Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный квадрат» (6-7 лет)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Мартинавичюс Галина Геннадьевна

Оригами - это один из самых увлекательных и интересных способов развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, и разработана эта программа, в которую включены занятия по складыванию и извлечению максимально разных колечества форм из квадратов.В программае описаны: цель и задачи, принципы, актульность, методы, практичность и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_kvadrat_6-7_let.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Принята на заседании  педагогического совета

Приказ №   __________________ «___»  протолок ________________ 20___г.

 

   

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа художественной  направленности

«Волшебный квадрат»

Возраст обучающихся:  6-7 лет

Срок реализации: 8 мес

                                                                             

                        Автор программы:

Мартинавичюс Галина Геннадьевна,  

воспитатель

г. Калининград

Калининград,  2023 г.

Пояснительная записка

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа -один из способов развития мелкой моторики рук ребенка - это оригами, конструирование из бумаги, который может стать еще и по настоящему интересным семейным увлечением. Оригами развивают у детей способность работать под контролем сознания. Ребенок учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, происходит развитие глазомера. складывание фигурок благотворно влияет на развитие движения пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа.

Ведущая идея программы — это извлечение максимального количества разных форм из квадрата.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Оригами — это искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея.

Направленность программы – художественная.

Уровень освоение программы - базовый 

Актуальность образовательной программы

        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу,  что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период  вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный  вид деятельности не только доступен и интересен детям  старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.         Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

        Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Практическая значимость образовательной программы- оригами имеет огромное значение в развитии конструкторского мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Способствует концентрации внимания, влияет на общее интеллектуальное развитие.

Принцип отбора - (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества; - принцип комплексного подхода.

Отличительные особенности программы - единственный рабочий материал - бумага, учит слушать устные инструкции, учит совершать последовательные действия, развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев, улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами, учит читать чертежи, развивает творческие способности и исследовательские навыки

Цель программы:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие  детей, в процессе овладения элементарным приёмам техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие 

Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формировать  умения следовать устным инструкциям.

Обучать  различным приемам работы с бумагой.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
 

Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Расширять коммуникативные способностей детей.

Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы. 

Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей  из детей группы– по заявлению родителей (законных представителей).

Количество детей –по подгруппам до10 человек;

Формы  обучения-очная

Режим  занятий, периодичность занятий

- вторая половина дня;

- периодичность – 1 раз в 2 недели;

- продолжительность – до 30 минут

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы 8 месяцев.

На полное освоения программы  требуется 32 занятия.

Основные  методы обучения: подгрупповая работа

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
  •  - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
  • словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
  • стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Планируемые результаты:

Овладели различными приёмами работы с бумагой;

Знают геометрические понятия и базовые формы оригами;

Умеют создавать композиции с изделиями,  выполненными в технике оригами;

Развита память, мышление, пространственное воображение, мелкая моторика рук, глазомер, творческие способности, фантазия;

Познакомятся с искусством оригами

Механизм оценивания образовательных результатов

Диагностика уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный квадрат для детей 6-7 лет» За 20___-20___ учебный год

Руководитель _______________

Ф. и. ребёнка

Знание базовых форм

Умение изготавливать поделку следя за показом педагога

Умение украшать свою поделку, добавляя недостающие детали

Умение создавать композицию из изделий в технике оригами

Умение изготавливать поделку самостоятельно по образцу

Итоговый показатель (среднее значение)

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Формы подведения итогов реализации программы:

Составление альбома работ, проведение детских выставок, участие в творческих конкурсах.

Организационно –педагогические условия реализации программы:

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

        −         учет         специфики         возрастного         психофизического         развития

обучающихся;

− вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

− формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

−         формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально - техническое обеспечение

1. Помещение, соответствующее санитарным нормам СанПин и технике безопасности;

2. Столы для обучающихся – 2 штука;

3. Стулья – 10 штук;

4. Стол – тумба – 1 штука;

5. Шкаф для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;

6. Дидактический материал предметные и сюжетные картинки, диагностические альбомы и т.д,

7. Оборудование занятиям: тетради на печатной основе.

