Методическая разработка для старшей группы по теме "Перелетные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Панькив Мария Александровна

Цель:

-Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах,

Задачи:

-Познакомить с перелетными птицами: аистом, кукушкой, соловьем, ласточкой, с их внешним видом, голосами.

-Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

-Упражнять детей в составлении предложений.

-Воспитание у детей доброго отношения ко всему живому в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Осень. Перелетные птицы»

Цель:

-Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах,

Задачи:

-Познакомить с перелетными птицами: аистом, кукушкой, соловьем, ласточкой, с их внешним видом, голосами.

-Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

-Упражнять детей в составлении предложений.

-Воспитание у детей доброго отношения ко всему живому в природе.

Материал и оборудование:

-Музыкальное сопровождение Бетховен «К Элизе», фонограмма голоса синицы, презентация «Перелетные птицы», ноутбук, экран телевизора, мольберты для анализа готовых работ, заготовки для рисования, пластилин.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы о перелетных и зимующих птицах, отгадывание загадок.

- Рисование птиц, аппликация.

-Наблюдение за улетающими птицами.

Содержание организованной деятельности детей:

Воспитатель: читает стихотворение А. Н. Плещеева «Осень наступила»

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.

Ребята скажите, пожалуйста, о каком времени года поэт написал такое красивое стихотворение? (ответы детей) Что еще вы можете сказать об осени? (ответы детей)

Воспитатель: А скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (листопад) Правильно, ребята.

Сейчас я предлагаю вам превратиться в осенние листочки и полететь в осенний лес. Закружились, полетели! (под музыкальное сопровождение Бетховена «К Элизе» забегаем на ковер)

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Мы с вами оказались в осеннем лесу. Какая красота вокруг! Ребята, я предлагаю вам придумать красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете? (ответы детей)

Звучит фонограмма голоса синицы

Воспитатель: Ой, кто это?

- Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела синичка. Она говорит, что потеряла своих друзей, с которыми она провела веселые, теплые летние деньки, летала с ними по лесу. Ей стало очень грустно, что птичек в лесу осталось мало. Ребята, а куда же делись птицы? (дети отвечают) А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (ответы детей) Назовите перелетных птиц, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях? (ответы детей) Молодцы ребята!

Я загадаю вам загадку.

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (соловей)

-Соловей немного меньше воробья. Обитает в светлых лесах, садах и парках, обычно по сырым местам. Питается насекомыми.

2. Эта птица никогда,

Для птенцов не вьет гнезда? (кукушка)

Кукушка- небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка в отличие от других птиц, никогда не

вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужие гнезда, поэтому другие птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

3. –Отгадайте следующую загадку:

Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (ласточка)

Ласточка- мелкая птица. Живут стаями на скалах, по берегам рек, в городах. Вьют гнезда под крышами домов. Часто стайки этих птиц можно увидеть сидящими на проводах. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.

4.Послушайте следующую загадку:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый

Он летает на охоту,

За лягушками к болоту. (аист)

-Эти птицы тоже являются перелетными. Аист крупная птица с большим крупным клювом и длинными ногами. Окраска у аиста бело - черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, возле человеческого жилья.

-Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос, почему же птицы улетают в теплые края?

(ответы детей)

-А как же они находят дорогу на юг? (не знаем) Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, «нагуливают жирок»- потому что в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают

«стайками», все вместе; некоторые, например журавли, выстраиваются в полете «клином», в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию.(показываю на слайдах)

-Молодцы, ребята. Хорошо занимались. А теперь, давайте немножко отдохнем. Выходите на ковер и становитесь в круг. (физкульт. минутка «Птицы»)

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка - совушка, сонная головушка,

Эта птичка свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка, черненькое перышко.

Эта зяблик, эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а это – злой орлан,

Птички, птички по домам!

- А сейчас, давайте поиграем! Я буду называть птиц, если вы услышите название перелетной птицы – машете руками, если я назову зимующую птицу, то будете приседать. (играем)

- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? О каких перелетных птицах мы узнали? Что интересного мы узнали о кукушке? Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам (ответы детей)

- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, не перебивали друг друга. Молодцы! Ребята, синичка сказала мне, что она прилетела с гостинцами для вас. И она очень надеется встретиться с нами зимой, когда мы с вами придем к нашим кормушкам и не дадим им умереть от голода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для старшей группы на тему: "Морское приключение"

Цели:- поддерживание и создание условий для развития творческого потенциала детей и расширение их кругозора.- создание положительного эмоционального настроя.- воспитание уважительного отношения  ...

Методическая разработка воспитателя старшей группы Жур Галины Юрьевны по ознакомлению детей с ПДД «Берегись автомобиля!»

Основные изучения правил дорожного движения, и поведения на улице.Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:• о...

методическая разработка для старшей группы на тему «Сказочная математическая история»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. ...

Методическа разработка в старшей группе "Цветы для любимой мамочки"

мастер - класс для детей и родителей ко Дню Матери...

Методическая разработка для старшей группы "Сколько тайн хранит - миллион, наш родной Петроградский район!"

Проект предназначен для знакомства детей с родным городом и Петроградским районом, в котором находится детский сад....