Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал ( группа) на тему

Тарасова Ирина Васильевна

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktivno-modelnaya_d.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

 Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Проанализировав конструктивно-модельные действия детей своей группы в прошлом году, я увидела, что они затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения и точно им следовать. Их строительные игры были однообразны и относительно бедны по своему содержанию.

Конструирование направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает, его от других видов деятельности и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета.  

В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и т.д. Только на занятиях детей этому не научить, поэтому в свободное время мы с детьми играли, строили, рисовали схемы, чертежи, клеили модели и т.д.

Целью моей работы стало: развитие конструктивно - модельных действий детей.

Задачи:

1. Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства;

2. Упражнять в конструировании по графическим моделям;

3. Развивать наглядно-образное восприятие;

4. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

 Основными педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию этой цели и задач, являются: совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом; обеспечение взаимосвязи

специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей; предоставление детям разнообразных материалов (строительных, природных, бросовых и т.п.) и возможности пользоваться ими по своему усмотрению; взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, экспериментами, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

 Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности - прогулки, экскурсии, игра, и т.п.

 Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Поэтому важно было создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по- своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

 Работая по теме «Профессии», выяснили: кто и как строит дом, познакомились с профессией архитектора, каменщика, монтажника. Читали художественную литературу.  Затем проводили лепку, рисование, составляли изображения домов из геометрических фигур, делали замки.

  Система знаний и конструктивно - модельных умений, в основе которых лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствовала органическому объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во - первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему их развитию.

 В процессе конструирования по образцам у детей формировались обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о

них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям.         Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему. Введение детей в область наглядного моделирования начинала тоже на занятиях по образцу. С этой целью необходимо было

научить детей сопоставлять части предмета с их предметными и графическими заместителями, а так же сопоставлять предметные конструкции и графические модели (схемы ) между собой.

Подготовительная работа включала следующие упражнения:

  • Обследование детали
  • Перенос на бумагу (воспитатель кладет на бумагу строительную

деталь, обводит, дети прикладывают свою деталь, убеждаются, что «след» , убеждаются, что «след» совпадает).

  • Перенос на бумагу с последующим вырезанием
  • Соотнесение силуэтного и контурного изображения с конструктивной деталью.

 

В результате систематической работы по развитию конструктивно - модельных действий дошкольники свободно начали выполнять задания по

конструированию в соответствии с образцом, данным в объемном и плоскостном (графическом) виде, анализируя его перед работой; подбирать элементы строительных наборов; сопоставлять целое и части; создавать устойчивые постройки, учитывая пространственные свойства элементов; осуществлять простейшее планирование предстоящей деятельности, давать словесный отчет о выполнении работы Они усвоили необходимый для осуществления деятельности речевой материал, называя формы, соотношения по величине, пространственное расположение частей конструируемого объекта, а также объекта в целом. Благодаря обучению у них сформировался предварительный образ конструкции и способность к воссозданию этого целостного образа.

В этом учебном году у нас появился новый конструктор, который мы сегодня вам продемонстрировали.

  Конструирование -   чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для взаимодействия взрослого с ребенком, для их совместной деятельности, общих интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.

Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....

"Развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Актуальность исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование перцептивных действий) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприяти...

"Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует ...

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструиров...

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста/

Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продукт...

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструиров...