Дополнительная общеобразовательная программа «В волшебном мире природы»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Дополнительная общеобразовательная программа «В волшебном мире природы» для обучающихся 6-8 лет, рассчитана на один год обучения. Программа включает в себя пояснительную записку, учебный и учебно-тематический планы, содержательную часть, ожидаемые результаты, список литературы.
В пояснительной записке автор раскрывает актуальность, новизну дополнительность программы. Цель и задачи программы сформулированы с учетом особенностей развития, возможностей формирования практической и речевой деятельности детей с недостатками слуха.
Программа адресована педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, отдельные разделы программы могут быть использованы на факультативных занятиях коррекционных организаций.
Программа, учитывая речевое недоразвитие и сниженный слух обучающихся, отличается своей коррекционной направленностью и обеспечивает формирование практических, речевых и трудовых навыков, развитие слухового восприятия. Методологическую основу программы составляет игровая форма обучения и воспитания
Коррекционно-развивающая направленность программы представляет новый взгляд на экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением слуха, поскольку рассматривает природу не только как средство познавательного развития, но и как средство развития и коррекции эмоционально-личностной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_sl_slysh.doc | 469.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Ульяновской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Областная станция юных натуралистов
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ДОД ОСЮН
____________ Т.Л. Жаринова
«____»____________ 2014 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«В волшебном мире природы»
Всего часов: 72
1 год обучения – 72ч
Рассмотрена и одобрена на
заседании педагогического
совета ГБОУ ДОД ОСЮН
Протокол №__ от _______
Секретарь _____________
Ульяновск, 2014
Рецензенты:
Фосоля Марина Юрьевна- заместитель директора по учебно- методической работе ОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида» (дошкольное отделение).
Чаевцева Л.Г. заместитель директора по научно – методической работе ГБОУ ДОД Областная станция юных натуралистов.
Годы обучения: Возраст обучающихся:
1 год – 72ч 6-8 лет
Программа рассмотрена и рекомендована
на методическом совете ГБОУ ДОД ОСЮН
Протокол № ________от_________20___г.
Секретарь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Нарушения слуха в дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся недостатков. Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха направлена на преодоление социальной недостаточности, социализацию ребенка, которую Л. С. Выготский рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию. Ребенку с нарушенным слухом, как и слышащему, поскольку основные закономерности их развития те же, следует обеспечить целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, что означает возможность ориентировки ребенка в предметах, природе, общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности [5].
Автор дополнительной общеобразовательной программы совместно с педагогами дошкольного отделения ОГОУ ОЦДК коррекционная школа-интернат II вида г.Ульяновска в течение многих лет занимается решением этой актуальной проблемы. Одним из направлений данной деятельности является создание дополнительной общеобразовательной программы «В волшебном мире природы» для детей с нарушением слуха 6 – 8 лет.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программами для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» [Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко, 1991], «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» [Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко, 1991], «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста со сложными комплексными нарушениями» [Головчиц Л.А., 2006] по принципу развивающего образования, обеспечивающего единство воспитательных, развивающих, обучающих задач, и соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Актуальность данной программы состоит в том, что богатство растительного мира, разнообразие его форм, легкость обработки, доступность открывает большие возможности для творческого развития обучающихся и сближения их с родной природой. В ходе занятий расширяется кругозор обучающихся, происходит знакомство с окружающим миром, создаются условия для формирования любви к природе, родному краю. Разнообразные формы взаимодействия обучающихся на занятиях способствуют более активной социализации детей с нарушением слуха.
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются несколько видов деятельности детей с нарушением слуха в соответствии требованиям стандарта дошкольного образования.
Цель программы – обучение основам экологических знаний, развитие познавательного интереса к природе, творческих способностей детей с нарушением слуха.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомление детей с объектами живой и неживой природы;
- формирование у детей первоначального представления о природе как едином целом;
- обучение умению устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы, между природой и трудовой деятельностью людей;
- обучение навыкам работы с природным материалом;
- ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья;
- ознакомление с видами художественно-прикладного творчества;
- обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды;
- формирование навыков правильного поведения в коллективе, природе и на улице;
- воспитание бережного отношения к вещам, созданным трудом людей, уважения к труду, любви к родному краю;
- формирование социального опыта взаимодействия с окружающим миром и приобщение к общественным отношениям у детей с нарушением слуха;
- способствование сплочению детского коллектива посредством игровой деятельности.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, эстетического вкуса;
- развитие умения видеть красоту природы, свойства природного материала, наблюдательности;
- развитие умения оценивать свои работы и работы товарищей;
- развитие коммуникативных навыков детей в совместной деятельности;
- развитие связанной речи у детей с нарушением слуха через общение со слышащими детьми;
- развитие мелкой моторики;
- расширение жизненного пространства детей с нарушением слуха.
Ведущие педагогические принципы программы
Ключевая идея дополнительной общеобразовательной программы «В волшебном мире природы» заключается в том, что она направлена на приобщение детей к практической деятельности, творчеству, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, экологического мышления, творческой индивидуальности.
В процессе решения поставленных задач, педагог должен окружить ребенка красивыми образами, обращать его внимание на красоту природы и произведений человеческих рук. При этом педагогу необходимо иметь такие качества, как терпение и стремление лучше понять ребенка, его особый мир, его чувства, побуждения, потребности, уважение личности и законных прав ребенка.
Программа разработана с учетом возможностей детей в условиях планомерного коррекционного обучения и воспитания. Понимание того, что в природе все взаимосвязано, составляет основу экологической культуры ребенка. В этом заключается принцип научности дополнительной общеобразовательной программы «В волшебном мире природы».
Развивающий принцип программы основан на развитии познавательного интереса обучающихся. Он предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми знаний, умений и навыков, что определяет принцип сознательности, т.е. материал усваивается сознательно, активно, закрепляется прочно, и дети могут свободно реализовывать полученные знания в дальнейшем.
Принцип психологической комфортности ориентирован на реализацию идей педагогики сотрудничества (создание на занятиях доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения).
Принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося (содействие развитию творческого потенциала, познавательных мотивов и обогащение форм взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности).
