Исследовательский проект «LEGO-конструирование для настоящих изобретателей»
проект по конструированию, ручному труду

Истомина Ирина Петровна

  Детские конструкторы сегодня есть в любом магазине игрушек. Из них можно построить дом, пароход, машину, и даже целый город. Конструкторы разноцветны и разнообразны, они предназначены для самых разных возрастов, и различаются по сложности и количеству деталей.

Но едва ли найдётся человек, который никогда не слышал о конструкторе LEGO. Неоспоримое качество этого конструктора сделало его самым популярным в мире.

Конструируя различные модели в своей работе с детьми, мы задались вопросом, кто и когда создал такую полезную игрушку, в какой стране, и как LEGO-конструирование можно использовать в ООД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_lego.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «LEGO-конструирование для настоящих изобретателей»

ВВЕДЕНИЕ

  Детские конструкторы сегодня есть в любом магазине игрушек. Из них можно построить дом, пароход, машину, и даже целый город. Конструкторы разноцветны и разнообразны, они предназначены для самых разных возрастов, и различаются по сложности и количеству деталей.

Но едва ли найдётся человек, который никогда не слышал о конструкторе LEGO. Неоспоримое качество этого конструктора сделало его самым популярным в мире.

Конструируя различные модели в своей работе с детьми, мы задались вопросом, кто и когда создал такую полезную игрушку, в какой стране, и как LEGO-конструирование можно использовать в ООД.

Актуальность исследования состоит в том, что LEGO-конструктор – это не только развивающая игра для детей, но и серьёзное занятие для взрослых. Ведь из LEGO можно создавать даже настоящих роботов! А роботы в современной жизни используются в разных сферах:

Промышленные роботы – применяются для перемещения предметов производства и выполнения различных технологических операций.

Транспортные роботы.

Медицинские роботы – их использование позволило установить два направления в медицине. Первое – это телехирургия: хирург руководит роботом во время операции, не контактируя с пациентом. Второе направление – это хирургия с минимальным вмешательством.

Роботы-исследователи – предназначены для проведения исследований в химии, биологии. Например, роботы ЛЕГО бывали даже в космосе. В условиях невесомости на Международной Космической станции робот LEGO в рамках испытания выполнял различные задания астронавтов.

Роботы для обеспечения безопасности – широко применяются полицией, органами государственной безопасности, охранными службами.

Боевые роботы – автоматические устройства, заменяющие человека в боевых ситуациях для сохранения человеческой жизни или для работы в условиях, несовместимых с возможностями человека, в военных целях: разведка, боевые действия, разминирования и т.п.

Бытовые роботы – это роботы, предназначенные для помощи человеку в повседневной жизни.

Так LEGO-конструирование – это серьёзное занятие или модная игра?

Гипотеза –мы предположили, что LEGO-конструирование поможет детям стать настоящим изобретателем, развить пространственные представления.

Цель проекта: доказать, что LEGO-конструирование способствует развитию изобретательских способностей детей.

Задачи:

Узнать историю создания конструктора LEGO и возникновения его названия.

Выяснить развивающие возможности LEGO-конструктора.

Провести анкетирование среди учащихся начальной школы и обработать полученные данные.

Создать «Сборник идей LEGO-изобретателя».

Методы, используемые для решения поставленных задач:

анализ источников информации;

практический;

исследовательский;

анкетирование.

Объект исследования – LEGO-конструирование.

Предмет исследования –влияние LEGO-конструирования на нашу жизнь.

Новизна работы заключается в том, что подобные исследования никогда не проводились в нашей школе.

Практическая значимость: в случае подтверждения гипотезы, данная работа будет полезна для родителей, стремящихся развивать способности своих детей, для учителей начальной школы, а также для всех, кто интересуется конструированием.

Важность исследования заключается в подтверждении того, что человек в любом возрасте (ребенок и взрослый) фантазирует, думает и, по-прежнему, мечтает строить и создавать. LEGO-конструирование – простой и доступный способ делать это. Технический прогресс шагнул далеко вперед благодаря изобретателям. Всё гениальное начинается с простой игры!

