Рабочая программа кружка "Цветная фантазия". Средняя группа.
рабочая программа (средняя группа)
Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога - оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на НОД рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progrmma_kruzhka_18-19.docx | 99.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №5 «Радуга»
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете №1 Заведующий МБДОУ
от 31.08.2018 год детский сад № 5«Радуга»
_______________/КуртасоваЕ.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Средняя группа «А»
«Солнышко»
Воспитатель: Рыжкова Т.В.
2018-2019 учебный год
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Целевой раздел.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога - оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на НОД рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и взрослым, разработала программу для средней группы, которая направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников. Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Формирование творческого мышления - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Вот поэтому была разработана программа кружка «Цветная фантазия», где дети занимаются различными видами продуктивной деятельности.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основе программы кружковой работы «Цветная фантазия» лежит парциальная «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
Актуальность.
Дети - прирожденные художники, ученые, изобретатели - видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.
Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст. 2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности. Принцип ФГОС ДО гласит «о самоценности дошкольного детства, как важного этапа общего развития человека». Исходя из этого, дошкольный период - это время всестороннего развития и закладывание в личность ребенка все самое ценное и необходимое для успешной социализации дошкольников. Одним из условий ФГОС ДО, является поддержка индивидуальности и творческой инициативы ребенка. По ФГОС ДО, весь педагогический процесс взаимодействия детей и взрослого основан на учете индивидуальных особенностей и интересов детей.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Практическая значимость программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Эстетическое воспитание сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование, знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Программа дополнительного образования кружка «Цветная фантазия» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - художественно-эстетической.
Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУ с применением источников, приведённых в списке литературы.
Отличительной особенностью программы является использование нестандартных техник и материалов на занятии, таких как: использование ватных палочек, ладошек, пальчиков, штампов, тычком, в лепке из пластилина и соленого теста, использование разнообразного природного материала, например: плоды деревьев, нити, крупы, ватные палочки и диски, капсулы от киндер-сюрпризов и прочий материал, используемый в быту.
Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у воспитанников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов.
На НОД в кружке «Цветная фантазия» могут заниматься дети разного уровня подготовки, владеющие разными навыками к продуктивной деятельности. На НОД стараюсь создать условия для самостоятельного художественного творчества, помогаю проявлять и реализовывать творческие способности каждого ребенка.
Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Целью программы является: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.
Обучающие:
- Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск пароллоном, зубной пастой, манкой, крупами, смятой бумагой, ватными палочками и т.д.)
- Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
- Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
- Способствовать отображению представлений и впечатлений об окружающем мире, используя нетрадиционные техники рисования как средство выразительности.
- Создавать условия для развития творческой активности детей.
Развивающие.
- Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
- Совершенствовать движение рук.
- Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
- Развивать речь детей.
- Развивать художественный вкус.
Воспитательные:
- Воспитывать уверенность в собственных изобразительных возможностях, поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе.
- Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Формы подведения итогов реализации рабочей образовательной программы.
∙ Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Участие в выставках и конкурсах в течение года.
- Оформление эстетической развивающей среды в групповой комнате.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на НОД дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Основные принципы реализации Программы.
Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.
В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:
- Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
- Принципы последовательности и систематичности. К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»
- Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.
- Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Далее учитывается систематичность.
- Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
- Принцип связи с жизненным опытом. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
- Принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности, и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
- Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимании я, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребенка, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
- Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
- Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать.
- Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
- Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
- Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
- Максимум поощрения, минимум наказания.
- Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
Практическая часть.
Методы и приемы. Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения НОД, дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере
необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания, при выполнении упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой.
Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Для развития моторики рук используются следующие приемы:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, счетные палочки, прищепки);
- рисование (пальчиками, пластилином, закрашивание), аппликация.
Дети, особенно среднего возраста, быстро развиваются, и моя задача, как воспитателя, заключается в том, чтобы применяемые им методы и приемы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Планируемые результаты освоения Программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в практической;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам.
По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе дошкольники:
- научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, нетрадиционным материалам, бумагой и картоном;
- научатся следовать устным инструкциям;
- будут создавать композиции с изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- овладеют техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
К концу обучения воспитанники должны знать:
- Название и назначение материалов: бумага, ткань, пластилин, природный материал.
- Название и назначение ручных инструментов и приспособлений: кисточка, альбом, палитра, ножницы, кисточка для клея, стеки.
- Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.
К концу обучения воспитанники должны уметь:
- Владеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - кисть, карандаш; в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека;
- Анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
- Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
- Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги соединять детали с помощью клея, при помощи веточек, пластилина.
Результатом работы данного кружка должно стать:
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
- овладение разными видами продуктивной деятельности;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными материалами;
- овладение нормами этики поведения.
Содержательный раздел.
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.
Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия, формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа « Я» ребенка, его детализацией.
Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет.
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребѐнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребѐнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приѐмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.
В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
- Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
- Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный) - Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
- Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
- Учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
- Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
- Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
- Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками.
Организация работы кружка.
Роль кружка.
- Формирование личности ребенка с помощью разнообразных видов творческой деятельности. Создание предпосылок для овладения письмом.
- В процессе творческой деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций.
Состав кружка
- Состав кружка формируется на основе согласия родителей воспитанников.
- Руководителем кружка «Цветная фантазия» является воспитатель ДОУ.
- Количественный состав кружка: 18 человек.
- Ответственным за комплектование состава кружка является его руководитель.
Работа кружка. Для функционирования кружка ведется следующая документация:
- программа кружка;
- перспективное планирование;
- список участников кружка;
- методический материал (консультации для педагогов и родителей, анкеты, конспекты мероприятий, детские работы и т.д.)
Права и обязанности. Дошкольное учреждение имеет право:
- Изучать и распространять положительный опыт кружковой работы.
- Вносить корректировки в план работы кружка (по необходимости).
Руководитель кружка имеет право:
- Получать практическую помощь в организации работы кружка.
- Выбирать формы организации кружковой деятельности.
- Взаимодействовать в работе с педагогами и родителями воспитанников.
- По необходимости вносить коррективы в план работы кружка.
Руководитель кружка обязан:
- Вести документацию по работе кружка.
- Предъявлять отчет о кружковой деятельности в конце учебного года.
Контроль за деятельностью кружка. Контроль за деятельностью кружка осуществляется старшим воспитателем МБДОУ детский сад №5 «Радуга» Мещеряковой Л.Б.
Итогом работы кружка является творческий отчет о работе кружка, выставки творчества детей и педагога, участие в конкурсах данной направленности.
Организация образовательной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Цветная фантазия» художественно-эстетической направленности для детей 4-5 лет рассчитана на 1 год.
Учебный план кружка «Цветная фантазия».
Содержание | Средняя группа «А» «Солнышко» |
Начало учебного года | 17 сентября 2018 г. |
Конец учебного года | 26 апреля 2019 г. |
Продолжительность учебной недели | 5 дней |
Место проведения | Групповая комната |
Объем учебной нагрузки.
Дисциплина | Возрастная группа | Количество детей | День недели и время проведения |
Кружок «Цветная фантазия» | Средняя группа «А» «Солнышко» | 18 | Пятница 15.45 – 16.05 |
Возраст детей | Продолжительность НОД | Периодичность в неделю | Количество НОД в год |
4 – 5 лет | 20 минут | 1 раз | 28 |
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в кружке «Цветная фантазия» позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, возможности, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
НОД проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета использую стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Вся НОД программы взаимосвязана и направлена на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть НОД выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.
В непосредственно образовательной деятельности дети:
- приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;
- развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;
- приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;
- получают навыки создания художественных образов;
- знакомятся с приемами создания декоративной композиции.
Неотъемлемым элементом каждой НОД являются пальчиковые игры и физкультминутки. В каждой физкультурной паузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
- совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
- облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
- вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Формы проведения непосредственной образовательной деятельности: беседы, игры, выставки, экскурсии.
Структура НОД.
I. Мотивация. Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.
II. Художественное восприятие изображаемого.
- Рассказ-объяснение воспитателя;
- совместное обследование и рассматривание образца;
- совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;
- уточнение поэтапного выполнения работы.
III. Практическая работа детей.
- Выбор детьми необходимого материала для работы.
- Выполнение детьми работы.
- Помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.
IV. Итог занятия.
- Совместное рассматривание детских работ.
- Анализ детских работ воспитателем.
- Анализ детьми своих работ и работ других детей.
- Организация выставок детских работ.
Способы работы:
- Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
- Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
- Наклеивание ниток на плоскостное изображение.
- Печатание листьями на плоскостном изображении.
- Лепка предметов из теста.
- Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
Направленность кружковой работы.
Основные направления работы кружка.
- Знакомство воспитанников с разными продуктивными видами деятельности.
- Вовлечение в созидательную деятельность участников кружка.
- Раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.
- Развитие у детей чувства прекрасного, прививание навыков эстетического воспитания, создание позитивного настроя в ходе совместной творческой деятельности.
Работу кружка организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, педагогами дошкольного учреждения. Работа кружка включает в себя следующие разделы:
- пальчиковый игротренинг;
- аппликация из салфеток;
- обрывная аппликация;
- аппликация из шерстяных ниток;
- салфеточная аппликация;
- лепка (пластилинография);
- мозаика из яичной скорлупы;
- рисование в нетрадиционных техниках;
- конструирование из природного, бросового материалов.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Рисование пальчиками - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
Аппликация из салфеток. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, выполненной своими руками, украшающей группу. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, которая украшает группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Пластилинография. С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста, я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине НОД я провожу физкультурные минутки. Еще один важный момент - благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть, как они радуются выполненной работе, и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Я уверена, что условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Работа с природным материалом. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают свое отношение к ним , передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опарой на наглядность (природного материал) и имеющиеся у них много аспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т.п.
Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) - нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.
В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.
Обрывная аппликация. Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий - настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу, мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.
Скатывание бумаги. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Отпечатки листьев. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Содержание психолого-педагогической работы.
Наименование образовательной области | Задачи |
«Художественно-эстетическое развитие» | Образовательные: формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда. Развивающие: развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук. Воспитывающие: воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности |
Средства | Программа: И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007 г. Технологии: проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность; создание проблемных ситуаций. |
Информационно – методическое обеспечение Методическая литература Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990. И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания и обучения, развитие детей 2-7 лет». Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева Аппликация в детском саду. – Ярославль, 2004. | |
Интернет ресурсы: http://www.ivalex.vistcom.ru - Всѐ для детского сада, сайт работников дошкольного образования; http://vospitatel.com.ua/ - Сайт "Воспитатель"- конспекты занятий в детском саду. |
Перспективный план
кружка «Волшебные пальчики».
Месяц | Неделя | Тема | Задачи |
Сентябрь | 03.09 – 14.09.18 г. | Диагностика | Выявить уровень развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность. |
21.09.18 г. | Аппликация из стружки карандашей. Занятие №1. Тема: «Бабочка – красавица» | Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки. Развивать цветовое восприятие. | |
28.09.18 г. | Аппликация из стружки карандашей. Занятие №2. Тема: «Бабочка – красавица» | Продолжать учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки. | |
Октябрь Ноябрь | 05.10.18 г. | Рисование пальчиками. Тема: «Веселый мухомор». | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки гриба. |
12.10.2018 г. | Печать листьями. Тема: «Волшебные листочки» | Познакомить детей с новым видом изобразительной техники - печать листьями. Учить наносить краску на листья деревьев и делать отпечатки на листе бумаги. Расширять знания детей о деревьях, растущих в нашем городе. | |
19.10.18 г. | Пластилинография. Тема: «Ёжик в осеннем лесу». | Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. | |
26.10.18 г. | Конструирование из макарон. Тема: «Осеннее дерево» | Обучать разукрашивать макароны. Развивать интерес к конструированию. Воспитать аккуратность | |
02.11.18 г. | Мозаика из яичной скорлупы. Тема: «Черепашка» | Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук. | |
09.11.18 г. | Поделка из природного материала. Тема: «Мышка – норушка». | Продолжать учить детей работать с природным материалом - скорлупой грецкого ореха. Учить придавать поделкам выразительность - используя мелкие детали. Развивать фантазию, мелкую моторику пальцев рук | |
16.11.18 г. | Рисование ватными палочками. Тема: «Рыбки в аквариуме» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм (рисование ватными палочками) | |
23.11.18 г. | Аппликация из цветной бумаги. Тема: «Букет цветов для мамы». | Продолжать учить детей делать поделку своими руками. Совершенствовать аппликационные навыки и умения. Воспитывать любовь к своим мамам, побуждать сделать для них что-то хорошее. Развивать эстетический вкус, композиционные умения. | |
30.11.18 г. | Аппликация из ваты. Тема: «Шубка для зайчика» | Научить детей отрывать маленькие кусочки ваты от основного и приклеивать их на подготовленную основу; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать заботу о животных. | |
Декабрь | 07.12.18 г. | Аппликация из ватных палочек. Тема: «Заюшкина избушка». | Формировать умения изображать предметы из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации. Развивать мелкую моторику рук, обогащение и активизация словаря. Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание придти на помощь. |
14.12.2018 г. | Аппликация из ватных дисков. Тема: «Зимний пейзаж». | Знакомить детей с признаками зимы, сезонными изменениями в природе, связанные с зимним периодом. Формировать умение детей составлять композицию на тему «Зимний пейзаж». | |
21.12.18 г. | Пластилинография. Тема: «Наряд для Снегурочки». | Учить передавать посредством пластилинографии изображение Снегурочки Закрепить умение расплющивать пластилиновые шарики, заполнять ими определенную форму шаблона, а также размазывать по поверхности, примазывая и разравнивая. | |
Январь 2019 год | 18.01.2019 г. | Поделка из природного материала. Тема: «Собачки». | Учить детей составлять образ животного из частей природного материала. Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина; дополнять изображение деталями. Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию. |
25.01.2019 г. | Рисование зубной пастой. Тема: «Морозные узоры на окнах». | Познакомить детей с новым нетрадиционным материалом для рисования. Научить изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д.). Учить совмещать различные техники работы: рисование пальчиками, прорисовывание узоров зубочисткой. Развивать инициативность, самостоятельность, творческое воображение детей, фантазию | |
Февраль | 01.02. 2019 г. | Аппликация из нарезанных шерстяных ниток. Тема: «Умка – белый медвежонок». | Познакомить с новой техникой - наклеивание на силуэт мелко нарезанные нити. Осуществлять совместную практическую деятельность; анализировать свою деятельность; осваивать способы работы с нитками, наклеивание ниток на картон; применять полученные знания и умения в практической деятельности. Расширять знания детей о белом медведе. |
08.02. 2019 г. | Рисование пароллоном, ватными палочками. Тема: «Зима в лесу» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показать изобразительные возможности рисования пароллоном, ватными палочками; способствовать развитию творческого воображения, внимания, развитию мелкой моторики рук. | |
15.02.2019 г. | Салфеточная аппликация. Тема: «Друзья для снегиря» | Расширять представления об изменениях в живой природе родного города осенью и зимой; продолжить знакомство с зимующими птицами, их особенностями. Продолжать учить детей самостоятельно передавать в своей работе образ птиц - снегирей, с помощью предложенных материалов (цветные салфетки), ранее изученным способом аппликации (сминание). Развивать мелкую моторику руки, внимание, память, мышление, зрительно-двигательную координацию. | |
22.02.2019 г. | Конструирование из бросового материала. Тема: «Танк для папы». | Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию. Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать интерес к художественному творчеству. Прививать любовь к Отечеству, к людям, защищавшим нашу страну. Закрепить знание военных профессий: танкист, моряк, летчик, пограничник. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев. | |
Март | 01.03.2019 г. | Аппликация из бумаги. Тема: «Цветок для мамы». | Формировать практические навыки работы с бумагой. |
15.03.2019 г. | Пластилинография. Тема: «Пингвины на льдине» | Продолжать учить детей работать с пластилином. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе с пластилином. | |
22.03.2019 г. | Обрывная аппликация. Тема: «Домашние животные» | Учить создавать образ домашних животных способом обрывной аппликации. Закреплять и уточнять знания детей о домашних животных. | |
29.03.2019 г. | Конструирование из природного материала. Тема: «Мишка». |
Напомнить способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина. | |
Апрель | 05.04.2019 г. | Аппликация из крупы. Тема: «Пшеничный жирафчик» | Пополнять знания детей о нетрадиционных способах аппликации. Дать представление о животном и его отличительных особенностях. Воспитывать желание познавать окружающий мир. |
12.04.2019 г. | Салфеточная аппликация. Тема: «Овечка» | Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. | |
19.04.2019 г. | Лепка из соленого теста. Тема: «Румяное яблочко на блюдечке» | Познакомить детей с технологией работы с соленым тестом. Учить лепить с натуры яблоко и блюдце. | |
26.04.2019 г. | Пластилинография. Тема: «Божья коровка на ромашке» | Формировать обобщенные способы работы посредством пластилина. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе, закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. |
Формы сотрудничества с семьей.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без
участия родителей. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Моя задача, как педагога, состоит в установлении конструктивных партнёрских отношения, в объединении усилий в области организации здорового образа жизни, создании атмосферы общности интересов, в активизации и обогащения воспитательных знания и умений родителей.
Программа «Цветная фантазия» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах развития мелкой моторики у детей.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и моих рекомендаций. Так как родители не всегда понимают важность художественного творчества и не владеют приёмами обучения, я провожу с ними консультации и беседы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы.
