Конструкт Группа: подготовительная Вид деятельности: конструктивно-модельная Тема: «Хоккеист» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие Форма совместной деятельности: интегрированное занятие. Форма организации: групповая, подгрупповая, парная, индивидуальная. Учебно-методический комплект: 1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы». –М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. 2.Книга для учителя «Первые механизмы». 3.Рабочая программа по легоконструированию «В мире LEGO». Оборудование: телевизор, ноутбук, мольберт, магнитофон. Демонстрационный материал: увеличенная схема для сборки модели «Хоккеист», рабочие бланки, музыкальное сопровождение «Трус не играет в хоккей», бонус-трек «Хоккей-наша игра». Раздаточный материал: схемы для сборки модели «Хоккеист» - 5, Лего-конструктор «Первые механизмы» - 5 штук. Интернет-ресурсы: sites. google. com> site/legokonstruirovanievdou; http://www.maam.ru Методы и приемы: Словесные: вопросы проблемного характера, объяснения, беседа. Наглядные: показ видео, рассматривание схем, демонстрация. Практические: игровая ситуация. Методы повышения познавательной активности: моделирование, конструирование, экспериментирование. Методы, повышающие социальную активность: совместная деятельность в группе сверстников. Методы, повышающие эмоциональную активность: сюрпризные моменты, музыкальное сопровождение, разные виды оценок. Предварительная работа: - знакомство с элементами конструктора «Первые механизмы», изучение названия деталей конструктора; варианты соединения деталей друг с другом; - сборка моделей «Вертушка», «Волчок», «Перекидные качели», «Весы», «Плот», «Пусковая установка для машинок», «Измерительная машина» по схеме; - исследование и анализ полученных результатов; - знакомство с понятием энергия, сила, трение, вращение; - в рамках лексической темы «Зимние виды спорта» беседы, прослушивание песни «Трус не играет в хоккей»; - использование кинезиологических упражнений. Планируемый результат: - проявление интереса у детей к конструктивно-модельной деятельности с использованием конструктора ЛЕГО «Первые механизмы»; - самостоятельно конструируют модель и проводят ее испытание, принимают решения в соответствии с поставленной задачей, - владеют понятиями энергия, сила, «Зубчатая передача»; - самостоятельность в формулировании решений, выводов, обобщений; - активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагают свои варианты решения стоящей перед ними задачи; - инициативность в общении со сверстниками и взрослым; - способность эмоционально сопереживать персонажам, попросившим о помощи; - владение конструктивными формами общения и взаимодействия: умеют договариваться, распределять действия в сотрудничестве; - способность планировать и согласовывать свои действия; В ходе организации непосредственно образовательной деятельности- познавательно-исследовательской, предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, речевой, музыкально-художественной, конструктивной коммуникативнойТехнологическая карта Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов и познавательных действий, умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую, конструктивную деятельность с использованием конструктора ЛЕГО «Первые механизмы». | Учет индивидуальных особенностей воспитанников группы | Задачи: Обучающие: - познакомить с законом движения механизмов; - закрепить навык анализа схем моделей; - закрепить навык проектировать по образцу и по схеме; - закрепить понятия: энергия, сила; - тренировать навык конструировать по пошаговой схеме; - тренировать навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету); - актуализировать знания о методах стандартных и нестандартных измерений; - развить умения оценивать полученные результаты; - развить способности придумывать игры. Развивающие: - способствовать развитию любознательности, проявлению инициативы и познавательной мотивации; - поддерживать самостоятельность детей в исследовательской деятельности; - стимулировать развитие интеллектуальных качеств (сравнение, анализ, синтез); - развивать интерес, творческие способности, воображение; - развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук; Воспитательные: - воспитывать положительную мотивацию к совместной конструктивной деятельности; - воспитывать стремление доводить начатую работу до логического конца; - способствовать формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками. | Задачи: - осуществлять контроль за правильным звукопроизношением: Маша П.- звук Ц Дима В. – звуки Ш, Ж Никита П. – звук Р - осуществлять контроль за правильным грамматическим оформлением речи: Маша М., Маша П., Алина А - осуществлять контроль за правильной слоговой структурой слов и предложений: Дима В., Маша М., Маша П., Кирилл Г. - воспитывать умение договариваться в процессе распределения ролей: Дима В., Никита П., Саша С. - развивать эмоциональную отзывчивость: Маша П. | Этапы Деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога |
| Деятельность детей | Планируемый результат | 1.Организационный этап Мотивация на совместную деятельность
Установление взаимосвязей
Проблемный вопрос
Актуализация знаний детей
| Свободная игровая деятельность детей. Звучит музыка из песни «Трус не играет в хоккей». - Ребята, послушайте, пожалуйста, в группе звучит какая-то музыка. Какую песню она вам напоминает? («Трус не играет в хоккей»). (На экране телевизора слайд с Катей и Димой, играющих в хоккей) - С нами вновь наши друзья Катя и Дима! - Дима – великий хоккейный вратарь, а Катя – неотразимый нападающий. Они готовятся к спартакиаде. Катя считает, что труднее всего им с Димой даются сложные дальние броски. Чтобы стать непобедимой, их команде, по её мнению, нужны игроки, которые стоят в центре площадки, и выполняют хорошие дальние броски. Дима согласен, что это гениальная идея!
- Ребята, как мы сможем помочь Диме и Кате? (Дети: создать хоккейную команду) - Из чего будем создавать хоккейную команду? (Дети: из конструктора) -Ребята, а как вы думаете какими качествами должен обладать настоящий хоккеист? (Дети высказывают свои предположения) - Молодцы! Настоящим хоккеистом может стать только смелый и храбрый человек, который ловко обходит соперников и забивает клюшкой шайбу в ворота соперника. Трусам в этом виде спорта не место. | Активизирует внимание детей; Создает приветливую, доброжелательную ситуацию.
Активизирует речь, поощряет детей к высказываниям.
|
| Эмоционально включаются в действие
Проявляют интерес к общению со взрослым.
Отвечают на вопросы. Выражают собственные мысли. | Создана благоприятная эмоциональная атмосфер
Дети организованы, проявляют желание участвовать в совместной деятельности. Способны эмоционально сопереживать персонажам, попросившим о помощи
Активное общение детей со взрослым.
| 2. Основной этап
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию
Актуализация знаний детей
Проблемный вопрос
| - Ребята, перед тем, как начать конструировать хоккеистов я хочу познакомить Вас с одним интересным механизмом. - У нас в наборе есть такая деталь. Как она называется? (Ответы детей). - У этого зубчатого колеса есть друзья, которые очень похожи на него. Посмотрите в коробку и найдите похожие детали? (Дети находят похожие детали) Педагог акцентирует внимание детей на коронном зубчатом колесе. - Ребята как называется эта деталь? - А почему его так назвали? - А как еще можно назвать зубчатое колесо? - Вы хотите узнать, как зубчатые колеса приветствуют друг друга? - Вспомните, как здороваются люди при встрече? -Поздоровайтесь друг с другом. (Дети: жмут друг другу руку) - А у зубчатых колес нет рук, но у них есть зубчики. И если шестеренки стоят рядом, так что их зубчики соприкасаются – это значит, что они здороваются. Такое приветствие по- научному называется «Зубчатая передача». (Просмотр картинки на экране) - Если одно из колес начать двигать в зубчатой передаче, то второе тоже начнет двигаться, и чем быстрее двигается одно колесо, тем быстрее двигается и второе. Именно благодаря шестеренкам собранные модели приводятся в действие. (Просмотр видео на экране) - А как вы думаете, где используется механизм «Зубчатая передача»? (Дети высказывают свои предположения) | Стимулирует любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказыванию. Задает вопросы.
Использует наглядные, информационные средства.
Знакомит детей с новым типом механизма.
Активизирует в речи новые слова.
Задает наводящие вопросы, если дети затрудняются с ответом |
| Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.
Запоминают названия механизма движения.
Выдвигают свои идеи.
| Проявляют инициативу и любознательность.
Ориентируются в названии деталей конструктора.
Имеют представления о вариантах соединения деталей друг с другом, о законах движения механизмов.
Умеют делать выводы, рассуждать. | Планирование деятельности | - Ребята, для того, чтобы хоккеисты получились прочные и надежные, их нужно правильно собрать. - Давайте подойдем к мольберту и внимательно изучим схему. - Как вы думаете, удобнее начинать конструирование с верху или снизу? (Ответы детей). - Какие детали возьмете для конструирования ног, рук, шеи, головы? - Какие детали вы будите использовать при конструировании туловища хоккеиста? - Рука хоккеиста держит клюшку. Какие детали нам понадобятся, чтобы сделать клюшку подвижной? - С помощью какого механизма хоккеист будет выполнять движения клюшкой? (Дети: механизм «Зубчатая передача») - Чтобы сконструировать механизм нам понадобятся какие детали? (Дети: зубчатое колесо желтое, зубчатое колесо коронное, шина черная, ось, рукоятка, шкив).
-Давайте пройдем на рабочие места. Прошу вас разделиться на пары. - У каждого из вас будет своя роль. В каждой паре есть главный конструктор, который отвечает за сборку модели, и испытатель – который проведет испытание с моделью. Пару и роль себе выбирайте по желанию. - Перед конструированием предлагаю сделать гимнастику мозга. Упражнение «Кулак, ладонь» Упражнение «Флажок-рыбка» Упражнение «Капитаны-молодцы» | Помогает детям в планировании деятельности.
Закрепляет навык анализа схем моделей
Поддерживает инициативу, возможность выбора и самовыражения
Проводит кинезиологическую гимнастику
|
| Рассматривают схему.
Обговаривают собственные действия.
Называют детали конструктора.
Дети распределяются на группы по два человека, распределяют роли.
Повторяют за педагогом сопряженные кинезиологические упражнения
| Дети могут планировать собственную деятельность.
Знают элементы конструктора.
Закреплены навыки анализа схем моделей.
Закреплено понятие «Зубчатая передача»
Дети умеют выбирать действия, договариваться друг с другом.
Синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, когнитивных процессов | Конструктивная деятельность | - Конструировать хоккеиста вы будете самостоятельно, опираясь на схему, которая лежит у вас на столе. - Если кому-то из вас понадобится помощь, то обращайтесь ко мне или к своим друзьям. Начинаем конструирование.
Бонус-трек (Хоккей-наша игра) | По необходимости помогает детям разобраться в схеме.
Формирует умения работать в паре, договариваться.
|
| Дети самостоятельно конструируют модель, опираясь на инструкцию
Взаимодействуют друг с другом для решения общей задачи.
Развивают зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук.
| Проявляют самостоятельность при конструировании модели по схеме. Имеют навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) Умение работать в паре, налаживать партнерские отношения для решения общей задачи. | Самоконтроль
| - Ребята, пора заканчивать конструирование. - Сравните готовые модели со схемой. - Испытатели, как проверить, что клюшка двигается свободно? - Положите шайбу (желтый шкив) перед клюшкой, поверните рукоятку и ударьте по шайбе. - Если клюшка не попадает по шайбе, проверьте по инструкции, все ли вы правильно собрали.
- Молодцы, ребята! - Вы устали? Предлагаю немного отдохнуть вместе с Катей и Димой. (музыкальная физкультминутка) | Стимулирует к анализу. Поощряет к применению к применению навыков конструкторской деятельности на практике
Проводит физкультминутку |
| Проверяют правильность выполнения модели, сравнивая ее со схемой. Применяют навыков конструкторской деятельности на практике. Выдвигают идеи, дорабатывают модель. Двигательная активность детей | Умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, переносить приобретенные умения в новые условия. деятельности. Дети испытывают положительные эмоции от правильного решения конструктивной, познавательной задачи. | Включение детей в исследовательскую деятельность
Формулирование решений, выводов, обобщений
Проблемная ситуация | - Ребята, предлагаю провести испытания, способны ли ваши хоккеисты выполнять хорошие дальние броски. - Предлагаю разделиться на 2 команды. (Дети делятся на 2 команды по желанию). - Для вас подготовлены столы с отметками линий обстрела ворот с близкого и дальнего расстояния. - Соберите из кирпичиков ворота и установите их на краю стола. (Дети собирают и устанавливают ворота) - Попасть в цель с определенного расстояния бывает достаточно трудно. - Определите, насколько сложной задачей окажется для хоккеиста загнать шайбу в ворота. - Сначала выскажите предположение, с какого расстояния хоккеисту будет легко попасть в ворота, а с какого — трудно. - Я запишу ваши предположения в рабочий бланк. (Каждая из команд высказывают свои гипотезы) - А теперь проведем испытания, делая броски с двух разных линии. (Дети проводят испытания) - Опишите, как работает модель. - Получился ли у вас чистый эксперимент? - Всегда ли хоккеист бил по воротам из одной и той же точки?
-Ребята, а как вы думаете какая «шайба» (сделанная из одного или из двух кирпичиков) полетит дальше?.Почему? (педагог фиксирует предположения детей в Рабочем бланке). - Проверим чье предположение правильное? - Проведите испытания и проверьте, все ли получается так, как вы предполагали. - Мы готовы к участию в спартакиаде, теперь наша команда непременно победит. -Шайбу здесь во всю гоняют -И в ворота все бросают. -Здесь на поле лёд везде, -Рады мы такой игре. | Стимулирует познавательные способности детей. Проводит эксперимент.
Поощряет детей к высказываниям комментирует ответы.
Собирает данные и описывает результаты.
Активизирует процесс размышления над результатами исследования детей с помощью вопросов.
Побуждает детей высказывать собственное мнение, умение выдвигать гипотезу
|
| Проявляют познавательность и активность.
Выражают своё мнение по вопросу.
Экспериментируют с моделью.
Размышляют над результатами своих исследований
Находят варианты решения задач, сравнивают объекты.
| Дети владеют конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваются, распределяют действия в сотрудничестве.
Проявляют самостоятельность в формулирование решений, выводов, обобщений.
Способны делать выводы по результатам эксперимента и собственной деятельности.
Проявляют инициативу, творческую активность, самостоятельность в процессе общения и экспериментирования. Владеют понятиями энергия, сила. Испытывают удовлетворение от игры с готовой конструкцией из ЛЕГО. | Рефлексия | - Какие вы молодцы! Получилось у нас помочь Диме и Кате? - Ребята что вам больше всего понравилось на занятии? Что показалось трудным? Что было легко сделать? Что бы вы хотели еще построить из ЛЕГО? Вы обязательно сможете построить все, что захотите. | Побуждает детей к анализу собственной деятельности. |
| Дети анализируют собственную деятельность. | Дети умеют анализировать собственную деятельность. | Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей | - Предлагаю сфотографировать ваших хоккеистов. Я распечатаю фотографии, а вы самостоятельно наклеите фотографии на ватман, дадите каждому игроку имя и оформите к спартакиаде фотовыставку. - А что можно будет сделать с фотовыставкой? (Дети: показать ребятам из других групп, выложить в интернет). | Фотографирует модели Побуждает интерес детей к дальнейшей деятельности |
| Самостоятельно решают дальнейшую деятельность Предлагают варианты использования фотовыставки. | Детям предоставляется возможность организовать фотовыставку и показать ее ребятам из других групп |
|