Программа кружка "Волшебный квадрат"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Программа дополнительного образования познавательного направления по конструированию из бумаги способом "Оригами".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10»
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МДОУ «Детский сад № 10» _______________________ Л.Н. Дыбова __________________ 2016 г. |
Программа дополнительного образования
познавательного направления
по конструированию из бумаги способом «Оригами»
кружок «Волшебный квадрат»
для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста (5 – 7 лет)
срок реализации программы – 2 года
Автор – составитель программы: воспитатель Т.Г. Тархова |
г. Ярославль
2016 г.
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………. 3
- Учебно-тематическое планирование…………………………………6
- Содержание программы……………………………………………… 7
- Материалы и оборудование………………………………………… 9
- Методическое обеспечение программы……………………………. 9
- Список литературы……………………………………………………
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования познавательного направления по конструированию из бумаги способом оригами (кружок «Волшебный квадрат») разработана в соответствии с основными положениями закона РФ об образовании, федеральным и региональным проектами образования, государственными образовательными стандартами, письмом министерства образования России «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения», с учетом введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения. Основополагающими методическими пособиями являются: «Оригами и развитие ребёнка» Т.И.Тарабарина, «Оригами для старших дошкольников» С.В.Соколова.
Программа направлена на решение следующих вопросов: знакомство с искусством «оригами»; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного мышления, внимания, памяти; овладение элементами наглядной геометрии; воспитание личностных качеств; связь педагогов и семьи.
Инновационность состоит в связи развития мелкой моторики и развития речи детей; в овладении элементами наглядной геометрии; в развитии художественно-конструктивных способностей дошкольников через игры В.В. Воскобовича; в партнёрстве детей и взрослых.
У детей с пяти лет возрастает работоспособность, развивается гибкость, точность движений, формируется речь и мышление. Занятия «оригами» помогут в развитии мелких и точных движений, глазомера, подготовке пальчиков к школьному письму, происходит координация зрения и движения. Активизируются центры головного мозга, отвечающие за развитие речи. Данный вид деятельности развивает интеллектуальные качества дошкольников. Благодаря овладению элементарными умениями в технике «Оригами» дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги, и развитие творческой личности у дошкольников.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать воображение, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способности детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа кружка «Волшебный квадрат» рассчитана на 2 года (старший и подготовительный дошкольный возраст). Для успешного освоения программы оптимальная численность детей в кружке не должна превышать 10-12 человек. Кружок посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся 2 раза в месяц с сентября по май.
Первый год обучения – все изделия основаны на простых базовых формах: «Книжка», «Треугольник», «Воздушный змей», «Дверь». На этом этапе детям демонстрируются лишь приёмы складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. На этом этапе для демонстрации процесса складывания изделия удобнее использовать инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Воспитатель последовательно предъявляет детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие дошкольников, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее сложные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций.
Второй год обучения включает в себя усложнение поделок, выполненных на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Рыба», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами. Дошкольники выполняют изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.
На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделий и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы.
Год | Количество занятий | Кол-во | |
В месяц | в год | ||
1 | 2 | 16 | 10-12 |
2 | 2 | 16 | 10-12 |
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка, проблемный диалог, игра;
- разминка для пальчиков, физкультминутки;
- дидактические игры; художественное слово;
- рассматривание иллюстраций;
- использование моделирования;
- показ способа выполнения и последовательности работы.
Форма занятий – групповая, подгрупповая, индивидуальная совместная деятельность.
Принципы: постепенность, последовательность, систематичность обучения; индивидуальный и дифференцированный подход; личностно-ориентированный подход.
Ожидаемые результаты:
В конце первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
- понятие «оригами»
- основные геометрические фигуры
- понятия: диагональ, угол, сторона
- простейшие базовые формы оригами (треугольник, воздушный змей, дверь)
Уметь:
- вырезать геометрические фигуры из бумаги
- делать квадрат из прямоугольного листа бумаги
- складывать изделия по образцу педагога
- создавать композиции с изделиями
Иметь навыки:
- организации рабочего места
- рационального использования материала
- аккуратного выполнения работы
- складывания бумаги различными приёмами
В конце второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
- условные знаки, принятые в оригами
- следующие базовые формы: рыба, двойной треугольник, двойной квадрат, конверт.
Уметь:
- выполнять изделия на основе изученных базовых форм
- складывать бумагу согласно схеме
- работать с инструкционными картами и схемами
- оформлять композиции с использованием фигурок, выполненных в технике оригами
Иметь навыки:
- работать в коллективе
- вырезания сложных фигур (звезда, цветок, кленовый лист)
Диагностическая карта уровня развития детей,
результаты работы кружка оригами
(старшая группа)
Фамилия, имя | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | Итог |
Диагностическая карта уровня усвоения программы детьми (подготовительная группа)
Фамилия, имя | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Точность и аккуратность выполнении работы | Итог |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
2. Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Наименование тем | Кол-во занятий |
1. | Знакомство с японским искусством «Оригами». | 1 |
2. | Знакомство с условными знаками и приёмами оригами | 1 |
3. | Базовая форма «Книжечка» | 2 |
4. | Базовая форма «Треугольник» | 2 |
5. | Базовая форма «Конфетка» | 2 |
6. | Базовая форма «Дверь» | 2 |
7 | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 |
8 | Базовая форма «Блинчик» | 2 |
9. | Колоски. | 1 |
10. | Оформление выставки | 1 |
2 – й год обучения
№ | Наименование тем | Кол-во занятий |
1. | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 |
2. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 2 |
3. | Составление цветочной композиции | 1 |
4. | Базовая форма « Двойной квадрат» | 2 |
5. | Рождественский чулок. | 1 |
6 | Базовая форма «Рыбы» | 2 |
7. | Базовая форма «Конверт» | 2 |
8. | Базовая форма «Дверь» | 2 |
9. | Весенняя композиция. | 1 |
10. | Оформление выставки. | 1 |
3. Содержание программы
Перспективный план
1-й год обучения
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | Знакомство с японским искусством «Оригами». | Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Составление фигур при помощи «прозрачного квадрата» (Игры В.В. Воскобовича) |
Знакомство с условными знаками и приёмами оригами | Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги, используя «Игровой квадрат» (Игры В.В. Воскобовича) | |
Октябрь | Базовая форма «Книжечка» | Знакомство с «Фиолетовым лесом» (Игры В.В. Воскобовича). Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. |
Ноябрь | Базовая форма «треугольник». Щенок. Котёнок. Лисёнок. Снегирь. Волк. | Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Изготовление «жителей Фиолетового леса». |
Декабрь | Базовая форма «конфетка». Новогодняя открытка. Снеговик. Дед Мороз. Ель. | Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя; соединять детали в единое целое, мастерить Новогоднюю открытку. |
Январь | Ёлка. Царевна – ёлочка. (Композиция). | Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса. |
Февраль | Базовая форма «дверь». Снежинка. | Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. |
Март | Базовая форма «блинчик». Цветы для мамы. | Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей. |
Апрель | Базовая форма «воздушный змей». Заяц. Ворон. Филин. Лебедь. | Используя новую базовую форму, учить детей мастерить поделки, вызвать у детей радостное настроение, воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
Май
| Колоски. Композиция. Цветы. | Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. |
Итоговое занятие. Оформление выставки. | Составление коллективной работы. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. |
Перспективный план
2-й год обучения
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | Базовая форма «воздушный змей». Репка. Морковь. Божья коровка. | Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай». Продолжать знакомство с «Фиолетовым лесом» (Игры В.В. Воскобовича). |
Октябрь | Базовая форма «двойной треугольник». Лягушка. Бабочка. | Учить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь. Используя новую базовую форму складывать крылья бабочки, лапки лягушки. |
Ноябрь | Георгины. Ирисы. | Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя, делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию. |
Рождественский чулок. | Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную). | |
Декабрь | Базовая форма «двойной квадрат». | Познакомить детей с новой базовой формой и моделями, при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы. |
Январь | Праздничные салфетки. Лебедь. Роза. Нарцисс. | Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз. |
Февраль | Базовая форма «Рыбы» | Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию. |
Март | Базовая форма «Конверт». Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». | Формировать умение выполнять изделия из бумаги в технике оригами. Развивать навыки мыслительного анализа, последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания. |
Апрель | Базовая форма «Дверь». Подарки малышам. | Развивать творческое воображение и смекалку. Расширять словарный запас. Воспитывать аккуратность, усидчивость, точность. Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов. |
Май | Весенняя композиция. Ветка сирени. Букет сирени. | Учить по словесному объяснению мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяя, составлять красивые букеты из веток сирени. |
Итоговое занятие. Оформление выставки. | Создать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения. Развивать воображение, творческие способности, вызывать интерес к рисованию и конструктивной деятельности. Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях оригами. |
4. Материалы и оборудование
- Бумага:
Непосредственно рабочая: цветная из набора
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
- Салфетки: бумажная, тканевая.
- Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
- Кисти.
5. Методическое обеспечение
А) Комплексы пальчиковой гимнастики
Первый комплекс
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «1-2-3»).
3. Пальчики здороваются (на счет «I -2-3-4-5» соединяются пальцы обеих рук:
большой с большим; указательный с указательным...)-
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу).
5. Бег на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки).
Второй комплекс
1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих
рук).
3. Очки (образовать два круга из большого и указательного пальцев рук,
соединить их).
4. Вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный
соединить).
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Третий комплекс
1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
5. Корни растений (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить
пальцы вниз).
Четвёртый комплекс
1. Ромашка (соединить обе руки. Прямые пальцы развести в стороны).
2. Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка)
3. Потешка «Алые цветы»
Наши алые цветки Распускают лепестки. | Сжимание и разжимание кистей рук на счёт: раз-два. Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, |
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. | Затем производятся плавные покачивания кистями рук, |
Наши алые цветки Закрывают лепестки, | затем пальцы медленно закрываются, приобретают форму цветка, |
Тихо засыпают, головой качают. | производятся покачивания головкой цветка. |
6. Литература:
1. З.А. Богатеева Чудесные поделки из бумаги. М., Просвещение, 1992.
2. О.А. Сафонова Конструирование из бумаги. Нижний Новгород, 1994.
3. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. М., ЛИРУС, 1995.
4. Т.И. Тарабарина Оригами и развитие ребёнка. Академия развития, 1997.
5. С.В. Соколова Оригами для старших дошкольников. Санкт-Петербург;
Детство-Пресс, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат»
Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анал...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми 2 младшей группы с использованием «Квадрата Воскобовича» «Путешествие Квадрата. Семафор».
Цель: продолжить знакомство с квадратом Воскобовича и приемами складывания.Задачи: - создать ситуацию для развития логического и творческого мышления.- закреплять умение конструировать уже знако...
Конспект НОД с ипользованием логико-математической игры "Квадрат Воскобовича" для детей старшего дошкольного возраста "Чудесные превращения квадрата"
В методической разработке представлен вариант включения в НОД логико-математической игры "Квадрат Воскобовича" с целью интеллектуального развития и развития познавательных интересов детей с ...
Мастер класс на тему: Знакомство с «Квадратом Воскобовича» или «Игровой квадрат» (2-х цветный)
В игре "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п....
Буклет для родителей "Игры с квадратом Воскобовича. Сказка о превращениях Квадрата"
Рекомендации родителям дошкольников, как в игровой форме познакомить ребенка с квадратом Воскобовича....
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности, c использованием блоков Дьенеша и квадрата Воскобовича «Приключения Квадрата» (cредняя группа)
Программное содержание:Формировать логическое мышление дошкольников через развивающие игры и упражнения с использованием квадрата Воскобовича;Закрепить в самостоятельной деятельности умение различать ...
Игры с Квадратом Воскобовича «Квадрат-трансформер»
Республика БурятияКомитет по образованию г. Улан-УдэМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113 «Капитошка» комбинированного вида г.Улан-Уд...