8. Оборудование: ноутбук (компьютре).

Кадровое обеспечение – образование среднее –профессиональное, высшее профессиональное, или переподготовка по направлению «Образование и педагогика», к стажу и квалификации требований нет.

Оценочные и методические материалы  - проводится мониторинг 2 раза в год (сентябрь, май).

Уровневая дифференциация образовательной программы не предусмотрена

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Месяц

№ занятия

Тема

Содержание

Методическая литература

Сентябрь

1

История о капитане и его тельняшке

Учить детей, создавать композиции, используя  различные приёмы оригами.

Конспект №1

2 год обучения

2

Базовая форма «Конверт»

Двухтрубный кораблик

Учить детей, создавать композиции, используя  различные приёмы оригами.

Конспект №2

2 год обучения

Октябрь

3

Базовая форма «воздушный змей»

 Ветка рябины

Учить детей сворачивать  бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники   внутрь.

Конспект №3

2 год обучения

4

Базовая форма «воздушный змей»

Ежик

Учить детей сворачивать  бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники   внутрь.

Конспект №4

2 год обучения

Ноябрь

5

Базовая форма «воздушный змей»

Осенний букет

Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя,  делать

заготовки для листьев, соединять детали между собой,  композицию.

Конспект №5

2 год обучения

6

Базовая форма «воздушный змей»

Лебедь

Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя,  делать

заготовки для листьев, соединять детали между собой,  композицию.

Конспект №6

2 год обучения

Декабрь

7

Базовая форма «двойной треугольник»

Елочка

Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).

Конспект №7

2 год обучения

8

Базовая форма «двойной треугольник»

Снежинки

Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).

Конспект №8

2 год обучения

Январь

9

Базовая форма «воздушный змей»

Рождественский чулок. Сапожок

Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить и закреплять умение находить и называть углы.

Конспект №9

2 год обучения

10

Базовая форма «воздушный змей»

Звездочка

Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить и закреплять умение находить и называть углы.

Конспект №10

2 год обучения

Февраль

11

Базовая форма «двойной квадрат» Ракета

Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу  новым способом, закреплять умение находить и называть углы.

Конспект №11

2 год обучения

12

Базовая форма «двойной треугольник» Кораблик

Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу  новым способом, закреплять умение находить и называть углы.

Конспект №12

2 год обучения

Март

13

Базовая форма «двойной треугольник» Рыбы.

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы,  объединяясь в пары создавать морскую композицию.

Конспект №13

2 год обучения

14

Базовая форма «двойной квадрат» Подснежники

Учить изготавливать цветы., оформлять открытку

Конспект №14

2 год обучения

Апрель

15

Базовая форма «двойной квадрат» Тюльпан на ножке

Учить по словесному объяснению мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты

Конспект №15

2 год обучения

16

Базовая форма «двойной квадрат» Лилия

Учить по словесному объяснению мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты

Конспект №16

2 год обучения

Май

17

Базовая форма «двойной квадрат» Божья коровка

Используя технику оригами, учить изготавливать  модели насекомых

Конспект №17

2 год обучения

18

Базовая форма «двойной квадрат» Пчелка

Используя технику оригами, учить изготавливать  модели насекомых

Конспект №182 год обучения

Июнь

19

Базовая форма «двойной треугольник»

Хризантема

Упражнять детей в правильном выборе бумаги , самостоятельно выполнять поделку

Конспект №19

2 год обучения

20

Базовая форма «воздушный змей» Журавлик

Упражнять детей в правильном выборе бумаги , самостоятельно выполнять поделку

Конспект №20

2 год обучения

Июль

21

Базовая форма «двойной квадрат» Подставка  "Сердечко"

Совершенствовать навыки работы по операционным картам

Учить использовать готовые поделки в играх

Конспект №21

2 год обучения

22

Базовая форма «двойной квадрат» Катамаран

Совершенствовать навыки работы по операционным картам

Учить использовать готовые поделки в играх

Конспект №22

2 год обучения

Август

23

Базовая форма «двойной квадрат» Бабочка

Закреплять умение самостоятельно изготавливать поделки

Воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим

Конспект №23

2 год обучения

24

Базовая форма «двойной квадрат» Подарки малышам

Закреплять умение самостоятельно изготавливать поделки

Воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим

Конспект №24

2 год обучения

Учебный план


п/п

Наименование тем

Количество  

Всего зан/мин

Теория (мин)

Практика(мин)

1.

