Конспект интегрированного занятия "В гости к Василисе"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Занятие по познавательному развитию и ручному труду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_oberegovaya_kukla.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и ручному труду
Тема: «В гости к Василисе»
Цель: Сформировать у детей представление о том, как в старину изготавливали куклы. Приобщать детей к народной культуре. Довести до сознания детей, что у каждой куклы было своё предназначение.
Задачи:
1) Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.
2) Познакомить детей с некоторыми традиционными народными игровыми куклами и игровыми приемами.
3) Прививать уважение к этнокультуре, семейным традициям.
4) Вызвать интерес к созданию народной куклы её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками изготовления народной куклы.
5) Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы в различных видах деятельности.
6) Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок, активизировать словарный запас.
7) Изготавливать куклу «Пеленашка».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром; познавательно-исследовательская деятельность)»;
«Социально – коммуникативное развитие (трудовое воспитание; уважение к труду взрослых)»;
«Речевое развитие (развитие речи, приобщение к художественной литературе, к фольклору)»;
«Художественно – эстетическое развитие (конструктивно – модельная деятельность)»;
«Физическое развитие» (развитие крупной и мелкой моторики рук)
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Подготовительная работа:
- дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентации «Русская культура и традиции»;
- посещение музея «Русская изба»;
- изготовление народных тряпичных кукол;
- выставка совместных с родителями детских работ.
Материалы и оборудование:
1) Тряпичные куклы, макет «Русская изба»;
2) заготовки: белая прямоугольная ткань размером 20х14, цветная ткань, хлопчатобумажные нитки; отделочный материал: узкие ленты;
3) деревянные палочки.
Музыкальное сопровождение: на протяжении всего занятия звучат русские народные песни.
Содержание организованной деятельности детей.
Занятие проходит в музыкальном зале, музее «Русская изба»
Василиса: - Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, милые ребята! Я сегодня вас пригласила к себе в гости не просто так.
Василиса: Ребята, а чем вы любите заниматься в свободное время?
Дети: Играть.
Василиса: А какими игрушками вы играете, какие ваши любимые игрушки?
Дети: Кукла барби, трансформеры, лего и т. д.
Василиса: А как они у вас появились?
Дети: Родители купили в магазине.
Василиса: Правильно ребята, это потому что такие игрушки изготавливаются на заводе, в очень большом количестве и потом их отвозят в магазины, где их могут купить все кто захотят.
Василиса: Ребята, в давние времена, когда ещё не было магазинов и заводов, в каждом доме у детей имелись свои сокровища – игрушки. А как эти игрушки появлялись у людей?
Дети: Люди изготавливали игрушки своими руками:
Василиса: Молодцы, ребята. В каждой семье её делали по-своему. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Люди на Руси могли изготавливать игрушки практически из любого подручного материала, вы можете назвать эти материалы?
Дети: Кусочки ткани, камни, палки, глина, зола, солома, дерево и т. д.
Василиса: Правильно, ребята. Традиционно все народные игрушки делились на группы по способу изготовления и назначения. Одними из самых любимых игрушек мальчиков были деревянные игрушки, а самой любимой игрушкой у девочек была тряпичная кукла. Ребята, какие виды тряпичных кукол вы знаете?
Дети: Обереговые, обрядовые, игровые.
Василиса: Чем они отличаются друг от друга?
(ответы детей: обереговые – оберегали от всего плохого, в игровые – играли дети, обрядовые использовались для празднования, также их дарили близким).
Василиса: Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о куклах – оберегах. Про них сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.
А сейчас я приглашаю вас в музей, где хочу показать своих кукол. (показывает кукол в мини-музее, кратко рассказывает о некоторых, также подключаются дети).
Ребята, есть у меня еще одна куколка (достает из сундука). Называется она «Мамушка». Как вы думаете, почему ее назвали так? Что значит «Мамушка»?
Дети: Мамушка, значит мама, мамочка.
Василиса: А теперь внимательно посмотрите, если это мама, то скорее всего, кого-то не хватает рядом?
Дети: Детей.
Василиса: Правильно, ребята. «Мамушке» не хватает деток, и мне потребуется ваша помощь. Ребята, а вы хотите научиться делать тряпичную куклу своими руками? (Да) Отлично, тогда сегодня я научу вас делать куклу «Пеленашка», или как еще ее называют «Лялька-мотанка», в которую играли наши бабушки и прабабушки, когда были маленькими, много-много лет назад. Но сначала давайте разомнем наши пальчики. Приготовить наши ручки к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Кинезиологическое упражнение
«Пальчики здороваются»
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
Василиса: Приглашаю вас в свою мастерскую (материалы на столе накрыты ярким платком). Садитесь за столы, я подготовила для вас необходимый материал для изготовления этой куклы (убирает платок). Сегодня мы с вами одна большая семья, а как говорится в народной пословице: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно». А какие вы, ребята, знаете пословицы про семью и труд?
Ответы детей: «Землю красит солнце, а человека — труд», «Терпение и труд всё перетрут», «Кто не работает, тот не ест», «Сделал дело – гуляй смело»
(на фоне русская народная музыка)
Василиса: Молодцы. Берем деревянную палочку и плотно заворачиваем ее в белую ткань. Теперь надо определить, где будет личико, и немного отступить, туго обматываем нитками, тем самым фиксируем и наша ткань не развернется. Вот такая заготовка у нас получилась. Далее берем цветную ткань и кладем заготовку посередине цветной ткани (как малыша на пеленку). Начинаем пеленать: накрываем голову, правую сторону ткани накладываем влево, а левую вправо. Нижнюю часть ткани поднимаем и оборачиваем вокруг куклы. Берем снова нитки и туго обматываем. Далее берем цветные ленты и аккуратно завязываем (с помощью воспитателя). Вот такие замечательные куклы-«пеленашки» у нас получились.
Василиса: Ребята, я заметила, когда вы делали своих кукол, вы очень старались. Значит, каждый из вас во время изготовления вложил свою любовь, заботу, нежность.
Василиса: Посмотрите, какие у нас получились замечательные куклы-«пеленашки». Можете придумать своим куклам имена (называют имена). Такие куклы оберегали маленьких детей. А как выглядела кукла «Мамушка», я вам сейчас покажу, мне понадобятся ваши куколки (с помощью плотной нитки присоединить «пеленашек» к кукле). Такая кукла оберегала уже всю семью.
Василиса: Видите, как много нового мы узнали сегодня. Ребята, вам понравилось у меня в гостях? (Да) А что вам больше всего понравилось?
Дети: То, что мы сделали игрушку своими руками и сами её нарядили, что узнали больше об игрушках наших предков.
Василиса: Нужно ценить и уважать наше наследие, бережно относится к традициям, которые были на Руси. Народная игрушка всегда играла и важную роль в жизни людей и даже сейчас, спустя такое большое количество времени народная игрушка приносит нам радость и пользу. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей. Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по математике и ознакомлению с художественной литературой «Василиса Прекрасная и Иван Царевич»
Тема: «Василиса Прекрасная и Иван Царевич»Цель:1. Побуждать интерес детей к предмету математика посредством межпредметной связи с устным народным творчеством.2....
Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.
Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианн...
Конспект интегрированного занятия для дошкольников с ОВЗ, II этап обучения (индивидуальное занятие) Тема: В гости к солнышку.
Тема: В гости к солнышку.Вид занятия: индивидуальное.Цель: Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук. Дифференцировать звуки «П-Б» в слогах .Задачи:·...
Конспект интегрированного занятия "Гости весеннего леса" в средней группе
Данное занятие проводится с детьми средней группы. Занятие поможет детям закрепить знания о перелетных птицах....
Конспект интегрированного занятия "Гости к бабушке на стоянку" с использованием блоков Дьенеша (средняя группа)
Цель: активизировать в речи детей слова и выражения «такие же по цвету», «одинаковые по форме, но разные по цвету» и т.д.Задачи:Образовательные: Дать представление о понят...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В поисках Василисы Прекрасной»
Задачи:Образовательные:учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных задачсовершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, величинезакреплять устный счет до десятипрод...
Конспект интегрированного занятия "В поисках Василисы Прекрасной"
Конспект интегрированного занятия "В поисках Василисы Прекрасной"...