ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «LEGO-конструирование-первый шаг к приобщению воспитанников к техническому творчеству»
проект по информатике (подготовительная группа) на тему
Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Вашему вниманию представляется инновационный проект «Лего-конструирование – первый шаг в приобщении воспитанников к техническому творчеству».
Девиз проекта: «Сегодня мы сделаем вместе, а завтра ты сможешь сам!»
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».
Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего-конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать, узнавать новое, играть.
Государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.
На сегодняшний день, LEGO - конструкторы активно используются
воспитанниками в нашем детском саду в игровой деятельности. Идея сделать LEGO - конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения
конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
LEGO-конструирование | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«LEGO-конструирование-первый шаг к приобщению воспитанников к техническому творчеству»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Якушева О.В.
Новокуйбышевск 2016
Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Вашему вниманию представляется инновационный проект «Лего-конструирование – первый шаг в приобщении воспитанников к техническому творчеству».
Девиз проекта: «Сегодня мы сделаем вместе, а завтра ты сможешь сам!»
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».
Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего-конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать, узнавать новое, играть.
Государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.
На сегодняшний день, LEGO - конструкторы активно используются
воспитанниками в нашем детском саду в игровой деятельности. Идея сделать LEGO - конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения
конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
Цель проекта: внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс детского сада.
Задачи проекта: обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе детского сада:
- Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов начиная со второй младшей группы;
- Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности «LEGO-конструирование» с использованием конструкторов LEGO нового поколения для детей старшего дошкольного возраста;
- Создать Legо-центр;
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучению LEGO -технологии.
- Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego DUPLO в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста.
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
- Требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO - конструкторов;
- Необходимостью создания в детском саду инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
- Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO - технологий на развитие личности дошкольников;
Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования в образовательный процесс детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Основная идея проекта заключается реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.
Участниками проекта стали воспитанники детского сада, педагоги и родители.
Реализация идеи проекта с использованием LEGO - технологии проходит в нескольких направлениях.
Первое направление «Кадровые условия».
Возникшая проблема побудила нас к созданию временно творческой группы, в которой педагоги поставили перед собой задачи, разработали и утвердили план работы на учебный год. Затем педагоги обучались на курсах повышения квалификации по проектной деятельности. Творческая группа проводила для педагогов мастер-классы, семинары, была организована Творческая лаборатория, где проводился показ разнообразных форм работы с конструкторами LEGO.
Следующей ступенькой работы ВТГ была разработка методических материалов по внедрению LEGO - технологии в образовательный процесс. Набравшись опыта по данной теме, педагоги стали принимать участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих конкурсах. Заключительной ступенькой развития кадровых условий послужило распространение опыта в педагогическом сообществе.
Второе направление - открытие LEGO - центра. Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды были созданы уголки «Технического творчества».
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный) – проводилось изучение возможностей внедрения LEGO - конструирования в образовательный процесс, а также анализ имеющихся условий. Третьей составляющей была разработка и защита инновационного проекта. На этом же этапе прошла организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.
Второй этап (внедренческий) - практическое осуществление экспериментальной деятельности:
1. Проходила организация работы LEGO – центра.
2. Реализация детско-родительских проектов.
3. Проведение мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами.
4. Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (обобщающий) – распространения опыта в педагогическом сообществе, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов.
Результатом инновационного проекта является:
1. Создание в детском саду новых условий обучения и развития
дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием LEGO - консруирования (начиная со второй младшей группы), в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада.
2. Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.
3. Повышение уровня педагогов.
В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующие продукты, которые могут быть использованы в работе дошкольного учреждения.
1. Программа дополнительного образования по LEGO - конструированию с использованием конструкторов (с приложениями перспективного тематического планирование по 2 возрастным группам; ряда конспектов занятий).
2. Модель LEGO - центра (с методическими рекомендациями по организации работы в LEGO - центре: правила работы в LEGO - центре, схема-алгоритм работы с конструкторами LEGO, технологические карты сборки конструкторских моделей).
3. Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.
4. Каталог игр.
5. Интерактивные схемы-карты.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
- Обеспечению работы в рамках ФГОС ДО;
- Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
- Удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;
- Повышению профессионального уровня педагогов;
- Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
- Участию воспитанников детского сада в фестивалях по Лего-конструированию.
Перспективы развития
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«LEGO - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
Адаптации конструкторов нового поколения: Lego Wedo, программируемых конструкторов RoboKids в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста....
Инновационный проект «LEGO - конструирование в ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. В педагогике LEGO-технология интересна еще и тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДОУ – ШАГ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот...
Проект "Лего - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству"
Цель проекта: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего - конструированию и образовательной робототехнике, развитие к...
Представление опыта работы по теме «Конструирование в детском саду – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»
Педагоги ДОУ, призваны зародить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирован...
Педагогическая разработка «STEM - технология как средство приобщения детей к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков через модуль «Образовательная робототехника»
Сборник конспектов образовательной деятельности по робототехнике с детьми 5-7 лет. дляформирования навыков работы с конструкторами LEGO® WeDo и LEGO® WeDo 2.0 из опытаработы по использованию ...
Педагогическая разработка «STEM - технология как средство приобщения детей к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков через модуль «Образовательная робототехника»
Сборник конспектов образовательной деятельности по робототехнике с детьми 5-7 лет. для формирования навыков работы с конструкторами LEGO® WeDo и LEGO® WeDo 2.0 из опыта работы по использованию...