Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»
консультация (подготовительная группа)
Цель: повысить уровень информированности родителей о сенсорном развитии детей, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация Сенсорное развитие детей, с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»
Консультация для родителей
на тему:
«Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»
Подготовила воспитатель:
Борисова-Гладкова В.А.
Ярославль
Цель: повысить уровень информированности родителей о сенсорном развитии детей, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича.
Сенсорика - в переводе с латинского «sensus» - восприятие. Это познавательный процесс с помощью органов чувств. Окружающий нас мир мы познаем (воспринимаем) с помощью органов чувств: зрения (глаза), слуха (уши), вкуса (язык), обоняния (нос), осязания (кожа), то есть, формируем с помощью органов чувств свою собственную картину окружающего нас мира. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка для интеллектуального развития.
Поэтому подскажите мне, пожалуйста, что мы можем познать с помощью зрения? (цвет, форму, величину, пространственное расположение)
А с помощью слуха? (громкость, звук высокий – низкий, темп быстрый или медленный)
Орган чувств язык нам помогает воспринимать… (вкус, горячее-холодное, сладкое-кислое, пресное-соленое или острое, жесткое-мягкое)
С помощью обоняния мы воспринимаем? (запах сильный-слабый, приятный –неприятный, резкий-сладкий, свежесть)
И последний орган осязания –кожа. Для чего он нам? (развитие моторики, твердое –мягкое, шершавое-гладкое, холодное-горячее, восприятие формы предметов, их размера, пространственного расположения, тяжело-легко).
Поэтому мы можем сделать вывод, что сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Сенсорное восприятие лежит в основе интеллектуального, физического и эстетического развития ребенка. А так же способствует:
развитию наблюдательности, внимания, воображения, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, а также предметно-познавательной сферы деятельности;
расширению словарного запаса ребенка;
усвоению сенсорных эталонов;
освоению навыков учебной деятельности;
Поэтому, успешность интеллектуальной, физической и эстетической сферы ребенка в большей степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того насколько хорошо малыш слышит, видит, осязает окружающее. Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.
Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В старшем дошкольном возрасте одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета. Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов происходит через разнообразные развивающие игры.
Сенсорное развитие особенно хорошо осуществляется с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича.
Технология Вячеслава Воскобовича.
• Развивает психологические процессы
- логическое, математическое мышление;
-творческое, образное восприятия, воображение;
-внимание, память, усидчивость;
• Развивает мелкую моторику;
• Формирует навыки моделирования;
• Развивает произвольные интеллектуальные способности.
Развивавющая игра «Крестики»
В состав набора входит:
- Крестики: целый – красного цвета, из 2-х частей – оранжевый, из 3-х частей – жёлтый, из 4-х – зелёный, из 5-ти частей – голубой, из 6-ти частей – синий, из 7-ми частей – фиолетовый;
Содержит более 30 схем по разным темам и с разным уровнем сложности.
С помощью схем и деталей крестиков ребёнок сможет собрать:
животных и насекомых, птиц, человечков и сказочных персонажей, растения, предметы
Простые схемы - составные, состоят из прорисованных деталей (т.е. ребёнок видит, какую деталь конструктора нужно использовать и как её расположить). Сложные схемы – силуэтные (включается пространственное и логическое мышление, ребёнок должен догадаться, из каких деталей состоит фигура).
В инструкции есть еще несколько игр («Знакомство с Крестиками», «Строим Башню», «Придумываем фигуры»).
Данная игра направлена на развитие сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, пространственная ориентация.
Они способствуют:
- Развитию воображения, творческих способностей;
- Развитию сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины);
- Совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, речи);
- Тренировке мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов;
- Развитию математических способностей (учёт количества элементов, их взаимного расположения и соединения);
- Развитию мышления (работа со схемами, анализ изображения и его синтез);
- Расширению кругозора.
Графический тренажёр «Игровизор» - это специальным образом расчерченный лист бумаги, маркер на водной основе для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
В набор входит:
- игровое поле – лист в клетку с центром и 4 зонами (ЛеВ – левый верхний угол, ПаВлин – правый верхний угол, ЛаНь – левый нижний угол и ПоНи – правый нижний угол) с прозрачным экраном для удобного нанесения изображения;
- маркер на водной основе, с помощью которого легко наносятся изображения и рисунки, которые легко удаляются салфеткой.
С помощью игровизора можно выполнять графические диктанты или выполнять задания, вложив лист под прозрачный экран. Лёгкое удаление изображения с помощью салфетки позволяет многократно использовать листы игровых заданий.
Игра помогает:
- развивать пространственное мышление,
- развивать логику,
- развивать воображение и память,
- развивать умение выполнять действия под диктовку
- развить тонкую моторику рук.
Развивающая игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - уникальное пособие для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В составе пособия:
- квадрат, состоящий из треугольников красного и зелёного цвета, закрепленных на тканевой основе, что позволяет легко превращать квадрат в любую фигуру;
- инструкция с 19-ю образными схемами-заданиями.
К примеру, ребёнок сможет превратить «Квадрат» в домик, конфету, летучую мышь, звёздочку, башмачок, птичку, башенный кран и т.д. В инструкции есть условные обозначения, которые помогут ребёнку правильно выполнять задания.
Игра успешно используется в сочетании со сказочной методикой «Тайна ворона Метра» или Сказка об удивительных приключениях-превращениях Квадрата. В методике к каждому превращению Квадрата прилагается волшебная история, которая поможет превратить каждое задание в увлекательное приключение.
Игра «Квадрат Воскобовича» помогает:
- развивать пространственное мышление,
- развивать логику,
- познакомиться с основными геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник,
- развивать воображение и память,
- развивать умение сравнивать и анализировать, умение выполнять действия по заданной схеме,
- развить мелкую моторику рук.
Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании.
Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учится правильно действовать.
Применяя технологию В.В. Воскобовича, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей, воспи-тание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и лич-ностных качеств, сформировать предпосылки к учебной деятельности, ко-торые обеспечат социальную успешность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».
рекоминдация родителям....
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, родителям. Предложенный материал рассматривает вопрос организации сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях, а также п...
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомиться он с произведениями искусства (музыкой, живописью, скульптурой). И, конечно, к...
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
quot;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...
Конспект ООД по познавательному развитию (математика) Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича
Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича....