Педагогический проект по конструированию с детьми старшей группы Тема: «Юные конструкторы»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Педагогический проект по конструированию с детьми старшей
Тема: «Юные конструкторы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_konstruirovaniyu_starshaya_gruppa._yunyy_konstruktor.docx | 718.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1»
городского округа Самара
Педагогический проект по конструированию с детьми старшей группы № 10.
Тема: «Юные конструкторы»
Подготовила и провела
воспитател:
Рассадина Надежда Александровна
Самара , 2023 г.
Паспорт проекта
Направление образовательной деятельности | Конструирование |
Название проекта | «Юный конструктор» |
Вид проекта | По виду деятельности: творческий, познавательно -исследовательский. По срокам проведения: среднесрочный По составу: групповой |
Разработчики проекта | Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна |
Участники проекта | Воспитанники старшей группы № 10. Родители детей группы № 10. Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна. |
Актуальность | Данный проект актуален тем, что продолжает раскрывать для детей дошкольного мир техники. LEGO-конструирование способствует развитию технических способностей детей. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO-конструктора является одним из средств для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире. Одна из главных задач нашего проекта - это введение в образовательную деятельность различных видов конструирования, как деятельность способствующая формированию первоначальным техническим навыкам у дошкольников. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | -Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. -Формируются предпосылки конструкторских умений и навыков, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. -Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. -Формируются трудовые навыки: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Дети будут иметь представления: -о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений; -об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; -о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов. -Движущиеся механизмы. |
Цель проекта | Создать объекты из различных видов конструктора LEGO в соответствии со схемой, сюжетом. |
Основные задачи проекта | -Продолжать знакомить детей с различными видами конструктора LEGO . -Научить конструировать, используя разные виды конструкторов LEGO . -Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали. -Упражнять «читать» чертежи деталей. Научить устанавливать последовательность выполнения работы, соблюдать данную последовательность. -Содействовать формированию функции самоконтроля – ребёнок сравнивает постройку со схемой, видит ошибки, исправляет их. - Формирование трудовых навыков. |
Принципы построения проекта. | Основные дидактические принципы проекта: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. |
Методы и приёмы. | Для реализации целей и задач проекта , мы использовали разнообразные методы и приемы. Наглядный: рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу) Практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы, конструирование по замыслу. Словесный:краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, беседа. Проблемный:постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета(сюжетно-ролевые и режиссёрские игры). Частично - поисковый :решение проблемных задач с помощью педагога. |
Формы организации обучения детей конструирова-нию. | -конструирование по образцу; -конструирование по замыслу; -совместное конструирование с педагогом; -конструирование по воображению; -конструирование по модели; -конструирование по условиям; -конструирование по чертежам и наглядным схемам; -тематическое конструирование. |
Продукт проекта | Сочинение технической сказки и создание (конструирование) материалов и деталей для данной сказки из различных видов конструктора LEGО, участие в конкурсе «Икарёнок». Конструирование в непосредственно - образовательной деятельности. Самостоятельное конструирование. |
Этапы реализации проекта (Примерный план работы )
Подготовительный этап | ||
Основные направления и содержание деятельности организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Мониторинг | Обследование и анализ конструктивных способностей у детей | Анкетирование: 1)Имеется ли Leco или другой конструктор дома у ребёнка? 2)Часто ли ребёнок играет с конструктором? 3)Играет ли родитель вместе с ребёнком в конструктор? |
Изучение методической литературы и составление перспективного плана, конспектов | Систематизация материала. | |
Привлечь родителей к реализации проекта | Ознакомление родителей с проектом (буклет)
| |
Подготовить практический материал: емкости для деталей, изготовить схемы-карточки, подготовить разные виды конструктора. | Привлечь родителей к реализации проекта | Беседы по проведению проекта. Информирование родителей о работе по Лего-конструированию в группе, привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми по Лего –конструированию. |
Основной этап | ||
Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Занятия по обучению детей конструированию из ЛЕГО,продолжение знакомства с видами конструктора LEGO . | Развитие фантазии и воображения детей; закрепление навыков конструирования. | |
