Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
- укрепить чувство уверенности в своих творческих способностях, преодолеть робость, чувство страха перед чистым листом бумаги;
- совершенствование техники владения кистью в пределах традиционной техники рисования;
- овладение некоторыми техниками нетрадиционного рисования;
- развивать художественное воображение, фантазию, творческие способности, проектное мышление;
- совершенствование владения широким спектром традиционных и нетрадиционных изобразительных средств рисования;
- самостоятельный выбор и подготовка изобразительной основы для рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tsvetnaya_fantaziya.docx | 51.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Цветная фантазия»
Для детей старшего дошкольного возраста
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: художественно-эстетическое развитие
Составитель: воспитатель
Каретникова Елена Валериевна
Пояснительная записка
Почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, биологов, психологов, педагогов. Педагоги продолжают обсуждать проблемы руководства детским рисованием и искать оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, вышедшей в 2004 г.(1), на первый план выдвигаются задачи формирования духовно-нравственных ценностей. И это очень важно: именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Формирование личности, особенно творческой, не может осуществляться без такого важного компонента, как изобразительное искусство. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и традиции родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения.Хотя детский рисунок направляется внутренним импульсом, он также зависит от особенностей детского восприятия, что и приводит в конце концов к правильному изображению предмета. Детский рисунок своеобразен. Ребенок внедряет в него опыт зрительного восприятия и вообще все, что он усвоил, действуя с предметами. Поэтому среди детских работ можно встретить рисунки, изображающие запах, процесс движения, рисунки-схемы.Общий ход развития детского рисования можно представить следующим образом. Черкание карандашом по бумаге первоначально - одно из проявлений общей ориентировочно-исследовательской активности ребенка, формирующейся в процессе элементарных действий с предметами и общения с взрослыми людьми. Однако благодаря свойству карандаша оставлять следы эта ориентировочная активность вскоре приобретает специфический характер: она направлена на выяснение возможности получения разнообразных штрихов и заполнения пространства листа бумаги. Кульминационный момент - возникновение намеренного повторения случайно полученной конфигурации - указывает на формирование нового типа ориентировки - ориентировки на форму графического следа. Ребенок начинает овладевать знаковой деятельностью, одной из наиболее фундаментальных человеческих психических способностей. Несомненно, это приводит к перестройке рисования, превращению его в изобразительную деятельность, и оно само совершенствуется в ходе этой деятельности.
Уже на самых ранних этапах рисования графические знаки ребенка от двух до четырех лет не могут интерпретироваться как сугубо индивидуальные знаки. Они в большом числе случаев узнаются другими детьми одной культурной среды как изображения именно тех предметов, которые хотел передать маленький рисовальщик, что обусловлено всеобщими особенностями развития у детей восприятия и представления. Примерно с пяти лет начинается новый этап в развитии детского рисования, знаменующийся быстрым процессом в усвоении эстетических и нравственных критериев, характеризующих культуру данного общества, ростом выразительности рисунка за счет овладения средствами передачи отношения к изображаемому. На этом этапе рисование все больше отражает многообразный опыт общения ребенка с окружающим миром, детские рисунки начинают выражать сплав разных составляющих этого опыта. Вместе с тем все большее значение в изобразительной деятельности приобретает усвоение собственно изобразительных форм. В ней возникают элементы художественного творчества, характеризующегося созданием и воплощением замысла, в котором не только представлено известное содержание, но и использованы изобразительные средства, позволяющие передать это содержание с максимальной выразительностью.
Как известно, ребенок может нарисовать дом и все, что находится внутри дома, игнорируя непрозрачность его стен. Однако он знает также, что стены в домах не прозрачные и нельзя увидеть, что происходит в доме. В действительности ребенок соединяет в одном рисунке несколько. Эта особенность детского рисования объясняется слабостью способности детей к синтезу. Ребенок так воспринимает предмет, что не может объединить его части в целое в одном акте восприятия. Следовательно, в детском рисунке мы видим передачу одного и того же объекта в нескольких актах восприятия. Так ребенок рисует трехгранную пирамиду как три или четыре треугольника, механически соединенные друг с другом. Подобный рисунок еще не доказывает, что ребенок именно так воспринимает пирамиду. Когда-то он пирамиду воспринимал как один треугольник, а не несколько. Но теперь он не удовлетворяется одним треугольником, ибо его восприятие уже расчленено.
Понимание пропорции отсутствует в детском рисунке. Так, человек может быть изображен выше двухэтажного дома или башни, а лошадь при этом доходить до пояса человека. Ребенок не начинает с частей и не идет от них к целому, а наоборот. От изображения целого он постепенно переходит к изображению частей. Поэтому в детском рисунке происходит актуализация примитивного восприятия.
Основной вопрос, который стоит перед исследователями: в какой мере и какими путями у ребенка можно сформировать в процессе обучения рисованию те свойства восприятия и представлений, которые обеспечивают развитие рисования в направлении художественного реализма? Одни подчеркивают значение образного познания и выдвигают задачу развития наблюдательности в процессе руководства изобразительной деятельностью дошкольников. Другие указывают на улучшение изображений в детских рисунках с помощью организации дополнительного восприятия объектов изображения. Сначала детямпредоставляется возможность рисовать по представлению тот или иной предмет. После того как ребенок оканчивал рисунок, ему указывали на недочеты изображения и предлагали сравнить реальный предмет со своим рисунком. После выяснения каждого отдельного недостатка рисунка и показа недостающих в рисунке деталей на натуре детям предлагали выполнить второй рисунок. Точно так же дети выполняли третий, а иногда и четвертый рисунок. Практика показала, что у всех без исключения детей изображения стали более реалистичными.
Н.П.Сакулина [2] на основе результатов исследований ведущее значение придает выделению формы как свойства, вычленяющего предмет из окружающей среды. Обучение рисованию по ее методике включает в себя ознакомление детей с основными разновидностями геометрических фигур, которое помогает детям определять форму реальных предметов и их частей. Вначале выделялась форма основной части, затем форма и относительная величина более мелких частей, наконец воспринимался предмет в целом. В процессе вычленения формы частей вводился прием обведения пальцем контура с прослеживанием движения взглядом.
Таким образом, в основе развития восприятия лежит формирование у детей специфических действий, направленных на обследование предметов и явлений действительности. В процессе этих специфических действий производится сопоставление, сличение свойств обследуемого предмета с эталонами - типичными разновидностями свойств, которые служат образцами, мерками, позволяющими ребенку выделить и зафиксировать особенности данного предмета. Эти эталоны не создаются детьми самостоятельно. Они являются продуктом социального опыта и усваиваются в ходе индивидуального развития под влиянием целенаправленного или стихийного обучения.
Изобразительная деятельность ребенка не выражает только сложившиеся формы восприятия, но и ставит перед ним новые задачи и способствует формированию новых, более совершенных типов специфических действий. Именно в этом заключается психологический механизм влияния овладения рисованием на развитие восприятия.
Выразительные средства ребенок отыскивает в процессе развития доизобразительного и собственно изобразительного опыта. Получив возможность рисовать карандашами, фломастерами, мелками или красками, ребенок с радостью взирает на выходящие из-под его руки каракули. Очень скоро он начинает замечать, что различные орудия рисования оставляют различные следы на бумаге: карандаш - вибрирующую, изменяющуюся под его рукой линию; фломастер - ровную, однообразную, густую и достаточно толстую линию; кисть запечатлевает на бумаге широкие полосы и цветовые пятна. Ребенок начинает ориентироваться в том, какие выразительные средства можно извлечь из того или иного орудия рисования.
Многие дети пользуются тщательностью проведения изображающей линии как средством для выражения отношения к изображаемому объекту. Это хорошо демонстрируется ими в случае, когда предлагается нарисовать самое красивое и самое некрасивое. Красивое прорисовывается со всем старанием, которое доступно ребенку, возможно сложной линией, меняющей на своем протяжении толщину в зависимости от изобразительной необходимости. Именно линией придается изображению мягкая грация и изящество. Не красивое изображается нарочито небрежно, более примитивной техникой.
С того времени, когда дети начинают изображать предметы, цвет ими также используется как выразительное средство. В три - четыре года красивое изображается яркими, чистыми красками. Преимущество отдается желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. Если ребенок пользуется цветной бумагой, то он рисует на ней чаще всего белой или любой светлой краской. Нередко дети выбирают для раскрашивания изображенного предмета цвета, не соответствующие натуре. «Неподражательный» цвет, которым раскрашивается красивое, часто бывает излюбленным цветом юного рисовальщика. Иногда изображенный предмет раскрашивается сразу несколькими яркими красками.
Специальным выразительным средством в детском рисовании становится орнаментального вида графические и живописные построения, которые привлекательны для ребенка ритмичностью исполнения и выраженной симметричностью. Такого рода построениями дети выражают свое положительное отношение к нарисованному.
Особое место среди выразительных средств занимает гиперболизация качеств или отдельных элементов изображения с целью усиления впечатления. Так, чтобы показать плачущего, ребенок изображает поток слез, а если замарашку, то это будет невиданное количество грязи.
Итак, если обобщить все сказанное выше, можно отметить, что на первых этапах изобразительной деятельности в качестве средств, выражающих отношение к нарисованному, дети используют линию, цвет, орнамент, гиперболизацию и символы. Однако в самостоятельном постижении изобразительных средств много случайного, даже хаотичного. Самостоятельный путь ребенка в поиске выразительных средств малоэффективен потому, что поиск проходит путем проб и ошибок.
На занятиях по изобразительной деятельности традиционная методика исходит из того, что ребенок должен приобрести прежде всего навыки владения кистью, красками и т.д. При таком подходе внимание ребенка сосредоточено на технике, а чувства, эмоции становятся второстепенными. Эмоции же, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, его индивидуальность. Ребенок должен получать удовольствие от работы с кистью и красками, получать наслаждение от рисования. У малышей следует развивать чувство прекрасного, умение понимать, что есть красота и научить выражать себя в изобразительной деятельности. При этом следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием самого ребенка в созидании красоты, то, как считают психологи, в ребенке формируется «инфантильная восторженность». Поэтому на занятиях кружка «Цветная фантазия» особенно большое внимание уделяется рисованию с натуры или по памяти. В качестве натуры используются объекты живой природы, поскольку природа всегда гармонична и в форме и в цвете, и при каждом соприкосновении с природой ребенок все глубже проникается этой завораживающей гармонией, лучше видит и понимает ее красоту. Используемые объекты природы, как правило, находятся в постоянном окружении детей (комнатные цветы или композиции из живых цветов, рыбки в аквариуме, клумба на прогулочном участке, голубые ели и т.д.). Этим выбором натуры лишний раз показывается, что природа всегда прекрасна и совершенна вне зависимости от места ее восприятия. В качестве предварительной работы организуются неоднократные наблюдения и восприятия кусочков природы, причем не только зрительные. Важно, чтобы наблюдение не было пассивным. Оно должно быть активным. Если на занятии по рисованию предстоит изображать жучков в травке, то в начале прогулки дети ищут «божью коровку» (или других насекомых), пробуют «поздороваться» с ней: каждую ножку бережно трогают каждым пальчиком и выясняют, что пальчиков на одной руке не хватило, нужен еще один. Выяснив, что ножек у жучка шесть, детям предлагается мысленно представить его на именинах у Мухи-Цокотухи и каждому ребенку самому определить, будут ли у гостя две ножки в сапожках и четыре ручки в перчатках или наоборот. Потом обязательно дети ищут «божьей коровке» сестренок и братишек, обращают внимание, где их больше: на цветах или в травке и какой формы листья у этой травы. Далее предлагается подумать, чем же эта травка так хороша, потрогать ее, понюхать, обвести пальчиком края - не острые ли. После того как все семейство жучков аккуратно посажено на отдельное растение, прогулка проходит своим чередом, но в конце ее детям предлагается еще раз посмотреть, как поживают их новые «знакомые», и попрощаться с ними, бережно погладив их по гладкой спинке. На следующий день утром в дидактической игре «Кто на что похож?» обязательно задаются вопросы о «божьей коровке». Ответы могут быть разнообразными, но общими усилиями делается вывод, что она похожа на маленькую капельку крови или яркий красный огонечек, значит и раскрашивать ее нужно яркой красной краской ровно, без белых пробелов. Во второй половине дня детям предлагается сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мухи-Цокотухи», в ходе которой можно еще раз вспомнить, а главное наглядно изобразить с помощью бумаги и других подручных средств все то, что дети должны отразить в своих рисунках. Аналогичный подход и к другим объектам натуры. Если рисуем березу, то «лечим» ее, как доктор Айболит: каждый ребенок обнимает ствол дерева руками, закрывает глаза и вслушивается в свои ощущения: о чем шепчет береза своими листочками (она простудилась, ей скучно, хочет пить и т.д.). Потом дети гладят кору руками, определяют, гладкая она или шершавая, какой формы черные пятна на коре и на что они похожи. Далее ищем повреждения на стволе, неправильно растущие ветки или поросль и решаем вместе: что мы сможем удалить самостоятельно, а для чего нам понадобится помощь родителей. Если секатором и пилой работают взрослые, то малыши с огромным удовольствием аккуратно замазывают краской получившиеся спилы, а удалить совочком какой-нибудь ненужный нарост на коре получает право тот ребенок, который заметит на березе сережки. Кроме развития наблюдательности и восприятия, тактильной памяти и умения слушать тишину такая предварительная работа помогает ребенку развить интерес к познанию окружающего мира и выработать «язык» общения с природой, который может быть только языком понимания, помощи и любви.
На занятиях кружка «Цветная фантазия» всегда легко создать игровой момент - игру в настоящих художников. Можно использовать терминологию «писать» кистью пейзаж или натюрморт, взять палитру, закрепить холст и др., а дети старшей или подготовительной групп по желанию могут в нижнем углу своей картины поставить свой автограф. На таких занятиях всегда стараюсь показать детям репродукции картин русских художников соответственно теме занятия, а по его окончании устроить выставочную галерею произведений юных дарований. Рамы для детских рисунков подготавливаются заранее на занятиях аппликацией или ручным трудом.
Обязательно на занятиях по изобразительной деятельности читается много стихов не только детских писателей, но и классиков русской поэзии, особенно С.Есенина, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина и т.д. Считаю, что образы березки в зеленом сарафане, спящего ковыля на дорогой равнине или ночующей на груди угрюмого утеса золотой тучки должны идти с ребенком по жизни с самого раннего детства. В этой связи прошу родителей больше читать детям стихотворений и заучивать их наизусть, посещать театральные представления и выставки картин в музеях или галереях, потому что само нахождение ребенка в атмосфере собраний лучших образцов отечественной культуры может стать хорошим толчком в формировании гармоничной творческой личности.
Очень важным моментом на занятиях по изобразительной деятельности считаю воспроизведение отрывков из классических музыкальных произведений как отечественных, так и зарубежных композиторов, особенно П.И.Чайковского, И.С. Баха и В.А.Моцарта, поскольку их музыка не только очень образна и выразительна, но есть выражение самой гармонии и красоты. Такая музыка помогает ребенку забыть об отвлекающих его мыслях, успокоиться, настроиться на нужный лад.
Большую радость и огромное удовольствие доставляет детям рисование нетрадиционными способами и оригинальными техниками (3). Такое рисование дает малышам множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, позволяет легко применять такое выразительное средство детского рисунка как изменяющаяся толщина и форма линии. На занятиях кружка дети рисуют не только солью, мыльными пузырями, свечкой или зубной щеткой, но и птичьими перьями передаем легкость и воздушность облаков, канцелярским «штрихом» изображаем снежные покрывала на земле и деревьях, ватной палочкой создаем фактуру птичьего оперения или шерстки животного, йодом рисуем бурую тину, а зеленкой - леченые раны пациентов доктора Айболита и т.д. Но поистине безграничный простор для детской фантазии открывает способ рисования печатанием различными предметами, поэтому всем выше перечисленным методам я предпочитаю именно этот. Именно способ печатания различными предметами помогает ребенку преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится и получится красиво.
Другое достоинство этого метода - быстрота получения изображения - позволяет сочетать традиционную и нетрадиционную техники рисования. В этом случае большую часть времени занятия ребенок может посвятить традиционному прописыванию кистью другого предмета. Например, на рисунке «Букет астр» это ваза, написанная с натуры, в то время как изображения самих цветов можно получить очень быстро печатанием цветами различных сортов бархотки. Либо юный художник может посвятить это время совершенствованию композиции одного рисунка или выполнить несколько работ с разным композиционным решением. Последнее очень важно при использовании такого выразительного средства детского рисунка как орнамент. Методом печатания мелкими предметами можно легко сделать рамку для своего рисунка прямо на занятии. Поэтому на занятиях кружка я всегда наряду с кистями и красками раскладываю на столах дополнительные предметы, пригодные для печатания.
Предметы для печатания также находятся в окружающей среде: сосновые и еловые шишки, колоски, семена репейника, цветы ромашки и пижмы, косточки персика, различные орехи, листья трав и деревьев и многое другое. Рисунки, выполненные с использованием метода печатания, действительно получаются красивыми, даже у детей с малым опытом изобразительного творчества. А когда ребенок видит, какую красоту он может создавать сам своими руками, то кроме чувства удовольствия и наслаждения он испытывает чувство уверенности в себе и в своих способностях, что в свою очередь является прекрасным стимулом для дальнейшего совершенствования его творческой личности. Поскольку большинство природных предметов для печатания можно найти в летние месяцы, когда дети большую часть времени проводят на свежем воздухе (и в детском саду и вне его), то они устраивают между собой соревнование: кто найдет новый оригинальный и еще не использованный ими предмет. В это соревнование вовлекаются родители малышей, их сестры и братья школьного возраста и все, кто бывает с ними на даче или в лесу. Мне остается только смотреть на это с большим удовольствием, продолжать дерзать, фантазировать и радоваться процессу творчества и единения со своими воспитанниками.
Изучение рисунков ребенка убеждает нас в том, что ребенок в своих рисунках изображает всю действительность, какой он ее представляет, т. е. то, что видит, знает, чувствует. И передает он в изображении те черты и свойства предметов, которые его почему-либо наиболее привлекают и которые он по-своему умеет передать. В детский рисунок внедряются разные формы социального опыта, которые ребенок получает в процессе действий с предметами: при их зрительном восприятии, в самой графической деятельности и при обучении со стороны взрослых. Необходимо только сделать процесс обучения творчеством, мотивируемым педагогом, который акцентирует внимание ребенка на ощущениях, эмоциях, чувствах и т. п., помогает ему понять, что есть красота и гармония.
Цель работы кружка «Цветная фантазия»: развитие чувства прекрасного у дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
- укрепить чувство уверенности в своих творческих способностях, преодолеть робость, чувство страха перед чистым листом бумаги;
- совершенствование техники владения кистью в пределах традиционной техники рисования;
- овладение некоторыми техниками нетрадиционного рисования;
- развивать художественное воображение, фантазию, творческие способности, проектное мышление;
- совершенствование владения широким спектром традиционных и нетрадиционных изобразительных средств рисования;
- самостоятельный выбор и подготовка изобразительной основы для рисования.
Перспективный план кружка «Цветная фантазия»
Месяц | Тема | Цель | Материалы |
Сентябрь | Фантазирование по замыслу «Путаница-перепутаница» Рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры) | Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение рисующей руки. Развитие творческого воображения и чувства юмора. Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половины яблока (срез) цветными карандашами. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать художественный вкус. | Бумага белая и светло-голубого цвета разного формата, краски, цветные карандаши, фломастеры, кисти, салфетки Бумага белая, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, яблоко на тарелке, цветные карандаши |
Октябрь | «Ягода – рябина» «Осенний пейзаж» | Рисование веточки рябины. Учить использовать палитру для составления красно-оранжевого цвета. Учить создавать осенний пейзаж в технике монотипии | Букет из веток рябины, палитры, гуашь, бумага пастельных тонов, кисти, салфетки, баночки с водой Репродукции картин, календари с изображением осенней природы, отражающейся в воде. Тонированная бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой |
Ноябрь | Рисование «Скатерти- самобранки» гжельской росписью Рисование гжельского полотенца | Учить простейшему виду растительного орнамента «Сеточка». Учить технике «мазок», традиционному изображению цветка. Способствовать формированию новых мотивов деятельности Учить простейшему виду растительного орнамента «капелька». Учить составлять узор. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность | Образцы гжельской росписи, гуашь, бумага белая, кисти, салфетки, баночки с водой |
Декабрь | Рисование русской матрешки Графический дизайн. Дизайн новогодних коробок | Познакомить с русской народной игрушкой – матрешкой, с процессом ее изготовления. Учить «одевать» матрешку в пестрый сарафан и цветастый платок, прорисовывать лицо Познакомить с работой дизайнера. Развивать художественное воображение, проектное мышление. Учить конструировать по замыслу и украшать изделия | Матрешки разных видов, гуашевые краски, бумага пастельных тонов, кисти, салфетки, баночки с водой Цветная бумага, рекламные издания, образцы коробок, лекала, ножницы, степлер, скотч, клеящие карандаши |
Январь | Законы мастерицы Перспективы | Учить изображать глубину пространства Учить выполнять тоновую растяжку | Листы бумаги белого цвета, акварельные краски, кисти, салфетки, баночки с водой |
Февраль | Законы мастерицы Цветоведенки | Учить различать основные и дополнительные цвета Учить использовать контрастные пары цветов для усиления выразительности рисунка | Листы бумаги белого цвета, акварельные краски, кисти, салфетки, баночки с водой |
Март | Рисование настроения | Учить различать колорит, теплые и холодные тона Учить различать основные и составные цвета. Учить смешивать три краски (синюю, желтую, красную) и одну из них с белой или черной. Развивать воображение и образное мышление | Листы бумаги белого цвета, акварельные краски, кисти, салфетки, баночки с водой, палитры, материалы для печатания |
Апрель | Законы мастерицы Композиции | Учить элементарным правилам расположения изображения на листе бумаги, видеть равновесие пятен в рисунке Учить правильно подбирать формат работы. Дать понятие об эскизе | Листы бумаги разных пастельных тонов, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитры, материалы для печатания |
Май | «Девочка – весна» День рождения домовенка Кузи | Учить рисовать весенний пейзаж, используя технику рисования по сырому и высохшему фону Учить рисовать по воображению после прослушивания инструментальной музыки, используя все, приобретенные навыки и знания по изобразительной деятельности | Листы бумаги белого цвета, акварельные краски, кисти, салфетки, баночки с водой, палитры, материалы для печатания |
Методика обследования работы кружка «Цветная фантазия» для детей старшего дошкольного возраста
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы, заключает в себе и огромный потенциал для появления и проявления положительного эмоционального отношения детей к ее явлениям, а значит и повышенную личностно-значимую мотивацию для занятий. Поэтому темы занятий, которые я выбираю для определения уровня сформированности умений и навыков детей по изобразительной деятельности (рисованию), обязательно предполагают изображения либо каких-то объектов соответствующих экологических троп («Осенняя клумба», «Мы на луг ходили…»), либо экосистем («В парке осень тонкой кистью перекрашивает листья», «На опушке леса», «Лягушонок и водяная лилия»), либо отдыха на природе («Качели-карусели», «Улетает наше лето…»). Перечисленные выше темы позволяют провести оценку предметного рисования, композиционных умений, навыков владения карандашами и кистью, умений пользоваться различными изобразительными средствами, смешивать цвета и получать их оттенки. Занятие «Качели - карусели» (детская площадка) позволяет оценить и навыки декоративного рисования, так как мотивы народных росписей можно использовать при изображении лавочек, столов, боковых стенок песочниц, одежды детей и т.д. В других случаях обследование декоративного рисования проводится мною по темам «Сказочный дом» и «Волшебная страна». В качестве дополнительной мотивации к рисованию я предлагаю либо известные детям, но малоиспользуемые ими способы получения изображения, либо новые для них оригинальные техники (печатание различными природными материалами, использование кисти для клея с жестким ворсом при изображении листвы деревьев или кустарников на удаленном заднем плане рисунка).
В группах, где много способных детей часто использую для обследования сюжетное рисование по замыслу «Улетает наше лето» [7]. Перед детьми ставятся задачи: создать условия для отражения в рисунке впечатлений о летнем отдыхе на морском побережье или берегу реки. Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности по критериям программы [1], указанным в диагностической карте.
Перед занятием кружка дети рассматривали семейные фотографии о летнем отдыхе. После прочтения стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето» я предлагаю детям составить на память о лете альбом «фотографий» не настоящих, а нарисованных. В связи со спецификой работы родителей большинство детей бывало летом на Черном море, поэтому им я предлагаю вместо линии горизонта разделить лист береговой линией моря, причем либо горизонтальной, либо по наклонной дуге. Другие дети по желанию изображают отдых на песчаном пляже реки и, соответственно, им предлагается разделить лист береговой линией реки и рисовать реку либо на переднем, либо на заднем плане. Выполнение замысла делится на два занятия. В течение первого дети занимаются сюжетосложением и композицией: рисуют контуры изображений либо простыми карандашами, либо цветными, если изображение не вызывает у них затруднений. Далее используется (после показа) новый способ создания песчаного берега: быстро намазать клеем все свободное от изображений пространство берега и плашмя положить лист бумаги рабочей стороной вниз в ящики с манной крупой. Перед тем, как перевернуть рисунок обратно нужно слегка похлопать по нему, стряхнув лишнее. На втором занятии дети раскрашивают свои рисунки цветными карандашами, гуашевыми красками или акварелью. Обычно я предлагаю несколько объектов на выбор (зонты от солнца, надувные матрасы или мячи, детали одежды и т.д.) украсить декоративными узорами по мотивам любых двух или более известных народных росписей, отразить колорит морской или речной воды при ярком солнечном свете. Дети, быстро справившиеся с заданием, помогают мне с оформлением обложки альбома.
Предметное рисование оценивается на 3 балла, если правильно были переданы форма, величина (с учетом перспективы) и пропорции всех предметов; на 2 балла, если отмеченные недостатки были исправлены ребенком после моих словесных указаний; на 1 балл, если недостатки были исправлены после моего показа на отдельном листе бумаги. Декоративное рисование оценивается на 3 балла, если использовались мотивы двух видов народной росписи и хотя бы один геометрический или растительный орнамент; на 2 балла, если использовались мотивы одного вида народной росписи и хотя бы один простой орнамент; на 1 балл, если использовались мотивы дымковской росписи или были использованы после показа воспитателя. Владение карандашами оценивается на 3 балла, если линии простого карандаша не бросаются в глаза при рассматривании рисунка, а раскрашивание цветными карандашами выполнено без выходов за пределы контура; на 2 балла, если отмеченные недостатки были исправлены после словесных указаний; на 1 балл, если ребенок испытывал затруднения после показа. Владение кистью оценивается на 3 балла, если продемонстрировано аккуратное рисование всем ворсом кисти и концом кисти; на 2 балла, если рисование концом кисти уступает по качеству рисованию всем ее ворсом; на 1 балл, если раскрашивание выполнено неаккуратно, видны выходы за контуры изображений, отсутствует тонкая прорисовка. При различных навыках владения карандашом и кистью в диагностической карте указывается более низкая оценка. Композиционные умения оцениваются на 3 балла, если изображение заполняет всю площадь листа, переданы движения персонажей и структура объединения самих персонажей гармонична; на 2 балла, если имеющиеся недостатки были исправлены после словесных указаний; на 1 балл, если недостатки исправлялись после показа воспитателя. Умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков оценивается на 3 балла, если было продемонстрировано 3-5 новых цветов и оттенков; на 2 балла, если 2-3 цвета; на 1 балл, если смешение красок вызывало затруднения без показа. Умение анализировать готовые работы оценивается на 3 балла, если ребенок мог выбрать наиболее удачные работы своих товарищей (объяснить, почему), указать недостатки менее удачных работ и критически отнестись к своей работе; на 2 балла, если такой анализ ребенок мог провести после одного, двух наводящих вопросов; на 1 балл, если такой анализ выполнялся ребенком после нескольких наводящих вопросов.
Литература
1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2004.
2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982.
3. Ильина А.. Рисование нетрадиционными способами. Дошкольное воспитание, 2004, №2.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982.
5. Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа): Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Васильевой М.А.. М.: Просвещение, 1988.
6. 100 000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.A.. М.: OJIMA Медиа Групп, 2006.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
Карта обследования по кружку «Цветная фантазия»
№ | Ф.И. ребенка | Умение передавать форму величину и пропорцию предметов | Умение использовать в рисунке элементов народных росписей | Умение владения цветными карандашами и красками | Умение располагать изображение композиционно | Умение смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков | Умение анализировать работу | Итого |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 | ||||||||
Высокий уровень (%) | ||||||||
Средний уровень (%) | ||||||||
Низкий уровень (%) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.
Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...
Рабочая программа "Пластилиновая фантазия"
Программа создана с целью развития ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии....
Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"
программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...
Рабочая программа «Разноцветные фантазии (бисероплетение)» (средняя группа)
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают...
Рабочая программа «Разноцветные фантазии (бисероплетение)» (старшая и подготовительная группа)
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.Делая что-то своими руками, дети разви...
Рабочая программа кружка "Фантазия"
Кружок «Фантазия» рассчитан на детей дошкольного возраста 5 - 7 лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использова...