Познавательно - творческий проект с детьми старшей группы Тема «Масленица»
проект (старшая группа) на тему
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_proekt.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Изобильненского муниципального района Ставропольского края
«Детский сад комбинированного вида №12»
Утверждено:
Заведующий МБДОУ ИМРСК
«Детский сад №12»________________/А.В. Ермоленко
Познавательно - творческий проект
с детьми старшей группы
Тема «Масленица»
подготовил:
воспитатель
Тернаскова А.В.
дата проведения: с 16.02.2015 г.
по 20.02.2015г.
Изобильный, 2015 год
Актуальность проекта
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство детей с традициями проходит при непосредственном участие в народном гулянии, что составляет более полное и глубокое представления о нем. Участие дает детям возможность понять широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея проведения праздничного гулянья Масленица силами педагогов, родителей и ребят.
Цель:
- Приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
- Закрепить и расширить знания детей о русском народном празднике - Масленице.
- Закрепить умения выразительно и ритмично читать и петь произведения русского фольклора (заклички, пословицы, частушки) .
- Сохранение традиций русского народа через использование народных игр.
- Вызвать эмоциональную отзывчивость и восхищение творчеством русского народа.
- Воспитание чувства патриотизма, интереса к особенностям русских традиций.
- Формировать представление о русских народных обрядовых праздниках.
Объект проекта – русская народная культура.
Предмет проекта – русский народный календарный праздник Масленица.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.
Сроки реализации: одна неделя.
Разработка проекта:
- составление совместного плана работы над проектом;
- подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, картин и иллюстраций по теме;
- изготовление с детьми и родителями творческих работ и атрибутов;
- проведение различных работ с детьми и родителями;
- организация места проведения праздника;
- проведение инструктажа по технике безопасности;
- подведение итогов, оформление проекта.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное и познавательное:
- познакомить с русским народным праздником Масленица, его историей и обычаями;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа;
- формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда;
- дать представление о трудовой деятельности наших предков в старину;
- формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника;
- развивать мелкую моторику и творческие способности.
Физическое развитие:
- стимулировать двигательную активность детей совместными спортивными занятиями и подвижными играми;
- познакомить с правилами русских народных игр и научить в них играть;
- формировать представление о здоровом образе жизни у дошкольников;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Речевое развитие:
- воспитывать любовь к народным праздникам через произведения художественной литературы;
- читать и заучивать фольклорные произведения о Масленице;
- учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;
- поощрять речевую активность, развивать свободное общение с детьми и взрослыми;
- использовать праздник для общения детей, родителей и педагогов;
- обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.
Художественно-эстетическое развитие:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников;
- развивать эмоциональную отзывчивость на классические произведения;
- стимулировать эмоционально-нравственную сферу посредством различных видов музыкальной деятельности – пение, прослушивание музыки, музыкально-ритмические движения;
- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;
- обучать обыгрыванию воображаемых образов и предметов.
Материал: Илюстрации картин В.И Суриков "Взятие снежного города"(фото1), Борис Кустодиев "Масленица" (1919)(фото2), Борис Кустодиев "Зима" (1916)(фото3), Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" (1916)(фото4), Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" (1996)(фото6), Петр Николаевич Грузинский "Масленица" (1889)(фото7), Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия (17 век)(фото8), Валерий Сыров "Масленица" (1998-1999)(фото9),
Ожидаемый результат:
1. Приобщение детей к традиции проведения Масленицы через сопереживание и непосредственное участие в общем действии.
2. Радость и хорошее настроение от приобщения к традиционному народному празднику.
3. Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.
