ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях»
проект
В связи с большим скачком развития новых разнообразных технологий в 21 веке обществу требуются люди, которые способны нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
Современные дети живут в век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lego_teremok_2018_-_2019.docx | 69.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»
629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,
тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете Заведующая МБДОУ
протокол № «Детский сад «Теремок»
от . 2018г. Н.А.Попова
Приказ № от . .2018г.
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях»
Разработчик проекта:
старший воспитатель Батманова Олеся Олеговна
Овгорт, 2018г.
Актуальность
В связи с большим скачком развития новых разнообразных технологий в 21 веке обществу требуются люди, которые способны нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
Современные дети живут в век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.
Следовательно, перед нами , педагогами, поставлена задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.
ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.
Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем актуальным использования LEGO-технологий в образовательном процессе ДОУ.
Мы рассматриваем LEGO – конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе, осуществлению преемственности в работе ДОУ и начальной школы, кружков технического творчества. У детей формируется умение учиться, добиваться результата, получать новые знания, закладываются предпосылки первой учебной деятельности. Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-7 лет посредством использования LEGO - конструирования отсутствует.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта. Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO должны быть в каждом детском саду.
Идея сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
Актуальность выявленных нами проблем объясняется необходимостью преодоления следующих противоречий:
- между необходимостью развития конструктивных умений и технического творчества у дошкольников и поиском концептуально новых подходов, методов и приемов в этом направлении;
- между необходимостью создания в ДОО инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами;
- между возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников.
В аспекте выявленных выше проблем и противоречий нами была определена тема нашего инновационного проекта: «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях».
Таким образом, выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Цель проекта: внедрение LEGO-технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством LEGO-конструкторов.
Задачи проекта: обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе ДОО:
- Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме организации LEGO-конструирования с дошкольниками в ДОО.
- Сформировать первичные представления о применение LEGO- конструктов, его значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
- Создать кабинет LEGO-конструирования для организации дополнительных бесплатных или платных образовательных услуг ДОО;
- Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в образовательной деятельности по конструированию (2 раз в неделю) начиная со средней группы;
- Разработать и апробировать модифицированную образовательную программу «В мире LEGO» с использованием конструкторов LEGO для детей старшего дошкольного возраста;
- Стимулировать детское научно – техническое творчество: развить умение постановки технической задачи, умение собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- Развить продуктивную (конструирование), исследовательскую деятельность;
- Формировать основы безопасности детей: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с оборудованием;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Развивать интерес к моделированию и конструированию;
- Развивать индивидуальные способности каждого ребенка, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями (пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; операции логического мышления; познавательную активность, воображение, фантазию и творческую инициативу; мелкую и крупную моторику; диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас; коммуникативные навыки; кругозор и культуру);
- Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями к научно-техническому творчеству;
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет повышения профессиональной компетенции - реализации LEGO –технологий;
- Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм взаимодействия с родителями и детьми.
Основная идея инновационного проекта: поддерживать инициативу в области технического образования; определяет основные направления, специфику развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей дошкольного возраста. Основная идея в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием конструкторов LEGO.
Новизна, инновационность проекта. Предложенная нами образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Новизна также заключается в адаптации конструкторов LEGO в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.
Основная часть
При реализации данного инновационного проекта будет:
- развиваться материальная база МБДОУ;
-повышаться профессиональная компетенция педагогов за счет использования инновационных LEGO-технологий;
-участие педагогов в конкурсах различных уровней;
-совершенствоваться работа с родителями (более разнообразные формы активного взаимодействия);
-расширение связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;
-расширение спектра дополнительных платных образовательных услуг МБДОУ;
-повысится уровень всестороннего развития дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС.
-формирование имиджа МБДОУ;
-удовлетворённость родителей в образовательных услугах МБДОУ;
-повысится престиж и рейтинг МБДОУ на рынке образовательных услуг.
Ресурсное обеспечение проекта: Нормативно-правовое; материально-техническое; кадровое; методическое.
Фактическое обеспечение: в реализации проекта задействованы все участники образовательного процесса: воспитанники; педагоги МБДОУ; родители воспитанников.