 История о капитане и его тельняшке.

1/30

10

20

2.

 Базовая форма «воздушный змей» 8 занятий

8/240

80

160

3.

Базовая форма « Двойной треугольник» 5 занятия

5/150

50

100

4

Базовая форма «Конверт»

1 занятие

4/120

40

80

         

5

Базовая форма « Двойной квадрат»   8занятия

8/240

80

160

6

Поделки малышам

3/90

15

75

7

Мониторинг

2/60

                               Итого  

32/960

275 мин

685 мин

Календарный учебный график

№ п\п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

По отдельному расписанию

подгрупповая

4

Методический кабинет

Выставки творчества

2

Ноябрь

По отдельному расписанию

подгрупповая

4

Методический кабинет

Выставки творчества

3

Декабрь

По отдельному расписанию

подгрупповая

4

Методический кабинет

Выставки творчества

4

Январь

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

5

Февраль

По отдельному расписанию

подгрупповая

4

Методический кабинет

Выставки творчества

6

Март

По отдельному расписанию

подгрупповая

4

Методический кабинет

Выставки творчества

7

Апрель

По отдельному расписанию

подгрупповая

4

Методический кабинет

Выставки творчества

8

Май

По отдельному расписанию

подгрупповая

4

Методический кабинет

Выставки творчества

Рабочая программа воспитания  

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

  • гражданско-патриотическое  
  • нравственное и духовное воспитание;
  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  • интеллектуальное воспитание;
  • здоровьесберегающее воспитание;
  • правовое воспитание и культура безопасности;
  • воспитание семейных ценностей; 8) формирование коммуникативной культуры; 9) экологическое воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий. 

Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы.

Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к учению, сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.  

Инструктаж по технике безопасности, правила  поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь  

2.  

Игры на знакомство и командообразование

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь-май

3.  

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное

воспитание

В рамках занятий

Сентябрь-май

4.  

Защита проектов внутри группы

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Октябрь-май

5.  

Участие в конкурсах различного уровня

Воспитание интеллектуально-

познавательных интересов

В рамках занятий

Октябрь-май

6.  

Беседа о празднике «День защитника Отечества»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль  

7.  

Беседа о празднике «8 марта»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Март

Список  литературы:

  1. Л.В.Иванова «Цветы оригами для любимой мамы», АСТ Полиграфиздательство, 2010г.
  1. С.В.Соколова «Оригами для дошкольников» С.-Пб,: «Детство-пресс», 2009
  2. Ю.В. Шумаков «Учимся оригами» Ростов-на-Дону, Изд. РИФ «Лицей», 1995
  3. Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги» С.-Пб. ОАртель, 2009
  4. О.Г.Смородкина "Оригами для малышей" СПб М.Астрель2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...

Дополнительная общеобразовательная программа «В волшебном мире природы»

Дополнительная общеобразовательная программа «В волшебном мире природы» для  обучающихся 6-8 лет, рассчитана на один год обучения. Программа включает  в  себя  пояснительную  ...

Дополнительно - образовательная программа по художественно - творческому развитию "Волшебный квадрат "Оригами"

Пояснительная записка          Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкус...

Программа кружка "Волшебный квадрат"

Программа дополнительного образования познавательного направления по  конструированию из бумаги способом  "Оригами"....

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебное оригами» подготовительная группа

Оригами -  увлекательнейшее занятие для детей 6 – 7 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и других странах, где широко использовалась бумага, од...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебное оригами» средняя группа

Занятия в кружке «Волшебное оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования.  Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания б...