Программа факультатива по конструктивно-модельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "ТИКО - Фантазёры"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Дарья Юрьевна Ростовцева

Программа факультатива по конструктивно-модельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "ТИКО - Фантазёры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tiko.doc775 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 6 первой категории

Программа факультатива

ПО КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТИКО -ФАНТАЗЕРЫ»

Разработана на основе образовательной программы дополнительного образования  

«Тико-конструирование»  под редакцией  И.В.Логиновой

г.Чебаркуль,

2020 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Паспорт программы……………………………………………….……………………3
  2. Пояснительная записка……………………………………….………………………...4
  3. Основные направления работы…..………………………………….…………………6
  4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.…………………..7
  5. Значимые для реализации Программы характеристики……………………..…….....8
  6. Принципы работы…………………………………….………………………………...14
  7. Планируемые результаты…………....………………………………………….……...16
  8. Педагогическая диагностика…………………………………………………………..16
  9. Объём образовательной нагрузки……………………………………………………..18
  10. Содержание работы по реализации программы……………………………………...18
  11. Методическое обеспечение программы………………………………………………19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


  1. Паспорт программы

Наименование факультатива

 Факультатив по конструктивно-модельной деятельности познавательной направленности  для детей старшего  дошкольного возраста «ТИКО-ФАНТАЗЕРЫ »

Основания для разработки

- Закон РФ «Об образовании»;

- ФЗ «Об образовании» ст.26    п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;

- Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».

- Устав дошкольного образовательного учреждения

Заказчик программы

Родители группы №6 МБДОУ ЦРР ДС №6

Организация исполнитель программы

МБДОУ ЦРР ДС №6

Целевая аудитория

Дети старшего   дошкольного возраста, посещающие группу №6 МБДОУ ЦРР ДС № 6

Составитель программы  

Учитель-дефектолог группы №6 МБДОУ ЦРР ДС №6

Цель

 Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования

Задачи

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

- расширять представления об окружающем мире - развивать психические процессы;

 - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

 - создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности;

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.

Срок реализации

2020-2021  учебный год

Ожидаемый результат

- Повысить уровень конструктивных  навыков  (комбинирование  деталей, сочетание по форме, цвету);

- Повысить уровень познавательного развития;

- Развитие  делового  и игрового общения детей;

Сроки реализации программы

1 год

Условия реализации программы

- наличие  конструктора «ТИКО» модели «Фантазер»

- занятия лучше проводить в помещении, где можно быстро организовать учебное пространство - переставить столы и стулья, освободить место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей;

- наличие демонстрационного материал (схем, карт).

Основные формы работы

- подгрупповая  работа;

-познавательные игры.

Основные методы работы

-метод наблюдения;

-проектно-конструкторский метод (моделирование и решение различных ситуаций);

- тестирование;

- игровой метод;

- графический метод.

  1. Пояснительная записка

Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

                 Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.

2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр.

3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

 Программа факультативной деятельности «ТИКО-ФАНТАЗЕРЫ» имеет:

 • обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;

• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;

• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Цель: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования.

Задачи:

Обучающие:

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.

Развивающие: 

- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

 - создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.

 Воспитывающие: 

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.

 Инновационность и педагогическая целесообразность данной программы заключается:

• в простроенной системе логических заданий, позволяющей педагогу развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить математические понятия и объемное моделирование;

• в создание дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности;

 • в направленности программы на развитие ключевых компетентностей дошкольников: деятельностная, коммуникативная, социальная;  

• в соответствии основным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в Российской Федерации;

• в возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей;

                 

               

  1. Основные направления работы

Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • совершенствование навыков классификации;
  • развитие комбинаторных способностей;
  • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • изучение и конструирование различных видов многоугольников;
  • знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
  • овладение навыками пространственного ориентирования;
  • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
  • обучение различным видам конструирования.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

           Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • формирование целостного восприятия предмета;
  • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
  • изучение и конструирование различных видов многогранников;
  • исследование «объема» многогранников;
  • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. 

Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы.

  1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. На фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов.

Особенности восприятия

У детей 6 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения. К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 6 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки. Значительные изменения наблюдаются и в восприятии пространства. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании, в играх. Развитию художественного восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развития речи, мышления.

Особенности воображения

Воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. 

Особенности памяти

Большую роль в развитии памяти у ребёнка играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно память становится все более сложной. Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов.  В этом возрасте начинает формироваться произвольная память. Следует также отметить, что преобладает наглядно- образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно - логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов. 

Особенности внимания

Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте является непроизвольным. 
Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо: 

1) развивать его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение); 

2) тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём). 

В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Особенности мышления

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: 

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами); 
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений); 
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). 

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление. 

  

  1. Значимые для реализации Программы характеристики

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Для реализации РП значимо понимание клинико-психологических особенностей полиморфной, разнородной категории детей с задержкой психического развития.

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У рассматриваемой категории детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми.

У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих - мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные черты личности и социального поведения.

Патогенетической основой ЗПР является перенесенное органическое поражение центральной нервной системы, ее резидуально-органическая недостаточность или функциональная незрелость. У таких детей замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, своевременно не формируется их специализированное участие в реализации процессов восприятия, памяти, речи, мышления.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания детей с недостаточностью ЦНС приводят к еще большему отставанию в развитии. Особое негативное влияние на развитие ребенка может оказывать ранняя социальная депривация.

Многообразие проявлений ЗПР обусловлено тем, что локализация, глубина, степень повреждений и незрелости структур мозга могут быть различными. Развитие ребенка с ЗПР проходит на фоне сочетания дефицитарных функций и/или функционально незрелых с сохранными.

Особенностью рассматриваемого нарушения развития является неравномерность (мозаичность) нарушений ЦНС. Это приводит к парциальной недостаточности различных психических функций, а вторичные наслоения, чаще всего связанные с социальной ситуацией развития, еще более усиливают внутригрупповые.

В соответствии с классификацией К.С. Лебединской традиционно различают четыре основных варианта ЗПР.

Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). В данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоционально-личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Снижена мотивация в интеллектуальной деятельности, отмечается недостаточность произвольной регуляции поведения и деятельности.

Задержка психического развития соматогенного генеза у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении. Наиболее выраженным симптомом является повышенная утомляемость и истощаемость, низкая работоспособность.

Задержка психического развития психогенного генеза. Вследствие раннего органического поражения ЦНС, особенно при длительном воздействии психотравмирующих факторов, могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка. Это приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, и даже к патологическому развитию личности. На первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции. Дети не способны к длительным интеллектуальным усилиям, страдает поведенческая сфера.

Задержка церебрально-органического генеза. Этот вариант ЗПР, характеризующийся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее тяжелой и стойкой формой, при которой сочетаются черты незрелости и различные по степени тяжести повреждения ряда психических функций. Эта категория детей в первую очередь требует квалифицированного комплексного подхода при реализации воспитания, образования, коррекции. В зависимости от соотношения явлений эмоционально-личностной незрелости и выраженной недостаточности познавательной деятельности внутри этого варианта
И.Ф. Марковской выделены две группы детей. В обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: при первом варианте развития в большей степени страдают звенья регуляции и контроля, при втором - звенья регуляции, контроля и программирования.

Этот вариант ЗПР характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, незрелостью мыслительных процессов, недостаточностью целенаправленности интеллектуальной деятельности, ее быстрой истощаемостью, ограниченностью представлений об окружающем мире, чрезвычайно низкими уровнями общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности, преобладанием игровых интересов в сочетании с низким уровнем развития игровой деятельности.

И.И. Мамайчук выделяет четыре основные группы детей с ЗПР:

1.        Дети с относительной сформированностью психических процессов, но сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.

2.        Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенного происхождения и с осложненной формой психофизического инфантилизма.

  1. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с достаточной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).
  2. Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабо выраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, обнаруживающие первичную дефицитность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования, регуляции и контроля. Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно, слабо развита произвольная регуляция деятельности. Качественное своеобразие характерно для эмоционально-волевой сферы и поведения.

Таким образом, ЗПР – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер. Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения детьми с ЗПР коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем – учебной деятельностью.

Психологические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР

В дошкольном возрасте проявления задержки становятся более выраженными и проявляются в следующем:

Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.

Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.

Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия, что негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций и проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.

Более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приему и переработке перцептивной информации, что наиболее характерно для детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона. Выражены трудности при восприятии объектов через осязание: удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов.

У детей с другими формами ЗПР выраженной недостаточности сенсорно-перцептивных функций не обнаруживается. Однако, в отличие от здоровых сверстников, у них наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, снижение познавательной активности, слабость произвольной регуляции поведения, недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности.

Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия. При нормальном темпе психического развития старшие дошкольники способны строить простые умозаключения, могут осуществлять мыслительные операции на уровне словесно-логического мышления (его конкретно-понятийных форм). Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий. У детей с ЗПР часто затруднен анализ и синтез ситуации. Незрелость мыслительных операций, необходимость большего, чем в норме, количества времени для приема и переработки информации, несформированность антиципирующего анализа выражается в неумении предвидеть результаты действий как своих, так и чужих, особенно если при этом задача требует выявления причинно-следственных связей и построения на этой основе программы событий.

Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктивность и прочность запоминания, особенно на уровне слухоречевой памяти, отрицательно сказывается на усвоении получаемой информации.

Отмечаются недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и его распределения, сужение объема. Задерживается формирование такого интегративного качества, как саморегуляция, что негативно сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной программы.

Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР подчиняется общим законам развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.

Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам поведения. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, наличии патохарактерологических поведенческих реакций.

Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, т. о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности.

Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевогоразвития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:

  • отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;
  • низкая речевая активность;
  • бедность, недифференцированность словаря;
  • выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;
  • слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;
  • задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;
  • недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
  • недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;
  • недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.

Для дошкольников с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности, что становится особенно заметным к концу дошкольного возраста. В отсутствии своевременной коррекционно-педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и саморегуляция.

Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. А именно на этих компонентах основано формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования. Важнейшей задачей является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной готовности к началу школьного обучения.

Особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР

Образовательная и коррекционная работа в группах компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности, и возможности каждой категории детей.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ определяются как общими, так и специфическими недостатками развития, а также иерархией нарушений в структуре дефекта.

Вышеперечисленные особенности и недостатки обусловливают особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР, заключающиеся в следующем:

  • раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной психолого-педагогической помощи на дошкольном этапе образования;
  • обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер;
  • обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);
  • щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;
  • изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы;
  • индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы;
  • формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельности;
  • постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению;
  • разработка и реализация групповых и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;
  • изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);
  • приоритетность целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;
  • обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;
  • развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;
  • развитие всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;
  • целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов;
  • обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее ресурсов для формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи по вопросам обучения и воспитания ребенка с ЗПР.
  1. Принципы работы

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

 Личностно ориентированные принципы:

- Принцип адаптивности – он  предполагает создание открытой адаптивномодели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

- Принцип развития – основная задача детского сада - это развитие дошкольника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

- Принцип психологической комфортности – предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Культурно ориентированные принципы:

- Принцип целостности содержания образования – представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

- Принцип смыслового отношения к миру – образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

- Принцип систематичности – предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

- Принцип ориентировочной функции знаний – содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

 - Принцип овладения культурой – обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Деятельностно ориентированные принципы:

- Принцип обучения деятельности – главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

- Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие – не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

- Креативный принцип – в  соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

 

  1. Планируемые результаты

К концу учебного года   дети должны знать:

- плоские геометрические фигуры  (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);

- различные виды многоугольников;

- различные виды многогранников.

По окончании дети должны уметь:

- сравнивать и классифицировать многоугольники по  2 - 3 свойствам;

- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»,  «по диагонали»;

- конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу;

- конструировать и исследовать многогранники;

- владеть основами моделирующей деятельности;

- сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;

- решать комбинаторные задачи;

- выделять «целое» и «части»;

- выявлять закономерности;

- считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);

- конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;

- создавать собственные ТИКО-изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).

Способами определения результативности программы являются:

- Педагогическая диагностика, проводимая в  начале и в конце  учебного года обучения.

- Выставки детских работ, организуемые в группе после цикла проведённых занятий.

8. Педагогическая диагностика

        Мониторинг разработан на основе  программы дополнительного образования  «Тико-конструирование»  под редакцией  И.В.Логиновой.

Результативность программы «ТИКО-ФАНТАЗЕРЫ» отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня конструкторских умений и навыков.

Виды мониторинга:  

- на начало учебного года  с заполнением диагностической карты;

- итоговый мониторинг в конце учебного года с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ  воспитанников, выполненных в течение учебного года.

Фамилия, имя ребенка

Называет детали конструктора

Подбирает детали в соответствии со схемой

Работает по схемам

Умеет скреплять детали конструктора

Строит по творческому замыслу

Строит  по образцу

Строит  по инструкции педагога

Работает в команде

Умеет  обыгрывать постройки

Кол-во баллов

Итог

1

2

Условные обозначения:

2 – высокий уровень развития

1 – средний уровень развития

0 – низкий уровень развития

Критерии уровня развития умений и навыков

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

 Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

 Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Умение проектировать по образцу

 Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (2): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

 Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Умение конструировать по схеме

Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.

Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.

Средний (2): Может конструировать по схеме в медленном темпе, исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Уровни освоения программы:

 высокий уровень – 9 – 12б.

 средний уровень – 4 – 8б.

 низкий уровень – 1 – 3б.

  1. Объём образовательной нагрузки

Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью 30 минут с детьми старшего   дошкольного возраста (6-7лет). Данная программа реализуется вне основной образовательной деятельности в  специально оборудованном помещении дошкольного учреждения. Форма обучения – очная. Срок реализации программы – 1 год обучения.

Методы и приемы

Программа рассчитана на реализацию содержания такими методами и приемами как практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО; моделирование), наглядный (показ правил работы с конструктором,  демонстрация готовых работ, работа с технологическими картами) и словесный (беседы, разъяснения).

  1. Содержание работы по реализации программы

Структура НОД по  обучению ТИКО-моделированию:

- вводная часть (приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели);

 - основная часть (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических методов и приемов, технических средств обучения);

- заключительная часть (организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни).

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

День недели

Время проведения

Пятница

 15.30 – 16.00

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

            Программа реализуется в помещении группы №6 МБДОУ ЦРР ДС №6. Помещение оснащено доской для размещения наглядностей, отдельными столами для работы детей,  наборами  ТИКО-конструкторов.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Форма работы

сентябрь

«Знакомство с конструктором» Консультация на родительском собрании

декабрь

«Использование технологии ТИКО - моделирования при моделировании объектов».  Консультация  

март

«Какие игровые упражнения можно выполнять дома». Консультация

май

Проведение выставки «Наши достижения»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (см. Приложение 1).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ (см. Приложение 2)

  1. Методическое обеспечение программы
  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.
  3. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
  4. Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.
  5. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ЗАНЯТИЯМ «ТИКО-ФАНТАЗЕРЫ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ № 6 НА 2020 – 2021  УЧЕБНЫЙ ГОД

СЕНТЯБРЬ

Сроки

Тема занятия

Теория

Задачи

Материал

1, 2 неделя

01-16

Диагностическое обследование детей

3 (1) неделя

17-21

Знакомство с конструктором ТИКО

«Дерево с фруктами »

Беседа «Мои любимые фрукты »

Классификация геометрических фигур по форме.

1.Развиваем умение

классифицировать по

форме.

2.Учимся конструировать

ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Осваиваем понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».

4. Сходство и различие геометрических фигур и фруктов

Конструктор,

Схемы карточки "Дерево", на каждого ребенка

4 (2) неделя

24-28

Знакомство с конструктором ТИКО.  –

«Огородная сказка "

Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников.

Классификация геометрических фигур по цвету.

1.Учиться соединять ТИКО-детали.

2.Учиться конструировать ТИКО - фигуры по образцу.

3.Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур.

Конструктор,

Схемы дорожек на каждого ребёнка, цветные карандаши.


ОКТЯБРЬ

Сроки

Тема занятия

Теория

Задачи

Материал

1 (3)

Неделя

1-5

«Геометрический лес»

Классификация деревья и кустарники.

1.Развивать  умение классифицировать деревья и кустарники.

2.Учиться  конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Закрепить понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».

Конструктор,

Схемы, карандаши,

2 (4)

Неделя

8-12

"Грибы для ежика ТИКО"

Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников.

Классификация геометрических фигур по цвету.

1.Развивать умение классифицировать по цвету.

2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Развивать  игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

Конструктор,

Схемы карточек: "грибы" на каждого ребёнка, игрушка - ёжик.

3 (5)

Неделя

15-19

 «Откуда хлеб пришел»

Как работает мельница

1.Развиваем умение

классифицировать по

форме.

2.Учимся конструировать

ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Осваиваем понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».

Конструктор,

Схемы карточек: «мельница», карандаши,

4 (6)

Неделя

22-26

«Путешествие ежика в осеннем лесу»

Беседа «Как звери готовится к зиме»

Классификация геометрических фигур по форме.

1.Развиваем умение

классифицировать по

форме.

2.Учимся конструировать

ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Осваиваем понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».

Конструктор,

Схемы карточки  для плоскостной фигуры  "еж" на каждого ребёнка.

5 (7)

Неделя

29.10 -02.11

«Портфель для Незнайки»

Беседа «Школьные принадлежности»

Классификация геометрических фигур по форме.

1.Развиваем умение

классифицировать по

форме.

2.Учимся конструировать

ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Осваиваем понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».

Конструктор,

Схемы карточки "мяч" на каждого ребёнка.

НОЯБРЬ

Сроки

Тема занятия

Теория

Задачи

Материал

1 (8)

Неделя

6-9

«Про семью,  про дружную, всем такую нужную»

 Рассматривание иллюстрации мебели .

Классификация мебели

Разные виды многоугольников.

1.Учиться конструировать по схеме и образцу,  объемные конструкции

2.Учиться  различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).

Конструктор,

Схемы объемных конструкций мебели.

Иллюстрации мебели из конструктора ТИКО  для кукол.

2 (9)

Неделя

12-16

Машина для папы

Обобщать понятие «Транспорт».

Закрепить  умение различать многоугольники: пятиугольник и шестиугольник

1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу.

2.  Развивать  умение конструировать разную технику

Конструктор.

Схемы разных машин.

3 (10)

Неделя

19-23

«Собачка в гостях у Зайчонка ТИКО»

Выделение 2 свойств геометрических фигур. Классификация  - дикие и домашние животные.

1. Развивать  умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

2. Учиться конструировать по схеме и по образцу.

Конструктор,

Схемы животных,

Иллюстрации.

4 (11)

Неделя

26-30

«Собачка -ТИКО»

Классификация

домашних животных.  

Многоугольники,

их название

1. Развить умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

2. Учиться конструировать по схеме.

3. Знакомство  с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию.  

4.Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу.

Конструктор,

Схемы

домашние животные.


ДЕКАБРЬ

Сроки

Тема занятия

Теория

Задачи

Материал

1 (12)

Неделя

3-7

«Домашние птицы»

Закрепить классификацию птиц.

