Проект «LEGO- конструирование как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Проект «LEGO- конструирование как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_legokonstruirovanie.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделы представляемого проекта. | Содержание раздела. | |||||
1. | Общая информация о предоставляемом инновационном проекте. | |||||
1.1. | Полное название организации -заявителя по уставу или ФИО физического лица- заявителя. | Большакова Анна Андреевна. | ||||
1.2. | Адрес, телефон, факс, email. | |||||
2. | Содержание инновационного проекта. | |||||
2.1. | Тема инновации. | «LEGO- конструирование как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста». | ||||
2.2. | Сфера образования. | Дошкольное, дошкольный возраст. | ||||
2.3. | Ключевые понятия (категории, термины) | LEGO- конструирование. | ||||
2.4. | Цели и задачи представляемой инновации. | Цель: создание условий для повышения уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO –конструирования. Задачи:
| ||||
2.5. | Раздел образовательной деятельности. | Обучение, воспитание. | ||||
2.6. | Содержание и структура. | Структура инновации. | Содержание инновации. | |||
1.Взаимодействие с педагогическим коллективом. | 1.Обучение педагогов через обучающие семинары, курсы повышения квалификации. 2.Разработка и внедрение в образовательный процесс рабочих программ, обеспечивающих интегрированный подход к организации образовательного процесса по ИКТ и LEGO- конструированию. 3.Организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра. | |||||
2. Взаимодействие с родителями. | - тематические выставки по LEGO –конструированию; - открытые образовательные ситуации с применением конструкторов типа LEGO; - мастер- класс: «Секреты LEGO- конструирования» - консультации: «Что такое LEGO- конструирование?» ; « Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста»; «Конструкторы LEGO- страна увлекательного детства». | |||||
3. Работа с детьми по реализации проекта. | Декабрь: * Знакомство с деталями LEGO . *«Путешествие по стране LEGO”; *Беседы «Когда и где появились кубики «Лего», «Виды лего- конструкторов», «Как мы будем ориентироваться в деталях»; *Экскурсия в LEGO- центр; *Дидактические игры: «Угадай на ощупь», «Фантазеры», «Послушай и сделай», «Отгадай и построй»; * Запоминание стихов: LEGO это мир фантазий! Мир идей, разнообразий. Изучая схемы в нём, Может получиться дом. Январь: «Транспорт»; *Беседы о видах и назначениях транспорта; *Построение транспорта по схемам; *Конструирование по замыслу; *Игры с моделями транспорта. * Запоминаем стихи: «LEGO» - руки развивает И мечтать нам не мешает. И скажу про «LEGO» я Это лучшая игра! Февраль: «Дикие животные»; *Беседа «Дикие животные»; *Конструирование макетов животных; *Игры с макетами животных; *Игра «Кто что умеет делать». Март: «Городской Пейзаж»; * Беседа «Многоэтажный городской дом»; * Рассматривание иллюстраций многоэтажных домов разных конструкций; * Рассматривание и обсуждение готовой конструкции многоэтажного дома, представленного педагогом; *Конструирование макетов домов по схемам; *Игры «Кто быстрее», «У кого выше»; *Выставка «LEGO- город».
Апрель: «Большая ферма»; * Беседы: «Что такое ферма?»; «Ферма и её обитатели»; * Рассматривание иллюстраций и картинок по теме; *Конструирование по схемам; *Игра «Найди такую же постройку, как на карточке»; *Совместное конструирование с родителями по собственному замыслу; *Выставка совместных работ; *Обыгрывание макетов. Май: «Калейдоскоп профессий»: *Знакомство с профессиями архитектор и инженер – конструктор (беседа, иллюстрации, просмотр видеороликов о людях данных профессий); *Создание схем постройки зданий; * Конструирование по собственным схемам; *Игра «Спрячем и найдем». Июнь: «Юные LEGO- техники»: *Семейные проектные работы; *Выставка проектных работ (ребенок экскурсовод – каждый ребенок рассказывает о семейном проекте). | |||||
2.7. | Основная проблема, обоснование актуальности, научной новизны и значимости проекта. | В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. Актуальность проекта. Актуальность LEGO -технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:
Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения. Новизна проекта: заключается в идее сделать LEGO- конструирование процессом направляемым на развитие логического мышления дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения. Теоретическая значимость состоит в том, что систематизированы и обобщены знания по проблеме формирования конструктивно – модельных и первоначальных технических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. | ||||
2.8. | Ожидаемые результаты проекта. | Решение поставленных в проекте задач позволит улучшить в детском саду условия для развития логического мышления детей, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства первоначальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности. Реализация целей и задач данного проекта позволит повысить интерес детей к выбору профессий инженерно технической направленности, актуальных для дальнейшего развития нашей страны и региона в частности. | ||||
2.9. | Требования к результатам и реализации, критерии их оценивания. | Критерии | Показатели | |||
Компетентность педагогов | - участие педагогов в инновационном проекте; - участие педагогов в проектировании и реализации проекта. | |||||
Компетентность родителей и установление партнерских отношений с дошкольной организацией в процессе разработки и реализации проекта. | - вовлечение семьи в образовательное пространство ДОУ; - участие родителей в развитии в конструктивной деятельности; - участие родителей в процессе проектирования. | |||||
Разработка критериально- диагностической базы с целью выявления уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. | - Высокий уровень развития логического мышления: дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и объяснять свое решение. - Средний уровень : дети, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, но допускают ошибки или затрудняются объяснить свой ответ. - Низкий уровень: дети, которые не умеют анализировать, сравнивать, обобщать и приходить к определенному выводу. | |||||
2.10. | Условия использования результатов реализации инновации. |
Для реализации II этапа проекта сформировать 2 группы по 10 детей 5-7 лет. Занятия проводятся 4 раза в неделю подгруппой по 10 человек, продолжительность 30 минут. | ||||
2.11. | Сроки осуществления замысла проекта | Этапы реализации. | Задачи этапов реализации. | Ожидаемые результаты. | ||
1 этап – (подготови-тельный ) разработка проекта. Сентябрь – Октябрь 20119 г. Ноябрь, 2019г. | Анализ нормативной базы проекта. Изучение возможностей внедрения LEGO- конструирования в образовательный процесс ДОУ. Анализ состояния специализированной образовательной среды начального технического творчества, выявление проблемы. Разработка инновационного проекта. Изучение возможности внедрения «начального технического творчества» в образовательный процесс. Анализ имеющихся условий, организация начального-материально- техническое обеспечения Центра. Утверждение проекта. Постановка цели, задач, разработка плана реализации проекта | Изучение и подбор нормативных документов. Утверждение плана. Формирование программы дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов Lego (с приложениями перспективного тематического планирование; ряда конспектов занятий). Организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра. | ||||
2 этап- практичес кий Декабрь- май 2020 г. | Создание ресурсной базы для работы с детьми по данному направлению. Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности Использование организационно-смысловых ресурсов развивающей образовательной среды. Организация форм работы с воспитанниками по техническому творчеству. Практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO - центра, подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности. Использование разнообразных форм в работе с родителями. Реализация детско-родительских проектов, проведение мастер-классов по работе с детьми | Организация Центра начального технического творчества в ДОУ, с использованием конструкторов Lego. Повышение эффективности работы по развитию конструктивных способностей. Повышение компетенции родителей в вопросах развития у детей интереса к техническому творчеству | ||||
3 этап- заключительный Июль- август 2020 г. | Проследить динамику уровня развития логического мышления! Проведение мероприятий для педагогов дошкольных образовательных организаций. Распространение опыта работы через профессиональные сайты сети Интернет. | Использование опыта МБДОУ «Белочка» в дошкольных образовательных организациях. |
Методика «Недостающие детали» (А. К. Болотовой).
Описание методики «Недостающие детали»
Цель: успешное решение теста зависит главным образом от развития логического мышления, а также сосредоточенности ребенка.
Руководство: тест содержит 15 рисунков предметов, у каждого предмета недостает какой-либо детали. Ребенок за 15 секунд должен заметить, какого элемента не хватает. Все предметы известны детям, однако последние из них построены так, что для решения требует логических умозаключений, знаний.
Инструкция перед началом эксперимента: «Я сейчас покажу тебе несколько картинок, в которых не хватает деталей. Я хочу, чтобы ты внимательно посмотрел на каждую и сказал мне, чего там не достает».
Условия проведения теста:
1. Каждую картинку нужно предъявлять с вопросом: «Чего же не достает на этой картинке?».
2. Можно помочь, если испытуемый не справляется с задачей на первой или второй картине.
3. На третьей не надо помогать!
4. Если указывается на какую-нибудь несущественную деталь, скажите: «Да, но какой более важной части здесь нет?».
Каждая картинка предъявляется 15 сек.
Выводы по эксперименту:
Ответ считается правильным, даже если испытуемый не знает правильного названия отсутствующей детали, но употребляет синонимы или правильно описывает ее.
Прекращение теста: 4 неправильных ответ подряд.
Подведение итогов: 1 очко за каждый правильный ответ, максимальная оценка 15 баллов.
Оценка результатов:
низкий уровень — 0-4 балла;
средний уровень — 5-9 баллов;
высокий уровень — 10-15 баллов.
Тестовый материал:
Картинка / Ответ
1. Расческа / Зуб
2. Стол / Ножка
3. Стол / Ухо
4. Девочка / Рот
5. Кошка / Усы
6. Дверь / Петля
7. Рука / Ноготь
8. Карта / Знак
9. Ножницы / Винт
10. Пальто / Петля
11. Рыба / Плавник
12. Винт / Прорезь
13. Муха / Усики
14. Петух / Шпора
15. Профиль лица / Бровь
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования
«Институт развития образования Забайкальского грая»
Факультет дошкольного и начального образования
Инновационный проект на тему:
«LEGO- конструирование как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
Исполнитель:
Анна Андреевна Большакова
МБДОУ д/с «Белочка», п. Калангуй
Воспитатель
Допущен к защите___________(подпись)
Декан ФДиНОО Храмцова Н.В.
«20» ноября 2018 г.
г. Чита, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...
ПРОЕКТ «Коми сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида» Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...
опыт работы на тему" Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города...
Доклад для воспитателей по теме: «Техническое конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Особый интерес у детей вызывает техническое конструирование....
«Конструирование, как средство игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста» самообразование
Существует несколько видов игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:- предметные, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, строительно-конструктивные.Одним из ...
Презентация "ТИКО-конструирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста" (часть 2)
Презентация разбита на 2 части, т.к. привышает 3 мб....