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.1 История создания конструктора LEGO

Обычно самый первый в жизни ребенка конструктор – простые деревянные кубики. С изготовления такого конструктора начинал плотник из бедной датской семьи Оле Кирк Кристиансен. В 1932 году он открыл небольшую фирму по производству стремянок, гладильных досок и деревянных игрушек.

Название для своей компании Оле Кирк придумал чуть позже. В 1934 году он зарегистрировал собственную торговую марку LEGO. Название LEGO появилось путем сложения двух датских слов – "leg" и "godt", что переводится как "хорошо играю". Оказалось, и в древнем языке – латыни – есть слово lego, которое означает "я учусь" или "я складываю вместе".

В компании Оле Кирка трудилось всего 7 человек, получающих удовольствие от создания игрушек. Над их рабочими местами находилась надпись – девиз фирмы – «Только лучшее является достойным», подчёркивающая заботу Кристиансена о качестве продукции.

Сегодня 8000 человек трудятся над созданием конструкторов на 37 предприятиях LEGO. Конструкторы продаются в 130 странах мира, причём со скоростью примерно семь коробок в секунду. Но в самом начале дела у плотника Кристиансена шли не столь великолепно. И тогда наудачу он решил заняться производством деревянных кубиков. В партнёры по бизнесу взял собственного 12-летнего сына Готфрида Кирка Кристиансена.

В 1942 году фабрика полностью сгорела. Но Кристиансены не унывали и уже через пару лет возобновили производство. В 1947 году кубики стали делать из пластмассы, и тогда же детали обзавелись штырьками для соединения друг с другом. Так появился первый «настоящий», в нашем понимании, LEGO-конструктор.

В 1963 году кубики начали производить из специальной ABS-пластмассы, которую используют до сих пор. Она нетоксична и безопасна. Кроме того, сегодня в нее добавляют некий специальный элемент, чтобы кубик, случайно проглоченный ребенком, высветился на рентгене.

1.1.2 Современные конструкторы LEGO

Сегодня конструкторы ЛЕГО – это множество линеек, предназначенных для самых разных детей – от грудных младенцев, до юных любителей высоких технологий. Три кита, на которых стоит ЛЕГО, — это серии «Город», «Замок» и «Космос». Очень часто серии создаются по мотивам известных фильмов и мультиков. В 2009 году в продаже появились даже настольные игры ЛЕГО. Правда, игровое поле сначала нужно построить, зато в процессе игры его можно перестраивать, как угодно.

К 50-летию изобретения конструктора была выпущена коробочка с шестью разноцветными кубиками 2х4, то есть с восемью шпеньками каждый, которые можно соединить между собой 915 103 765 способами. Это ведь почти миллиард комбинаций!

Один из основных принципов компании LEGO – все наборы должны быть совместимыми между собой. Игра затягивает детей любого возраста и любых увлечений – за конструктором можно сидеть часами, ведь возможности творца при сборке моделей не ограничены ничем, кроме его фантазии. Инструкции LEGO дают лишь базовую установку, и следовать им совсем не обязательно.

В конце семидесятых годов 20-го века появились интегрированные в конструкторы электродвигатели, а позже начало развиваться так называемое «компьютерное LEGO» – собственноручно построенных роботов можно программировать на выполнение различных действий.

1.1.3 Интересные факты

Ежегодно LEGO проводит фестивали для фанатов по всему миру. Первая башня, возведённая фанатами в 1980 г. в Англии, была высотой 13,1 метра. В России башню возводили четыре раза. Самая большая из них, 25-метровая, собранная в конце 90-х г.г. в Москве, даже попала в Книгу рекордов Гиннеса. Сегодня самой высокой лего-постройкой считается башня высотой более 112 футов (34,1 метра), и она занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Невероятная башня была построена учениками 32 школ города Уилмингтон, штат Делавэр, США.

Интересно, что тем количеством кубиков, которые ежегодно перекочевывают с полок магазинов в детские комнаты можно опоясать Землю пять раз. Разумеется, предварительно скрепив их в одну ленту.

А к 65-й годовщине существования компании в созвездии Малой Медведицы появилась Звезда по имени LEGO. В этом же году 17-летний датский композитор Фредерик Магле написал «Симфоническую фантазию LEGO».

Десять раз дотянуться до Луны – это возможно, если поставить все когда-либо произведённые кубики один на другой.

Четыре парка LEGOленд существует в мире: в Дании, Великобритании, США и Германии.

62 элемента конструктора приходится на каждого человека планеты.

1.1.4 Влияние LEGO-конструирования на развитие изобретательских способностей детей

Влияние конструктора на развитие детей изучал советский психолог, доктор педагогических наук А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.

Эту идею поддержал и развил в исследованиях Л.А. Венгер, который указывал, что конструирование позволяет детям самостоятельно создавать наглядные модели предметного мира, используя инструкции либо свой замысел.

Конструирование имеет и большое воспитательное значение. Оно способствует формированию самостоятельности, настойчивости, развивает творческое воображение.

Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. У ребёнка развивается умение сортировать мелкие предметы, различать их по форме, цвету и размерам. Развитие же мелкой моторики рук напрямую связано с развитием мышления и речи. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять их в речи.

Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Таким образом, он развивает самодисциплину и самоорганизацию.

Кроме того, эта игра развивает творческое мышление. Большим достоинством LEGO является возможность собирать его по своему вкусу: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.

По мнению ученых, собирание конструктора положительно влияет на ребёнка больше, чем рисование и лепка из пластилина. При рисовании и играх с пластилином результат не всегда получается успешным. А вот при игре с конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое, что формирует уверенность в себе и даже лидерские качества.

Кроме того, учёные подчеркивают, что у человека, который в детстве был лишён образных игр, впоследствии проявляется неспособность к правильному восприятию окружающего мира. LEGO сводит вероятность подобных проблем к нулю, так как это удивительно яркий, красочный конструктор, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. На Западе конструкторы LEGO уже давно используются в школах как дидактический материал и активно внедряются в школьную программу.

С одним из таких образовательных наборов LEGO MINDSTORMS EV3 я познакомился на кружке по робототехнике в школе.

И всё же дети играют с LEGO не потому, что это полезно, а потому, что это очень интересно. Возможности LEGO-конструирования в развитии изобретательских способностей безграничны. Конструктор LEGO помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работать и видеть конечный результат своей работы. Конструируя, можно создавать продукт и при этом обучаться, играя и получая удовольствие. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. Модель можно переделывать, конструируя каждый раз новые формы или элементы декораций. Работа является оживленной и интересной, в ней нет пределов фантазии. И это здорово!

Конструктор LEGO – удивительно яркий, красочный, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Дети получают огромное удовлетворение и приобретают чувство собственного достоинства, когда играют в то, что создали своими руками.

1.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.2.1 Анализ своих работ или ответ на вопрос: LEGO-конструирование – серьёзное занятие или модная игра?

Узнав столько интересного о ЛЕГО, прочитав информацию о том, как конструктор влияет на развитие детей, я решил пересмотреть свои домашние конструкторы и проанализировать свои работы. В результате выявил шесть основных плюсов:

1.+ Развитие логического мышления – собирая конструктор по схеме, мне пришлось с самых азов начинать знакомиться с технической литературой. Последовательность схем позволяет воспроизвести цепочку определенных действий, что позволяет развивать своё мышление.

2.+ Раскрытие творческого потенциала – у меня появилась возможность фантазировать. Через фантазию, как говорит мой учитель, идёт саморазвитие, человек открывает в себе новые таланты, например конструктора. Значит, собирая модели Лего, ребёнок получает возможность развивать себя с творческой стороны.

3.+ Развитие таких важных качеств, как терпение и усидчивость. Я сам сколько раз неправильно собирал конструкторы, приходилось терпеливо всё переделывать своими силами.

4.+ Живое общение –  вместо того, чтобы сидеть дома за компьютером или играть в игры на мобильном телефоне, ребята смогут собирать свой любимый конструктор и постоянно находиться в обществе других ребят. Чем я и занимаюсь со своими друзьями!

5.+ Развитие моторики рук. Детали конструктора LEGO позволяют ребёнку аккуратно и не спеша создавать строения, здания, различные машины, что развивает моторику рук.

6.+ Счастье детей – пожалуй, один из самых важных плюсов. Я получаю огромное удовольствие и отличное настроение от конструирования, а поскольку счастливый ребёнок – счастливый родитель, а это значит – счастливая семья!

Значит, Lego-конструирование – это серьёзное занятие, а не модная игра. Это моё мнение, а что думают другие?

1.2.2 Сборник идей LEGO-изобретателя

Мы занимаемся конструированием регулярно, согласно расписанию ООД. Сначала мы учились собирать модели по готовой схеме, а затем разбирали изделие и пытались его как-то изменить.

LEGO – это конструктор не только для детей, но и для взрослых. Его потенциал гораздо больше, чем кажется. Если накопилось множество деталей, то их можно употребить с пользой, например, оформив свой дом или дополнить предметы игры в сюжетно-ролевой деятельности, режимных моментах и др.

Мы считаем, что игра с LEGO-конструктором помогает детям реализовать  свои фантазии и способствует развитию творческого мышления.

2. ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

В результате проделанной работы мы узнали историю возникновения LEGO-конструктора. А также выяснили, какое влияние оказывают конструкторы LEGO на развитие детей.

Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиены, эстетики, прочности и долговечности. Среди развивающих игрушек этот конструктор занимает особое место. Для детей дошкольного возраста конструктор становится настоящим средством развития и обучения. Играя в LEGO дети:

Развивают мелкую моторику рук, стимулируя развитие речи и умственные способности;

Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве;

Получают математические знания о счёте, форме, пропорции, симметрии;

Расширяют свои представления об окружающем мире (об архитектуре, транспорте, ландшафте);

Развивают внимание, память, мышление;

Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;

Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;

Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Таким образом, развивающие возможности детского конструктора LEGO безграничны: можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовательская работа, посвященная изучению пользы и значимости LEGO-конструирования в развитии изобретательских способностей детей, позволила добиться определенных результатов:

Во-первых, теперь мы знаем, как появился и развивался конструктор LEGO.

Во-вторых, LEGO-конструирование имеет творческий аспект.

В-третьих, собирая LEGO один человек приучается работать самостоятельно, следит за своей дисциплиной, что в реальной жизни, несомненно, оказывает положительное влияние. Конструируя в группе, учится взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что LEGO – это полезная зарядка для ума. LEGO-конструирование способствует развитию детского творчества и изобретательских способностей. Гипотеза исследования подтверждена.

Благодаря своему исследованию мы убедились, что детские конструкторы – это одно из лучших изобретений человека, а LEGO-конструирование – серьёзное занятие.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO. – М. «Линка-Пресс», 2001.

2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО // Библиотека. Все для студента. URL: www.twirpx.com

3. LEGO // Википедия. URL: https//ru.m.wikipedia.org

4. Как все начиналось // История брендов. URL: https://historybrands.jimdo.com

5. ЛЕГО-конструирование – что это, модная игра или серьёзное занятие? // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/05/20/lego-konstruirovanie-chto-eto-modnaya-igra-ili-seryoznoe

6. http:// www. lego.com

7. http:// www. wiki.wildberries.ru/

8. http://kubik18.ru/lego-history

9. http://lego.ucoz.ru/publ/lego_konstruirovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «LEGO-конструирование-первый шаг к приобщению воспитанников к техническому творчеству»

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ре...

Проект "LEGO-конструирования в ДОУ"

Необходимо сделать lego- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счёт внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлеч...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях»

В связи с большим скачком развития новых разнообразных технологий в 21 веке  обществу требуются люди, которые способны нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жи...

Инновационный проект «LEGO - конструирование в ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. В педагогике LEGO-технология интересна еще и тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить...

Проект «LEGO- конструирование как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «LEGO- конструирование как средство развития  логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»...

Педагогический проект «LEGO конструирование» для детей в ДОУ

Легоконстриурование теснейшим образом связано с областями  ФГОС к структуре общеразвивающей программы дошкольного образования, такими как:«Социализация», где развиваются предпосылки к...