Методическая разработка "Проект в старшей группе на тему: «Лего-конструирование в ДОУ, как метод Kidskils»"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Протасова Ирина Борисовна

Конструктор ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. ЛЕГО способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сада № 106 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Проект в старшей группе

Тема: «Лего-конструирование в ДОУ, как метод Kidskils»

                                             Подготовили воспитатели 1 старшей группы:

                                                 Протасова Ирина Борисовна

        

Санкт-Петербург

 2022


Название проекта: «Лего-конструирование в ДОУ, как метод Kidskils».

Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий, игровой.

Автор проекта: Протасова И.Б

Срок реализации: долгосрочный (в течение 2021/2022 учебного года)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели

Продукты проекта:  художественное творчество, выставки, фотоотчёты

Актуальность темы.

Конструктор ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.

Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

Актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а нескольких наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Легоконструирование способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4.Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

Идея проекта: сделать LEGO- конструирование процессом направляемым на развитие интереса к техническому творчеству и первоначальным техническим навыкам.

Цель проекта: внедрение LEGO - конструирования  в образовательном процессе ДОУ  позволит создать благоприятные условия  для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

4.Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Основные формы и методы образовательной деятельности:

- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей,

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, работа по инструкции);

- практический (сборка моделей);

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- исследовательский метод;

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет

Дети научатся:

- различать и называть детали конструктора;

- конструировать по условиям заданным взрослым;

- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;

- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;

- работать в паре, коллективе;

- рассказывать о постройке.

У детей сформируются:

- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;

- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;

- качества самостоятельно договариваться друг с другом;

- конструкторские навыки и умения;

Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.

 

Реализация идеи проекта

  • Конструирование по образцу - (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании)

Детям дается образец постройки- способы воспроизведения

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность- важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

  • Конструирование по модели.

Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных  ее элементов.

Модель-задача- не даются способы решения

Постановка таких задач- эффективное средство активизации мышления

Конструирование по модели- усложненная разновидность конструирования по образцу

  • Конструирование по условиям.

Образца нет – рисунка(схемы) нет- способов возведения нет- Определяем только условия которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение

В процессе конструирования – формируется умение анализировать

Конструирование по условиям- способствует развитию творческого конструирования

  • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.

  • Конструирование по замыслу.

Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.

Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Задачи: Изучение актуальности проекта.

Содержание работы: Ознакомление с литературой. Рассматривание иллюстраций, беседы по теме проекта.

Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей «Лего-конструирование-это интересно!»

  1. Практический этап.

Задачи:

-Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей

-Продолжать знакомить с новыми деталями

-Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи

-Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом

-Учить работать с мелкими деталями

-Создавать более сложные постройки

-Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки

-Учить помогать товарищам в трудную минуту

-Развивать творческую активность

-Развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества

Содержание работы:

-Создание картотеки схем конструирования и игр по конструированию

- сбор моделей из конструктора Лего

- самостоятельная деятельность детей

-Конструирование по образцу

-Конструирование по условиям

-Конструирование по замыслу

-Строительные игры из конструктора в повседневной жизни

  1. Итоговый этап

Задачи: систематизация и обобщение полученных результатов

Содержание работы: Подведение итогов. Фотоотчет. Создание презентации к проекту.

Взаимодействие с родителями: Фотоотчет, публикация презентации в соцсети.

Мероприятия:

Беседа с детьми на тему «История Лего»

Конструирование на тему:

1.Мостик через речку        

Задачи: Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить начатое дело до конца.

2. Колодец        

Задачи:Учить коллективно строить простейшую постройку.

Разные домики        Учить строить домики разной величины и длины

3.Конструирование по замыслу        

Задачи: Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

4.Плывут корабли        

Задачи:Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

5.Зоопарк        

Задачи: Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы.

6.Конструирование по замыслу        

Задачи: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

7.Грузовой автомобиль        

Задачи: Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали.

8.Самолёт        

Задачи: Закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме.

9.Поезд         

Задачи: Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.

10.Ракета, космонавты        

Задачи: Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить

 ракету по схеме.

11.Светофор, регулировщик        

Задачи: Закреплять знания о светофоре.

12.Робот        

Задачи: Показать игрушку робот. Учить строить робота. 

Подведение итогов проекта:

Обследование показало что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды (машины, дома, животных, мебель и т.д.). Стали понимать схемы, крепко соединять детали.

Список литературы:

1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.

2. Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

3.  Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.

4. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.

5. О. Э. Литвинова Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста.

    Издательство: «Ульяновский дом печати» 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга»

Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга» ...

Методическая разработка для старшей группы на тему: "Морское приключение"

Цели:- поддерживание и создание условий для развития творческого потенциала детей и расширение их кругозора.- создание положительного эмоционального настроя.- воспитание уважительного отношения  ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме:Сценарий праздника "Красавица-Осень"

Интересный сценарий осеннего праздника с весёлыми играми,конкурсами....

методическая разработка для старшей группы на тему «Сказочная математическая история»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Конспект методического мероприятия в старшей группе по теме "Обитатели морских глубин"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12г. ЧЕЛЯБИНСКА...

Методическая разработка для старшей группы по теме "Перелетные птицы"

Цель:-Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах,Задачи:-Познакомить с перелетными птицами: аистом, кукушкой, соловьем, ласточкой, с их внешним видом, голосами.-Познакомить детей с ...