю, что конструирование:
- позволяет знакомить детей с окружающим миром через обогащение сенсорного опыта;
- развивает мелкую моторику;
- пространственную ориентацию;
- воображение;
- творческие способности;
- а так же помогает активизировать словарь.
Таким образом мы можем смело сказать, что конструктивно-модельная деятельность является средством всестороннего развития ребёнка младшего дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей ДОУ...
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН - КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНО - МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
конспект НОД по познавательному развитию...
Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""
Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....
Конспект НОД по ФГОС конструктивно - модельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста: "Аэродром"
Конспект НОД по ФГОС конструктивно - модельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста: "Аэродром"...
Программа факультатива по конструктивно-модельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "ТИКО - Фантазёры"
Программа факультатива по конструктивно-модельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "ТИКО - Фантазёры"...
План-конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Разные колеса» (ознакомление с художественной литературой, конструктивно-модельная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста.
План-конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Разные колеса» (ознакомление с художественной литературой, конструктивно-модельная деятельность) для детей старше...
Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...