Разные виды треугольников.

1.Закрепить   понятие «треугольник».

2. Учиться конструировать плоские и  объёмные ТИКО-фигуры    птиц  по образцу.  

3.Развивать  мелкую моторику.

Конструктор,

Иллюстрации птиц из ТИКО.

Схемы птиц(объемные  и плоские)

2 (13)

Неделя

10-14

«Зимние забавы»

Рассматривание иллюстраций о развлечениях детей зимой.

Разные виды многоугольников.

1.Учимся находить и называть заданные многоугольники.

2.Знакомство с разверткой

3. Учимся конструировать объёмные ТИКО-фигуры.  

4. Развиваем мелкую моторику.

Конструктор,

Схемы  ёлочки (объемная),схема

Звёздочки. Развертка шаров(мячей)

3 (14)

Неделя

17-21

«Ёлочка – символ Нового года» (диагностическое наблюдение)

Беседа о хвойных деревьях

Разные виды многоугольников

1. Учиться  находить и называть заданные многоугольники.

2. Конструировать  ТИКО-фигуры по схеме.  

3.Вспомнить  символы Нового года.

Конструктор,

Схемы  плоских ёлочек и объемных,


ЯНВАРЬ

Сроки

Тема занятия

Теория

Задачи

Материал

1 неделя

24.12-13.01

Каникулы

2 (15)

Неделя

14-18

«Покормите птиц зимой!»

Рассматривание формы птиц из оригами. Разные виды треугольников .

1. Повторить  понятие «треугольник».

2. Учиться конструировать объёмные ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Развивать  мелкую моторику.

Конструктор,

Развертки и Схема кормушки   (объемная),

Презентация «Каждой пичужке по кормушке»

3 (16)

Неделя

21-25

"Мебель для  Зайчонка- ТИКО"

Классификация «Мебель».

1.Развивать  умение классифицировать «Мебель».

2.Учиться  конструировать по схеме.  

3.Повторить  понятия «треугольник» и «четырёхугольник».

4. Умение соотносить форму мебели с геометрическими фигурами

Конструктор,

Схемы, карандаши,

Презентация «Мебель»

Игрушка  -зайчонок.

4 (17) неделя

28.01- 01.02

«День рождения у Зайчонка»

Закреплять знания детей о названиях и назначении посуды (чайная, столовая, кухонная)

1.Развиваем умение классифицировать  посуду  по назначению.

2.Учиться конструировать по схеме.  

3.Учиться  различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).

Конструктор,

Схемы  цветка, карандаши,


ФЕВРАЛЬ

Сроки

Тема занятия

Теория

Задачи

Материал

1 (18)

Неделя

4-8

"Одежда для Незнайки- ТИКО"

Классификация геометрических фигур

Многоугольники,

их название.

1.Развивать, мелкую моторику рук.

2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

3. Закрепить  понятие «Цилиндр, призма, конус».

Конструктор,

Схемы плоских фигур, карандаши,

2 (19)

Неделя

11-15

«В геометрическом лесу - зима»

Вспомнить  приметы зимы.

Разные виды многоугольников.

1.Знакомство  с понятием «шестиугольник».

2. Учиться конструировать ТИКО-фигуры по схеме.  

Конструктор,

Схемы  плоских  снежинок

Карандаши.

3 (20)

Неделя

18-22

«Защитное оружие Армии родной»

Конструирование  плоских фигур по образцу.

1. Развитие умения выделять и называть свойства геометрических  фигур(треугольник, прямоугольник, квадрат)

2. Учиться конструировать по схеме и иллюстрации

Конструктор,

Схемы: пистолет,автомат

(плоские ).

4 (21)

Неделя

26.02 - 01.03

«Техника Российской Армии!»

Продолжить  знакомство  с военной техникой.

Конструирование сложных фигур по образцу.

1.Закреплять  умения выделять и называть свойства геометрических фигур.

2. Учимся конструировать по схеме и по образцу.

Конструктор,

Схемы: танк, самолёт (объёмная).


МАРТ

Сроки

Тема занятия

Теория

Задачи

Материал

1 (22)

Неделя

4-7

По тропинке шла весна

«Подарок маме!»

Конструирование сложных фигур по образцу.

1. Развивать  умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

2. Учиться конструировать по схеме и по образцу.

3. Знакомство  с различными видами цветущих растений.

Конструктор,

Схемы: цветка (объёмный).

Карандаши.

2 (23)

Неделя

11-15

«Дом,  в котором я живу»

 Беседа о том, какие бывают дома.

Разные виды многоугольников.

1.Учимся в работе использовать геометрические фигуры с аналогичными отверстиями.

2.Учиться конструировать по схеме объемные конструкции

3.Учиться  различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).

Конструктор,

Схемы объемных конструкций домов.

Иллюстрации разной конструкции домов из ТИКО

3 (24)

Неделя

18-22

«Сундучок со сказками: для мамы «Курочка Ряба»

Повторить мамины профессии

Рассказывание сказки с использованием ТИКО - конструкций.

1.  Развивать  умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

2. Учиться конструировать по схеме и по образцу.

Конструктор,

Общая поделка-конструкция

Схемы: Золотое яичко,

Тарелочка (объёмная).

Игрушки кукольного театра

4 неделя

25-31

Каникулы

 


АПРЕЛЬ

Сроки

Тема занятия

Теория

Задачи

Материал

1 (25)

Неделя

1-5

«Конструирование двухэтажного дома»

Выделение 3 свойств геометрических фигур.

1. Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

2. Учимся конструировать по схеме и по образцу.

3. Знакомство с частями конструкции (дом – стены, крыша, пол, этаж, балкон, лестница).

Конструктор,

Схемы: лесенки, дома (объёмная).

2 (26)

Неделя

8-12

Этот загадочный космос

Ракеты –как вид космического транспорта

Закрепить понятие призма и цилиндр.

1. Закрепить  умение различать многоугольники: четырёхугольник и пятиугольник.

2.Конструирование   треугольных призм, имеющих в основании прямоугольный треугольник,   из развертки

Конструктор,

Рисунки, Схемы ракет.

3 (27)

Неделя

15-19

Встреча птиц.

Закрепить классификацию птиц

Закрепить знания детей в сравнении плоских фигур и объемных

1.  Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в составлении описательных рассказов

2. Учиться делать выбор фигуры и самостоятельно конструировать по образцу.

Конструктор,

Рисунок скворечника.

Схемы и иллюстрации птиц,

4 (28)

Неделя

22-26

Дома бываю разные - синие и красные

Рассматривание и повторение материала о зданиях в больших городах.

Учить отбирать нужные фигуры по  определенному цвету

1.Развивать умения использовать ТИКО-конструкции  по выбранной иллюстрации зланий .

2. Учиться  делать выбор деталей для конструирования по представлению и договариваться в подгруппах

Конструктор,

Иллюстрации домов

( работа в двух подгруппах)

5 (29)

Неделя

29.04 – 03.05

Нам  на улице не страшно ПДД

Закрепить знания знаков по ПДД.

Сравнивание  геометрических фигур и знаков ПДД

1.Закрепить умение  конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по полной схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу.

Конструктор для объемного моделирования ТИКО.  

Изображения предметов техники, схемы разных машин


МАЙ

Сроки

Тема занятия

Теория

Задачи

Материал

1 (30)

Неделя

6-10

 День Победы.

Беседа о Дне Победы. Закрепить знания детей в сравнении плоских фигур и объемных

1.  Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в составлении описательных рассказов

2. Учиться делать выбор фигуры и самостоятельно конструировать по образцу.

Конструктор,

Иллюстрация «День победы».

Схемы составления цифры 9

2 (31)

Неделя

13-17

Насекомые.

Закрепить названия насекомых.