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования";
5.Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования….) (воспитатель Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
6. Государственная программа РФ на 2012-2020 годы «Развитие образования».
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
8. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
9. Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов ДО.
10.Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
11.Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
12. Закон ЯНАО от 2013.07.27 № 55-ЗАО (ред. от 27.06.2017) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
13. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок»» с.Овгорт.
Материально-техническое обеспечение. Организация предметно-пространственной развивающей среды групповых помещений и кабинета LEGO, оборудованного конструкторами, развивающими играми и LEGO:
1.Наличие необходимой мебели (столы, стулья, стеллажи)
2.Обеспечение группового помещения конструкторами LEGO;
3.Организация локальных мини-сред для LEGO-конструирования в группе;
4.Закупка программного обеспечения, ноутбуков, проекторов;
5.Разработка современного родительского уголка для кабинета развивающих игр.
Кадровое обеспечение. В реализации проекта предполагается задействовать 8 педагогических и руководящих работников учреждения: заведующая ДОУ, заместитель заведующего по АХЧ, старший воспитатель, 4 воспитателя групп (средние и старшие группы), педагог-психолог.
Предполагается, что все задействованные в реализации проекта сотрудники пройдут КПК по использованию в работе и по организации продуктивной деятельности детей по LEGO-конструированию в 2018-2019 уч.г.
Информация об основных исполнителях проекта
Ф.И.О./общие сведения | Должность в проекте | Обязанности | Место работы, занимаемая должность |
1 | 2 | 3 | 4 |
Попова Наталья Алексеевна - первая квалификационная категория | Руководитель проекта в ДОУ Координатор проекта | Общее руководство проектом, создание условий управленческого содействия педагогам, осуществляющим инновации, создание нормативно-правового поля для реализации проекта, материально-техническое обеспечение инновационной деятельности педагогов | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с.Овгорт, заведующая ДОУ |
Лонгортова Раиса Лазаревна | Заместитель руководителя проекта, исполнитель | Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности педагогов | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с.Овгорт, заместитель заведующей по хоз.части |
Батманова Олеся Олеговна – первая квалификационная категория | Заместитель руководителя проекта, исполнитель | Методическое сопровождение реализации проекта, разработка критериев оценивания эффективности работы по проекту, мониторинг реализации этапов внедрения проекта, подготовка методических материалов по теме проекта. Методическое сопровождение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения инновации. | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с.Овгорт, старший воспитатель
|
Дьячкова Наталья Михайловна | Исполнитель | Ежемесячно проводит мониторинг посещаемости воспитанников, анализ заболеваемости. | ГБУЗ ЯНАО «Овгортская участковая больница», медицинская сестра |
Куртямова Марина Иосифовна – первая квалификационная категория | Исполнитель | Психологическое сопровождение инновационного образовательного процесса в ДОУ. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения. | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с.Овгорт, педагог-психолог |
Тыликова Светлана Серафимовна - первая квалификационная категория Куртямова Альбина Михайловна - первая квалификационная категория Лонгортова Ольга Валерьевна - первая квалификационная категория Рохтымова Ольга Алексеевна - первая квалификационная категория | Исполнители | Взаимодействие с воспитанниками, организация взаимодействия с семьями воспитанников. | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с.Овгорт, воспитатели |
Методическое обеспечение:
1.Наличие документации (анкеты, карты наблюдений за ребенком, карты индивидуального маршрута), индивидуальные листы диагностики и др;
2.Тематическое планирование по конструированию, наличие планов работы с родителями;
3.Цикл консультативного и практического материала для родителей по использованию LEGO-конструирования для развития конструктивных, интеллектуальных и творческих способностей;
4.Система мониторинга личностного развития детей и результатов деятельности педагогов.
Методы оценки:
1.Проведение мониторинга, включающего в себя исследование конструктивного, технического творчества воспитанников.
2.Заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности,
3.Оснащенность LEGO –кабинета позволит определить качество достигнутых результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит положительный результат эксперимента.
Предполагаемые риски при реализации инновационного проекта и предполагаемая возможность их устранения
При реализации данного проекта в условиях МБДОУ может возникнуть ряд трудностей или рисков, которые можно предвидеть и на которые следует обратить внимание, а именно:
1. Недостаточное оснащение конструкторами LEGO.
2. Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с воспитанниками и реализации инновационных технологий.
3. Несоответствие содержания разработанных в программ обучения LEGO – конструированию потребностям и интересам дошкольников, недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям.
4. Отсутствие партнёрских отношений с родителями воспитанников, незаинтересованность родителей в совместных творческих проектах.
5. Недостаточное количество в МБДОУ педагогов, прошедших курсовую подготовку по работе с данными инновационными технологиями.
С целью устранения данных трудностей и рисков рекомендуется проводить следующие мероприятия:
1. Создать в МБДОУ условия обучения и развития дошкольников через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием LEGO-конструирования (начиная со средней группы), как дополнительные платные образовательные услуги .
2. Повышать уровень развития материальной базы, приобретением разнообразных конструкторов и оборудования.
3. Повышать квалификацию педагогов через курсовую подготовку; проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов по LEGO – конструированию в ДОО;
3. Находить потенциальных партнеров и единомышленников; использование сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты с СОШ;
4. Разработка дополнительного методического обеспечения реализации LEGO – технологий (с перспективно-тематическим планированием; разработка схем-алгоритмов работы с конструкторами, технологических карт сборки конструкторских моделей);
5. Активизировать родителей к совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству привлечение к совместным мероприятиям и конкурсам по LEGO – конструированию; совместные детско-родительские проекты, мастер - классы.
Обоснование значимости проекта для развития системы образования Шурышкарского района. Опыт педагогов МБДОУ может быть использован педагогическими работниками Шурышкарского района при реализации в образовательный процесс форм и методов, позволяющих пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию в будущем, начать формировать у детей навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ. Обеспечению работы в рамках ФГОС.
Возможность трансляции опыта. Проект адресован педагогам ДОО, педагогам дополнительного образования в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.
- Может транслироваться в качестве печатных изданий (методических рекомендаций); СМИ; интернет ресурс (форумы, Интернет - конференции, презентации).
- Принятие участия педагогов в конкурсах различного уровня организационно-методической направленности по темам, отражающим инновационную деятельность в МБДОУ.
- Принятие участия детей в конкурсах и фестивалях по LEGO – конструированию.
Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта.
- Создание положительного опыта по обновлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО посредством LEGO-конструирования.
- Рост профессиональной компетенции педагогов; инновационная деятельность педагогического коллектива.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Обеспечение психоэмоционального и физического благополучия, способствующее современному личностному и интеллектуальному развитию детей, создание широких возможностей для развития их интересов и склонностей.
- Укрепление материально-технической базы, создание современной развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Введение дополнительных образовательных услуг.
- Обеспечение активного взаимодействия семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.
- Повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ.
Результаты реализации инновационного проекта:
- Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому и конструкторскому творчеству.
- Увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ.
- Ценностно-смысловое самоопределение педагогов ДОО в процессе повышения квалификации. Освоение педагогами новых технологий в процессе реализации инновационного проекта.
Вывод
В работе ДОУ и учреждениями дополнительного образования могут быть использованы разработанные в результате реализации проекта:
1.Рабочая программа кружка «В мире LEGO» по конструированию с использованием LEGO –технологии (с приложениями перспективного тематического планирование; конспектов и т.д.);
2. Модель LEGO-кабинета (с методическими рекомендациями по организации работы: правила работы; инструкции по безопасности; должностные обязанности; схема-алгоритм работы с конструкторами LEGO; технологические карты сборки конструкторских моделей, схемы);
3. Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы и др. методические материалы.
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в ДОО условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO - конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки.
В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Приложение 1
Этапы реализации проекта
Задача | Наименование мероприятия | Срок реализации | Ожидаемый результат | |||
Этап 1. Подготовительно-проектировочный (с января 2018 г. по август 2018г.) | ||||||
1.Изучение возможностей внедрения LEGO в образовательный процесс ДОО, анализ имеющихся условий; внесение, предложенных родителями идей в содержание проекта | -Анализ условий МБДОУ; -анкетирование педагогов; Анкетирование родителей; -информационные бюллетни для родителей о LEGO-конструировании. | Январь 2018г. | -Аналитическая справка -Анкеты педагогов и родителей -Информационная и рекламная продукция | |||
2.Разработка и защита инновационного проекта | -Разработка проекта; -участие в инновационных конкурсах | С января по август 2018г. | Уровень разработки проекта | |||
3.Формирование у детей первичные представления о применение LEGO- конструктов, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств | Создать альбом для рассматривания «Технические Профессии» | Февраль – март 2018г. | Создание методических пособий, фотоальбомов | |||
4.Организация начального материально-технического обеспечения для открытия кабинета LEGO -конструирования для организации дополнительных образовательных услуг ДОО в соответствии с нормами СанПиН.; | -Произвести ремонт помещения -Приобрести конструкторы | Июнь – август 2018г. | Произвести ремонт помещения в летний период; -Частично приобретены конструкторы, частично приобрести LEGO-конструкторы | |||
5.Совершенствование развивающей среды ДОО в соответствии с задачами проекта. 6.Создание локальных мини-сред LEGO-конструирования в средней и старшей группах | -Приобрести стеллажи для хранения конструкторов и выставочной зоны во всех группах, начиная со средней группы. | Март – август 2018г. | Приобретение стеллажей для хранения конструкторов и выставочной зоны в специальной среде. | |||
7.Разработка модифицированной образовательной программы «В мире LEGO» с использованием конструкторов LEGO для детей среднего и старшего дошкольного возраста. | -разработка и утверждение программы; | Март – Май 2018г. | Высокий уровень разработанной педагогами документации. | |||
8.Обучение на КПК всех педагогов, участвующих в проекте для работы с LEGO-технологиями | -прохождение КПК | До августа 2018г. | Повышение уровня компетенции педагогов ДОО | |||
9.Изучение LEGO-технологии для дошкольников | -обучающие семинары, -курсы повышения квалификации по эффективному использованию ИКТ и LEGO-технологии | январь 2018 г.по - июнь 2018г. | -придание пед. процессу целостный, последовательный и перспективный характер; | |||
8.Разработка документации, графиков проведения занятий в кабинете LEGO | -Разработка должностных инструкций педагога по LEGO-конструированию; лаборанта; -разработка инструкции по технике безопасности работы в кабинете LEGO и развивающих игр; -разработать паспорт кабинета развивающих игр; -разработка Акта-разрешения на проведение занятий с детьми в кабинете; -разработка правил безопасного поведения в кабинете развивающих игр и т.д. | Май - август 2018г | -Разработка всей документации, регламентирующей деятельность кабинета развивающих игр и LEGO. -Разработка локальных актов по организации LEGO- конструирования; предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОО. | |||
Этап 2. Практический (с сентября 2018 по август 2019г.) | ||||||
1.Организация образовательной деятельности студии технической направленности в ДОО. 2.Организация целенаправленной работы по применению LEGO- конструкторов в образовательной деятельности по конструированию (2 раза в неделю) начиная со средней группы | -Организации работы с детьми. -Проведение индивидуальных, мини-групповых занятий (8-10) чел. | с сентября 2018г. по август 2019г. | Повышение качества образовательного процесса через LEGO-конструирование | |||
3.Апробация образовательной программы «В мире LEGO» в работе с детьми | с сентября 2018г. по август 2019г. | -Через мониторинг выявление уровня развития детей средней и старшей группы; -планирование необходимых способов оказания помощи дошкольникам при внесении корректировки в образовательный процесс для достижения поставленной цели. | ||||
4.Разработка педагогами комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС, обеспечивающие интегрированный подход к организации образовательного процесса по конструированию воспитанников на весь период учебного года | -разработка методической документации в соответствии с ФГОС ДО; | с мая 2018г. по август 2019г. | -Разработка критериев, диагностики детей, которые помогут свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей, обучающихся по программе. | |||
5. Использование ИКТ - оборудования в образовательном процессе: совместной, досуговой, диагностической деятельности. | -соревнования, -экскурсионные мероприятия, -конкурсы, - фестивали, - выставки среди учеников начальной школы и воспитанников ДОО. | с мая 2018г. по август 2019г. | -Учебное оборудование ИКТ, конструированию постоянно используется на занятиях и вне образовательной деятельности. | |||