Выполнение проекта
№ | Раздел работы | Дата проведения |
1. | Беседа об истории праздника (приложение 1) | ежедневно |
2. | Рассказ как встречали Масленицу в разных областях России (приложение 3) | Ежедневно |
3. | Знакомство с народными играми (приложение 2) | ежедневно |
4. | Рисование на тему «Как я вижу масленицу» | 17.02.2015г |
5. | Рассматривание картин, посвящённых масленице (приложение 5) | ежедневно. |
6. | Заучивание заклички (приложение 4) | Ежедневно |
7. | Участие в уличной игре-развлечение (приложение 6) | 20.02.2015г. |
8. | Посиделки с родителями «Масленица - блиноеда» | 20.02.2015г. |
9. | Фотоотчёт | 20.02.2015г. |
10. | Создание презентации | 21.02.2015г. 22.02.2015г |
Приложение 3
Рассказ воспитателя о том,
как встречали масленицу в разных областях России
В некоторых местах дети уже в понедельник приготовляли утром соломенную куклу-Масленицу. На Масленицу надевали кафтан и шапку, опоясывали кушаком, на ноги надевали лапти. Эту Масленицу-куклу на салазках ввозили в гору с причитанием встречи.
Москвичи в старину справляли Масленицу у Красных Ворот. Здесь Петр Великий открывал Масленицу с понедельника и качался на качелях с офицерами. В Туле тещи для зятя, помимо блинов, пекли еще оладьи и творожнички. В Нерехте бывает съезд из деревень девиц, молодых и пожилых где они, в праздничных платьях, катаются отдельно от мужчин.
В Переславле-Залесском, Юрьеве Польском и Владимире возят по улицам мужика. Для поезда выбирают огромные сани, утверждают в середине столб, на столбе привязывают колесо, на колесо сажают мужика с калачами. За этими санями тянется поезд с народом, который поет и играет. В старину в Зарайске возили на санях дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками в сопровождении народа. В Архангельске прежде мясники возили быка по городу на огромных санях, к которым прицеплялся поезд с народом.
В Сибири Масленица возится на нескольких санях, на которых устраивается корабль с парусами и снастями. Здесь усаживаются люди, медведь и честная Масленица. Сани, запряженные в 20 лошадей, возят Масленицу по улицам в сопровождении поезда песенников и шутов.
В Тульской, Пензенской и Симбирской губерниях в субботу дети строят на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами. После своей работы они разделяются на две стороны, одна принимает на себя охранять городок, другая должна боем занять его. Охранители вооружаются метлами и помелами, а храбрецы с палками нападают на охранителей и после битвы врываются в ворота и разрушают городок. В этой игре принимают участие и взрослые. Тогда храбрецы садятся на лошадей и конные нападают на городок. После взятия городка взрослые воеводу купают в проруби. После сего начинается всеобщее угощение и с песнями возвращаются по домам.
Проводы честной масленицы в Симбирской, Саратовской и Пензенской губерниях состояли в поездке по городу и селам. Для поезда сколачивали несколько дровен и саней. В средние дровни ставили большой столб, на него клали колесо, на колесо сажали мужика, опытного в разных забавах. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг него пели, играли и плясали скоморохи.
Приложение 4
Закличка
Ой, ты, Масленица, обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Уходи, Зима, ко сну,
Присылай Весну!
Прощай, Масленица! / 3 раза
Спортивные игры-забавы.
Малечена-калечина.
Игроки выбирают водящего. Каждый игрок получает небольшую палочку (примерно 20-30 см длиной), и все хором говорят следующие слова:
Малечена-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
Произнеся «До зимнего?», игроки должны поставить палочку на ладонь или любой из пальцев руки. Когда все поставили палочки, водящий начинает считать до десяти. Выигравшим считается тот, кому удалось дольше всех продержать палочку. Во время игры водящий может давать игрокам различные указания: повернуться, пройтись, присесть так, чтобы палочка не упала.
Заря.
Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков — водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!
Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.
Перетягивание каната.
Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка – как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.
Горелки.
Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.
Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.
Звонарь.
Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.
Почта.
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города …
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.
Подари платочек симпатии.
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный
Забавы в течение масленичной недели.
Бой мешками.
Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.
Снежный лабиринт.
На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, - стены. Они не должны быть высокими (до 1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов - 80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.
Конкурсы в течение масленичной недели.
Три ноги.
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Тачка.
Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".
Ходули.
Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад.
