LEGO-конструирование
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Слинкова Евгения Григорьевна

LEGO-конструирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-konstruirovanie.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

    Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                    «Детский сад №322 «Морозко»______________________  

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

Проект

«LEGO-конструирование»

Разработчики:

воспитатель

Слинкова Е.Г.

Красноярск 2022

                                                           Пояснительная записка.

Влияние конструктора на развитие детей изучал советский психолог, доктор педагогических наук А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.

Эту идею поддержал и развил в исследованиях Л.А. Венгер, который указывал, что конструирование позволяет детям самостоятельно создавать наглядные модели предметного мира, используя инструкции либо свой замысел.

Конструирование имеет и большое воспитательное значение. Оно способствует формированию самостоятельности, настойчивости, развивает творческое воображение.

Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. У ребёнка развивается умение сортировать мелкие предметы, различать их по форме, цвету и размерам. Развитие же мелкой моторики рук напрямую связано с развитием мышления и речи. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять их в речи.

Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Таким образом, он развивает самодисциплину и самоорганизацию.

Дети играют с LEGO не потому, что это полезно, а потому, что это очень интересно. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. И это здорово!

Актуальность:

Актуальность введения LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. LEGO–конструирование в ФГОС определено как вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.

Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения LEGO-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Идея проекта: сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего лего-проекта.

Цель проекта: внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

1. Формировать первичные представления о конструировании, ее значении в жизни человека;

3. Развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки;

2. Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

5. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

6.  Обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе детского сада:

7. Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучению LEGO -технологии.

8. Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Тип проекта по целевой установке - информационно – практико - ориентированный

Тип проекта по продолжительности - долгосрочный

Срок реализации –01.09.2022 –30.05.2023

Тип проекта по количеству участников – групповой

Участники – воспитатели, дети.

Планируемые результаты реализации проекта:

1) ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

2) ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

3) ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;

4) ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO; умеет определять, различать и называть детали конструктора

5) ребёнок умеет конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. Уметь работать по предложенным инструкциям

6) ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

Основные формы работы с детьми:

1. Конструирование по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов.

2. Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.

Основные методы и приемы образовательной деятельности:

- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, работа по инструкции);

- практический (сборка моделей);

- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- исследовательский метод;

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Модель реализации проекта:        

•презентации, стихи, раскраски

•подборка художественной литературы по ЛЕГО конструированию

•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

•цикл схем.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Лего – уголок.

2. Наглядный материал:

- схемы;

- презентации;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, раскраски.

Этапы работы над проектом

I этап. Подготовительный

1. Выбор темы, её актуальность;

2. Составление плана работы по проекту;

3. Создание условий для реализации проекта «Лего»;

4. Накопление информации и материалов по теме проекта:

• Подбор художественной литературы по теме проекта;

• Подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);

• Аудиозаписи;

5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;

6. Запуск проекта (просмотр мультфильмов с сюжетами «История создания конструктора LEGO», беседы, чтение художественной литературы)

II этап. Основной

Период

Форма проведения

Задачи

Сентябрь

«Найди деталь, как у меня»

«Многоэтажный дом»

- активизировать конструктивное воображение детей;

-создать условия для овладения основами конструирования;

развивать внимание и память.

Октябрь

«Запомни и выложи ряд»

«Составь узор»

- учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.

Ноябрь

«Построй предмет по картинке

- формировать умение передавать с помощью образных средств языка, эмоциональные состояния;

-развивать коммуникативные навыки.

Декабрь

«Елка»

 - продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (треугольная  деталь, полукруг и т. д.);

- формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;

Январь

«Медведь»

- развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание, называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.

Февраль

«Птичка -синичка»

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности.

Март

«Весенние цветы»

-учимся строить в команде, помогать друг другу;

-развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. На прогулке

Апрель

«Высокие им низкие дома»

«Город»

-закрепить полученные навыки конструирования;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность

Май

«Детская площадка летом»

Учить строить постройки, соблюдая правила соединения, пользуясь образцом постройки. Закрепить умение создавать крепкие постройки, соблюдая правила соединения кирпичиков.

III этап. Заключительный.

Анализ результативности работы над проектом «Лего»

- Работа по ЛЕГО-конструированию даёт возможность дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.

 - Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

 - Ребёнок приобретает навыки культуры труда: начинает соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

 - Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;

Основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.

Таким образом, использование игровых приемов с помощью ЛЕГО приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким, динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и, конечно, мелкую моторику.

Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:

*Обеспечению работы в рамках ФГОС;

*Формированию имиджа детского образовательного учреждения;

*Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;

*Повышению профессионального уровня педагогов.

Список использованной литературы:

1) Брофман В – Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. -144с.:

2) Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.

3) Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. – 88 с.: ил.

4) Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.

5) Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -104 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

6) Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по LEGO-конструированию во второй младшей группе «Построим туннели для машин».

Задачи:Расширение и активизация словаря по темам "Транспорт", "Здания".Учить выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин).Формирование представлений о высот...

Доклад для LEGO-конференции «Lego-конструирование как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников»

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности....

Конспект занятия по "Lego-конструированию" тема: «Конструирование башни»

Тема занятия: «Конструирование башни»Цель: продолжить обучение построению зданий – конструирование башни. Задачи: Предметные:Научить конструированию башни из «Lego-ко...

Секреты мастерства «Как эффективно провести занятие по LEGO – конструированию» Конспект НОД по LEGO - конструированию в подготовительной к школе группе

Тема: «А давайте поиграем в футбол»Применяемый образовательный набор: Lego Wedo 2.0, Lego «Простые механизмы», Lego классический.Возрастная группа: подготовительная к школе гру...

Технологическая карта совместной деятельности воспитанников старшей группы по познавательному развитию с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники «Путешествие в страну LEGO»

Цель: Создать условия для познавательного развития с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники в процессе представления детей программировать робомышь, конструировать мост с помощ...

Конспект занятия по LEGO -конструированию в старшей группе «Путешествие в страну LEGO»

Создание известных повсюду в мире «цепляющихся друг за друга кирпичиков» «LEGO» поистине можно назвать одним из гениальных изобретений ХХ века. Бравые датские плотники и с...

Мастер-класс «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....