Задачи работы руководителя кружка «Цветная фантазия» по взаимодействию с родителями:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
- Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
- Доброжелательный стиль общения педагога с родителями .
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, а не настойчивость.
- Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
Формы работы с родителями:
- индивидуальные беседы;
- групповые родительские собрания;
- консультации;
- совместное проведение мероприятий;
- анкетирование.
Условия работы с родителями:
- целенаправленность;
- систематичность;
- дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
- доброжелательность и внимание.
Социальное партнёрство с родителями.
Мероприятие | Сроки |
Консультация «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка». | сентябрь 2018 г. |
Конкурс семейных работ «Осенняя сказка» | октябрь 2018 г. |
Анкетирование «Кружковая работа в детском саду» | ноябрь 2018г. |
Памятка «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия. | Январь 2019 г. |
Консультации: «Совместные виды продуктивной деятельности взрослого и ребенка с учетом его возрастных особенностей» Организация деятельности в домашних условиях. | Февраль 2019 г. |
Родительского собрания в форме мастер-класса «Удивительное рисование» | апрель2018 г. |
Открытое занятие в рамках Дня открытых дверей (Посещение родителями занятий кружка «Цветная фантазия») | апрель 2019 |
Моё профессиональное развитие (по теме кружка «Цветная фантазия»)
Мероприятие | Сроки |
Участие во всероссийских и международных конкурсах педагогического мастерства | в течение года |
Консультация «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду». | Сентябрь 2018 г. |
Консультация «Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста» | Ноябрь 2018 г. |
Консультация «Нетрадиционные техники рисования - путь к свободному творчеству» | Февраль 2019 г. |
Публикации в газете «Жердевские новости» | в течение года |
Мастер-класс «Пуантулизм – нетрадиционная техника рисования» | Апрель 2019 г. |
Организация диагностики продуктивной деятельности.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС).
В соответствии с п. 3.2.1 ФГОС «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностическая работа направлена на изучение особенностей продуктивной деятельности и специфику личностных качеств дошкольника. Для сбора конкретных диагностических данных использую метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми продуктивных видов деятельности, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения специально организованными диагностическими заданиями и анализом продуктов детской деятельности.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – апрель). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу.
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
Сроки диагностики: 03.09.18 г. – 14.09.18 г.; 16.05.19 г.- 31.05.19 г.
Для получения результатов диагностики использую следующие методы и приёмы:
- беседы, игры, художественное слово;
- непосредственно образовательная деятельность;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- выставки, изготовление подарков.
По результатам диагностики по критериям направления определяется уровень выполнения задания:
Низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
Средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями
Высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.
Организационный раздел.
Создание предметно – развивающей среды.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, материалов, оборудования для художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Перечень материалов и оборудования для организации деятельности кружка.
Вид детской деятельности. Рисование. Средства обучения и воспитания:
∙ акварельные краски, гуашь;
∙ восковые мелки, свеча;
∙ ватные палочки;
∙ поролоновые печатки;
∙ матерчатые салфетки;
∙ стаканы для воды;
∙ подставки под кисти;
Вид детской деятельности. Аппликация. Средства обучения и воспитания:
∙ клей;
∙ клеевые кисти;
∙ матерчатые салфетки;
∙ клеенки;
∙ ножницы;
∙ цветная бумага, цветной картон;
∙ природный материал;
∙ макаронные изделия, крупы;
По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.
В группе имеются игрушки развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, конструктор Лего, пластмассовый конструктор.
Литература.
1. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014
2. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: «Литера», 2008.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4 - 5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
6. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
6. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА В средней гРУППЕ «Облачко» ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатель: Белянина Екатерина ВладимировнаМБДОУ д/с №17«Рождественский» г. ПетровскРаботали по программе «От рождения до школы» в средней группе детского сада.В средней групп...
Рабочая программа педагогов ДОУ (средняя группа, 4-5 лет). Составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18»
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ для средней группы составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2017-2018гг.
СОДЕРЖАНИЕ1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...
Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы по программе "От рождения до школы".
Рабочая программа воспитателя средней группы, разработана, на основании образовательной программы ДОУ с учётом ФГОС и программ "От рождения до школы" и парциальной программы: Князева О...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден
Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...
Рабочая программа деятельности воспитателя средней группы «АБВГДейка» 4 - 5 лет Срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Настоящая рабочая программа для детей средней группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до шко...