Закрепить понятие призма и цилиндр.

1. Закрепить  умение различать многоугольники: четырёхугольник и пятиугольник.

2.Конструирование   треугольных призм, имеющих в основании прямоугольный треугольник,   из развертки

Конструктор,

Схемы насекомых.

3 (32)

Неделя

20-24

«В геометрическом лесу - лето»

Вспомнить  приметы лета.

Разные виды многоугольников.

1.Закрепить умение  конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по полной схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу.

Конструктор,

Схемы цветка (объемный).

ПРИЛОЖЕНИ 2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ

Дидактическая игра «Буквенный конструктор»

Цель: способствовать запоминанию  букв через  выкладывание их из отдельных деталей  конструктора.

Материал: конструктор ТИКО  


           1 вариант: Из деталей конструктора ТИКО дети составляют буквы: самостоятельно придуманные, либо по образцу.
           2 вариант: Воспитатель составляет неправильную букву (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная буква.
           3 вариант: «Преобразование букв». Например: педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась буква. Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая буква. Дальше ребенок преобразует выложенную букву в другую.

Возможны следующие ряды букв: Т-Г-П-Н; Я-Ф-Р-В.

Дидактическая игра «Дружилки»

 Цель: инициировать запоминание букв через придумывание слов на эти буквы, развивать воображение, речь, расширять кругозор детей.
           Материал: конструктор ТИКО , картинки с изображением различных животных.
          К
артинки с животными разложены на одном столе, а буквы на другом столе. Игра проходит по очереди. Сначала педагог берет любую картинку и придумывает, с какой буквой хотело бы дружить животное, изображенное на ней. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Затем воспитатель находит соответствующую букву, рассказывает, почему животное хочет дружить с этой буквой.

      Следующий ход - ребенка. Он самостоятельно  выбирает картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, другие дети и педагог помогают ему: задают вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, вопрос: что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).

Задания по плоскостному конструированию

Задание 1. «Знакомство с основными геометрическими фигурами». После беседы по картинкам попросите ребёнка показать квадрат, треугольник, круг, затем обвести карандашом фигуры, изображённые пунктиром, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: «Шарик круглый, окно квадратное…»

Задание 2. «Найди и назови». Предложите ребёнку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив её из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает. И цвет, который он выбрал для раскрашивания.

Задание 3. «Флажки и гирлянды». Предложите детям каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуру, изображённые пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

Задание 5. «Паруса». Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие ещё им фигуры известны. После этого дети отыскивают мелкие треугольники, затем большие. Помогите им ,если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение.

Задание 6. «Выкладывание фигур» .Детям предлагают схемы (уменьшенного размера) и геометрические фигуры для выкладывания изображения. После выполнения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего тебе понадобилось  фигур для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?»

Задание 7. «Найди лишнее». На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

Задание 8. «На что похоже?»Воспитатель поочерёдно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар, колобок, солнышко, лицо, воздушный шар, берет и т.

Задание 9. «Конструируем из палочек».Детям раздают палочки разной длинны, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.

Задание 10. «Конструирование по схеме». Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данное изображение из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

Задание 11. «Обустрой комнату». Воспитатель предлагает детям лист бумаги(35*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обустроить его кирпичиками(стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кладёт его рядом. Затем достаёт геометрические фигуры и предлагает                             подобрать по форме на предметы мебели(квадрат – табуретка, прямоугольник –кровать и т.д.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Программа кружка по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

данный материал содержит рабочую программу и годовое планирование по опытно- экспериментальной деятельности старших дошкольников...

Конспект НОД по ФГОС конструктивно - модельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста: "Аэродром"

Конспект НОД по ФГОС конструктивно - модельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста: "Аэродром"...

План-конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Разные колеса» (ознакомление с художественной литературой, конструктивно-модельная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста.

План-конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Разные колеса» (ознакомление с художественной литературой, конструктивно-модельная деятельность) для детей старше...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.

Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....