Особенности слабослышащих детей
Необходимо помнить, что дети с нарушением слуха и слышащие дети развиваются не одинаково, обладают различным природным потенциалом, индивидуальными особенностями и возможностями и не учитывать этого нельзя. Дети с нарушением слуха могут иметь следующие дефекты речи:
- недостатки произношения;
- ограниченный запас слов;
- недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов;
- неточное понимание и неправильное употребление слов;
- неправильное построение предложения;
- ограниченное понимание устной речи;
- ограниченное понимание читаемого текста.
Таким образом, с учетом этих особенностей, дети с нарушением слуха обучаются на основе комбинированного восприятия речи, с помощью зрительного и слухового анализаторов.
Краткое содержание программы
Дополнительная общеобразовательная программа «В волшебном мире природы» состоит из разделов, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. В разделах рассматриваются сезонные изменения в природе, особенности жизни растений и животных в разное время года. Программа знакомит с правилами заготовки природного материала, технологиями составления аппликаций, цветочных композиций из засушенных и живых растений.
Воспитание и обучение ведется в трех направлениях. Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью общества разнообразны: экскурсии, встречи с людьми разных профессий, посещение музеев, театров, детских организаций, беседы, чтение книг. Полученные представления дети закрепляют в своей практической деятельности.
Второе направление представляет собой знакомство с природой в непосредственном общении с нею: ведется работа по формированию представлений обучающихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, организации посильной деятельности по охране природы.
Задача третьего направления заключается в том, чтобы на конкретном и доступном материале познакомить детей с живой и не живой природой, с правилами сбора и заготовки природного материала для изготовления поделок и составления флористических работ.
Связующим звеном этих направлений является организация практической деятельности детей. Практическая деятельность является условием формирования основ речевой деятельности. Во время работы дети учатся спрашивать, сообщать о проделанной работе, просить о помощи, оценивать работу товарища.
В условиях практической деятельности создаются большие возможности не только для приобретения определенных трудовых навыков, но и для получения знаний об используемых в ней предметах, для развития у детей умения ориентироваться в пространстве и во времени и главное – дети получают возможность обогащать свой словарный запас, учатся пользоваться разговорной речью. Таким образом, реализуется ведущий принцип обучения детей с нарушением слуха языку – принцип коммуникации.
Познавательное развитие детей с нарушением слуха является одной из важных составляющих образовательного процесса. Оно предполагает целенаправленное сенсорное воспитание детей, развитие мышления (наглядно-действенного, образного, элементов логического), внимания, образной и словесной памяти, воображения; формирование способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации, обобщения); развитие речи.
Познавательное развитие детей осуществляется в процессе использования игр на занятиях, в процессе ознакомления с окружающим миром, в ходе обучения изобразительной и конструктивной деятельности.
Виды и формы занятий по программе
Методологическую основу программы составляет игровая форма обучения и воспитания. Игровая деятельность детей на занятиях создает особое эмоциональное поле, в котором ребенок без принуждения по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности.
Занятия по программе включают комплексные, теоретические, практические, экскурсионные, резервные, контрольные часы.
Комплексные занятия представлены с элементами игры, разнообразных упражнений, где сочетается теория с практикой. Теоретическая часть комплексного занятия проводится в форме бесед и рассказов, игр, наблюдений на прогулке. Наблюдения на прогулке проводятся на участке детского сада и представляют собой занятия, включающие наблюдения за природой, сезонными изменениями в природе, погодными явлениями, сопровождающиеся дидактическими и подвижными играми. Так же на прогулках проводится сбор природного материала для поделок.
Практические занятия представляют собой рисование, лепку, аппликации, составление композиций из цветов, оформление интерьера, проведение выставок, просмотр видеофильмов, презентаций, экспериментальную деятельность.
Практическая часть программы предусматривает как индивидуальный, в рамках времени отведенного на группу, так и групповой вид работы.
Занятия-экскурсии предусматривают проведение обзорных, тематических экскурсий, прогулок, посещение музеев, выставок.
Резервные часы используются на проведение массовых мероприятий (выставки, праздники, концерты и т. д.).
Контроль знаний, умений осуществляется на занятиях: во время игровых ситуации, экскурсии, прогулок, при выполнении творческих работ, подготовки и проведения выставок.
Во время занятий используются различные методы, формы работ и наглядные средства обучения, ведется систематическая работа по развитию речи обучающихся: накопление специальных терминов, слов, словосочетаний и включение их в разговорную речь. Речь педагога на занятиях должна быть предельно доступна обучающимся. Следует предъявить инструкцию в письменном виде (таблички) и оставить ее до окончательного выполнения задания.
Часы программы распределяются следующим образом: количество часов комплексных занятий составляет – 11(13%), практических – 43(60%) экскурсий – 12(16%), контрольных – 4(7%), резервных – 2(4%).
Организация занятий по программе
Дополнительная общеобразовательная программа «В волшебном мире природы» рассчитана на один год обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет – 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия - 30 мин, 30 минут - на подготовку к занятиям. Предварительная подготовка детей с нарушением слуха для освоения данного курса не требуется.
Необходимым условием эффективной работы по программе является тесное взаимодействие в работе педагога и сурдопедагога. Дополнительной общеобразовательной программой «В волшебном мире природы» предусмотрено участие сурдопедагога в организации занятий. Сурдопедагог, присутствуя на занятиях, помогает педагогу в организации работы по развитию речи, проведении индивидуальной работы с детьми, испытывающими затруднения в усвоении материала занятий.
Диагностика освоения программы
Диагностика знаний, умений, навыков проводится в следующих формах: входящий контроль, текущий контроль, итоговый контроль.
Входящий контроль проводится перед началом освоения программы в форме дидактической игры, игры – беседы, тест – опроса, тест – рисунка.
Текущий контроль – на каждом занятии (беседа: вопрос – ответ), после каждого раздела проводится в форме игры, творческой работы, выставки, во время праздников и развлечений.
Итоговый контроль проводится по окончании учебного курса (фестиваль «Мы все можем», выставка творческих работ, совместное выступление детей с нарушением слуха и слышащих детей).
