Статья "Преемственность в реализации образовательных модулей «LEGO-конструирование» и «Робототехника»
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Данная статья рассматривает вопрос преемственного развития предпосылок инженерно-технического мышления у детей дошкольного и начального школьного возраста на примере творческих объединений технической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преемственность | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Новикова А.П.
Преемственность в реализации образовательных модулей «LEGO-конструирование» и «Робототехника»
- Как и зачем лего-конструирование и робототехника внедряется в дошкольное образование?
- Как это происходит в нашем учреждении?
- Какие методики и образовательные решения можно использовать?
- Каким образом осуществляется преемственное развитие предпосылок инженерно-технического мышления у детей дошкольного и начального школьного возраста, - все эти вопросы мы и рассмотрим сегодня.
В нашем РЦ «LEGO-град» эти образовательные модули реализуются в рамках вариативной части ООП, а также в рамках дополнительной общеобразовательной(общеразвивающей ) программы «LEGO-конструирование и робототехника».
Причины все более активного вхождения этих модулей в дошкольное образование связаны с обширными возможностями и решаемыми с их помощью задачами, а именно:
- развитие мелкой моторики (за счет работы с мелкими деталями конструктора)
- навыки математики и счета ( даже на уровне подбора деталей для создания модели приходится иметь дело с кирпичиками разной длины и конфигурации, цвета)
- сравнение деталей по величине и счет( в пределах 10-20)
- первый опыт программирования
- навыки конструирования ( знакомство с основами механики и пропедевтика инженерного образования)
- работа в команде (обычно вдвоем или втроем)
- навыки презентации проекта ( необходимость о нем рассказать).
Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, можно с легкостью найти еще десяток занятий, её решающих, но именно лего-конструирование и робототехника удивительным образом их все в себе соединяют, причем все это происходит в игровой форме и с понятными для ребенка учебными материалами.
Активно используя на STEАM-платформе эти модули, мы получаем возможность достигнуть целого комплекса образовательных целей, таких как:
- коллективная выработка идей
- развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели
- проведение систематических наблюдений
- логическое мышление и программирование заданного поведения модели
- установление причинно – следственных связей
- экспериментальное исследование, оценка влияния отдельных факторов
- анализ результатов и поиск новых решений.
Разнообразие образовательных решений LEGO Education, имеющихся в арсенале нашего РЦ, а их более 30-ти, позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, моделирование, программирование)
Именно благодаря такому оснащению мы имеем возможность осуществлять преемственное развитие предпосылок инженерно-технического мышления у детей дошкольного и начального школьного возраста.
С помощью данных образовательных модулей трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться сам, в случае затруднения - с помощью товарища или педагога.
Лего-конструирование в РЦ мы осуществляем с детьми всех возрастов в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают оба полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии дошкольника.
- Ребенок не замечает, что осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых он рассказывает о том, что так увлеченно создавал – это не что иное, как развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно
- От простых лего-деталей дошкольник постепенно переходит к первым механизмам и программируемым роботам, таким, как Ботли, Озобот, обучаясь тем самым азам алгоритмизации и программирования. Очень важно, что происходит это во время игры - осуществляется тренировка работы в коллективе: умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения.
Доказано, что именно игра помогает стимулировать интерес и любознательность, развивая способность к решению проблемных ситуаций. Следуя методике 4С, лежащей в основе использования образовательных решений Lego Education,
- 1 С - соединение с реальным миром
- 2С– создание модели
- 3 С – совместное обсуждение
- 4С- совершенствование модели, конструкции,
мы формируем умение исследовать проблему, анализировать, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Таким образом, используя конструкторы LEGO, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые, они, сами того не замечая, обучаются. У дошкольников с хорошо развитыми навыками конструирования быстрее развивается речь,( так как тонкая моторика рук связана с центрами речи), Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма, что также помогает ему лучше адаптироваться в начальной школе. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, появляется мотивация и интерес к решению различных задач.
Заниматься робототехникой в детском саду мы начинаем уже со средней группы, используя дифференцированные задания в соответствии с возрастными особенностями детей. Такой работы активно применялся особенно в допандемийный период, когда на занятиях одновременно присутствовали ребята средней, старшей и подготовительной групп. Предлагаемые дошкольникам задания всегда носят дифференцированный характер, работа с робототехническими наборами LEGO Wedo 2.0 также включена в образовательный процесс.
В рамках дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы занятия проводятся в подготовительной к школе группе с использованием программного оборудования «Первые шаги» и наборов LEGO Wedo 2.0. Результатом работы являются 8 робототехнических проектов с пошаговым решением, а также самостоятельные творческие проекты.
Необходимо отметить, что такие же образовательные решения активно используются во внеурочной деятельности учащиеся начального школьного возраста МБОУ Каменской СОШ №2, с которыми мы тесно сотрудничаем в рамках инновационного проекта «Коллаборация «Детский сад-школа».
А это очень помогает нашим выпускникам – дошкольникам, будучи первоклассниками, не растеряться в огромном потоке новой информации и продолжать заниматься своим инженерно-техническим увлечением.
Вот поэтому наши воспитанники, отвечая на вопросы: «Зачем это нужно? Где мне это пригодится?» с уверенностью могут сказать, что полученные знания и приобретенный по конструированию и робототехнике опыт понадобится им уже в начальной школе.
Мы с радостью и удовольствием сотрудничаем со школьниками, осуществляя взаимопосещения, работая над совместными техническими проектами. В допандемийный период это удавалось делать довольно часто, в настоящее же время работа продолжается, но уже в дистанционном режиме, в форме онлайн-встреч и консультаций.
Образовательные модули «LEGO-конструирование» и « Робототехника» очень помогают при решении коммуникативных проблем, так как предполагают командную работу. Возникающие коллаборативные задачи и проблемы только объединяют ребят, ведь решая их совместно, команда проводит анализ проблемы, составляет план для её решения, определяет каждому роль для выполнения подзадач. В процессе работы дошкольники и учащиеся начальных классов имеют возможность проявить инициативу, реализовать свои лидерские и творческие способности.
Преемственность в работе по лего-конструированию и робототехнике дошкольного образовательного учреждения и школы заключается ещё и в том, что в начальную школу из детского сада приходят дети, у которых уже развиты такие психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса.
К ним относятся:
• познавательная и учебная мотивация
• умение работать по образцу и по правилам, связанным с развитием произвольного поведения
• умение создавать и обобщать.
Очень важно, что наша совместная работа не заканчивается в детском саду, а имеет своё продолжение, ведь большинство наших выпускников –первоклассники, а наше сотрудничество с ними не прекращается, переходя на новый, более высокий, продуктивный уровень.
Отрадно наблюдать, что нам удалось расширить социально-коммуникативное пространство для наших воспитанников и учащихся начальной школы, что способствует развитию у них навыков познавательного общения в разновозрастной детской аудитории, а впоследствии более быстрой и безболезненной адаптации первоклассников к школе.
Вне зависимости от того, какой профессиональный путь изберут сегодняшние дошкольники и школьники в будущем, их работа так или иначе будет связана с использованием новейших технологий, ведь это реалии времени. Поэтому, на наш взгляд, работу по мотивации детей к занятиям серьезной технической наукой нужно начинать как можно раньше, а именно в дошкольных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»
Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»...
Образовательный модуль «LEGO- конструирование –его существенная роль в развитии логики, умственных и творческих способностей ребёнка».
Главное, на что направлено Лего-конструирование — это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, ...
Самообразования на тему: «Изучение системы работы (Рабочая программа воспитания, Изучение проекта STEM: Модуль LEGO- конструирование, Математическое развитие)»
Использование образовательных технологий благоприятно влияет на мотивацию воспитанников и общую эффективность образовательного процесса....
"Опыт работы по реализации образовательного модуля LEGO -конструирование"
Лего коструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.С его помощью трудные задачи можно решить посредствам созидательной игры....
Инновационная деятельность STEM-образование детей дошкольного возраста. Реализация образовательного модуля "LEGO-конструирование".
(из опыта работы)План занятия по конструированиюТема: «Горка».ВозИнновационная деятельность STEM-образование детей дошкольного возрастаРеализация образовательного модуля "LEGO-к...
Реализация образовательного модуля "LEGO-конструирование"
Инновационная деятельность STEM-образование детей дошкольного возрастаРеализация образовательного модуля "LEGO-конструирование"(из опыта работы)План занятия по конструированиюТема: заборчик(...
- Мне нравится (1)