Проект: «Развитие конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Описание проекта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Развитие конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр Б.П.Никитина».
Сроки реализации: один год (долгосрочный)
Возраст участников: 6-7 лет
Вид проекта: игровой
По составу: групповой
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Актуальность проекта значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
- является великолепным средством развития интеллектуально – творческих способностей дошкольников,
- позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в области конструирования,
- формирует навыки детского творчества, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования и воображения, комбинаторных и конструкторских способностей.
- развивает умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи конструктора становится приоритетным. Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивно-технических способностей и конструктивно-технического мышления. Поэтому данная тема является актуальной.
Цель проекта: – Развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи для детей:
Обучающие:
- Формировать интерес и положительную мотивацию к обучению
- Формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
- Формировать умения действовать по словесным инструкциям и чертежам.
- Учить создавать внутренний план действий.
- Формировать навыки общения и совместной деятельности.
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение);
- Развивать навыки пространственного ориентирования и пространственного мышления;
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать творческие способности.
- Развивать умение анализировать свою деятельность, свои успехи, затруднения, ошибки.
Воспитывающие:
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Задачи для педагога:
- Изучить технологию развивающих игр.
- Подобрать развивающие игры.
- Спланировать работу по развитию конструктивных способностей с помощью развивающих игр.
- Создать условия для занятий развивающими играми.
Задачи для родителей:
- Повысить компетенцию родителей по развитию конструктивных способностей дошкольников.
- Повысить интерес родителей к конструированию.
- Привлечь родителей к созданию развивающих игр своими руками.
Ресурсы проекта:
ИГРА «КИРПИЧИКИ» (К)
Эта игра — своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели.
В игре выполняются 3 вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность.
ИГРА «СЛОЖИ УЗОР» (СУ)
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков - выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.
ИГРА «СЛОЖИ КВАДРАТ» (СК)
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат.
ИГРА «ДРОБИ»
Игра представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.
ИГРА «УНИКУБ»
Развивают пространственное мышление, интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам.
ИГРА «КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ»
Кубики для всех. Игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам-заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т.д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2-3 фигуры.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап - поисковый.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы, что нужно уметь, чтобы хорошо учиться в школе?
Могут ли игры помочь подготовиться к школе?
Чему могут научить игры?
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие вместе с развивающими играми и выполнить все задания.
- Организация проектирования – планирующий.
Воспитатель предлагает рассмотреть книгу Б.Никитина «Ступеньки творчества. Развивающие игры».
Воспитатель объясняет правила развивающих игр.
Воспитатель с детьми привлекает родителей к изготовлению развивающих игр.
- Проектирование – основной.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игры в свободное время. Задания предлагаются небольшой группе детей от простого к сложному.
Воспитатель фиксирует достижения каждого ребёнка.
Воспитатель создаёт фотоотчёт с достижениями детей.
Вместе с родителями дети создают новые схемы и рисунки к играм, которые воспитатель оформляет в альбоме.
- Презентация – заключительный.
Воспитатель готовит консультацию для родителей «Роль и значение развивающих игр Б.Никитина для подготовки к школьному обучению»
Воспитатель готовит видеоролик с отзывами детей о развивающих играх.
Воспитатель готовит презентацию по проекту «Развитие конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Ожидаемый результат:
Для детей:
- У детей сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, конструктивные способности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
- У детей развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем.
- Дети могут использовать готовые чертежи и схемы, вносить в конструкции свои изменения.
- Дети проявляют творчество, инициативу, самостоятельность, умеют работать в команде.
- Дети обладают развитым воображением.
- Дети могут выражать свои мысли, чувства и желания в процессе общения друг с другом.
Для педагога:
- Повысится компетентность по развитию конструктивных способностей детей.
- Повысится творческий потенциал, самореализация.
- Увеличится количество педагогов, активно внедряющих технологию конструирования.
Для родителей:
- Обогащение знаний о роли развивающих игр по конструированию для развития детей.
- Привлечение родителей к сотрудничеству по изготовлению развивающих игр своими руками.
- Создание совместных досугов с детьми по конструированию.
Методы и формы работы:
наблюдение, показ, рассматривание, объяснение, сравнение, анализ, экспериментирование, обобщение.
Продукты проектной деятельности:
- Фотоотчёт с достижениями детей.
- Схемы и рисунки к развивающим играм Б.П.Никитина.
- Новые схемы и рисунки к развивающим играм, созданные детьми и родителями.
- Видеоролик с отзывами детей о развивающих играх.
- Консультация для воспитателей и родителей «Роль и значение развивающих игр Б.Никитина для подготовки к школьному обучению».
- Презентация по проекту «Развитие конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина"
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина»...
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более у...
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»
Цель: повысить уровень информированности родителей о сенсорном развитии детей, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича....
Мастер-класс для воспитателей "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр"
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.Иг...
Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих ...
Конспект ООД по познавательному развитию (математика) Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича
Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича....
Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.
Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...