Русская метла.
Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.
Кто быстрее на метле.
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
Русская красавица.
Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.
Русская баня.
Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об него веник.
Метание метлы.
Обязательное условие: у метлы должно быть древко. Метать её нужно как копьё - на дальность.
Сковорода.
Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность – «сковороду». Участники игры быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испёкся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя.
«Блинная» эстафета.
Готовят несколько сковородок, на каждую кладут блин. Все участники пробегают определённую дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трёх раз. Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший получает приз. (Блины изготовлены из бумаги).
Приложение 1
Беседа «История Масленицы»
Русский народ свою Масленицу величает: честная масленица, широкая масленица, веселая масленица.
Все дни масленой недели имеют свои особенные названия:
- понедельник – встреча;
- вторник – заигрыш;
- среда – лакомка;
- четверг – разгул, перелом, широкий четверг;
- пятница – тещины вечерки;
- суббота – золовкины посиделки;
- воскресенье – проводы, прощанья, целовник, прощеный день.
На первый день масленой недели наш народ справляет встречу масленицы.
Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причитывают: «Душа ли ты моя масленица, приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться!»
После этой встречи дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
Зажиточные люди встречу масленицы начинали посещением родных, условливались: когда и где проводить время? Кого звать в гости? Когда кататься по улицам?
К первому дню масленицы устраиваются общественные горы, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.
Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладких яств – значило в старину: быть при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.
Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные с четверга или с пятницы. В старину первый блин отдавали нищим.
С утра во вторник, на заигрыши, приглашаются девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов.
В богатых домах к этому дню братцы устраивали для сестриц горы посреди двора. Матушки посылали посыльных звать по родным и знакомым своих дочек и сынков с наказом: у нас готовы горы и блины испечены – просим жаловать.
Посыльных встречали с почетом, угощали блинами и отпускали с наказом: «Кланяться хозяину и хозяйке, а деток своих пришлем к вечеру!»
Вечером после угощений молодежь – братцы, сестры и их гости – катались с гор.
На лакомки, в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
В широкий четверг начинается масленичный разгул: катание по улицам, разные обряды и кулачные бои.
Кулачные бои начинаются с утра и продолжаются до вечера. Сначала начинают бои один на один, потом стена на стену. В кулачных боях прежде принимали участие все возрасты. Ныне одни мальчики напоминают о старых потехах.
В пятницу, на тещины вечерки, зятья угощают своих тещей блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднею, к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить тещу, а утром присылать нарядных посыльных. Чем больше было посыльных, тем теще было почетнее.
В субботу, на золовкины посиделки, молодая невестка приглашала к себе своих родных, подруг, дарила золовкам подарки.
В воскресенье – проводы масленицы, прощеное воскресенье. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощание приносили пряники и говорили друг другу: «Прости меня, если в чем виноват перед тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между родными бывало после ужина, перед сном.
Днем сжигали соломенную Масленицу, катались на тройках с бубенцами, лазили на столб за каким-либо гостинцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы Тема: «В поисках колокольчика»
Данное занятие проводила в рамках методического объединения по теме " Современное занятие в условиях ФГОС"...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»
Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема: «Путешествие в страну мальчиков и девочек».
Задачи:Воспитательная:-Закрепить и упорядочить понятия детей о себе, как представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек. Формировать образ «Я&r...
НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы Тема: «Поселок Колышлей -моя малая Родина»
ЦЕЛЬ: Расширять и закреплять знания детей о поселке, в котором они живут; развивать чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.ЗАДАЧИ:• закрепить и расширять знания детей о родном крае, род...
Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы. Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы»
Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы.Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы» Цель: «Формирование целос...
Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» с детьми старшей группы.Тема: Муха – Цокотуха в гости к нам пришла.
Закрепление знаний о финансовой грамотности у детей старшей группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности....
Открытое мероприятие по познавательному развитию с детьми старшей группы Тема: «Город профессий – Кидбург. "Вкусная профессия повар-кондитер"
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях....