Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
методическая разработка по математике (старшая группа)
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_kl_matem.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Цель: Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.
Задачи:
- Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
- Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-6 лет.
Игры: «Вылепи цифру», «Составь фигуру» (с использованием «Коломбово яйцо», счётные палочки), «Разложи фигуры» (с использованием блоков Дьенеша), «Ребусы», презентации с задачами.
Задачи:
- развитие логического мышления, воображение, умственные способности;
- находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей, освоение классифицировать множества по двум-трём свойствам: цвет и форма, размер и форма;
- закреплять знания геометрических фигур;
- умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.
Материал и оборудование: обручи из бумаги; «Колумбово яйцо»; блоки Дьенеша; пластилин; дощечки для пластилина, магнитная доска.
Ход мастер – класса:
Уважаемые коллеги!
Математика – наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Начиная работу, было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:
1. «Математический домик» - украшен цифрами
2. Домик для грамоты – буквами
3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
4. Игрушка – здесь можно играть.
Воспитатель спрашивает ребенка:
«Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.
Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадайка!
Она большая зазнавайка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3)
Для детей это оказалось не так просто.
А теперь мы разделимся на две команды. Одна команда будут дети возраста 5 лет, другая – 6 лет. Для этого вы должны вытянуть карточки с цифрами от 1 до 6. Те, кому попадутся цифры 1,2,3, будут дети старшей группы, а кому попадутся цифры 4,5,6, будут дети подготовительной группы.
Вторая игра называется «Составь фигуру». Для этого мы будем использовать «Коломбово яйцо». Дети старшей группы задание - «Ракета», а для детей подготовительной группы - «Бабочка». Ваша задача: составить изображение по схеме.
Следующая игра «Разложи фигуры» (проводится с блоками Дьенеша).
Это задание для старшей группы: Кот Васька побывал в Городе Геометрических Фигур и перепутал все дома и улицы. Жители города так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет. Вы должны помочь им расселиться в новом городе. (На стол кладутся два обруча так, что бы образовалось три части города и три отдельных области (пересечение).
Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. («Дети» - педагоги должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые). Дети отвечают на вопрос: «Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (Все не красные и не круглые: синие, желтые, зеленые, треугольные, квадратные).
А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Задания:
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (7)
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (8)
8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (13)
9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (14)
11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (16)
Для детей подготовительной группы я предлагаю игры «Гараж». Игра подходит для отработки состава числа. (презентация.)
Ну и на конец самое интересное для детей – это конечно же графический диктант. Для всех он будет одинаковый. (Зеркальное отражение).
В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски», «Посчитай предметы», «Найди правильную цифру».
Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс
Математика – наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Спасибо за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание в процессе формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Математика, в отличие от большинства других дисциплин предметом своего изучения имеет не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространствен...
Презентация "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, с помощью ИКТ"
Информационно- коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее использует...
Мастер-класс для воспитателей "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр"
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.Иг...
Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих ...
Конспект ООД по познавательному развитию (математика) Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича
Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича....
Мастер-класс "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр"
Мастер-класс для воспитателей«Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...
«Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в развивающих центрах»
Дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие, игры головоломки....