Результативность программы
Апробация дополнительной общеобразовательной программы «В волшебном мире природы», которая проводилась на базе ОКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат второго вида (дошкольное отделение) и ГБОУ ДОД Областная станция юных натуралистов, прошла успешно и показала хороший уровень освоения материала.
Показателями результативности программы служат:
Личностные результаты:
- сформированность мотивации, положительного отношения к учебной деятельности, заинтересованность в приобретении знаний, умений, навыков, творческий подход к выполнению заданий;
- сформированность позитивного эмоционального отношения к устной речи.
Метапредметные результаты:
- определяют и формулируют цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- проговаривают последовательность действий на занятии;
- умеют работать по предложенному педагогом плану;
- совместно с педагогом могут давать эмоциональную оценку своей деятельности;
- могут понять причины успеха и неудачи своей деятельности;
- делают простейшие выводы, обобщения, переносят освоенные способы действий в измененные условия;
- выражают свои мысли в устной форме в виде фразы, предложения;
- имеют навыки общения с взрослыми;
- проявляют экологическое мышление в разных формах деятельности;
- умеют обращаться к педагогу с просьбой, вопросом, желанием.
Предметные результаты:
- Перечень знаний и умений обучающихся
обучающийся должен знать:
- правила поведения на улице;
- правила поведения на занятиях, в игре, на природе;
- названия изучаемых растений (деревьев, кустарников, травянистых, комнатных растений, овощей и фруктов);
- характерные признаки лета, осени, зимы, весны, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
- правила заготовки, хранения природных материалов;
- природный материал и его свойства (материалы растительного, животного и минерального происхождения);
- правила работы с природным материалом;
- правила составления аппликации из засушенных растений;
- инструменты, их назначение и правила обращения с ними (ножницы, шило, кусачки);
- основные цвета солнечного спектра;
- речевой материал, изучаемых на занятиях.
обучающийся должен уметь:
- готовить к работе свое рабочее место и аккуратно убирать его после занятия;
- понимать и выполнять инструкции педагога;
- отвечать на вопросы педагога, обращаться к педагогу и товарищам с вопросами;
- сообщать, о своем желании выполнять работу и о выполненной работе;
- выполнять поделки из природного материала;
- составлять композиции из растений;
- выполнять коллективную работу по устной и письменной инструкции;
- экономно расходовать материал, соблюдать правила сохранности, инструментов, приспособлений.
- различать изделия по цвету, форме, величине;
- ухаживать за растениями.
- Участие в районных, областных и городских мероприятиях, конкурсах детского творчества.
Обучающиеся по программе «В волшебном мире природы» принимают участие в областном конкурсе детского творчества «Зеркало природы», экологических акциях, выставках детского творчества, посвященных Дню инвалидов, Дню защиты детей и других конкурсах детского творчества.
Реалистичность программы заключается в том, что цели и задачи, поставленные в ней, соответствуют предлагаемым средствам их реализации.
Условия реализации программы:
- Материально-техническое обеспечение:
- кабинет для занятий в ДДУ;
- учебно-методическое оборудование (уголок живой природы, растительный и природный материал, инструменты)
- методические пособия;
- аудио- и видеотехника, ПК;
- учебно-опытный участок ГБОУ ДОД Областной станции юных натуралистов;
- цветник на территории детского сада;
- детская площадка на территории ДДУ;
- Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования
- Обучающиеся: дети 6-8 лет, проявляющие интерес к программе.
Прогностичность программы определяет способность ее в своих целях, учитывая запросы будущего, отражать требования современности.
Тематический план
№ | Наименование раздела | Всего | комплексные | Практика | Экскурсия | Контроль | Резерв |
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | |||
2. | Приглашение в «Волшебный мир природы» | 5 | 2 | 2 | 1 | ||
3. | Волшебный мир природы | 2 | 1 | 1 | |||
4. | Путешествие в страну Листопадия | 3 | 3 | ||||
5. | В королевстве спелых плодов | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
6. | Путешествие продолжается. «Соломенное царство» | 3 | 1 | 2 | |||
7. | В водном царстве | 3 | 2 | 1 | |||
8. | В цветочной стране | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
9 | B лесном царстве | 4 | 1 | 3 | |||
10 | В Снежном королевстве | 7 | 5 | 1 | 1 | ||
11 | Путешествие в город Каникул | 2 | 1 | 1 | |||
12 | Воспоминание о путешествии | 7 | 7 | ||||
13 | В гостях у хозяина улицы Мастеров | 7 | 3 | 3 | 1 | ||
14 | Данила мастер раскрывает секреты своей работы | 4 | 3 | 1 | |||
15 | Наш вернисаж | 3 | 2 | 1 | |||
16 | На острове Пасха | 6 | 1 | 3 | 2 | ||
17 | Здравствуй, Весна – Красна | 6 | 2 | 3 | 1 | ||
18 | «Мы все можем | 2 | 1 | 1 | |||
Итого: | 72 ч. | 11 | 43 | 12 | 4 | 2 |
.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Всего | комплексные | Практика | Экскурсия | Контроль | Резерв |
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | |||
1.1. Введение в образовательную программу. Рассказ об игре – путешествии «В волшебном мире природы». Входящая диагностика: тест в рисунках «времена года», «природные явления» (контроль) | 1 | + | |||||
1.2. Прогулка по территории детского сада: «Четыре времени года». Правила поведения в природе. Т/Б | 1 | ||||||
2. | Приглашение в «Волшебный мир природы» | 5 | 2 | 2 | 1 | ||
2.1. Экскурсия в парк «Семья»: «В гости к природе». Знакомство с правилами поведения во время экскурсии и в природе | 1 | ||||||
2.2. Прогулка по территории детского сада. Игра «Урок волшебства». Сбор и заготовка природного материала | 1 | ||||||
2.3.Экскурсия в библиотеку № 4: «В книжном Королевстве» | 1 | ||||||
2.4.Тест- игра « Мой мир». Цветы из листьев | 1 | + | |||||
2.5. Резервные часы | 1 | ||||||
3. | Волшебный мир природы | 2 | 1 | 1 | |||
3.1. Материалы минерального происхождения. Просмотр фрагмент видеофильма «Что такое неживая природа?». Игра - «Найди ошибку художника» | 1 | ||||||
3.2. Природные материалы растительного происхождения. Сбор и заготовка природного материала. Игра «Что я вижу вокруг?» | 1 | ||||||
4. | Путешествие в страну Листопадия | 3 | 3 | ||||
4.1. Прогулка по территории детского сада. Игра- путешествие в страну «Листопадия». Сбор природного материала | 1 | ||||||
4.2. Сезонные явления в жизни растений. Прогулка- наблюдение: «Приметы осени» | 1 | ||||||
4.3.Осенняя «Почемучка». Составление букетов из листьев | 1 | + | |||||
5. | В королевстве спелых плодов | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
5.1.Игра «В королевстве спелых плодов». Изготовление поделок из плодов боярышника, крылаток клёна, семян различных растений | 1 | ||||||
5.2. Экскурсия по территории д/сада: «Красочный наряд деревьев» | 1 | ||||||
5.3. Выставка «Краски осени». Совместное мероприятие со слышащими детьми. | 1 | ||||||
6. | Путешествие продолжается. «Соломенное царство» | 3 | 1 | 2 | |||
6.1. Знакомство с хлебными злаками. Игра «Помоги Незнайке найти колоски ржи, пшеницы, овса» | 1 | ||||||
6.2. Прогулка по участку детского сада. Знакомство с дикорастущими злаками. Сбор и заготовка злаков | 1 | ||||||
6.3. Составление композиций из злаков | 1 | + | |||||
7. | В водном царстве | 3 | 2 | 1 | |||
7.1. Игра «В водном царстве». Презентация «О воде». Игра «Ловись рыбка» | 1 | ||||||
7.2. Изготовление поделок из природного материала. Выставка работ «В водном царстве» | 1 | + | |||||
7.3. Экскурсия на ОСЮН - «Подводный мир» | 1 | ||||||
8. | В цветочной стране | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
8.1. Знакомство с комнатными растениями. Игра «В цветочной стране» | 1 | ||||||
8.2. Составление композиций с использованием комнатных растений. Способы заготовки цветов для флористики | 1 | ||||||
8.3. Экскурсия в оранжерею ГБОУ ДОД ОСЮН. «Красота творений Волшебницы природы» | 1 | + | |||||
9 | B лесном царстве | 4 | 1 | 3 | |||
9.1. Презентация «О лесе». Игра «Кто живет в лесу?» | 1 | ||||||
9.2.Правила поведения в лесу. Игра «Мы идём на экскурсию» | 1 | ||||||
9.3. Изготовление поделок из природного материала. Игра: «Лесные загадки» | 1 | ||||||
9.4. Игра «Узнай животное и расскажи о нем» | 1 | + | |||||
10 | В Снежном королевстве | 7 | 5 | 1 | 1 | ||
10.1. Встреча с графиней Зимой и ее свитой в «Снежном королевстве». Эксперимент: «Снег, какой он?» | 1 | ||||||
10.2.Открытие фабрики Деда Мороза. Изготовление новогодних игрушек | 1 | ||||||
10.3. На фабрике Деда Мороза. Изготовление кормушек для птиц | 1 | ||||||
10.4 Новогоднее оформление учебного класса. Выставка «Новый год» | 1 | ||||||
10.5. Экскурсия в парк «Семья» «Природа зимой». Открытие «Зимней столовой» для птиц | 1 | ||||||
10.6. Праздник «Ёлочка, ёлочка, праздничный наряд…» | 1 | + | |||||
10.7. Резервные часы | 1 | ||||||
11 | Путешествие в город Каникул | 2 | 1 | 1 | |||
11.1. Экскурсия в парк (сквер). Наблюдение за растительным миром в зимний период. Зимняя подкормка птиц. Игра «Угостим птицу» | 1 | ||||||
11.2. «Кто как зимует?» Игра «Чьи следы?» | 1 | ||||||
12 | Воспоминание о путешествии | 7 | 7 | ||||
12.1. Практическая работа «Рисуем морозные узоры» | 1 | + | |||||
12.2. Составление композиции из сухоцветов «Зимний букет» | 1 | ||||||
12.3. Игра «В гостях у Белоснежки». Составление объемных композиций на флористической основе (оазисе): «Букеты для Гномов» | 1 | ||||||
12.4. Составление плоскостных композиций из засушенных растений «Волшебные краски природы» | 1 | ||||||
12.5. Работа с природным материалом: «Выдуманные цветы» | 1 | ||||||
12.6. Составление коллажа «Вспоминание о лете» | 1 | ||||||
12.7. Выставка творческих работ «Наши руки не для скуки». Совместное мероприятие со слышащими детьми | 1 | + | |||||
13 | В гостях у хозяина улицы Мастеров | 7 | 3 | 3 | 1 | ||
13.1. Законы юных художников. Игра «Одежда для сказочного героя занятия – Карандаша» | 1 | ||||||
13.2. Работа с гуашевыми красками. «Мы знакомимся с волшебными красками». Игра «Одежда для сказочного героя занятия – Кисточки» | 1 | ||||||
13.4. Встреча с тремя Мастерами-Волшебниками: «Мастер Изображения», «Мастер Украшения», «Мастер Постройки». | 1 | ||||||
13.5. Изготовление открыток «Сделаем подарок нашим папам» | 1 | ||||||
13.6. Встреча с «Мастером – Постройки»: «Мы строим домик для собачки Барсика» | 1 | ||||||
13.7. Изготовление поделки из природного материала «Друг человека» | 1 | ||||||
13.8. Проведение выставки творческих работ. «Что я умею делать» | 1 | ||||||
14 | Данила мастер раскрывает секреты своей работы | 4 | 3 | 1 | |||
14.1. Составление букета из сухоцветов «Подарок маме» | 1 | ||||||
14.2. Лепка из пластилина. «Ох уж эти кошки!» | 1 | ||||||
14.3. Изготовление поделки из природного материала «Мой друг» | 1 | ||||||
14.4.Экскурсия в музей народного творчества | 1 | + | |||||
15 | Наш вернисаж | 3 | 2 | 1 | |||
15.1. Подготовка к проведению выставки. Изготовление и оформление творческих работ | 1 | ||||||
15.2. Проведение выставки «Наш вернисаж» | 1 | + | |||||
15.3.Экскурсия в парк «Семья» - «Приметы весны» | 1 | ||||||
16 | На острове Пасха | 6 | 1 | 3 | 2 | ||
16.1. Знакомство с традициями и культурой народов Поволжья. | 1 | ||||||
16.2. Экскурсия в ГБОУ ДОД ОСЮН: «Весна пришла, Пасху принесла!» | 1 | ||||||
16.3. Составление пасхальных композиций | 1 | ||||||
16.4. Экскурсия в парк «Семья»- «Здравствуйте, Деревья!» | 1 | ||||||
16.5. Составление аппликации: «Деревья любуются своим отражением» | 1 | ||||||
16.6. «День Земли». Совместное мероприятие со слышащими детьми | 1 | + | |||||
17 | Здравствуй, Весна - Красна | 6 | 2 | 3 | 1 | ||
17.1. Весенние хлопоты: рыхление почвы, высадка рассады цветочных культур | 1 | ||||||
17.2. Просмотр презентации «Первоцветы». Знакомство с первоцветами, с растениями, занесенными в Красную Книгу | 1 | ||||||
17.3. Участие в акции «Первоцвет» | 1 | ||||||
17.4. Экскурсия в парк «Семья» - «Когда птицы поют и зачем? | 1 | ||||||
17.5. Праздник «Здравствуй, Весна – Красна». Совместное мероприятие со слышащими детьми. | 1 | ||||||
17.6. Панорама добрых дел (уборка территории участка, окапывание приствольных кругов у деревьев, труд в цветнике) | 1 | + | |||||
18 | «Мы все можем» | 2 | 1 | 1 | |||
18.1.Итоговое занятие совместно со слышащими детьми и родителями. Выставка творческих работ « Мы все можем!» | 1 | ||||||
18.2. Участие в областном творческом фестивале «Мир без границ» | 1 | ||||||
Итого: | 72 ч. | 11 | 43 | 12 | 4 | 2 |
Содержательная часть дополнительной общеобразовательной программы «В волшебном мире природе»
I. Введение (2ч.)
Задачи:
- знакомство детей с содержанием программы и с деятельностью детского объединения;
- проведение диагностику первоначальных знаний у обучающихся о временах года, растениях, животных и природных явлениях;
- развитие умений слышать и различать звуки окружающего мира.
Теория. Введению в образовательную программу. Рассказ о деятельности детского объединения. Ознакомление с правилами поведения в природе.
Практика. Прогулка по территории детского сада. «Четыре времени года». Цель: обобщение знания детей о временах года, способствовать развитию познавательных интересов. Правила поведения в природе. Т/Б.
Контроль. Дидактическая игра: «Времена года». Тест в рисунках «Времена года», «Природные явления».
Литература:
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Изд-во Мозаика, 2008.
Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.
II. Приглашение «В волшебный мир природы» (5 ч.)
Задачи:
- знакомство детей с природными объектами;
- содействие формированию навыков правильного поведения в природе;
- обогащение словарного запаса детей;
- способствование сплочению детского коллектива посредством игровой деятельности.
Практика. Прогулка по территории детского сада. Рассказ об игре – путешествии в «Волшебный мир природы». Игра «Урок волшебства». Сбор и заготовка природного материала.
Экскурсия в парк «Семья». «В гости к природе». Цель: расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью. Знакомство с правилами поведения во время экскурсии. Экскурсия в библиотеку №4- «В книжном Королевстве». Цель: знакомство с деятельностью детской библиотеки.
Контроль. Игра «Урок волшебства».
Резерв. Мероприятие со слышащими детьми «Здравствуй друг».
Литература: Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Изд-во Мозаика, 2008.
Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.
III. Волшебный мир природы (2 ч.)
Задачи:
- знакомство с природными материалами;
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Теория. Материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки). Просмотр видеофильма «Живая и неживая природа». Игра - «Найди ошибку художника».
Практика. Природные материалы растительного происхождения. Знайка учит Незнайку детей распознавать природный материал. Материалы растительного происхождения (корни, кора, ветки, листья цветы, плоды, семена, шишки). Игра «Что я вижу вокруг?» Сбор и заготовка природного материала. Игра «Узнай что это?» (узнать на ощупь материалы растительного и животного происхождения).
Литература:
Нагибина И.. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1997г.
Чернуха Г.А. Твоя маленькая мастерская. Киев, 1989 г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском саду. М., 1985г.
IV. Путешествие в страну «Листопадия» (3 ч.)
Задачи:
- ознакомление детей с богатством осенних красок, с сезонными изменениями в жизни растений;
- обучение навыкам работы с природными материалами;
- воспитание потребности в устной речи.
Практика. Прогулка по участку детского сада. Игра - путешествие в страну «Листопадия». Сбор природного материала. Сезонные явления в жизни растений. Прогулка- наблюдение: «Приметы осени». Осенняя «Почемучка (контроль). Составление букетов из листьев, крылаток клена, ясеня, семян различных растений.
Литература:
Нагибина И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1997 г.
Светлова И.Е. Развиваем воображение и фантазию.М.:Эскимо,2005.
V. В королевстве Спелых плодов (3 ч.)
Задачи:
- знакомство детей с разнообразием плодов и овощей;
- обогащение словарного запаса слабослышащих детей;
- развитие познавательного интереса;
- воспитание эстетического вкуса.
Практика. Игра «В королевстве спелых плодов». Изготовление поделок из плодов боярышника, крылаток клёна, семян различных растений (поделки из плодов ягод: куклы, бусы, браслеты; поделки из картофеля; поделки из кукурузных початков, бобовых культур и т. д.).
Экскурсия по стране Юннатия – «Красочный наряд деревьев». Цель: расширение и систематизация знаний об изменениях в жизни растений в осенний период.
Контроль. Совместное мероприятие со слышащими детьми. Выставка «Краски осени». Цель: выявить уровень сформированности знаний об осенних явлениях в природе.
Литература:
Нагибина И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1997 г.