Детская площадка (Сооружения для детской площадки). Начинаем конструировать. Беседа «Умейте дружбой дорожить». Беседа на тему «Учимся помогать друзьям» | 2 | Оформление консультаций для родителей: «Как еще можно играть конструктором ЛЕГО ?» Конструирование. «Воспитываем добротой». «Детей учит то, что их окружает». |
Дидактические игры: «Найди постройку» «Кто быстрее» «Что изменилось?» «Назови и построй» «Собери модель» | Способствовать развитию внимания,наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками. Закреплять названия деталей лего конструктора . Знакомить с элементарными видами передач. | Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе!» |
Практическое осуществление экспериментальной деятельности. Рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях. | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором «LEGO», в том числе с движущимися механизмами. Способствовать развитию памяти, вниманию, мышечной силы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение работать в паре, умение договариваться. | Консультация по подготовки для участия в конкуре «Икарёнок»(Техническая сказка) |
Реализация проекта: Техническая сказка «Про городок Мастеров - конструкторов». | Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, схемам. | Подготовка к участияю в конкурсе «Икарёнок». |
Заключительный этап | ||
Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Мониторинг. | Обследование и анализ конструктивных способностей у детей. | |
Подготовка к созданию презентации ( Техническая сказка- участие в конкурсе). | Участие в конкурсе «Икарёнок» | Помощь в подготовке детей к созданию презентации. |
Дети представляют свои работы(дома, беседки,горки, карусели, качели, которые у них получились) и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес. | Вывод о проделанной работе | Презентация работ детей в форме видеоролика. |
Взаимодействие с педагогами:
- Разработка методических рекомендаций по использованию данных конструкторов для педагогов.
- Создание картотеки дидактических игр с конструкторами.
- Предложение проекта в помощь педагогам.- Публикация проекта в интернет изданиях.
Список литературы:
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, Примерная общеобразовательная программа дощкольного образования «От рождения до школы» - М: Мозаика-Синтез,
2014.
Л.В. Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий - Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера.
Л. В. Куцакова, Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика Синтез.
Л. Г. Комарова, Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) - Л. Г. Комарова. – М.: « ЛИНКА – ПРЕСС».
Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, (Новый детский сад с любовью).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Имеется ли Leco или другой конструктор у Вас дома ?(Назовите).
2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков
детей в детском саду:
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;
б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве; в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;
г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти,
внимания, воображения?
3. Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном
возрасте? В чѐм заключается их важность? _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?
_______________________________________________________________
5. Часто ли Ваш ребѐнок в домашней обстановке проявляет интерес к
конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
__________________________________________________________________
6.Какие виды конструирования Вы знаете?
__________________________________________________________________
7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребѐнок?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию
вместе с ребѐнком?
__________________________________________________________________
9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме
развития конструктивных навыков Вашего ребѐнка?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе .
Успешное ЛЕГО-конструированию зависит от умений воспитателя. Поэтому, прежде чем начать обучать детей конструировать на занятиях с ЛЕГО, мы попробовали тщательно отработать все игровые задания и приемы сами. На предварительном этапе нами были организованы спонтанные игры детей с ЛЕГО. Это было сделано нами потому, что мы понимали желание ребенка потрогать, рассмотреть и просто поиграть.
Организуя игру с красивым конструктором, мы поощряли инициативу детей, обязательно учитывая, что нельзя отрицательно высказываться в адрес ребенка, даже если кажется, что ребенок делает что-то не так. При проведении спонтанных ЛЕГО-игр мы не ограничивали детей предварительным замыслом, который диктовался бы нами. Игры с конструктором обязательно сопровождались похвалой и положительными эмоциями детей. В играх мы составили свой ЛЕГО-словарь. Совместно с детьми мы обговаривали с детьми, на что крепятся ЛЕГО-элементы («кнопочки», «пупырышки» и т. д.). На основе ассоциаций с предметами из окружающей жизни дети сами придумывали, как они будут называть ЛЕГО-элементы: «мостик», «горка», «гараж», «ботинок», «шляпка», «печка» и др. Для этого мы предлагали игры типа «Назови детали», «На что похоже?». Такие игры с ЛЕГО закрепили интерес детей к игре.
Методика проведения занятий предполагала определенный алгоритм:
- Каждое занятие по конструированию мы начинали с сюрпризного или игрового момента. Например, нашей находкой стало создание маленьких сказок с ЛЕГО-персонажами. Мы обыграли элементы и соединенные детали ЛЕГО, превращая их в различные вещи — в дом, человечка, замок, пещеру и т. д. На глазах у детей мы превращали детали в сказочного персонажа — ЛЕГО-друга. И этот сказочный персонаж помогал детям познакомиться с ЛЕГО, давал задания, рассказывал сказки.
- Тем самым мы повышали интерес и активность детей, стимулировали детей к выполнению различных заданий. Особенно охотно дети выполняли задания, в условие которых была заложена просьба о помощи. Также хорошим стимулом являлось побуждение, произнесенное от имени ЛЕГО-друга, например: «Мы — фантазеры! Кто самый лучший фантазер?».
Мы также учитывали, что дети не могут долго слушать, и чрезмерное увлечение объяснениями и сказками утомляет их. Видя перед собой красивый яркий конструктор, дети начинали отвлекаться, невольно тянуться к ярким деталям, перебирать их, что приводило к дезорганизации занятия. Поэтому мы четко продумывали объяснения, не затягивая вводную часть занятия.
Для развития фантазии и воображения дошкольникам мы давали задания с ограниченным количеством кирпичиков. Например: «Закрыли глазки и взяли каждой ручкой по ЛЕГО-элементу, а теперь еще взяли правой рукой один элемент. Попробуйте сделать подарок для ЛЕГО-друга (мамы, папы и. т.д.)».
- После игровой мотивации мы побуждали детей к обследованию объекта (образца), обращая внимание на цвет, форму, возможные и невозможные способы скреплений.
При обследовании образца мы учили детей соблюдать следующую последовательность: рассмотреть объект в целом; выделить цвета деталей; назвать детали ЛЕГО-конструктора; установить пространственное расположение частей постройки; вернуться к целостности объекта.
Кроме этого, непосредственно на занятиях по обучению ЛЕГО-конструированию мы определили следующие необходимые действия:
– показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, мы показывали один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показывали, как скрепляются два кирпичика, и просили детей найти другие способы;
– предъявление речевого образца. В процессе обучения мы предъявляли детям образцы речевых высказываний;
– выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулировали мы, а потом — дети;
– использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед.
- Далее мы побуждали детей самостоятельно создавать объекты. Сначала мы просили детей до начала конструирования рассказать о своем замысле, о том, почему и для чего они хотят построить. Просьба, построенная в форме: «Составь рассказ о своей будущей постройке», вызывал у детей реакцию некоторого замешательства, поэтому мы использовали наводящие вопросы, например: «Расскажи, как ты будешь это делать?» Для более успешной работы мы предложили детям речевую схему, на основе которой они могли строить свой рассказ.
Примерная схема для составления рассказа о будущей постройке состояла из следующих вопросов:
-Расскажи, что ты будешь делать?
-Расскажи, какие детали будешь использовать?
-Расскажи, что будешь делать сначала, что потом?
-Расскажи, как будешь скреплять детали ЛЕГО?
-Расскажи, что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?
При этом на занятиях ЛЕГО-конструированием мы развивали конструктивные умения в соответствующих возрасту формах организации — по образцу, предложенным условиям и замыслу.
Так, при конструировании по образцу мы предлагали образцы построек, выполненных из деталей ЛЕГО-конструкторов и показывали способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивалась прямая передача детям готовых знаний, способов действий с ЛЕГО-элементами.
Усложненной разновидностью конструирования по образцу являлось конструирование по модели. Например, в качестве образца мы предлагали модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагалась определенная задача, но не давался способ ее решения.
В процессе конструирования по предложенным условиям мы не давали образцов постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяли условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.).
- После завершения постройки мы предлагали детям рассказать о ней, отвечая вопросы:
– Расскажи, что у тебя получилось?
– Расскажи, что ты делал сначала, что потом?
– Расскажи, какие детали ЛЕГО ты выбрал? Почему?
– Расскажи, как скреплял детали?
– Расскажи, что ты еще хочешь добавить. Также мы поощряли детей к коллективному анализу и оценке собственной деятельности.
- После занятия мы обязательно отводили время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Например, предлагали детям объединить постройки в общий сюжет.
В этом случае нами использовалась схема для составления рассказа об игре с постройкой из ЛЕГО: У тебя такая красивая постройка, расскажи ЛЕГО-другу, как ты будешь играть. Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями? Расскажи, что будет делать твоя постройка? Расскажи, что ты еще хочешь добавить.
Таким образом, обучение детей ЛЕГО-конструированию позволяла решать не только задачи развития конструктивных умений, но и задачи развития игровой, познавательной и речевой деятельности.
В рамках Всероссийского робототехнического конкурса ИКаРенок с пеленок мы проводим проект технической направленности по конструированию «Юный конструктор»
Проблема: Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, но между тем конструирование с использованием наборов конструктора «ЛЕГО» – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка
Цель проекта: Создать объекты из различных видов конструктора в соответствии со схемой, сюжетом.
Задачи проекта: -Продолжать знакомить детей с различными видами конструктора LEGO .
-Научить конструировать, используя разные виды конструкторов LEGO .
-Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали.
-Упражнять «читать» чертежи деталей. Научить устанавливать последовательность выполнения работы, соблюдать данную последовательность.
-Содействовать формированию функции самоконтроля – ребёнок сравнивает постройку со схемой, видит ошибки, исправляет их.
- Формирование трудовых навыков.
Формы организации обучения детей конструирова-нию.
-конструирование по образцу;
-конструирование по замыслу;
-совместное конструирование с педагогом;
-конструирование по воображению;
-конструирование по модели;
-конструирование по условиям;
-конструирование по чертежам и наглядным схемам;
-тематическое конструирование.
Дидактические игры:
«Найди постройку»
«Кто быстрее»
«Что изменилось?»
«Назови и построй»
«Собери модель»
Итоговым продуктом проекта является участие в конкурсе Икаренок с пеленок с презентациями технической сказки «Сочинение технической сказки и создание (конструирование) материалов и деталей для данной сказки из различных видов конструктора LEGО, участие в конкурсе «Икарёнок».
Дидактические игры.
«Найди постройку»
Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками.
Материалы: карточки, постройки, коробочка или мешочек.
Дети по очереди достают карточки из коробки или мешочка, внимательно смотрят на неё, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, тот берёт вторую карточку.
«Что изменилось?»
Цель: Способствовать развитию быстроты внимания
Материалы: набор LEGO- конструктора, укрывной материал
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
«Собери модель по памяти»
Цель: развитие внимания, памяти.
Материалы: кирпичики LEGО
Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - творческий проект с детьми старшей группы Тема «Масленица»
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица....
Проект образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшей группы тема "Путешествие в старину"
Развитие творческих способностей т познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам игры на ложках. Знакомить детей с историей русской ложки, активизация представления детей о...
Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме "Овощи-фрукты. Классификация"
Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме "Овощи-фрукты. Классификация" с применением ИКТ. Отличный материал для открытого занятия....
Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные». Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.
Проект разработан, как зачетная работа, по модулю «Методика и практика коррекционно-развивающего образования детей с ОВЗ».Будет полезен учителям-логопедам, работающим по методик...
ПРОЕКТ НОД с детьми старшей группы по теме «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Формирование у детей компетенции о диких и домашних животных....
Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы Тема: «Огонь – друг, огонь - враг!»
Цель:создать условия для закрепления знанийдетей о правилах пожарной безопасности, осторожного обращения с огнем....
Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательному развитию /ФЭМП/ с детьми старшей группы Тема:«Весёлая математика»
Цель: Выявить и закрепить у детей знания и умения по математике с элементами рисования.Задачи:- Упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 10;- Учить находить соседей определённого числ...