Рабочая программа оригами кружок "Бумажные фантазии"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Оригами - это искусство бумажной пластики. Оно появилось в Японии, хотя история его появления уходит в глубокую древность и связна с изготовлением самой бумаги. В то время бумагу делали ручным способом, и она была очень ценным материалом. Родина происхождения бумаги Китай, но первыми научились складывать из неё различные фигурки в Японии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оригами | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МАДОУ
«Детский сад «Одуванчик»
__________________Р.Г. Хайруллина
Рабочая программа кружка оригами для старшей группы
«Бумажные фантазии»
на 2020 – 2021 учебный год
Подготовила:
воспитатель
Хатхва Е.А.
г. Нефтекамск
2020
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образ но говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Закреплять знания детей по основным геометрическими понятиям: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. - Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка: беседа, рассказ, сказка; рассматривание иллюстраций; показ образца выполнения последовательности работы.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах: отбор содержания доступного детям 5-6 лет; постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью, индивидуального подхода к детям.
Режим работы: занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Длительность занятий 25 минут.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – составление альбома лучших работ, проведение выставок детских работ.
Оценка результативности: в качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Задачи I года работы кружка (старшая группа)
- Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
- Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.
- Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»
- Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
- Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.
- Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
- Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.
- Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.
Ожидаемые результаты к концу I года обучения. Дети могут:
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
- по образцу изготавливать несложные поделки.
- знать и называть геометрические фигуры;
- ориентироваться на листе бумаги;
- уметь намечать линии;
- тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
2. Способы и направления поддержки детской инициативы
Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:
∙создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
∙создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей
∙недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель —создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в
жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия с семьей:
-изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
-знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом
воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и
общественном воспитании дошкольников;
-информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
-создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
-привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, обла
сти);
-поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к
разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.
Формы информационного взаимодействия с родителями (законными
представителями) по основным линиям развития ребенка.
Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ оригами
последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
3. План занятий кружка на 2020-2021 учебный год
ОКТЯБРЬ
Тема | Задачи | Материал |
Знакомство с искусством оригами | Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется) Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. | 1.Иллюстрации с изображением различных фигурок, выполненных в технике оригами. 2.Цветная бумага различных цветов. |
Превращения квадратика | Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) |
«Дом» | Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом. | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. |
«Для чего нужна дверь?» | Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик. | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Клей, кисти, клеёнка, тряпочки. 4.Готовый образец. |
НОЯБРЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Гриб» | Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь». | 1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 2.Готовый образец.
|
«Веер» | Складывание бумаги гармошкой | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2. Цветная бумага |
«Кот» | Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка». Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта. | 1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. 3.Карандаши, фломастеры. |
«Стакан» | Отработка складывания базовой формы «треугольник». Беседа о посуде и ее назначении. Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник». | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. |
ДЕКАБРЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Письмо Дед Морозу» | Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат по диагонали. Сложить уголка квадрата к центру, создавая конверт. Складывая два угла к центру, получить форму «конфетки», положить её в конверт. | 1.Бумага 2. Клей ПВА |
«Елочная игрушка» | Складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма. | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная бумага 3. Клей ПВА, кисти |
«Новогодняя елочка» | Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество. Украшение ёлочки. | 1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15, 10х10 и 8х8) 2.Готовый образец. 3.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. 4. Готовые элементы для украшения (кружочки, звездочки) |
«Дед Мороз» | Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность. | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. 4. Карандаши, фломастеры. |
ЯНВАРЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Лисичка-сестричка» | Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей» Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос. | 1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. 3.Карандаши, фломастеры.
|
«Домики для лисы и зайца» | Учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию. | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15 и 10х10) 3.Готовый образец. 4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Собачки» | Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.) | 1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15 и 10х10) 2.Готовый образец. 3.Карандаши, фломастеры.
|
ФЕВРАЛЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Зайка беленький» | 1. Развивать моторику рук. 2.Воспитывать аккуратность и внимание. 3.Закрепить базовую форму воздушный змей. 4.Закрепить практическими действиями знание графических символов. | 1.Цветной картон. 2.Белая бумага. 3.Клей, кисти, клеёнки, тряпочки. 4.Карандаши, фломастеры. 5.Готовый образец. |
«Поздравительная открытка к 23 февраля «ЛОДОЧКА» | Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх. | 1.Цветная двусторонняя бумага. (Прямоугольные листы 20х15) 2.Цветной картон формата А4. 3.Готовый образец. 4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Гномик» | Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы. | 1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 10х10 и 8х8) 2.Готовый образец. 3.Карандаши, фломастеры. |
«Самолет» | Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны | 1. Белая бумага |
МАРТ
Тема | Задачи | Материал |
«Мамин праздник» (поздравительная открытка к 8 Марта) | Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей. Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок. | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10) 3.Цветной картон формата А4. 4.Готовый образец. 5.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Стул» | Отработка складывания базовой формы «блин». Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин». | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. |
«Корона» | Познакомить с базовой формой «блин». Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону. | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. |
«Весна красна» | Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию. | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10) 2.Готовый образец. 3.Цветной картон формата А4. 4.Готовый образец. 5.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
АПРЕЛЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Ракета» | Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны. | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. |
«Сова» | Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию. | 1. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10) 3.Готовый образец. 4.Заготовки для глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Серая шейка» | Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать глаза и клюв. | 1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. 4.Карандаши, фломастеры. |
«Жар птица» | Складывание утки с небольшими изменениями. Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму. | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты15х15) 2.Готовый образец. 3.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки, цветная бумага для аппликативного украшения. |
МАЙ
Тема | Задачи | Материал |
«Рыбка» | Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. 4.Заготовки глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Космос» | Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник». Вызвать у детей желание передать красоту космического пространства. Упражнять детей в составлении изображения. Развивать конструктивные способности. | 1.Картон синего цвета 2. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10) 3.Готовый образец. 4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. 5.Набор готовых звёздочек. |
Грачи прилетели | Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. 4.Заготовки глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
Итоговое занятие | Оформление альбома лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников. | Альбом, поделки в технике оригами, клей. |
4. Список литературы
1. Т.И. Тарабарина - Оригами и развитие ребенка.
2. Сержантова Т. А. «365 моделей оригами»
3. Василенко М.Ю. Оригами и рисование для дошкольников: Дополнительные программы.-М.:ТЦ Сфера, 2018.-128 с.
4. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая
деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет/ Волгоград, 2014.-95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"
- укрепить чувство уверенности в своих творческих способностях, преодолеть робость, чувство страха перед чистым листом бумаги; - совершенствование техники владения кистью в пределах традици...
Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"
Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...
Рабочая программа кружка "Пластилиновая фантазия"
Данная программа представлена совместно с перспективным планированием. Целью программы является раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых ...
Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"
Цель кружка: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.Основные задачи:формирование умения пе...
рабочая программа кружка "Страна фантазии"
Рабочая программа кружковой деятельности (художественно-эстетическому развитию) "Страна фантазии"...
Рабочая программа кружка "Страна Фантазия"
Рабочая программа кружковой деятельности (художественно-эстетическому развитию) "Страна Фантазия"...
Рабочая программа кружка "Цветная фантазия". Средняя группа.
Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество з...