VI. Путешествие продолжается. Соломенное царство (3 ч.)
Задачи:
- знакомство со злаковыми растениями;
- воспитание уважения к труду, бережного отношения к хлебу;
- обогащение словарного запаса слабослышащих детей.
Теория. Знакомство с хлебными злаками (рожь, овес, пшеница, ячмень). Зерно – колосья – мука – хлеб. Стебель – солома – (корм для животных, а также материал для поделок). Игры «В Соломенном царстве», «Помоги Незнайке найти колоски ржи, пшеницы, овса».
Практика. Прогулка по участку детского сада. Знакомство с дикорастущими злаками (мятлик, костер, ежа, тимофеевка). Сбор и заготовка злаков. Составление композиций из злаков (контроль).
Литература:
Нагибина И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1997 г
Шмаков С. А. Учимся, играя. ЦГЛ. М., 2004.
VII. В водном царстве (3 ч.)
Задачи:
- знакомство с местной водной фауной и флорой;
- развитие умения видеть свойства природного материала, наблюдательности;
- обогащение словарного запаса по теме.
Практика. Игра «В водном царстве». Презентация «О воде». Игра «Ловись рыбка». Водная фауна и флора. Изготовление поделок из ракушек. Выставка «В водном царстве» (контроль).
Экскурсия в клуб аквариумистики «Дискус» ГБОУ ДОД ОСЮН «Подводное царство». Цель: расширение и систематизация знаний о водных обитателях, их роли в природе.
Литература
Нагибина И.. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1997 г.
Райков Б. Зоологические экскурсии. М., 1994 г.
Онегов А. На берегу озера. М., 1999 г.
VIII. В цветочной стране (3ч.)
Задачи:
- знакомство многообразием цветущих растений;
- развитие эстетического вкуса, любви и бережного отношения к природе;
- обогащение словаря детей.
Теория. Знакомство с комнатными растениями. Игра «В цветочной стране».
Практика. Составление композиций с использованием комнатных растений. Способы заготовки цветов для флористики.
Экскурсия в оранжерею ГБОУ ДОД ОСЮН. «Красота творений Волшебницы природы». Цель: знакомство с многообразием цветущих растений. Игры «Узнай цветок», «Какого цвета цветок» (контроль).
Литература:
Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Ташкент, 1988 г.
Александрова М.С. Среди цветов. М., 1996 г.
IX. В лесном царстве (3 ч.)
Задачи:
- знакомство с разнообразием местных деревьев, кустарников, травянистых растений;
- знакомство с животным миром леса;
- воспитание любви и бережного отношения к природе;
- формирование навыков правильного поведения в лесу;
- обогащение словарного запаса.
Теория. Понятие о лесе. Презентация «О лесе». Игра «Кто живет в лесу?». Растения (флора): травы, кустарники, деревья. Правила поведения в лесу.
Практика. Просмотр видео фильма: « Правила поведения в лесу». Игра - «Мы идём на экскурсию». Игра: «Лесные загадки». Изготовление поделок из природного материала. Игра «Узнай животное и расскажи о нем» (контроль).
Литература:
Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. Мир животных и растений, Ярославль, 2000 г.
Степанов В. Лесные загадки. – М.:РИПОЛ классик,2013.
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 96 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи).
X. В Снежном королевстве (7ч.)
Задачи:
- ознакомление с сезонными изменениями в жизни растений, животных;
- воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства понимания прекрасного;
- развитие у детей познавательного интереса к природе, активизация творческой деятельности.
Практика. Встреча с графиней Зимой и ее свитой в «Снежном королевстве». Беседа «Природа зимой». Игровая мотивация «Снеговик, дарит вазу со снегом». Эксперимент: - «Снег, какой он?». Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). Открытие фабрики Деда Мороза. Изготовление новогодних игрушек. (Снежинка, Снеговик учат детей делать новогодние игрушки и букеты). Изготовление кормушек для птиц. Оформление учебного класса. Проведение выставки творческих работ «Живи Ёлочка – зеленая иголочка». «Урок доброты» (обмен подарками). Зимняя «Почемучка» (контроль). Праздник в детском саду совместно с родителями: «Ёлочка, ёлочка, праздничный наряд…».
Экскурсия на станцию «Природа зимой». Цель: наблюдение за растительным миром в зимний период. Развешивание кормушек, домиков, укрытий для птиц.
Цель: развитие у детей познавательного интереса, активизация творческой деятельности.
Взаимодействие с семьей: Изготовление атрибутов, костюмов к развлечению «Ёлочка, ёлочка, праздничный наряд…».
Литература:
Ищук В.В., Нагибина М.И.. Домашние праздники. Ярославль, 2000 г. Ромодоновы Василий и Марина. Почему ветер дует? Изд-во Питер, М., 2012.
XI. Путешествие в город Каникул (2 ч.)
Задачи:
- организация досуга детей;
- содействие формированию у детей любви к природе, бережного отношения к ней;
- развитие разговорной речи.
Экскурсия. Экскурсия в парк (сквер). Цель: участие в акции «Покормите птиц». Игра - «Угостим птиц».
Контроль. Беседа с элементами рассказа «Кто как зимует?» Поисковые задания: «Чтение снежной книги». Игра «Чьи следы?».
Литература:
Чудакова Н.В. Праздники. М., 1997 г.
Сухих И.Г.. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все… М., 1994 г.
XII. Воспоминание о путешествии (7ч.)
Задачи:
- закрепление пройденного материала;
- воспитание чувства коллективизма, доброжелательности, аккуратности, уважения к труду;
- развитие связанной речи, мелкой моторики у детей.
Практика. Показ фото презентации о путешествиях «Как это было». Практическая работа «Рисуем морозные узоры». Составление настольных композиций из сухоцветов «Зимний букет». Игра «В гостях у Белоснежки». Составление объемных композиций на флористической основе (оазисе)- «Букеты для Гномов». Составление плоскостных композиций из засушенных растений «Волшебные краски природы». Творческая практическая деятельность «Выдуманные цветы». Игра - «Что хочет это растение?». Коллективная творческая практическая деятельность «Вспоминание о лете».
Выставка творческих работ «Наши руки не для скуки». Совместное мероприятие со слышащими детьми (контроль).
