Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Проанализировав конструктивно-модельные действия детей своей группы в прошлом году, я увидела, что они затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения и точно им следовать. Их строительные игры были однообразны и относительно бедны по своему содержанию.
Конструирование направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает, его от других видов деятельности и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета.
В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и т.д. Только на занятиях детей этому не научить, поэтому в свободное время мы с детьми играли, строили, рисовали схемы, чертежи, клеили модели и т.д.
Целью моей работы стало: развитие конструктивно - модельных действий детей.
Задачи:
1. Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства;
2. Упражнять в конструировании по графическим моделям;
3. Развивать наглядно-образное восприятие;
4. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
Основными педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию этой цели и задач, являются: совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом; обеспечение взаимосвязи
специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей; предоставление детям разнообразных материалов (строительных, природных, бросовых и т.п.) и возможности пользоваться ими по своему усмотрению; взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, экспериментами, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности - прогулки, экскурсии, игра, и т.п.
Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Поэтому важно было создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по- своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
Работая по теме «Профессии», выяснили: кто и как строит дом, познакомились с профессией архитектора, каменщика, монтажника. Читали художественную литературу. Затем проводили лепку, рисование, составляли изображения домов из геометрических фигур, делали замки.
Система знаний и конструктивно - модельных умений, в основе которых лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствовала органическому объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во - первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему их развитию.
В процессе конструирования по образцам у детей формировались обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о
них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему. Введение детей в область наглядного моделирования начинала тоже на занятиях по образцу. С этой целью необходимо было
научить детей сопоставлять части предмета с их предметными и графическими заместителями, а так же сопоставлять предметные конструкции и графические модели (схемы ) между собой.
Подготовительная работа включала следующие упражнения:
- Обследование детали
- Перенос на бумагу (воспитатель кладет на бумагу строительную
деталь, обводит, дети прикладывают свою деталь, убеждаются, что «след» , убеждаются, что «след» совпадает).
- Перенос на бумагу с последующим вырезанием
- Соотнесение силуэтного и контурного изображения с конструктивной деталью.
В результате систематической работы по развитию конструктивно - модельных действий дошкольники свободно начали выполнять задания по
конструированию в соответствии с образцом, данным в объемном и плоскостном (графическом) виде, анализируя его перед работой; подбирать элементы строительных наборов; сопоставлять целое и части; создавать устойчивые постройки, учитывая пространственные свойства элементов; осуществлять простейшее планирование предстоящей деятельности, давать словесный отчет о выполнении работы Они усвоили необходимый для осуществления деятельности речевой материал, называя формы, соотношения по величине, пространственное расположение частей конструируемого объекта, а также объекта в целом. Благодаря обучению у них сформировался предварительный образ конструкции и способность к воссозданию этого целостного образа.
В этом учебном году у нас появился новый конструктор, который мы сегодня вам продемонстрировали.
Конструирование - чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для взаимодействия взрослого с ребенком, для их совместной деятельности, общих интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.
Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....
"Развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Актуальность исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование перцептивных действий) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприяти...
"Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста"
В настоящее время развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует ...
Конспект НОД ОО"Художественно-эстетическое развитие"Конструктивно-модельная деятельность "Машина для папы"младший дошкольный возраст
конспект по конструированию во 2 младшей группе...
Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструиров...
Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста/
Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продукт...
Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструиров...