Конструкт НОД по конструктивно - модельной деятельности
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Истомина Екатерина Павловна

Конструкт по конструктивно - модельной деятельности в подготовительной группе на тему "Хоккеист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_k_konstruktivno_-_modelnaya.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

Группа: подготовительная

Вид деятельности: конструктивно-модельная

Тема: «Хоккеист»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Форма совместной деятельности: интегрированное занятие.

Форма организации: групповая, подгрупповая, парная, индивидуальная.

Учебно-методический комплект:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы». –М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

2.Книга для учителя «Первые механизмы».

3.Рабочая программа по легоконструированию «В мире LEGO».

Оборудование: телевизор, ноутбук, мольберт, магнитофон.

Демонстрационный материал: увеличенная схема для сборки модели «Хоккеист», рабочие бланки, музыкальное сопровождение «Трус не играет в хоккей», бонус-трек «Хоккей-наша игра».

Раздаточный материал: схемы для сборки модели «Хоккеист» - 5, Лего-конструктор «Первые механизмы» - 5 штук.

Интернет-ресурсы: sites. google. com> site/legokonstruirovanievdou; http://www.maam.ru

Методы и приемы:

Словесные: вопросы проблемного характера, объяснения, беседа.

Наглядные: показ видео, рассматривание схем, демонстрация.

Практические: игровая ситуация.

Методы повышения познавательной активности: моделирование, конструирование, экспериментирование.

Методы, повышающие социальную активность: совместная деятельность в группе сверстников.

Методы, повышающие эмоциональную активность: сюрпризные моменты, музыкальное сопровождение, разные виды оценок.

Предварительная работа:

- знакомство с элементами конструктора «Первые механизмы», изучение названия деталей конструктора; варианты соединения деталей друг с другом;  

- сборка моделей «Вертушка», «Волчок», «Перекидные качели», «Весы», «Плот», «Пусковая установка для машинок», «Измерительная машина» по схеме;

- исследование и анализ полученных результатов;

- знакомство с понятием энергия, сила, трение, вращение;

- в рамках лексической темы «Зимние виды спорта» беседы, прослушивание песни «Трус не играет в хоккей»;

- использование кинезиологических упражнений.

Планируемый результат:

- проявление интереса у детей к конструктивно-модельной деятельности с использованием  конструктора ЛЕГО «Первые механизмы»;

- самостоятельно конструируют модель и проводят ее испытание, принимают решения в соответствии с поставленной задачей,

- владеют понятиями энергия, сила, «Зубчатая передача»;

- самостоятельность в формулировании решений, выводов, обобщений;

- активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагают свои варианты решения стоящей перед ними задачи;

- инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

- способность эмоционально сопереживать персонажам, попросившим о помощи;

- владение конструктивными формами общения и взаимодействия: умеют договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

- способность планировать и согласовывать свои действия;

  В ходе организации непосредственно образовательной деятельности- познавательно-исследовательской,  предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, речевой, музыкально-художественной, конструктивной коммуникативной

Технологическая карта

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов и познавательных действий, умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую, конструктивную деятельность с использованием  конструктора ЛЕГО «Первые механизмы».

 Учет индивидуальных особенностей воспитанников группы

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с законом движения механизмов;

- закрепить навык анализа схем моделей;

- закрепить навык проектировать по образцу и по схеме;

- закрепить понятия: энергия, сила;

- тренировать навык конструировать по пошаговой схеме;

- тренировать навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету);

- актуализировать знания о методах стандартных и нестандартных измерений;

- развить умения оценивать полученные результаты;

- развить способности придумывать игры.

Развивающие:

- способствовать развитию любознательности, проявлению инициативы и познавательной мотивации;

- поддерживать самостоятельность детей в исследовательской деятельности;

- стимулировать развитие интеллектуальных качеств (сравнение, анализ, синтез);

- развивать интерес, творческие способности, воображение;

- развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к совместной конструктивной деятельности;

- воспитывать стремление доводить начатую работу до логического конца; 

- способствовать формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Задачи:

- осуществлять контроль за правильным звукопроизношением:

Маша П.- звук Ц

Дима В. – звуки Ш, Ж

Никита П. – звук Р

- осуществлять контроль за правильным грамматическим оформлением речи:

Маша М., Маша П., Алина А

- осуществлять контроль за правильной слоговой структурой слов и предложений:

Дима В., Маша М., Маша П., Кирилл Г.

- воспитывать умение договариваться в процессе распределения ролей:

Дима В., Никита П., Саша С.

- развивать эмоциональную отзывчивость:

Маша П.

Этапы

Деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Организационный этап

Мотивация на совместную деятельность

Установление взаимосвязей

Проблемный вопрос

Актуализация знаний детей

Свободная игровая деятельность детей. Звучит музыка из песни «Трус не играет в хоккей».

 - Ребята, послушайте, пожалуйста, в группе звучит какая-то музыка. Какую песню она вам напоминает? («Трус не играет в хоккей»).

(На экране телевизора слайд с Катей и Димой, играющих в хоккей)

- С нами вновь наши друзья Катя и Дима!

- Дима – великий хоккейный вратарь, а Катя – неотразимый нападающий. Они готовятся к спартакиаде. Катя считает, что труднее всего им с Димой даются сложные дальние броски. Чтобы стать непобедимой, их команде, по её мнению, нужны игроки, которые стоят в центре площадки, и выполняют хорошие дальние броски. Дима согласен, что это гениальная идея!

- Ребята, как мы сможем помочь Диме и Кате?

(Дети: создать хоккейную команду)

- Из чего будем создавать хоккейную команду?

(Дети: из конструктора)

-Ребята, а как вы думаете какими качествами должен обладать настоящий хоккеист?

(Дети высказывают свои предположения)

 - Молодцы! Настоящим хоккеистом может стать только смелый и храбрый человек, который ловко обходит соперников и забивает клюшкой шайбу в ворота соперника. Трусам в этом виде спорта не место.

Активизирует внимание детей;

Создает приветливую, доброжелательную ситуацию.  

Активизирует речь, поощряет детей к высказываниям. 

 Эмоционально включаются в действие

Проявляют интерес к общению со взрослым.

Отвечают на вопросы. Выражают собственные мысли.

Создана благоприятная эмоциональная атмосфер

Дети организованы,

проявляют желание участвовать в совместной деятельности.

Способны эмоционально сопереживать персонажам, попросившим о помощи

Активное общение детей со взрослым.

2. Основной этап

Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию

Актуализация знаний

детей

Проблемный вопрос

- Ребята, перед тем, как начать конструировать хоккеистов я хочу познакомить Вас с одним интересным механизмом.

- У нас в наборе есть такая деталь. Как она называется?

(Ответы детей).

- У этого зубчатого колеса есть друзья, которые очень похожи на него. Посмотрите в коробку и найдите похожие детали?

(Дети находят похожие детали)

Педагог акцентирует внимание детей на коронном зубчатом колесе.

- Ребята как называется эта деталь?  

- А почему его так назвали?

- А как еще можно назвать зубчатое колесо?

- Вы хотите узнать, как зубчатые колеса приветствуют друг друга?

 - Вспомните, как  здороваются люди при встрече?

-Поздоровайтесь друг с другом.

 (Дети: жмут друг другу руку) 

- А у зубчатых колес нет рук, но у них есть зубчики. И если шестеренки стоят рядом, так что их зубчики соприкасаются – это значит, что они здороваются. Такое приветствие по- научному называется «Зубчатая передача».

(Просмотр картинки на экране)

- Если одно из колес начать двигать в зубчатой передаче, то второе тоже начнет двигаться, и чем быстрее двигается одно колесо, тем быстрее двигается и второе. Именно благодаря шестеренкам собранные модели приводятся в действие.

(Просмотр видео на экране)

-  А как вы думаете, где используется  механизм «Зубчатая передача»?

(Дети высказывают свои предположения)

Стимулирует любознательность, интерес.

Поощряет детей к высказыванию.

Задает вопросы.

Использует наглядные, информационные средства.

Знакомит детей с новым типом механизма.

Активизирует в речи новые слова.

Задает наводящие вопросы, если дети затрудняются с ответом

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Запоминают названия механизма движения.

Выдвигают свои идеи.

Проявляют инициативу и любознательность.