Литература:
Р. Хен. Азбука цветов. Берлин, 1991 г.
Т. Д. Задворная. Аранжировка цветов. М., 2002 г.
XIII. В гостях у хозяина улицы Мастеров (7 ч.)
Задачи:
- знакомство с видами художественно-прикладного творчества;
- развитие познавательного интереса;
- обогащение словаря слабослышащих детей.
Теория. Законы юных художников. Игра «Одежда для сказочного героя занятия – Карандаша». «Мы знакомимся с волшебными красками» - работа с гуашевыми красками. Встреча с тремя Мастерами - Волшебниками: «Мастер Изображения», «Мастер Украшения», «Мастер Постройки». Творческая практическая деятельность обучающихся «Мы рисуем, украшаем строим».
Практика. Сказочные герои учат детей делать поделки. Творческая практическая деятельность обучающихся «Сделаем подарок нашим папам». Встреча с Мастером – Постройки. Творческая практическая деятельность обучающихся «Как построить домик для собачки». Учимся делать из бумаги собачку. Творческая практическая деятельность обучающихся «Друг человека».
Контроль. Проведение выставки творческих работ. «Что я умею делать?».
Литература:
Нагибина И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1997 г.
Сухорукова Е.П. Искусственные цветы. М., 1993 г.
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. М., «ВАКО», 2007.
XIV. Данила Мастер раскрывает секреты своей работы (4 ч.)
Задачи:
- знакомство детей с простейшими способами и приемами работы с природным материалом;
- знакомство с народными промыслами и прикладным творчеством;
- развитие творческого воображения;
- обогащение словарного запаса.
Практика. Сказочные герои Фея, Лесовик учат детей делать поделки из природных материалов. Творческая практическая деятельность обучающихся: составление композиций из сухоцветов «Подарок маме». Лепим любимых животных. Творческая практическая деятельность обучающихся «Ох уж эти кошки!». Мы рисуем своих друзей: «Дерево сильно корнями, а человек друзьями».
Экскурсия в музей народного творчества. Цель: знакомство с народными промыслами и прикладным творчеством.
Литература:
Нагибина И.. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1997 г.
C/D диск «Веселый зоопарк».
XV. Наш вернисаж (3 ч.)
Задачи:
- развитие эстетического вкуса, эмоционального отношения к прекрасному;
- закрепление пройденного материала о сезонных явлениях в природе;
- развитие умения оценивать свои работы и работы товарищей;
- обогащение словарного запаса.
Практика. Подготовка к проведению выставки «Наш вернисаж». Творческая практическая деятельность обучающихся: изготовление и оформление поделок, цветочных композиций. Совместное мероприятие со слышащими детьми и родителями. Проведение выставки (контроль).
Экскурсия в парк «Семья» - «Приметы весны». Цель: закрепление приметы весны, названия весенних месяцев.
Литература:
Скоролупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
XVI. На острове «Пасха» (6 ч.)
Задачи:
- знакомство с традициями и культурой народов Поволжья;
- воспитание культуры межнационального общения;
- развитие связанной речи у слабослышащих детей через общение со слышащими детьми.
Теория. Куклы Маша и Алсу знакомят детей с традициями и культурой народов Поволжья. Куклы учат детей изготавливать атрибуты праздников Пасхи, Навруз.
Практика. Составление пасхальных композиций: «Какого цвета Весна?». Встреча с Мастером Изображения. Творческая практическая деятельность обучающихся - «Деревья любуются своим отражением». Встреча с Мастером Украшения. Праздничное оформление интерьера. Совместное мероприятие «День Земли» со слышащими детьми (контроль).
Экскурсия на станцию: «Весна пришла, Пасху принесла! ». Экскурсия в парк «Семья»- «Здравствуйте, Деревья!». Цели: закрепить знания детей о природе, природных явлениях.
Литература:
Чудакова Н.В. Праздники. М., 1997 г.
Д-р Д.Г.Хессайон. Все об аранжировке. М., 1996 г.
Ерзенкова Н.В. Свой дом украшаю я сама. С.-П., 1997 г.
C/D диск. Детская энциклопедия «Растительный мир».
XVII. Здравствуй Весна - Красна (6ч.)
Задачи:
- знакомство с особенностями весенней природы;
- воспитание бережного отношения, любви к природе;
- формирование навыков правильного поведения в природе;
- развитие умения видеть красоты природы, эстетического вкуса;
- обогащение словарного запаса.
Теория. Кукла «Веснянка» проводит «Весеннюю почемучку», знакомит с особенностями весенней природы. Просмотр презентации «Первоцветы». Знакомство с первоцветами, с растениями, занесенными в Красную Книгу. Весенние хлопоты: рыхление почвы, высадка рассады цветочных культур.
Практика. Участие в акции «Первоцвет». Праздник «Здравствуй, Весна - Красна. Совместное мероприятие со слышащими детьми. Игра «Как себя вести в природе» и «Знаешь ли ты эти растения». Выступление детей. Панорама добрых дел: уборка территории участка, окапывание приствольных кругов у деревьев, труд в цветнике. (Контроль).
Экскурсия на станцию - «Когда птицы поют и зачем? Цель: закрепление представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.
Литература:
Закартович Б.Б. С любовью к природе. М., 1998 г.
Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1993 г.
Д-р Д.Г.Хессайон. Все об аранжировке. М., 1996 г.
Бондаренко В.Д.. Культура общения с природой. М., 1997 г.
Красная Книга растений Ульяновской области.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
XVIII. «Мы все можем» (5 ч.)
Задачи:
- обобщение знаний и умений, эстетических представлений;
- создание условий для совместных творческих работ слабослышащих детей со слышащими сверстниками.
Практика. Подготовка к выставке «Мы все можем!». Творческая практическая деятельность обучающихся. Итоговое занятие совместно со слышащими детьми. При подготовке к фестивалю слабослышащие дети, объединяясь в группы со слышащими детьми (по желанию), готовят кукольные спектакли (эпизоды из путешествия). Участие в областном творческом фестивале «Мир без границ».
Контроль. Выставка творческих работ « Мы все можем!».
Взаимодействие с семьей: Изготовление атрибутов, костюмов к развлечению «Мы все можем!». Помощь в организации и проведении экскурсий.
Литература
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Изд-во Мозаика, 2008.
Необходимое оборудование и материалы
- Картон, бумага (цветная, бархатная, копировальная);
- краски, гуашь, кисточки, линейка, треугольник, карандаши;
- цветные мелки, пластилин, клей ПВА, «Момент»;
- набор материалов животного, растительного и минерального происхождения;
- ножницы, секатор;
- пасхальные и новогодние атрибуты (свечи, ленты, мишура, колокольцы и т.д.);
- флористические атрибуты (губка, оазиз, декоры, упаковки для флористических работ, проволока);
- ваза декоративная;
- таблицы, рисунки, открытки;
- мультимедиа оборудование, электронные учебные материалы на С/Д, аудио записи голосов животных, птиц, природы;
- реквизиты для организации игр, праздников, выставок.
Литература для педагога
- Александрова М.С.. Среди цветов / М.С. Александрова. М., 1996 г.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.Г. Богданова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова URL: http://www.moscons.ru/file.php/1/2009/dop_obrazov/builova_stand_dop.htm#_ftn2#_ftnref2
- Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству / Л.Ю. Бушкова. – М., «ВАКО», 2007.
- Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей / Л.С. Выготский // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Окружающий мир. Тесты для детей 6-7 лет / С. Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: Академия Развития, Серия: Детский сад: день за днем, 2010.
- Головчиц Л.А. Воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста со сложными комплексными нарушениями / Л.А. Головчиц. – М.: «Гном и Д», 2006.
- Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. Воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста/ Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко. – М.: Просвещение, 1991.
- Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. Воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста / Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко. – М.: Просвещение, 1991.
- Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горячева. – М.: Изд-во Просвещение, 1991.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н.Ф. Губанова. – М.: Изд-во Мозаика, 2008.
- Джейн Уокер. Цветы / Джейн Уокер. – М.: Изд-во просвещение, 2007.
- Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.
- Задворная Т. Д. Аранжировка цветов / Т. Д. Задворная. – М., 2002.
- Легостаева Ю.И., Ковтун Т.Ю. Роль изобразительной деятельности на
формирование размерных параметров и размерных отношений у старших
дошкольников/ Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе /
Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 2013, г. Якутск. Киров: МЦНИП, 2013. - С.130- 131.
- Лизунова Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010.
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо- всюду. Мир животных и растений / Т.Д. Нуждина. – Ярославль, 2000.
- Онегов А. На берегу озера / А. Онегов. – М., 1999 г.
- Плешаков А.А. Окружающий мир / А.А. Плешаков. – М.: Изд-во Просвещение, 2010.
- Распахни окно в мир прекрасного. Сборник методических статей. УИПКПРО, 2001.
- Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Скоролупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста / О.А. Скоролупова. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000».
- Степанов В. В. Лесные загадки / В. В. Степанов. – М.: РИПОЛ классик, 2013.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Сухих И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все… / И.Г. Сухих. – М., 1994 .
- Хессайон Д.Г.. Все об аранжировке / Д-р Д.Г.Хессайон. – М., 1996.
- Хен Р. Азбука цветов / Р. Хен. – Берлин, 1991.
- Шмаков С. А. Учимся, играя / С. А. Шмаков. – М.: ЦГЛ., 2004.
- Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко. М.: «АВАРИУМ ЛТД», 2001.
- Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей (Путешествие в мир природы и развитие речи) / Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 96 с.
- Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
Образовательные программы
- Образовательная программа дошкольного отделения ОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната II вида, Ульяновск, 2014.
- Программа (специальной общеобразовательной школы для слабослышащих детей). М., 1994.
- Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития, под ред. Л.А. Головчиц, М., «Просвещение»2003.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (1-е отделение, 2-е отделение) Под редакцией К.Г.Коровина, А.Г. Зикеева, Л.И. Тиграновой, И.Г.Багровой и т.д. М., «Просвещение» 2003.
Журналы «Дошкольное воспитание»:
- Наш дом – природа, № 7 – 2007.
- Ознакомление дошкольников с неживой природой, № 9, №11 – 2010.
- Ознакомление дошкольников с неживой природой, № 7 – 2010.
Наглядное пособие
- Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»: «Насекомые в картинках», выпуск №1, №2, №3 , М. Изд. ООО «ГНОМ», 2008г.
- «Обитатели океана в картинках», выпуск №1, №2, №3. , М. Изд. ООО «ГНОМ», 2008.
- «Птицы в картинках», выпуск №1, №2, М. Изд. ООО « ГНОМ», 2008.
Литература для детей
- Рыбы в картинках, выпуск №1, №2, №3., М. Изд. ООО «ГНОМ».2008г.
- Ромодоновы Василий и Марина. Почему ветер дует? Изд-во Питер, М., 2012.
- Хрестоматия для детского сада (Сказки, стихи, рассказы о животных), М., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС», 2006.
- Хрестоматия для детского сада (Стихи и рассказы о природе), М., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС», 2006.
- Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу», М., Изд. «Гном и Д» 2008.
- Шорыгина Т.А. «Кустарники. Какие они», М., Изд. «Гном и Д» 2008.
- Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они», М., Изд. «Гном и Д» 2008.
- Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они», М., Изд. «Гном и Д» 2008.
- Энциклопедия о животных «Планета животных», М., Изд. «МАХАОН», 2001.
- C/D
- Детская энциклопедия «Растительный мир»
- «Веселый зоопарк»
- «Мир природы», познавательные материалы об окружающем мире
- Энциклопедия животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Букварёнок» (1-ый год обучения) на тему: «Волшебный цветок Мудрой Совы»
Данный конспект составлен с целью обобщить и закрепить знания детей старшей группы, по пройденному материалу, за учебный год.В игровой форме дети закрепляют умение проводить звуковой...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебное оригами» подготовительная группа
Оригами - увлекательнейшее занятие для детей 6 – 7 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и других странах, где широко использовалась бумага, од...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебное оригами» средняя группа
Занятия в кружке «Волшебное оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования. Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания б...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебное оригами» Старшая группа
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из...