6.Стимулирование детского научно – технического творчества | -проведение конкурсов ДОУ, муниципальных | с мая 2018г. по август 2019г. | -Желание детей заниматься LEGO-конструированием. Призовые места участников конкурсов. | |||
7.Развитие интереса к моделированию и конструированию | Организация выставок результатов конструирования. | |||||
8.Развитие продуктивной (конструирование), исследовательской деятельности; 9.Формирование основ безопасности детей: 10.Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; | -Использование конструкторов LEGO и ИКТ непосредственно для конструктивно – игровых целей (сюжетно-ролевых играх, театрализациях, дид. играх и упражнениях). Расширение замысла постройки; -проведение этических бесед с детьми; -чтение художественной литературы и т.д. -организация воспитательно-образовательной работы с детьми; | с мая 2018г. по август 2019г. | ДЕТИ: -Повышение общего уровня психического развития детей. Личностные качества: -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -развитие самостоятельности; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них; -возможность реализовать свои творческие порывы, получить живой отклик от единомышленников. Образовательные: -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -активное использование речевых средств, развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели; использование знаково-символических средств; -увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для исследовательских, творческих конструкторских работ; -высокий уровень формирования потенциальных возможностей ребенка; -увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к исследовательским, творческим конструкторским работам; -высокий уровень формирования потенциальных возможностей ребенка; -увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому творчеству; -обеспечение ситуации успеха в образовательной деятельности потенциальных возможностей ребенка; -увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-технических исследовательских, творческих конструкторских работ; -высокий уровень формирования потенциальных возможностей ребенка; -увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому творчеству; -обеспечение ситуации успеха в образовательной деятельности; -социокультурная адаптация дошкольника к условиям школьного обучения. | |||
11.Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, том числе детей с особыми образовательными потребностями. | -организация индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми; - проведение конкурсов и вечеров досуга | с мая 2018г. по август 2019г. | -Ранее выявление одаренных детей и развитие их способностей. | |||
12.Формировние предпосылок учебной деятельности детей; | -организация индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми; -проведение конкурсов, выставок и вечеров досуга | с мая 2018г. по август 2019г. | Развитие целевых ориентиров готовности к школьному обучению. | |||
13.Выявление и обеспечение дальнейшего развития одаренным, талантливым детям | -организация индивидуальных занятий с детьми; -проведение конкурсов и вечеров досуга; | с мая 2018г. по август 2019г. | Выявление одаренных детей и продолжение работы с ними, а также вовлечение родителей воспитанников в процесс обучения конструированию | |||
14.Планирование специалистами (педагог-психолог, логопед) коррекционной работы с детьми и их родителями, направленной на коррекционную, социально-психологическую помощь и поддержку воспитанников и родителей к школе. | -Использование конструкторов LEGO и ИКТ в образовательном процессах при : -подготовке к обучению грамоте, -коррекции звукопроизношения; -работе по анализу и синтезу слогов и при составлении схемы предложения; | с мая 2018г. по август 2019г. | Высокие результаты коррекционной работы (по исправлению недостатков произношения, развитие всех сторон речи, расширение обогащение словаря, грамматический строй речи, связная речь, мелкая моторика и т.д.) | |||
15.Взаимодействие (интеграция) педагогов ДОО с педагогами начального звена школы | -открытые занятия, -мастер-классы, -методические объединения, -семинары | с мая 2018г. по август 2019г. | Освоение педагогами новых технологий в процессе реализации инновационного проекта. | |||
16.Установление взаимодействия с социальными партнерами | -организация конкурсов, выставок; -популяризация проекта; Организация преемственности в работе. | с мая 2018г. по август 2019г. | Активность и поддержка партнеров, спонсоров. Качество реализации проекта. | |||
17.Разработка дидактического обеспечение программы; презентации для детей, их родителей, педагогов. | -изготовление дид. пособий; -разработка презентаций для всех участников образовательного процесса -СМИ; -интернет ресурс. | с мая 2018г. по август 2019г. | Грамотность в разработке программ, других метод. материалов. | |||
19.Введение дополнительного образования, услуг доступных для широких групп воспитанников. | -Открытие студии LEGO и развивающих игр. | с сентября 2018г. | -активное взаимодействие с родителями. -Востребованность студии среди детей и их родителей. | |||
Этап 3. Контрольно-аналитический (с августа 2019г. по декабрь 2019г.) | ||||||
1.Проведение диагностики (мониторинг) уровня развития детей, прошедших обучение в кабинете в течение учебного года с целью выявления уровня развития конструктивных творческих способностей, личностных качеств ребенка, готовности к обучению в школе. | -проведение диагностики; -выявление уровневых и количественных показателей диагностики. | с августа 2019г. по декабрь 2019г. | В процессе диагностики (выявление проблем) (спонтанная игра, коллективная и индивидуальная) LEGO помогает установить контакт между педагогом, детьми и родителями | |||
2.Повышение образовательного уровня педагогов за счет повышения профессиональной компетенции - реализации LEGO -технологий. 3.Повышение интереса родителей к LEGO-конструированию и образовательной робототехнике через организацию активных форм взаимодействия с родителями и детьми. | -создание методической «копилки» для повышения качества образовательных услуг; -обмен опытом между педагогами; -рост их квалификации. Для родителей: -Разработка цикла консультации разной тематики; -оформление стенда с планируемыми мероприятиями и фотографиями лучших работ детей; -родительские собрания, -совместные проекты, -конкурсы, -фестивали, -выставки ; -участие родителей в спонсорской деятельности и т.д.). -использование ИКТ. | с августа 2019г. по декабрь 2019г | Ценностно-смысловое самоопределение педагогов. -использование личностно-ориентированного подхода; -Тесное взаимодействие с родителями; -Заинтересованность родителей в качестве образовательной услуги по конструированию; -Активное участие родителей в совместных проектах; | |||
4.Разработка механизма внедрения LEGO-конструирования, как дополнительной платной образовательной услуги ДОО | Подготовка всей документации по платным образовательным услугам | с августа 2019г. по декабрь 2019г. | -Обобщение опыта в методических сборниках | |||
5.Изучение эффективности деятельности, организованной в рамках | -Диагностика качества образовательных услуг | с августа 2019г. по декабрь 2019г. | -Уровневые и количественные показатели | |||
6.Обобщение и распространение опыта внедрения и использования LEGO -конструирования в образовательном пространстве (на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях); результатов инновационного проекта | -открытые занятия, -мастер-классы между педагогами ДОУ и педагогами начальной школы; -практические занятия; -обучающие семинары, -курсы повышения квалификации и т.д. -выставки -подготовка рекламных буклетов и презентаций -создание методических, наглядно-дидактических пособий. семинары, мастер-классы, практические занятия | с августа 2019г. по декабрь 2019г. | 1.Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми по LEGO-конструированию в группах; 2.Разработка перспективного планирования по LEGO-конструированию в группах детей 4-7 лет; 3.Изготовление дидактических пособий по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей посредством LEGO-конструирования (наглядный материал, дидактические игры и т.д.). |
Список используемой литературы
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
- Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
- Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
- Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методичсекое пособие. -М: ТЦ Сфера. 2015.-128с.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
- Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
- Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 2001. - 210 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
- Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С.112.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100с.
- Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
- Урадовских, Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. - 2005.-№ 2 - С.15-22.
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / -М.: Сфера, 2012.-144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Логоритмика как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста"
Цель: развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определятся задачами развития по музыкальному воспитанию и задачами исследовательской деятельности детей.Задачи проекта: Стимулировать эм...
Развитие профессиональной культуры и творческого потенциала педагога в современных условиях непрерывного образования.
Аннотация: анализируя современную образовательную политику, очевидно, что сегодня человечество реально вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек. В...
Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...
Проект "Технология посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников"
Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения. ...
Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"
Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...
LEGO-конструирование и анимация как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях.
LEGO-конструирование и анимация как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях....
Проект по самообразованию на тему: «Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»
Проект по самообразованию на тему:«Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»...