Ориентируются в названии деталей конструктора.

 

Имеют представления о вариантах соединения деталей друг с другом,

 о законах движения   механизмов.

Умеют делать выводы, рассуждать.

Планирование деятельности

- Ребята, для того, чтобы хоккеисты получились прочные и надежные, их нужно правильно собрать.

- Давайте подойдем к мольберту и внимательно изучим схему.

- Как вы думаете, удобнее начинать конструирование с верху или снизу?

(Ответы детей).

- Какие детали возьмете для конструирования ног, рук, шеи, головы?

 - Какие детали вы будите использовать при конструировании  туловища хоккеиста?

- Рука хоккеиста держит клюшку. Какие детали нам понадобятся, чтобы сделать клюшку подвижной?

- С помощью какого механизма хоккеист будет выполнять движения клюшкой?

(Дети: механизм «Зубчатая передача»)

 - Чтобы сконструировать механизм нам понадобятся какие детали?

(Дети: зубчатое колесо желтое, зубчатое колесо коронное, шина черная, ось, рукоятка, шкив).

-Давайте пройдем на рабочие места. Прошу вас разделиться на пары.

- У каждого из вас будет своя роль. В каждой паре есть главный конструктор, который отвечает за сборку модели, и испытатель – который проведет испытание с моделью. Пару и роль себе выбирайте по желанию.

- Перед конструированием предлагаю сделать гимнастику мозга.

Упражнение «Кулак, ладонь»

Упражнение «Флажок-рыбка»

Упражнение «Капитаны-молодцы»

Помогает детям в планировании деятельности.

 Закрепляет навык анализа схем моделей

Поддерживает инициативу, возможность выбора и самовыражения

Проводит кинезиологическую гимнастику

 Рассматривают схему.

 

Обговаривают собственные действия.

Называют детали конструктора.

Дети распределяются на группы по два человека, распределяют роли.

Повторяют за педагогом сопряженные кинезиологические упражнения

Дети могут планировать собственную деятельность.

 

Знают элементы конструктора.

Закреплены навыки анализа схем моделей.

Закреплено понятие «Зубчатая передача»

Дети умеют выбирать действия, договариваться друг с другом.

Синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, когнитивных процессов

Конструктивная деятельность

- Конструировать хоккеиста вы будете самостоятельно, опираясь на схему, которая лежит у вас на столе.

- Если кому-то из вас понадобится помощь, то обращайтесь ко мне или к своим друзьям. Начинаем конструирование.

 Бонус-трек (Хоккей-наша игра)

По необходимости помогает детям разобраться в схеме.

Формирует умения работать в паре, договариваться.

Дети самостоятельно конструируют модель, опираясь на инструкцию

Взаимодействуют друг с другом для решения общей задачи.

Развивают  зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук.

Проявляют самостоятельность при конструировании модели по схеме.

 

Имеют навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

 

Умение работать в паре, налаживать партнерские отношения для решения общей задачи.

Самоконтроль

- Ребята, пора заканчивать конструирование.

- Сравните готовые модели со схемой.

- Испытатели, как проверить, что клюшка двигается свободно?

- Положите шайбу (желтый шкив) перед клюшкой, поверните рукоятку и ударьте по шайбе.

- Если клюшка не попадает по

шайбе, проверьте по инструкции, все ли вы правильно собрали.

- Молодцы, ребята!

- Вы устали? Предлагаю немного отдохнуть вместе с Катей и Димой.

(музыкальная физкультминутка)

Стимулирует к анализу.

Поощряет к применению к применению навыков конструкторской деятельности на

практике 

Проводит физкультминутку

Проверяют правильность выполнения модели, сравнивая ее со схемой.

Применяют навыков конструкторской деятельности на практике.

Выдвигают идеи, дорабатывают модель. 

Двигательная активность детей

Умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, переносить приобретенные умения в новые условия.

деятельности.

Дети испытывают положительные эмоции от правильного решения конструктивной, познавательной задачи.

Включение детей в исследовательскую деятельность

Формулирование решений, выводов, обобщений

 Проблемная ситуация

- Ребята, предлагаю провести испытания, способны ли ваши хоккеисты выполнять хорошие дальние броски.

- Предлагаю разделиться на 2 команды.

(Дети делятся на 2 команды по желанию).

- Для вас подготовлены столы с отметками линий обстрела ворот с близкого и дальнего расстояния. 

- Соберите из кирпичиков ворота и установите их на краю стола.

(Дети собирают и устанавливают ворота)

- Попасть в цель с определенного расстояния бывает достаточно трудно.

- Определите, насколько сложной задачей окажется для хоккеиста загнать шайбу в ворота.

 - Сначала выскажите предположение, с какого расстояния хоккеисту будет легко попасть в ворота, а с какого — трудно.

- Я запишу ваши предположения  в рабочий бланк.

(Каждая из команд высказывают свои гипотезы)

- А теперь проведем испытания, делая броски с двух разных линии.

(Дети проводят испытания)

- Опишите, как работает модель.

- Получился ли у вас чистый эксперимент?

- Всегда ли хоккеист бил по воротам

из одной и той же точки?

-Ребята, а как вы думаете какая «шайба» (сделанная из одного или из двух кирпичиков) полетит дальше?.Почему?

(педагог фиксирует предположения детей в Рабочем бланке).

- Проверим чье предположение правильное?

- Проведите испытания и проверьте, все ли получается так, как вы предполагали.

- Мы готовы к участию в спартакиаде, теперь наша команда непременно победит.

-Шайбу здесь во всю гоняют

-И в ворота все бросают.

-Здесь на поле лёд везде,

-Рады мы такой игре.

Стимулирует познавательные способности детей.

 Проводит эксперимент.

Поощряет детей к высказываниям

комментирует ответы.

Собирает данные и описывает

результаты.

Активизирует  процесс размышления над результатами исследования детей с помощью вопросов.

Побуждает детей высказывать собственное мнение, умение выдвигать гипотезу

 

 

Проявляют познавательность и активность.

 

 

Выражают своё мнение по вопросу.

Экспериментируют с моделью.

Размышляют над результатами своих исследований

Находят варианты решения задач, сравнивают объекты.

Дети владеют конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваются, распределяют действия в сотрудничестве.

Проявляют самостоятельность в

формулирование решений, выводов, обобщений.

Способны делать выводы по результатам эксперимента и собственной деятельности.

 

Проявляют инициативу, творческую активность, самостоятельность в процессе общения и экспериментирования.

 

 Владеют понятиями энергия, сила.

Испытывают удовлетворение от игры  с готовой конструкцией из ЛЕГО.

Рефлексия

- Какие вы молодцы! Получилось у нас помочь Диме и Кате?

- Ребята что вам больше всего понравилось на занятии? Что показалось трудным? Что было легко сделать? Что бы вы хотели еще построить из ЛЕГО? Вы обязательно сможете построить все, что захотите.

Побуждает детей к анализу собственной деятельности.

 

 

 

Дети анализируют собственную деятельность.

 

 

Дети умеют анализировать собственную деятельность.

 

 

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей

- Предлагаю сфотографировать ваших хоккеистов. Я распечатаю фотографии, а вы самостоятельно наклеите фотографии на ватман, дадите каждому игроку имя и оформите к спартакиаде фотовыставку.

- А что можно будет сделать с фотовыставкой?

(Дети: показать ребятам из других групп, выложить в интернет).

Фотографирует модели

 

Побуждает интерес детей к дальнейшей деятельности

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность

 

Предлагают варианты использования фотовыставки.

Детям предоставляется возможность  организовать фотовыставку и

показать ее ребятам из других групп

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности и ФЭМП с детьми старшей группы на тему : Геометрические фигуры

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности и ФЭМП с детьми старшей группы на тему : Геометрические фигуры...

Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно-модельная деятельность».

Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитатель...

Конспект занимательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" (конструктивно-модельная деятельность) в старшей группе по теме "Роботы"

Форировать умение детей самостоятельно моделировать и конструировать на заданную тему, в умении находить собственное решение....

Конспект организованной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности из бумаги в технике оригами

Конспект организованной образовательной деятельности поконструктивно – модельной деятельности из бумаги в технике оригамидля детей старшей группы   Тема: «Д...

«Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»

laquo;Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»...